Экологическая программа в честь 20-летия компании Альпиндустрия
15 июня на Кавказ вылетел известный альпинист и парапланерист Александр Коваль. По договору с компанией Команда Приключений Альпиндустрия, он проведет исследовательские работы по вопросу снятия со склонов Эльбруса останков автомобиля Лендровер, героически погибшего в 1997 году после рекордного восхождения на Восточную вершину Эльбруса. По результатам разведки будет подготовлены рекомендации, на основании которых будет составлен план проведения работ. А в июле будет сформирована команда, которая должна решить главную задачу. Работы планируется завершить к 31 июля, ко дню 140-летнего юбилея первого восхождения на Восточный Эльбрус с юга.
История
11 лет назад, 13 Сентября 1997 года на одной из вершин высочайшей горы Европы, Восточном Эльбрусе (5621м), в окружении счастливой команды, стоял автомобиль “Land Rover Defender - 90”.
Проект начался в 1996 году по инициативе компании «Автодом», «1 канала» телевидения и компании «Риск». Осуществлен при поддержке компании UVL-плюс, газеты «Московский комсомолец», журнала «Мотор», Издательского дома «Коммерсант» и т.д.
Руководили проектом Александр Абрамов и Олег Богданов. Автор идеи – Александр Абрамов.
1,5 года длилась подготовка восхождения и штурм горы на автомобиле. 2 пробных выезда и 43-дневный штурм вершины, сопряжённый с 9 капитальными поломками, проваливанием автомобиля в трещины, неделями снежных бурь и снегопадов, увенчались успехом.
Были отсняты уникальные фото и видео материалы, организованы 4 пресс-конференции, вышли в свет множество статей и заметок, десяток телевизионных передач, выпущен фильм «Человек, автомобиль, гора» - лауреат конкурса экстремальных и приключенческих фильмов «Вертикаль».
Руководство головного офиса фирмы Land Rover поздравило победителей.
Рекорд был занесён в Книгу рекордов Гиннеса, как «Самое высокогорное восхождение на автомобиле». К сожалению, вторым рекордом было зарегистрирована «Самая высокогорная авария»…Автомобиль разбился на спуске, на высоте 5500 м (в 150 метрах от вершины).
До сих пор он лежит на склонах высочайшей вершины Европы и служит немым укором человеческой гордыне.
Суть проекта
В год празднования 20-летия компании Альпиндустрия и 60-летия фирмы Land Rover участники авто- штурма вершины Эльбрус объединяются снова, чтобы снять всё, что осталось от автомобиля, вниз.
Мы хотим осуществить символический акт, который должен быть оценен, как пример правильного отношения к проблеме мусора в горах. Нужно вернуть склоны великой горы в ее первоначальное состояние и далее поддерживать среду обитания альпинистов в горах в чистоте и порядке.
Кроме снятия автомобиля, компания Альпиндустрия планирует проведение других экологических акций. Прежде всего, предполагается выпустить мешки для мусора и распространять их в долине Баксана. В районе магазина Альпиндустрия будут установлены контейнеры для мусора, будет объявлена система материального стимулирования тех, кто приносет сюда мусор.
По всей долине будет проведена кампания наглядной агитации за соблюдение чистоты. Группа студентов-экологов в рамках летней практики займется изучением практических моментов работ по очистке склонов Эльбруса.
Контакт.
Группа компаний Альпиндустрия.
Телефоны : 8 (495) 229-5070, 367-3183
Email : touradmin@alpindustria-tour.ru
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Информация о восхождении 1997 года.
Статья В.Павлова, опубликованная на страницах сайта "Off-road master".
