Прорубить окно в Европу. Белорусы и Кубок Фестиваля
Что привлекает обычных альпинистов не спортсменов в Фестивале альпинизма?
Об этом у нас зашел разговор с белорусскими альпинистами. Ниже публикуется беседа с Михаилом Пучковым и Антониной Маламой, тренерами минского клуба Надир и Алексеем Хоружко, членом клуба.
Посвящение новичков. уллутау 2007. Фото с сайта клуба НАДИР
Ирина: Раз уж мы заговорили на интересную тему по поводу того что привлекает в Фестивале обычных альпинистов, не спортсменов, то хотелось бы услышать ваши какие-то мысли, пожелания, предложения.
Михаил: Нам было бы очень интересно, чтобы на Фестивале было показательное что-то и демонстрационное.
Ирина: Вы предлагаете организовать что-нибудь показательное, демонстрационное? Показ снаряжения. Что именно имеется ввиду?
Михаил: Показ современного снаряжения, скажем, технические средства, применяемые для страховки, те же Gri-Gri, организация станций. Показать на возможных аварийных ситуациях как это все работает. Чтобы люди действительно увидели, что происходит.
Ирина: Это, получается скорее учебный процесс. Как из этого сделать фестивальное мероприятие?
Михаил: Скажем, через громкую связь какую-то комментируется, скажем, кто знает, как команды работают, тренер какой-то, скажем…
Ирина: В принципе, на той же трассе для Школы можно попробовать сделать что-то по типу показательных выступлений. Наверно можно будет попробовать сделать некий мастер-класс, с показом использования разного нового снаряжения.
Антонина: Мне это тоже очень важно. На школе, куда мы приехали, Егорин у нас был командиром отряда. Он мое снаряжение увидел и спрашивает: «У тебя что бабушка на иримелевской фабрике работает? Ты что других карабинов не знаешь?»
И Рыжанов у меня был, тоже сморщился, глядя на беседку. «Да, знаю я, что она старенькая». «Не старенькая, – говорит, – а сраненькая». Но мне стыдно уже с моими сединами с таким сталкиваться непосредственно. Хочется со стороны посмотреть, как другие делают, на ус намотать. А там я участвовала непосредственно в техпроцессе и мне этим тыкали. А посмотреть со стороны хотелось бы.
Ирина: Ну тут седины совсем не при чем, потому что на самом деле, я могу сказать, что сейчас настолько быстро появляется какое-то новое снаряжение, какие-то новые технические приемы, что даже инструктора, которые и без седин, а тоже не могут за всем успеть. Да, такой мастер-класс я думаю, многим был бы, наверное, интересен.
Антонина: Это исключительно интересно.
Михаил: Свежо. Скажем…
Антонина: Потом читаешь на форуме – там так всего много, а вот когда профессионалы работают хочется посмотреть глазами.
Ирина: У нас же еще там иностранцы приедут. И вот как раз будет обмен опытом. Ведь основной смысл сделать международный чемпионат или Фестиваль – это как раз обмен опытом. И тогда можно будет включить…
Михаил: И показать какой-то технический прием, как он делается мастерами.
Ирина: Да, я думаю, можно будет с ними поговорить, что они показывают свою тактику и технику работы, а мы – свою.
Михаил: Да, и красноярочки пусть покажут, что они применяют. Если уже не совсем свои суперсекреты, то те секреты, которые уже кто-то увидел, и они обнародованы. То есть, которые, возможно, подлежат обнародованию.
Антонина: Я знаю, что людям, которые умеют, им приятно делать, чтобы их оценили, а оценщики будут очень благодарны.
Ирина: А сами вы участвовать собираетесь в мероприятиях?
Михаил: К Антонине Андреевне вопросы – она сейчас готовит женскую команду. Ну и если кто-то из мальчишек, конечно, захочет, то можно было бы на Кубок Фестиваля там тройки какие-то сходить.
Ирина: Да, давай как раз поподробнее поговорим по поводу Кубка Фестиваля. А то сейчас все больше обсуждают Чемпионат и очень мало говорится про этот Кубок Фестиваля. Возможно, что многие даже еще не поняли что это такое.
Ведь как родилась, как появилась идея этого кубка Фестиваля? Вначале на сайте начали писать и спрашивать: а нельзя ли тех, кто приедет зрителями или группой поддержки, чтобы там их организованно куда-то сводить. Взять им инструктора дать.
И по видимому у меня в голове это отложилось, и потом как-то я подумала – вот, например, есть люди, которые имеют высокий статус, который им не позволяет соревноваться на очки и на баллы, или ветераны альпинизма, которые уже перестали в Чемпионатах участвовать, или молодежь, которым еще разряды не позволяют это делать. И вот тут у меня и родилась мысль, что надо для этих людей сделать мероприятие не бальным, а вот таким конкурсным. Так и появилась идея Кубка Фестиваля, как раз на конкурсной основе, где могут все участвовать именно не по баллам, а по симпатиям. Где нет там ни по времени ограничений, ни сложность не оценивается. А просто команды участвуют, а остальные все голосуют за то, какая команда им больше понравилась.
