Горы европейского уровня

Пишет RobinBobin, 17.06.2008 11:04

Горы европейского уровня (приэльбрусье, фар, федерация альпинизма россии, эльбрус)

Продолжение темы развития Приэльбрусья.
Свежая статья в журнале "Эксперт".




В обозримом будущем Приэльбрусье может стать курортом мирового класса — главным на Северном Кавказе.




Двуглавый Эльбрус украшает флаг Кабардино-Балкарии. Он ее символ, ее гордость, а с некоторых пор — и основная точка экономического роста республики. Создание туристическо-рекреационой зоны в Приэльбрусье — основа стратегии развития региона до 2022 года, разработанной республиканским правительством, а также один из приоритетов развития всего Юга России, включенный в федеральную целевую программу финансирования. В последнее время самая высокая точка Европы (высота Эльбруса — 5642 м) все больше притягивает внимание и зарубежных инвесторов, готовых участвовать в создании жемчужины Кавказа, как называют Приэльбрусье в Кабардино-Балкарии.

Догнать Францию
Концепцию развития горнолыжных курортов в Приэльбрусье по заказу правительства Кабардино-Балкарии разрабатывала российская группа компаний «Горимпекс» совместно с французами. «Франция — страна номер один в области горнолыжного туризма. Мы привыкли в этом плане смотреть на Швейцарию, Австрию, но именно Франция — лидер и по количеству катающихся, и по количеству подъемников, гостиниц. Поэтому мы работаем с французами. Мы хотели получить некий взгляд извне, от европейских специалистов. Если мы собираемся строить курорт европейского уровня, надо было понять, как сами европейцы видят развитие этой территории», — рассказывает министр экономического развития Кабардино-Балкарии Алий Мусуков.

Созданный российско-французскими усилиями план сегодня проходит последние стадии согласования. В нем обозначены наиболее привлекательные участки для строительства канатных дорог, гостиничных комплексов, зоны развития различных видов туризма. На площади более 500 кв. км предполагается создать четыре курортных сектора, где одновременно сможет пребывать 33 тысячи человек. Здесь планируется проложить 62 горнолыжные трассы (общая протяженность — 108 км) и построить 32 канатные дороги разного типа протяженностью 54 км, способные обслуживать 67 тысяч человек в час.

Еще один проект — в республике его считают самым амбициозным — создание комплекса «Джилы-Су» на северо-восточном склоне Эльбруса. Снег там лежит почти круглый год, а те, кто бывал у источников минеральных вод Джилы-Су, рассказывают о почти чудесных свойствах бьющей из эльбрусских недр «живой воды». Осваивать эту территорию предстоит практически с нуля — до сих пор там никто ничего не строил. В этом, впрочем, есть особая привлекательность для инвестора: можно использовать любые формы и технологии, воплощать самые смелые идеи. Проект освоения северо-восточного склона горы готова реализовать компания «Интеррос», с которой уже подписаны соответствующие соглашения.

Все эти проекты руководство республики в марте представило на международном инвестиционном форуме MIPIM-2008 в Каннах. Во Францию, взятую Кабардино-Балкарией за эталон развития туристических рекреаций, привезли тематическую экспозицию, посвященную именно туризму — проекты общей стоимостью 1,2 млрд евро. Итогом стала предварительная договоренность с итальянским банком инфраструктурного и инновационного развития Banca Infrastrutture Innovazione e Sviluppo. «Представители банка специально приезжали на выставку, чтобы познакомиться с нашими проектами. Кроме Приэльбрусья их заинтересовало строительство железной дороги от станции Солдатская до города Тырныауз, международного аэропорта и жилых комплексов в Нальчике. Сейчас они изучают документы, а мы изучаем их предложения», — говорит Алий Мусуков.

Не успела делегация Кабардино-Балкарии вернуться из Франции, как в республику приехали представители австрийской компании Doppelmayr — всемирно известного производителя оборудования для канатных дорог. Микаэль Доппельмайер лично поднялся на Эльбрус на высоту 3500 м, до станции «Мир». В вагончике старой канатки, построенной еще в советские времена, он поделился впечатлениями: «Мы увидели, что горнолыжный комплекс вокруг Эльбруса имеет очень большой потенциал, сейчас его развитие на хорошем пути. Не исключено, что и наш следующий шаг будет как раз на Эльбрус. Кроме того, мы, возможно, примем участие в развитии еще одного курорта — горы Чегет.