13 сентября 1997 года произошло выдающееся событие: серийный автомобиль Lаnd Rover Defender-90 и восемь членов экипажа поднялись на высочайшую вершину Европы – ЭЛЬБРУС и покорили высоту 5621 м. Такой дерзкий проект был осуществлен благодаря двум экстремальным увлечениям человека: альпинизму и покорению бездорожья на автомобиле. Именно на стыке этих двух направлений появилась уникальная возможность осуществить подобную экспедицию на ЭЛЬБРУС. Это трудно вообразить даже сейчас, спустя 9 лет, а тем более повторить такое восхождение. Где заканчиваются возможности человека и техники - никто не знает, до сих пор попытки штурмовать Гору на автомобиле заканчивались на высоте 4000 метров, и тогда это считалось фантастикой, а теперь – ЭЛЬБРУС и 5621 м! Так получилось, что в нашей стране это событие прошло совсем незаметно и практически не освещалось в прессе. Мы предлагаем читателям ретроспективу тех знаменательных событий на основе собственных рассказов и впечатлений самих участников исторической экспедиции. А теперь как это было, рассказывают они сами…
1 августа в 6.30 утра машина и команда из восьми человек покинула последнюю цивилизованную гостиницу «Хижина-Логово», что на высоте чуть более 2-х тысяч метров. Именно здесь закончилось то, что называется дорогой. Плохонький, но все-таки грунт сменился на кашу из камней, мокрого снега и вулканической пыли, и уже при малейшем «газе» колеса начинали зарываться, темп продвижения резко падал, и нам все время приходилось подтягиваться лебедкой. Трос зачаливали за скалы или крупные валуны, и машина медленно, но уверенно ползла вверх.
Дальше передвижение происходило в двух системах координат: по высоте и по расстоянию. Можно пройти несколько километров и при этом подняться вверх на какие-то сотни метров. Первые 200 метров высоты (а это 3-4 километра наклонной плоскости) Defender ехал вверх так быстро, что люди едва поспевали за ним. В первый же день вездеход прошел одну треть запланированного маршрута и поднялся до станции «Мир» на отметку 3500 метров. Успех вскружил команде голову и, как часто бывает в таких случаях, не обошлось без неприятностей: сгорел мотор на передней лебедке, и заклинило привод заднего левого колеса (шрус). С передней лебедкой справились быстро: на ее место просто переставили заднюю, а вот погнутый задний привод удалось выбить только к вечеру. И так за два дня было пройдено 7 км при средней скорости 280 м/час, по высоте всего 60 м/час. Позже цифры останутся такими же, вот только на смену часам придут сутки: 100, 200, 300 - метров за сутки приличная скорость.
3 августа – «Defender» поднялся еще на 300 метров, до предпоследнего высокогорного пристанища – «Бочка» (3800 м). Здесь самая легкая часть подъема кончилась и началась зона вечных снегов. Мы перешли на ночной образ жизни. Днем в горах сильно греет солнце, и снег превращается в рыхлую мокрую кашу, ехать по которой практически невозможно. В таких местах элементарная ошибка при замене колеса может обернуться серьезными неприятностями: если домкрат проваливается в снег, то машина падает и уже ничем ее не остановить. Поэтому теперь мы передвигались только ночью. Ко всему, на первом же снежном участке восхождения отказала блокировка дифференциала.
Холодными ясными ночами снег образует монолит, твердый как камень, который альпинисты называют «фирн». Но летом ночная температура все же не та, и все, на что приходилось рассчитывать, - ледяная корка 15-20 см. Тронь ее одним неловким движением колеса - и машина тут же садится в снег, из которого ее можно вытянуть только лебедкой. Но нам повезло: после предыдущей оттепели и вечернего «молочного» тумана небо как будто бы раскрылось, и над Эльбрусом появились хрустальные звезды. Сразу похолодало до – 5, а это идеальные условия для подъема, поэтому старт был дан в 4 утра, и машина ехала до «Приюта 11-ти» уже без помощи лебедки. Один из самых крутых взлетов перед «Приютом 11-ти» водитель Николай Никульшин преодолел на 3-й передаче за считанные секунды. В тот день команда отмечала свою первую победу и первый рекорд - была преодолена высота 4000!
После ледяного ветра, который, кажется, срывает кожу с лица и не дает дышать, грязный и пахнущий человечьим духом «Приют 11-ти» нам показался раем. Какой-то шутник наверное не зря окрестил «Приют 11-ти» самым высокогорным отелем мира, видимо он понимал, о чем говорит! На нарах лежали хоть и рваные, но матрасы, а с кухни доносились песни под гитару, запах тушенки и страшилки про Черного Альпиниста, которыми здесь очень любят пугать таких «чайников», как мы. Впечатление полного комфорта дополнял стоявший у «Приюта» наш Defender - первый четырехколесный аппарат, побывавший в этих краях. А на рассвете - следующий этап восхождения.