Насколько вам интересна вот такая идея?
Михаил: То есть приз зрительских симпатий.
Леша: Конечно. Вот этот вариант наиболее предпочтителен, потому что на Чемпионате все же нет объективности. Я понимаю, если бы команды так шли один маршрут в одну погоду ровненько по этим линиям, тогда ладно – время там и прочее. А так условия разные и время – все условно. А конкурс это очень хорошо. Действительно играет роль, когда не только эти технические моменты.
Антонина: когда задействованы другие человеческие качества, более многосторонне получается.
Ирина: Ну с чемпионатом на самом деле не совсем так. То есть, да, с одной стороны время прохождения одного и того же маршрута может быть разное из-за того, что разные погодные условия. Но, как правило, там же не одно восхождение идет в зачет.
Михаил: Да, как минимум три.
Ирина: Да – два, три. И здесь уже команда сама выбирает тактику, она сама просчитывает – что им выгоднее в эту погоду сходить, или в этом составе какой маршрут они лучше пройдут. Потому что там по двум факторам оценивается: рейтинг маршрута и скорость его прохождения. И поэтому, как раз здесь тактические решения команды сильно могут влиять – какой маршрут им выгоднее выбрать по их силам, по их возможностям, по состоянию маршрута.
Ясно, что тут нет, как в обычных видах спорта абсолютно равных условий. Но зато вот есть тактические маневры, и можно этим играть. С другой стороны Чемпионат – это конечно больше спорт. А Кубок – это западная философия, это больше такое зрелищное, конкурсное.
Леша: Вы как-нибудь наблюдаете их восхождение? Я имею в виду из базового лагеря непосредственно.
Ирина: Там в базовых лагерях будут судьи, зрители, журналисты, которые будут наблюдать. Мы скорее всего сделаем так, что информация о том, какая группа и куда пошла, то есть, на каком маршруте работают группы, участвующие в Кубке Фестиваля – она будет предварительно вывешиваться. И все желающие у кого есть время смогут подойти под маршрут и посмотреть.
Леша: Я имел в виду, что все маршруты будут в цирке видны – кто и где идет?
Ирина: Да. Там ведь будут базовые лагеря под Даларом, под Кирпичем и под Доломитами. И в этих вот цирках, оттуда вот и наблюдаются соседние вершины и маршруты на них – пик Шоколадный, или тот же Фильтр.
Антонина: И может наблюдать любой желающий?
Ирина: Да, и наблюдают, и голосуют потом – все желающие. Вернее – все, кто там зарегистрировался на базе и приехал на фестиваль.
Антонина: А посторонних, я читала, в этом году не будет?
Ирина: Смотря что имеется в виду под посторонними. Обычные сборы, альпинисты, или же посторонние – просто отдыхающие?
Антонина: как мы – типа нашего клуба. Любой коллектив, который захочет приехать в горы и Узункол для него будет закрыт? Я так понимаю?
Ирина: Он будет не закрыт официально. Такого, что все будет закрыто, перекрыто, никакого доступа – такого не будет. Будет принято постановление Правления перед Фестивалем о том, что на период проведения фестиваля назначается единый выпускающий в ущелье, который будет координировать все группы. И приоритет в восхождении будет отдаваться командам, участвующим в каких-то мероприятиях фестиваля.
И все сборы должны будут выпускаться через этого выпускающего. Если какой-то маршрут свободен, тогда они могут идти. Но в первую очередь будут выходить и заявляться команды чемпионата. А уже потом остальные.
Леша: Мне кажется, что в связи со всем этим вряд ли отдельные сборы поедут туда.
Ирина: Лично я бы, например, если бы проводился фестиваль, то я бы со своими сборами просто не поехала. Потому что полноценно планы не реализуешь. Даже без фестиваля, когда в альплагере много народа в сезон пик или юбилейный год, то за ходячие маршруты – за них просто драка.
Очередь на маршрут. Потому что хороших ходячих маршрутов мало, и тут надо терять дни и занимать очередь, чтобы на нормальный маршрут выйти, либо идти на какие-то там потенциально опасные, нелогичные или далекие – какие-то такие маршруты. Поэтому даже не в фестивале дело, а просто когда много народа, это ситуация не очень хороша.
Михаил: Да, я своим рассказывал. В Уллутау в 1984 году Мерлис в нашем отделении был инструктором. Так вот – непогода, условия какие-то в лагере не благоприятные, все там заторчали, а он нас взял и вывел на Суарык. С невеликой охотой мы собирались, ведь туда подход не близкий свет. Там мы три маршрута сходили в том числе и траверс четверошный, а многие так и отсидели это время в лагере. Вернувшись мы еще и на Чегет 4А сходили, тогда как торчавшие на базе ломанули на тройки. Тогда был такой интересный сезон. Поэтому, иногда лучше уйти куда-то подальше от той перенаселенности.