На Северный Кавказ нас пригласил господин президент Кабардино-Балкарии. Мы построили канатные дороги в 76 странах — во всех климатических зонах, во всех самых знаменитых горнолыжных комплексах. И этот всемирный опыт мы с удовольствием применим для развития курортов в Приэльбрусье. Сейчас будем работать над теми материалами, которые мы здесь получили, чтобы потом довести этот курорт до настоящего уровня!»

В республике не исключают, что первые документы о сотрудничестве с Doppelmayr будут подписаны в этом году. Ручку для этого президент Арсен Каноков Микаэлю Доппельмаейру уже подарил…

Трасса номер один
Сегодня наиболее освоенный участок будущего рекреационного комплекса Приэльбрусья — курортная зона «Эльбрус». Год назад в дополнение к старой канатке здесь пущена первая очередь новой канатной дороги гондольного типа «Азау—Старый Кругозор». «Потенциал этой канатки колоссальный — только первая очередь рассчитана на 2400 человек в час! Пока что пиковые нагрузки только 3000 человек в день, например, во время новогодних каникул. Дело в том, что в последние годы этот курорт оставался востребованным только теми, кто давно знает и любит эти места, фанатами, которые едут сюда со всей страны», — говорит генеральный директор ОАО «Канатные дороги Приэльбрусья» Тимур Аброков.

Однако востребованность курорта растет. По данным ОАО «Эльбрустурист», сейчас все гостиницы Приэльбрусья вместе с частным сектором могут разместить одновременно около 4300 отдыхающих. В ближайшие два-три года цифру планируется утроить — до 12,5 тысячи. «На наших глазах после запуска первой очереди новой канатной дороги здесь выросли четыре новые гостиницы. Сейчас строится еще несколько. А с пуском целой серии новых канатных дорог гостиничный сектор, надеемся, будет развиваться еще более интенсивно», — подтверждает Тимур Аброков.

В период же последних новогодних каникул на «Старом Кругозоре» было тесно, как в московском метро. Мощность новой канатки в разы превышает возможности старой и ведет к основным горнолыжным трассам, расположенным выше 3000 метров. Правда, уже в этом году планируется построить вторую очередь дороги — «Старый Кругозор—Мир», и начать третью — «Мир—Гарабаши».

В прошлом году первой в стране прошла сертификацию горнолыжная трасса «Азау». Ей присвоили первый номер в реестре, а в республике стали называть трассой номер один в России. Сейчас здесь осваивают принципиально новые для России виды спорта, например айрбординг (спуск по склону, лежа на надувной платформе). Пока новшество носит характер эксперимента, но, если дело пойдет, трассы для айрбординга готовы сертифицировать и развивать это направление в полном масштабе.

Другие большие планы связаны с безопасностью туристов. «Иной турист, — сокрушается генеральный директор “Канатных дорог Приэльбрусья”, — два-три раза прокатившись по выложенной трассе, теряет к ней интерес. Потом идет туда, куда идти если и можно, то лишь в сопровождении профессиональных инструкторов или спасателей. Многие этим требованием пренебрегают, не регистрируются ни в МЧС, ни у нас. Последствия могут быть самые печальные». Однажды на Эльбрусе замерзла группа японских альпинистов — шли под руководством своего инструктора, который покорял главную вершину Европы семь раз. Японцы просто не послушались местных спасателей, предупреждавших о неблагоприятной для восхождения погоде. Ушли, не взяв с собой рацию… Совсем недавно спасатели вытаскивали из водопада лыжника с десятилетнем стажем — казалось бы, знает на эльбрусских трассах каждый поворот. Уникальная спасательная операция прошла успешно, пострадавший через неделю снова стоял на лыжах.

На станциях канатной дороги красуются предупреждающие щиты — не помогает. Нарушителей правил хотели даже штрафовать — поняли, что тоже не поможет, скорее наоборот, станет дополнительным раздражающим фактором. В итоге решили, что единственный способ обеспечить безопасность тем, кто ищет опасность, — максимально исключить ее так таковую. Сейчас здесь налаживают систему видеонаблюдения, чтобы вести туриста постоянно, на протяжении всей трассы. Это решит проблему поиска тех, кто «закатался» допоздна и потерялся. В мастер-плане развития Приэльбрусья прописан целый комплекс подобных мер — вплоть до создания вдоль трасс и альпинистских маршрутов убежищ с «тревожными» кнопками вызова спасателей и видеонаблюдением.