С трудом, стряхнув среди ночи липкий удушливый сон, кое-как выбрались из «Приюта 11-ти». Млечный Путь начинался прямо за порогом и уходил в бесконечность. Среди всего этого синего безмолвия виднелся один-единственный источник теплого света – это был Defender. На фоне этого величественного пейзажа горящие фары со всех сторон делали «Def» похожим на что-то загадочное и таинственное, и его можно было принять за объект неземного происхождения.
Вокруг уже суетился экипаж: Николай Никульшин поднимал машину домкратом, а Олег Богданов надевал на колеса цепи. В это время Александр Абрамов с фонариком изучал склон, выбирая предстоящий маршрут. Все было готово для старта.
Тронулись в начале пятого - за рулем Олег Богданов. Сразу после «Приюта» пришлось преодолеть небольшой, но коварный подъем. На этой высоте уже прилично давал о себе знать недостаток кислорода и если «Defy» это было нипочем, то людям становилось все тяжелее. Но все-таки высокий профессионализм команды и неимоверное желание победить заставляли упорно двигаться вперед к заветной цели.
На некоторых участках машина шла сама, без вспомогательной оснастки, кое-где, Олег Богданов надевал на колеса цепи или специальные накладки с шипами, ну а в особо трудных случаях винчевались лебедкой. Лед бурили ручным буром, в скважину вставляли стальную трубу - якорь, за которую и зачаливались. И тут экспедиция едва не прервалась - из-за досадной случайности: горы лежавшего в машине снаряжения перетерли силовой кабель, и проводка загорелась. Из «Defa» пошел густой черный дым, экипаж выскочил наружу. Слава Богу, кто-то успел отключить массу, и неприятности закончились только обгоревшими проводами. Этот случай еще раз напомнил нам, что благополучный исход экспедиции зависит от многих мелких случайностей, которые, развиваясь лавинообразно, могут привести к серьезным трагическим последствиям и прекращению проекта «Автодом – Эльбрус». Горы не прощают пренебрежительного отношения к восхождению и постоянно напоминают об этом различными, известными только им способами.
Когда склон стал вроде бы пологим, а небо на востоке порозовело, Defender начал проламывать тонкую замерзшую корку и проваливаться под снег. Ребята решили объехать опасный участок и, взяв немного правее, идти вдоль тянущейся вверх каменной гряды. Не тут-то было - именно там машина ухнула по брюхо. Из-за гор вышло солнце, и мы начали откапывать «Def» лопатами, за рулем в это время сидел Николай Никульшин. Никто и не успел опомниться, а он враскачку выдернул машину из снежной каши и дал по газам. Defender разогнался и быстро помчался вверх по склону. Все зааплодировали - однако наш счет шел на метры высоты. К вечеру машина была у нижней гряды скал Пастухова на высоте 4700 метров! По этому случаю на следующий день прямо возле машины мы «взорвали» бутылку шампанского, которую выпить так и не пришлось: на такой высоте шампанское выстреливает все содержимое полностью, а какая-нибудь «Кола» - просто кипит.
Всю ночь шел проливной дождь, и даже с молниями. Молния в горах коварнее и страшнее, чем внизу. Здесь вы не услышите предупреждающих раскатов грома. У человека, попавшего в грозу в горах, начинает звенеть ледоруб, волосы электризуются и встают дыбом. Альпинисты в такую погоду выбрасывают из палаток все металлические предметы. У дежурившего в ту ночь в машине профессионального спасателя Александра Копылова кончики пальцев стали светиться голубоватым светом. Это - огни святого Эльма, знакомые нам из детских книжек про пиратов.
Главное - забраться выше скал «Пастухова». Там снег тает не так сильно. Опасаясь сжечь последнюю лебедку, экипаж применил уже известную тактику. На передние колеса прикрепили дополнительные колесные диски, на которые наматывался особо прочный кевларовый канат. Зачаливали его, как и раньше - за вбитую в лед трубу – якорь, втыкали передачу в КПП, и автомобиль подтягивался на собственной тяге. Так удалось проползти вверх еще метров 150.