Ирина: Значит я правильно понимаю, что вам как раз эта идея именно фестиваля понравилась?
Михаил: Да, именно вот это то, что надо…
Антонина: Спортивность отталкивает. Вот такая жесткая спортивность…
Михаил: Не то, что отталкивает, просто мы не готовы. Это не в плане того, что мы такие закомплексованные…
Антонина: поучиться очень хочется. Тем более, что это чемпионат Европы.
Ирина: Нет, не чемпионат, а фестиваль.
Антонина: Оговорилась.
Михаил: Фестиваль, новый уровень получился. Вот мы, как альпинисты старого поколения – у нас было другое: жесткое, профсоюзы, путевки и все прочее, нормативы. А сейчас же переменилось все. Наши великие не заявляются. Они не рвутся участвовать. Это их право, это их выбор. В силу различных причин они не хотят участвовать Но у нас сегодня есть такой активный слой третьеразрядников, второразрядников. Вот они очень активны. Вот среди них это будет какой-то побудительной составляющей, чтобы люди шли и состязались между собой. Да, не хватает у них какой-то техники, и они не идут на шестерку, пятерку, они идут на свою тройку «А». И они будут учиться заявляться на соревнования и участвовать в них. Никто же сейчас этому не учит у нас.
Ирина: Да, правильно. Именно поэтому мы и сделали так, чтобы в том же женском кубке были все маршруты, начиная с троек. Чтобы постепенно подтягивать молодые подрастающие команды, чтобы именно начинающих альпинисток стимулировать тренироваться, развиваться и двигаться дальше.
Михаил: Да, с троек, это очень даже… я когда это услышал, я сказал – Тоня, это наше. А потом, когда вырисовался этот вот Кубок фестиваля, то я тогда сказал – это вообще то что надо, это вот наше.
Антонина: И нашим молодым фестиваль будет как учеба. И лично я, если на фестиваль соберусь, естественно, поеду туда с целью вывезти своих девчат, потом приехать и все это рассказать.
Леша: Просто окно такое прорубить, потому что мы очень загерметизированы по крайней мере у себя.
Михаил: И у нас по большому счету в этом плане, негде летом поучиться – все там где-то распочковавшиеся, размежевавшиеся.
Антонина: мы внимательно посмотрим – кто чему может научиться. Вот ваша идея, Ирина, фестиваля, она нам очень симпатична, потому что она человечна. И мы качественно повысим свой уровень клуба, если мы на фестиваль зашлем 6 человек. Но мы не будем претендовать на баллы, на показатели. Мы едем исключительно с целью человеческого общения. И поучиться, прежде всего – поучиться.
И на фестивале привлекает открытость, человечность.
PS. Немного от себя лично. Я считаю достаточно бессмысленной полемику о том, каким должен быть альпинизм – спортивным или массовым, чемпионаты или конкурсы. ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗНЫМ! И тем и другим. Потому что одним людям нужны чемпионаты и соревнования, другим хочется просто ходить в горы в классной компании. Одним мужчинам нравятся блондинки, другим брюнетки, и не нужно заставлять всех женщин перекрашиваться в блондинок, только по причине, что вам они больше нравятся. И ничто не "отрезвит", поверьте, того кому нравятся брюнетки даже если вы ему тысячи раз скажете, что блондинки лучше.
И это замечательно. Этим жизнь и прекрасна – тем, что мы все разные. По разному мыслим, думаем, чувствуем.
Мне импонирует и точка зрения Олега Хвостенко о том, что спортиный альпинизм – это сильная мотивация для тренировки и повышения технического уровня и мастерства. И мне так же сильно близок по духу взгляд Макса Панкова, говорящего о свободе в горах.
Только обращаясь к опонентам, отрицающим спортивный альпинизм, хочу сказать, что не забывайте, что настоящую внутреннюю свободу человеку дает именно профессионализм. А к профессионализму можно придти все равно только через жесткие тренировки и самоограничения. И никак иначе. В любой области – от йоги и писания картин маслом до альпинизма. Дали прежде чем начать рисовать в стиле сюрреализма, очень хорошо изучил все классические законы живописи. И тут мы возвращаемся к утверждению Хвостенко о том, что Чемпионат – это мотивация к тренировке. То есть по своему – путь к дальнейшей свободе.
Но собственно главное, что хотелось сказать, чтобы подвести итог и черту спорам – это то, что главная задача организаторов – сделать мероприятия интересными для ВСЕХ. И для тех, кому нужны Чемпионаты и соревнования и для тех, кто хочет просто обменяться опытом, потусить с друзями, ну или чем там еще можно в горах заняться...
Удачи! И до встречи на Фестивале в Узунколе! Надеемся сделать его интересным и привлекательным для всех вне зависимости от убеждений, взглядов, национальности или вероисповедания ;-)
54
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий