Безенги - Приэльбрусье. Горный поход 4 к.с.
140 километров пути от устья реки Думала (Безенги) до поселка Эльбрус. 8.5 километров суммарного набора и сброса высоты. На все это нам потребовалось 10 дней, из которых 4 были полудневками. И это с учетом того, что мы не шли по 12 часов кряду и позволяли себе посидеть, где понравилось, остановиться и сфоторгафировать и т.д. Бежали, конечно, но не лезли из кожи вон!
Нитка маршрута: р.Думала -- р.Укю -- л.Укю -- пер.Укю (2А*, 3897) -- л.Малый Укю -- пер.Урал (2Б, 3906) -- р.Мижирги -- а/л Безенги -- л.Безенги -- траверс {пер.Спортивной дружбы (2Б*, 4136) - п.МВТУ (1Б Альп, 4294) - пер.Шаурту Вост. (2А, 4100) - пер. Шаурту Зап.(1Б 4080)} суммарно 2Б -- л.Зап. Тютюргу -- р.Тютюр-Су -- т/б Чегем -- р.Башильауз-Су -- т/б Башиль -- р.Джайлык -- л.Джайлык -- пер.Донкина (2Б, 3970) -- р.Куллумколл-Су -- а/л Уллу-Тау -- л.Адыр-Су Зап -- траверс {пер.Оптимальный (2Б, 3754) - в.Гумачи (1Б Альп, 3831) - пер.Гумачи (2А, 3570)} суммарно 2Б -- л.Джанкуат -- р.Адыл-Су -- пос.Эльбрус.
Мы постарались пройти маршрут максимально быстро, что в общем нам удалось. В среднем по походу, за сутки набирали по 1000 м, либо сбрасывали по 1500-2000 м. Удерживать такой темп возможно можно только с малым весом, не более 20 кг на человека. Для того чтобы уложиться в столь жесткие нормы мы пожертвовали всем. Минимум одежды, минимум еды. Все снаряжение максимально облегчено. Вобщем в стиле Light&Fast. В частности основняки были 8-ми миллиметровые, все карабины - маленькие дюральки, 8 буров на группу, каски по 250 г, спальники по 400 и т.д.
За 10 дней нам понадобилось повесить 3 перильные веревки (на ледопаде под пер. Спортивной Дружбы) и одна веревка была по традиции (по старой памяти) повешена на дюльфер (с пер. Гумачи в сторону дол.Адыл-Су). Остальные места, где перила, при условии наличия тяжелых рюкзаков, были бы обязательны, мы штатно и без эксцессов преодолели с попеременной страховкой или просто в связках.
Таким образом, использование сверхлегкого и компактного снаряжения позволило не просто увеличить скорость передвижения, а принципиально изменило сам стиль движения. Там где имея за спиной 40 кг пришлось бы в любом случае вешать перила, мы лезли страхуясь попеременно, так как имели за плечами всего по 15 кг. Соответственно, мы, во-первых, не теряли времени на провеску перил, там где можно было этого не делать, а во-вторых, в принципе двигались быстрее имея меньший вес. Заметим также, что, как правило, большая часть снаряги нужна именно там, где как раз ее вес и мешает пролезть. Другими словами, если не брать с собой по 50 м 10-ти мм основняка на человека, то и не придется их перед каждой крутой сыпухой или снежником вешать. Можно будет двигаться и без перил, так как тяжеленные веревки не будут мешать и тащить вниз.
Естественно, во всем надо знать меру и не брать с собой вообще ничего - это не выход. Мы пока не Дины Поттеры :) Но мы много видели примеров неадекватного подбора снаряжения в горных походах, когда из-за тяжести поход из удовольствия превращается в пытку. Идешь невесть куда, невесть зачем, тащишь целую тонну и ничего кроме своих ног и запотевших стекол очков не видишь... спрашивается, и зачем вообще тогда в горы идти? Надо смотреть вокруг! Иногда бывает очень красиво!
Мы создали этот пост с целью услышать ответные реплики других горных туристов, да и всего связанного с горами сообщества в целом. Будем рады услышать Ваше мнение по поводу подобного ультраоблегченного стиля горных походов. Мы свой выбор уже сделали: Light & Fast - для нас.
Подробный фотоотчет и описание поездки лежит у нас на сайте. В настоящее время доступно только описание поездки, подробные описания технических элементов (перевалов) находятся в стадии разработки. В ближайшее время мы также доделаем подробную раскладку по снаряжению и по провизии.
59
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Очень хорошие описания, что здесь, что на CAAS спасибо Dr. Zoidberg :)
Я тоже сторонник такого стиля. Ишачка уже в печёнках сидит.
Marmot Pounder 460-470 г утеплитель primaloft sport 50г/м2
Самр essential 150 pro 420 г утеплитель пух
Red Fox Fantom D2 - 670 г утеплитель пух
Первые две модели работали на пределе - в них было откровенно "не жарко'
Red Fox весит на 200 грамм больше но при этом он намного теплее - я не замерз ни разу.
http://www.artiach.com/ingles/html/catalogo/saco_producto.asp?producto=63
что то вроде этого
ткань легкая, но не сверх поэтому его и не упомянул ;)
Было бы интересно посмотреть список группового и личного снаряжения, раскладку. Поскольку это так сказать одна из главных "фишек" похода, мне кажется, надо бы эту информацию поместить в отчет.