На скалах «Пастухова», когда до вершины осталось около 860 метров, фортуна отвернулась от участников экспедиции. Резко ухудшилась погода, на вершину опустился туман, к тому же пошел снег с градом. Видимость упала до 10 метров. Все эти «сюрпризы» дополнялись шквальным ветром и высотой около 5000 м. Команде, чтобы преодолеть полутораметровый снег вперемешку со льдом, приходилось постоянно экспериментировать: надевать на колеса цепи, стравливать давление в шинах и т.д.
В таких экстремальных условиях узлы и механизмы трансмиссии работали на пределе, и поломки следовали одна за другой. Только починили редуктор рулевого, проехали метров 200 - отказала блокировка межосевого дифференциала. На высоте около пяти километров сломалась полуось переднего привода. За этими неисправностями последовала другая – на высоте около 5000 метров был проведен серьезный ремонт с заменой раздаточной коробки «Defa» - кто знает, тот понимает! Поэтому к вечеру руководитель технической части проекта Олег Богданов решил приостановить восхождение. То место, на котором остановился Defender - последняя пологая площадка, здесь еще можно отдохнуть и подремонтировать машину. Выше скал Пастухова - только склон и - 821 метр до вершины…
А пока о команде: «Lаnd Rover Defender–90» - главный герой восхождения и безусловный член команды, в особой рекламе он не нуждается. Это настоящий внедорожник, мужественный на вид, без всяких излишеств, специально рассчитанный на тяжелые условия эксплуатации и каторжный труд. Но до сих пор еще никто не пытался использовать Defender в роли альпиниста.
В условиях кислородного голода, который появляется уже на четырех километрах, нужен надежный, тяговитый двигатель. Решили остановиться на турбодизеле, он легче атмосферных моторов переносит нехватку кислорода. Серийный Land Rover Defender-90 c турбодизелем 113 л.с. приобрели в Англии, благодаря спонсору компании «Автодом». Там же отдали на «растерзание» известной тюнинговой фирме «Mantec Services», которая занимается настройкой внедорожников для разного рода авантюр, включая «Camel Trophy». Они, прежде всего, увеличили клиренс, усилили элементы подвески, установили мощный передний бампер под лебедку, также установили межколесные блокировки, шноркель. Спереди и сзади на «Defender» были установлены две восьмитонные электролебедки «Superwinch». Снизу все узлы и агрегаты были закрыты специальной защитой 10 мм толщины, также были установлены средства радиосвязи и дополнительная светотехника. Свет понадобился потому, что ночью условия для движения лучше: температура падает, и рыхлый снег превращается в твердую корку льда, способную выдержать автомобиль. Для разных условий движения (каменистый грунт, снег, лед) подобрали несколько комплектов покрышек, титановые цепи и накладки с шипами для шин, похожие на альпинистские «кошки». В связи с тем, что автомобиль предполагалось эксплуатировать в условиях резкого перепада температур от +15 до -20, была установлена система подогрева топливного тракта, и в довершение Defender украсил экспедиционный багажник для всевозможной походной утвари. В итоге «L.R.Defender» остался серийным автомобилем с элементами тюнинга. В конце концов, подготовленный и специально экипированный Defender «потянул» на 2 тонны 100 кг (обычный весит на полтонны меньше).
Пробное восхождение, состоявшееся в сентябре-октябре 1996 года, выявило слабые места машины. Удалось подняться до отметки 3400 метров, прежде чем при движении по глубокому снегу не выдержала нагрузок передняя трансмиссия. Зима ушла на окончательную подготовку людей и техники.
В Институте имени Баумана, на кафедре колесных машин, которая занимается вездеходами, провели анализ поврежденных узлов и агрегатов и поставили свой диагноз: возможности двигателя почти в тридцать раз превосходят возможности трансмиссии. Вот тебе и Lаnd Rover. Инженеры предложили несколько вариантов устранения этой проблемы и связались с англичанами. Но производителей почему-то эти предложения совершенно не заинтересовали, как, впрочем, и возможность вписать свое имя в Книгу рекордов Гиннеса. Решили искать другие возможности для подготовки Defender к предстоящей экспедиции. Генеральный спонсор проекта компания «Автодом» в Москве обратился в английскую тюнинговую фирму «Mantec Services», где автомобиль довели «до ума».