Генплан будущего
Один из местных бизнесменов рассказал, как пригласил в Приэльбрусье друга из США — тот оказался фанатом горнолыжного спорта, объездил все мировые курорты и давно рвался на Северный Кавказ. Американец влюбился в Эльбрус с первого взгляда. Единственное, что вызвало недоумение, — гостиничный сервис. «Мы поселили его в лучшую частную гостиницу, — вспоминал наш собеседник, — с евроремонтом. Он потом говорил: “Апартаменты — пять звезд, сервис — без звезд вообще”».

Сервис «без звезд» скоро уйдет в прошлое: неизбежное увеличение количества гостиниц и частных отелей повлечет за собой повышение качества предлагаемых ими услуг. В этом убеждены и в правительстве Кабардино-Балкарии, и в ОАО «Эльбрустурист», призванном стать базовой организацией в развитии новой туристической инфраструктуры Приэльбрусья. Сейчас в ведении «Эльбрустуриста» находятся все эксплуатируемые горнолыжные трассы, канатные дороги (кроме новой канатки «Азау—Старый Кругозор», которая, впрочем, в этом году также должна влиться в состав «Эльбрустуриста»), а также часть гостиничного фонда. «Рассматривается вариант, при котором все государственные активы в курортно-туристической сфере объединятся в одну организацию. А потом, увеличивая капитализацию, будем приглашать дополнительных инвесторов, акционеров», — рассказывает глава «Эльбрустуриста» Азрет Сабанчиев. Предстоит не только расширить гостиничный сектор, но и увеличить его класс. Объем капитализации ОАО «Эльбрустурист» к концу этого года предположительно составит около 3 млрд рублей, а со строительством второй и третьей очереди новой канатной дороги — около 7 млрд.

При этом застройка Приэльбрусья будет вестись согласно разработанному генеральному плану — республиканское правительство заказало этот стратегический документ, ожидая здесь настоящего строительного бума, который и последует, как только генплан будет утвержден. «От желающих построить что-нибудь в Приэльбрусье отбоя нет уже сегодня. Основным ограничителем является отсутствие выделенных земельных участков. Все, что там есть сейчас, — построено стихийно. Но правительство республики убеждено, что развивать эту территорию нужно планово. Все, что будет строиться теперь, будет полностью соответствовать единой концепции и действующему законодательству», — объясняет глава республиканского Минэкономики Алий Мусуков.

Государственные инвестиции на строительство современной инфраструктуры Приэльбрусья по федеральной целевой программе «Юг России» составляют 5 млрд рублей. Финансирование начинается уже в этом году: за счет федеральных средств предполагается реализовать проекты строительства автомобильных дорог к будущим основным курортным зонам, в том числе автотрассы от Кавминвод до Джилы-Су, которую планируется построить за три-четыре года. На очереди начало строительства международного аэропорта и железной дороги, которые откроют возможности для развития курортов жемчужины Кавказа. «Потенциал Приэльбрусья настолько велик, даже сейчас мы лишь на уровне общей концепции можем себе представить все, что здесь возможно сделать! Сейчас мы говорим о проекте, рассчитанном на одновременное пребывание здесь 35 тысяч туристов. А со строительством нового аэропорта и новых дорог возможна реализация проектов и на 60 тысяч человек!» — говорит генеральный директор ОАО «Эльбрустурист» Азрет Сабанчиев.

Остается лишь напомнить, что туристические возможности Кабардино-Балкарии не ограничиваются Приэльбрусьем. Нальчик, столица республики, сам по себе курорт когда-то всесоюзного значения. В комплексной программе пребывания туристов, рассчитанной на 21 день, семь дней отводилось именно ему. На территории республики расположены четыре живописнейших ущелья, озера с лечебными грязями, недалеко от Нальчика сказочные Долина нарзанов и чегемские водопады. «Эти и другие объекты включены в программу развития туристического комплекса республики, которая уже согласована с Минфином России. Будем находить для них источники финансирования — и федеральные, и местные. Надо просто приложить некоторые усилия и вложить некоторое количество денег, а потенциал — огромный!» — подводит итог заместитель министра курортов и туризма Кабардино-Балкарии Заур Барагунов.

21


Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru