ПРИПОЛЯРНЫЙ УРАЛ (фотоальбом из ретро)

Пишет old-vix, 24.03.2008 00:00

Март 1971 года. Туристы Краматорска и Донецка в лыжном путешествии 5-ой категории сложности
по маршруту: село Приуральское - р. Печора - хребет Сабля - р. Седью - р. Войвожа - р. Вангыр -
р. Юнковож - р. Косью - р. Манарага - пер. Как-Кар - гора Народная (вершина) - р. Балбанью -
р. Лимбекою - р. Кожим - ст. Кожим. Длина маршрута - 361 км.

Поезд Москва - Воркута.
Станция Печора встретила морозом в -28. С учётом, что сутки назад имели + 15, сразу проникли
уважением к Приполярному климату.

Местные авиарейсы - по цене автобуса. Из Печоры до Приуральского долетели за 2 рубля с человека.
Садились на лёд реки с первого захода. Выгрузились и пошли договариваться с властями о
ночёвке. Спали на сцене клуба. Председатель после беседы с Командором и спиртом
отменил ожидаемый населением киносеанс: "Людям здесь спать надо!"

Утром заметелило.
Местные охотники указали просеку, по которой напрямик двинулись к Сибиряковскому тракту.
ПРИПОЛЯРНЫЙ УРАЛ (фотоальбом из ретро, печора, вангыр, балбанью, косью, перевал каркар, гора народная, хребет сабля, лыжный туризм)

Первая ночевка всегда запоминается. Она задаёт настрой на надёжность и гарантированный отдых.

Вчера морозы, а сегодня резкое потепление. Снег хватается за деревянные лыжи килограммами.
Боремся с подлипом кубиками из парафина и алюминиевой пудры. Натираем на каждом "перекуре".
Командор сказал, что барометр падает и будет метель. А сейчас тогда что?..

На четвёртый день попеременного топтания лыжни почувствовали приближение гористости. Стали
встречаться большие валуны и останцы отдельных скал. Двинулись вдоль крутых заснеженных склонов.
Это был хребет Сабля. При плохой видимости "нащупали" пологую седловину Аранецкого перевала и
начали спуск в долину реки Седью. Свежего снега насыпало до полуметра! Смену торящего лыжню
делаем через каждые 5 минут.
На следующий день, когда снегопад закончился, мы увидели Вершины Сабли!
Два световых перехода двигались в пределах её видимости.

После Водораздела с Саблей покинули верховья долины Седью, спускаемся в широкий простор
реки Вайвож. Солнечно и морозно. Снова -28.

Наш гитарист Шуник(Саня Долгополов). Самый молодой участник похода. Гитару взял в пятёрку по
неопытности. Возил её на привязи поперёк рюкзака. В березняках она цеплялась за ветки
и на одном из спусков погибла смертью геройской... О чем Шуник переживал не очень.
Нападался от с этой гитарой по самое некуда...

Ещё один новичок в нашем схоженном коллективе - Саня, по прозвищу Подкидыш.
Его рекомендовали донецкие приятели, заверив, что у парня первый разряд. В Горловке он подсел
в наш вагон с беговыми лыжами и ботинками для крепления ратафелла! О таких вещах, как бахилы
и очки от снежной слепоты парень и слыхом не слыхивал. А разряд у него был...по боксу!
Слабое место у Подкидыша - спуски. Мы делали ставки на личный сухарик к обеду, гадая, сколько
раз боксёр кувыркнётся под тяжестью рюкзака... Однажды был выигрыш на цифру семь!
В дальнейшем, Подкидыш (Саня Солодовников) оказался рьяным сторонником зимних экспедиций и
прошёл лыжные маршруты по Таймыру, Вайгачу, Алтаю и Хибинам!

Особенно доставали холода под утро, на восходе солнца. Но игра красок была при этом
непередаваемая!

Сегодня - 42! Ветер до 25 м/сек.!!!
Спасались под масками. Больше всего доставалось мне, как единственному бородачу.
Все уже что-то ели, а я над котелком с горячей кашей отдирал маску от заледенелой бороды...

Траверсируем склон горы Сундук.

Плато горы Сундук.

Добываем водицу в верховьях Вангыра.
Из реки она такая вкусная! Не то, что талый снег.

Когда все стоят на ушах, готовят дрова, костёр и прочие бивачные дела наш Командор пишет
дневник похода. Подозреваю, что так полярный волк отлынивал от суеты мирской, предоставив
это более молодым волчатам...
Заваливая двуручной пилой "дружба" очередной сушняк, с потной спиной и замороженными от топтания
по колено в снегу ногами, я, как-то, мечтательно сказал своему напарнику по лесоповалу:
"Буду руководителем, начну писать в походе толстенный дневник..."
На что Петя Гоцкий заметил: "Толстый не получится, тяжелый будет. О лишнем килограмме в лыжной пятёрке я уже знал не по наслышке.