Теперь об остальных членах экспедиции: назвать всех задействованных в этом грандиозном проекте поименно просто невозможно. Это механики компании «Автодом», готовившие машину, и инженеры Института имени Баумана, производившие расчеты, британские специалисты из тюнинговой компании «Mantec Serviсes», и, конечно, непосредственные участники экспедиции:
Александр Абрамов - автор идеи и разработчик альпинистской части проекта. Профессиональный альпинист, директор международного центра экспедиций «Риск», организатор и участник первого в России проекта «7 вершин», действительный член Российского Географического Общества при Академии Наук. В 2000 году руководил экспидицией на Эверест (8848 м), Китай, Тибет и команда добилась успеха, покорив эту вершину!
Олег Богданов - разработчик автомобильной части проекта. Журналист, водитель-испытатель и профессиональный автогонщик. Организатор и участник рекордно-скоростного авторейда Москва – Лиссабон (5000 км за 45 часов) и автомарафона через центр Сахары - Москва – Лагос.
Николай Никульшин – профессиональный водитель из Заполярья, он в 1989 году прошел в одиночку на УАЗе-469 от Мыса Шмидта (Чукотка) до Москвы (14000 км). Причем около 5000 км вообще без дорог - по замерзшим рекам, полям и лесам! В 1993 году он спас британскую автоэкспедицию Дика Кризи, направляющуюся к Берингову проливу. В экспедиции на Эльбрус с ним был и его 17-летний сын Алексей.
Александр Копылов - профессиональный спасатель, москвич, который уже несколько лет живет в Приэльбрусье, на его счету - десятки спасенных людей.
Сергей Бабенков - руководитель проекта, представитель компании «Автодом».
Также в общей связке шли известные альпинисты - Василий Елагин, Константин Брусков, Александр Коваль и Андрей Леонтьев.
Удивительный, почти невозможный факт - за все время экспедиции между этими людьми не было ни одного конфликта. Все были одержимы идеей восхождения и стремились добраться до цели, во что бы то ни стало, не размениваясь на ненужные споры и мелочные обиды.
В горах царит зловещая, неприступная красота, в которую нельзя не влюбиться. Говорят, что Гору нельзя покорить, она только может позволить на нее подняться. На Горе все против тебя, как будто кто-то постоянно расставляет ловушки. Очень опасны на Эльбрусе скрытые под снегом трещины. Именно в такую трещину провалился во время ремонта машины спасатель Александр Копылов. Спасла его только профессиональная подготовка. Если бы это был кто-то другой – вряд ли ему удалось бы выжить. Но все это показалось детскими игрушками, когда на обледенелом участке стали пробуксовывать колеса, машина начала сползать вниз и опять мы вспомнили о Горе. К счастью, остановить Defender все-таки удалось…
Для увеличения скорости подъема команда опять использовала проверенный метод водителей грузовиков - барабанами самовытаскивания. К передним колесам снова прикрепили дополнительные диски, на которые наматывали трос, закрепленный впереди на страховочных трубах, вставленных в скважины во льду.
Поражаясь ремонтопригодности «Defendera», участники прямо на снегу меняли полуоси колес, редуктор рулевого управления, раздаточную коробку и сгоревшую лебедку, на которую приходилась основная нагрузка. За ночь машину заносило так, что приходилось не только откапывать ее снаружи, но и вычищать мокрый снег из воздуховодов, чтобы запустить двигатель.
Если представить себе нехватку кислорода, проклятый снег и накопленную за полтора месяца усталость, то это будет только примерная картина того, что преодолела команда «Defenderа» во время последнего броска к вершине. Временами ветер и снег достигали такой силы, что видимость падала до нескольких метров, и продвижение было невозможным, но достоинство автомобиля в том, что даже на высоте свыше 5000 метров, на снегу и без специального оборудования, удавалось производить достаточно сложный ремонт, и двигаться к намеченной цели.