А 1000 м можно набирать и с 35 кг рюкзаком за день, только настроение у группы к вечеру почему-то хмурое :). 15 кг - действительно другое дело. Но вот у меня обычно только личное снаряжение весит 12-13 кг, включая сам рюкзак :(.
А вот в этом году при весе рюкзака в районе 18 (включая горные ботинки) мне удавалось например набрать 250 м высоты за 12 минут :)
Да мы планируем добавить информацию по раскладке и снаряжению, работа над этим ведется
Приблизительно могу сказать следующее
Суммарный вес личного снаряжения (включая рюкзак всю обувь и всю одежду) у меня составлял около 9000 кг
Общественное в районе 3 кг на человека
Еда из расчета 700-750 г/ч/д включая газ - на самом деле раскладку нельзя назвать минималистической.
Максимальный запас еды с собой 8,5 дней
Соответственно макс вес рюкзака в районе 20 кг на подходе в кроссовках, а на технических участках примерно 12 кг
Вообще все по снаряжению очень интересно. Уменьшать вес за счет раскладки - не мой стиль :)
Спальники индивидуальные - модели см. выше
Палатки -
Hobbit Tornado 2 ХР -
использовалась как "жесткая" четверка
North Face Ted Pole
использовалась как двушка - очень хорошая, но слишком вентилируемая для лагерей выше 3500 или стоянок на льду.
Bask Shark Fin
использовалась как двушка - очень тяжелая теперь вместо нее Hubba Hubba hp
Горелки газовые
Primus Gravity EF 2 шт
Посуда MSR Blacklite Guide
А индивидульное специальное снаряжение какое и сколько?
ЗЫ От себя еще рекомендую в качестве второй обуви брать дешевые пластиковые китайские шлепки (на стоянки и на подъезды). Лишний килограмм на кроссовки - долой.
Расход газа у нас не превышал 50 г/ч/д
На небольшой высоте и без топления снега уходило около 25-30 г/ч/д
В среднем за маршрут расход составил около 40 г/ч/д
Таких результатов на бензине достичь намного сложнее - по крайней мере я не у кого их не видел.
Удельная теплота сгорания:
Пропан бутановая смесь мДж/кг 50,38
Бензин 44-46 мДж/кг
Да баллон весит больше чем пластиковая бутылка с бензином, но вспомните про вес бензиновой горелки с топливным баллоном :(
А легкость работы и гигиеничность?
Вообщем мое глубокое убеждение ниже 6000 - газ на лето - бензин на зиму.
Про индивидуальное специальное снаряжение напишу отдельно - очень много нюансов
Теперь по кроссовкам:
Лет пять назад сам ходил по предложенной Вами схеме
Достаточно походив в полужестких рантованых ботинках (La Sportiva Makalu и т.д.) я понял, что для меня они одинаково неудобны и на подходах (жаркие, плохо гнутся, на дороге сбивают ногу)и во время работы на техническом участке (слишком сильно гнутся, особенно при работе на передних зубах, холодные, плохо фиксирую голеностоп, есть риск слетания кошки) , кроме того такие ботинки тяжелые, холодные и очень долго сохнут.
В связи с этим я перешел на схему:
Легкий технический утепленный ботинок (в моем случае Asolo Summit) для работы на высоте
Средней тяжести кроссовок для подходов по тропам (La Sportiva Exum Ridge например)
При таком раскладе сразу отыгрывается грамм 600-700 на весе горного ботинка, и они же теряются на весе второй обуви (кроссовок), но зато в результате намного удобнее и на подходе и при прохождении перевала.
Какие на это лето планы?
А то все, что я пока видел очень громоздкое и тяжелое. :-(
вообще, меня интересует, как можно съэкономить на пенках? или это нереально? а то достает таскать за собой такой парус...
Но это я не к тому, что надо от них отказаться:)
А по теме - для uni:
иногда попадаются в продаже тонкие коврики российского производства - при этом несминаемые и дешевые. У них одна проблема - пачкающаяся структура, на землю лучше не класть.
Но в принципе, потеряется - не жалко, служат достаточно долго. Но где взять - не подскажу, к сожалению!
Посмотрел терморест. Интересный вариант, только коротковат для меня, я слишком длинный - 186см, а лежа еще длиннее. :-)
Тонкие полипропиленовые коврики постараюсь поискать на просторах нашей родины.
Собственно говоря о том и речь в посте:)))
а если погода сильно плохая? -5C -10С (где-нибудь на 4000-4500 может быть) и ветер и снег? С той снарягой что у вас была ("минимум одежды, минимум еды"), не возникало каких-то опасений?
В Приэльбрусье летом на этих высотах -10 и снег одновременно, практически несочетаемы.
Одну ночь -10 у нас было, но при ясном небе и несильном ветерке. Непогоды было много, но в снегопад летом температура не падает заметно ниже нуля.
Опасений соответственно не возникало - мы точно знали, что "существенно хуже не будет".
Часть группы периодически испытывала по ночам незначительный холодовой дискомфорт (спальники до 500 г + "холодная палатка").
Но более теплый спальник (670 г) и более теплая палатка полностью снимали проблему ночного "дубака" - я, например, "наверху" так ни разу полар и не надел...
На всякий случай:
Более подробно про погодные условия в нашем отчете:
ссылка
Про использованное снаряжение с выводами и рекомендациями:
ссылка
С удовольствием ответим на вопросы...