Стихия, снег, пурга, сильный ветер… На сложных траверсах машину буквально валило и опрокидывало на бок. И вот уже седловина – 5300 м, куда и перебрался сам базовый лагерь. В одну из ночей на седловине между двумя вершинами Эльбруса, лагерь так занесло снегом, что люди оказались запертыми на целые сутки. Когда, наконец, освободились из плена и добрались до машины, выяснилось, что на поверхности - одна крыша с «люстрой», а весь моторный отсек забит снегом так, что завести его казалось почти безнадежным делом. Но он все-таки завелся, и вся команда выдвинулась на штурм последнего участка восхождения на Гору… Страховочные веревки не выдерживая напряжения рвутся в самый неподходящий момент! Все меньше остается до вершины. Все больше усталости у людей и машины. Все сложнее дается каждый метр. 300 метров… 200 метров… 100 метров до вершины. И вот она – вершина!
13 сентября в 20.00 на восточную вершину Эльбруса (5621 м) вместе с автомобилем Defender поднялись 8 человек, среди которых 5 альпинистов: Константин Брусков, Александр Коваль, Александр Копылов, Андрей Леонтьев, который заменил получившего травму Василия Елагина; два водителя профессионала: Олег Богданов и Николай Никульшин и представитель фирмы «Автодом» Сергей Бабенков. Измерять это восхождения метрами было бы некорректным, более правильным будет ее считать 562 тысячи 100 сантиметров, за каждый из которых им пришлось бороться.
Спустя некоторое время эту акцию зарегистрировали как мировой рекорд и внесли в книгу рекордов Гиннесса.
Глядя на весь путь с вершины, хочется мысленно прокрутить события прошедших дней на пути к успеху. Изо дня в день: - ночь, холод, пронизывающий насквозь ветер, мерзкая жижа, летящая из-под колес, которой наш железный друг то и дело окатывал членов команды, страховочные веревки, натянутые как нервы. Все выше и выше машина устремлялась за облака на пути к победе. Все больше к усталости людей добавлялась нехватка кислорода, когда после физических усилий сердце бешено бьется внутри, пытаясь чуть ли не выскочить через глотку. И это долго еще будет сниться по ночам когда, закрывая глаза, слышишь, как скрежет стиснутых зубов сливается с ревом мотора и бешеным воем буксующих колес, запахом гари сожженной проводки и треском переломанной трансмиссии. Вообще что это – сон или явь? Мимо в полутьме в свете прожекторов как призраки проплывали скалы, бездонные ледниковые трещины, а выше нас только океан звезд на небе, а под нами простирался Большой Кавказский хребет. Мы сделали это и покорили Эльбрус…
Теперь спуск. Изначально планировалось, что автомобиль с вершины снимет вертолет. Но из-за переноса сроков восхождения единственный в тех местах летчик-ас, способный снять груз в 2,5 тонны с вершины Эльбруса, не смог принять участие в операции. Поиски замены успехом не увенчались, и тогда решено было спускаться своим ходом. Далее события развивались стремительно в своей трагичности. 10 октября часть команды снова поднялась на вершину. Чтобы запустить перемерзший двигатель, затащили на вершину автомобильный аккумулятор - это было потяжелее, чем пудовая гиря! Итак - все на пределе - нервы и страховочные тросы - мы начинаем спуск своим ходом, что по сути гораздо сложнее, чем приехать сюда, тем более сейчас середина октября. Приспустившись 11 октября с вершины на склоне крутизной 40 градусов, мы всей толпой последний раз переночевали в машине.
На следующий день шофер «профи» Николай Никульшин со словами: «Передай матери, что я ее люблю!» - попросил своего 16 летнего сына, активно участвующего все это время в проекте, выйти из машины. Он сел в машину, завел двигатель и... Видимо, уже надорванный во время подъема трос не выдержал, и машина, набирая скорость, устремилась вниз по склону, медленно переворачиваясь, увлекая за собой надежду на благополучное возвращение. В момент обрыва троса колеса находились на скользкой вулканической породе, а дальше начинался лед. Николай Никульшин до последней минуты, пытался разными способами остановить все быстрее сползающий автомобиль, но Defender - уходил в вечность, и ничто ему не могло помочь – наверное, такая у него была судьба! В последний момент Никульшин успел, как капитан покинуть «корабль».
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сегодня нам понадобилось всего лишь 6 часов, чтобы добраться сюда пешком, на машине мы ехали полтора месяца до вершины.
Что изменилось здесь с тех пор? Люди? Немного. Сама Гора? Вряд ли. Здесь все осталось по-прежнему, если не считать автомобиля Land Rover Defender, нашего напарника по связке, с которым мы делили все наши радости и невзгоды в заоблачных высотах, он нас привез на ЭЛЬБРУС, и над его останками мы как раз и склонились.
Уникальный проект компании «Автодом»: восхождение на серийном автомобиле Land Rover Defender-90 на «крышу» Европы - Эльбрус (5621 м) - это даже не «Camel Trophy», это гораздо круче в прямом и переносном смысле! Сам Land Rover или то, что от него осталось, лежит вокруг нас, мало напоминая прекрасную машину. Жаль оставлять его здесь - мы все вложили в него столько своей души! Мы будем обласканы лаврами и успехом первых «автоальпинистов», а Defender - главный «виновник» успеха, чья надежность, работоспособность и ремонтопригодность теперь просто вызывает восхищение - он всего этого не увидит.
Солнце идет к закату. Пора возвращаться вниз. Перехватывает дыхание в горле, и текущие на сильном ветру слезы остаются соленой горечью на губах. Все кончено! Мы спустились живые, но не все, так как последнее слово всегда принадлежит Горе!
67
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Обьявить бы мораторий на строительство дорог в горах! Вот это был бы вклад в экологию. А то... мешки раздавать бесплатные. Мы будем мосорить, а вы собирайте. Смешно.
Извините - но это Вполне Нормально - Убирать за собой !
Хотя изначально глупость людская безгранична...
А глупость не может быть безгранична, также как и ум. Глупости не вижу в подъеме. Вижу труд достойнейших людей. Почитайте фамилии. Кто с ними знаком, тот может этим просто гордиться. В спуске немного донкихотства. Денег уйдет много, добрых слов услышим мало.
насчет глупости - «только две вещи бесконечны – Вселенная и человеческая глупость. Но насчет Вселенной я не уверен». Альберт Эйнштейн
:)
А так, восхождение Лендровера было идентично любому альпинистскому проекту. Поставлена цель без практической необходимости, но сложная и интересная. И дальше преодолены сложности. А вред окружающей среде, он практически равен нулю. Разве что моральный.
И о практической необходимости Вы тоже не правы - не все альпинисты "спортсмены", и не все практические цели имеют отношения к экономике, науке, тщеславию (как в случае со спортом) и т.д.
А несчастный Лендровер - лишь песчинка в океане, его то и найти в снегах проблема.
Когда Вы покупали компьютер, Вы поддержали производителей пластика, печатных плат, интрегральных схем и микропроцессоров, которые в свою очередь покупают продукцию предприятий химической отрасли... это все не самые экологически чистые предприятия...
Сначала героически создавать проблему, потом спустя 11 лет героически её решать.
Прямо аналогия с 1917 и 1991 годами.
Успехов, конечно.
Лучше поздно, чем никогда.
Даешь, каждой вершине по Лендроверу!
Ну на худой конец по старому "Запорожцу", хотя бы и без мотора (какая разница что затаскивать с помощью тросов, лебедок и русской матери?)
А вообще на Эльбрус просится подводная лодка. Корма на одной вершине, нос на другой.
Вот это было бы дело для настоящих мужчин из Баска и Альпиндустрии.
Восторги нам ваши не очень, как-то. Да и по клавишам мы стучим не зря, а за деньги. И еще, я давно заметил, что чисто не там, где не мусорят. А наоброот: не мусорят там, где чисто, где убирают и следят, чтобы не мусорили. Таких мест в нашей стране еще не много, и много не будет при нашей жизни. Но Приэльбрусье должно войти в это "не много". Одно из "Чудес России" всё-таки.