База геологов на Вангыре. Есть пять домиков и баня, которую можно протопить!
Откайфовали по полной! Как заново родились!
На базе встретили группу из Перми. Они отсиживались здесь уже несколько дней. Их менее
удачливые земляки попали, как и мы, в сильную непогоду с морозами и ветром. Вчера помороженных эвакуировали с реки Балбанью вертолётом.

В верховьях Косью.

По Косью к реке Манарага.

По реке Манарага к перевалу Кар-Кар.

Первый взлёт на перевал Кар-Кар проходим не снимая лыж, хоть и крутовато.

Второй взлёт на перевал Кар-Кар - скалы со льдом и прессованным снегом. Применяем альпинистские кошки.

На перевале Кар-Кар Командора ждала записка от другой группы из Донбасса. Оказывается, мы шли
параллельными курсами, подстраховывая друг друга.( Ну и стратег наш Командор!)
Дончане уже были на вершине и теперь ждали нас внизу в верховьях реки Балбанью.
С перевала просматривается весь подъём на Народную: сначала пологий - по заснеженному кулуару,
а в конце - крутой участок, усеянный камнями.

На вершине горы Народной - большая тренога из лиственницы. На ней - таблички со словами о Ленине
и изображением того же Ленина. (Недавно отмечали 100-летний юбилей Вождя всего трудового
человечества). Есть даже большой (килограмм на 90 )бюст из бетона!!! Кто и как его сюда затянул,
можно только догадываться.
Ну, да у нас тоже кое-что, имелось! Командор достал из своего
рюкзака табличку из нержавейки, а завхоз Титаков стал эту памятную штуку к поперечной
балке шурупами прикреплять. Это к лиственнице - то?!
Командор сказал: "Так поставь... Вот, значит, выполнили... Даром что ли завком нам деньги дал?..."
Мы оглядели окрест и решили, что не даром...

Мы это - Варекис Саса, Долгополов Саша (Шуник), Гоцкий Петя, ? (не вспомнил кто), Титаков Гена, Солодовников Саша (Подкидыш), Толстой Лёня (Командор), Воропаев Витя.

На юге высились скалистые заснеженные вершины Уральских гор...

...на севере, до самого горизонта - пологие заснеженные холмы. Где-то за ними было Карское море
и остров Вайгач, куда Командор намеревался в ближайшие годы направить наши лыжи.

После Народной спуск в долину Балбанью и далее - к окончанию маршрута. Приятна солнечная погода,
пологий склон с приятным пушняком. Катишься в своё удовольствие - всё вниз да вниз.
И рюкзаки полегчали, и мороз не более двадцати. Эх, хорошо -то как!!!...
(Но фотография не из этого похода, а из лыжной тройки по Алтаю в феврале 1966года. Время размывает границы, а ощущения по окончанию похода по Приполярному очень схожи с содержанием этого фото. Вот и ошибся старый ВИКС...:-))

Напоследок - наш фотограф.
Он же - Витёк.
Он же - Виктор Иванович.
Он же, в последствии - Old-Vix.

КАК БЕЖИТ ВРЕМЯ!..

Да.... Раритетные кадры просмотрел я сейчас! Тяжелый и прекрасный маршрут был пройден. Человечеству давно уже пора поставить памятник КОСТРУ, (без него в таком путешествии пришлось бы туго)! Спасибо за статью!

Гм, интересно, если я покажу эти фото некоторым своим знакомым и скажу что это тот самый ГАРАНТИРОВАННЫЙ ОТДЫХ, что они обо мне подумают ( вернее подумают ли еще что-нибудь сверх того, что думают уже :-)))
Спасибо, хороший отчет

Спасибо, посмотрел как встретился со своей юностью.

Кургузов Игорь, с 2010-м дружище! Здоровья и новых горизонтов!
Вспомни март 1972 года. Нашу пятёрку Амдерма - Усть-Кара - Хальмер-ю. Летописца Сердюка Виталия ;) .
Сейчас поддерживаю связь с участниками нашей "прогулки" Витяем Надененко (он в Харькове) и Колей Ивахненко (как и я, живёт в Полтаве), буквально на днях вышел на меня через мой блог http://svital.com/ наш "лейтенант" Франц Свинцицкий. Проживает в Москве.
После того похода у меня были руководства лыжными двумя четвёрками и четырьма пятёрками. Приполярный и Полярный Урал и Малый Кавказ. Ходил со своими ребятами из Кёнига и Полтавы. В прошлом году ходил в 3-ку по Хибинам и Ловозёрью (в блоге есть материал) -

Жду от тебя весточки с огромным нетерпением!
Виталий

http://www.risk.ru/images/edelweiss.jpg (предпоследнее фото) - это не Урал.
скорее всего Алтай.

Всё смешалось в доме нашем... :-))) Конечно же Алтай! Первая моя зимняя тройка в феврале 1966 года. Где-то на подходах к району Белухи. Спасибо за корректировку!

Высший класс!

Посмотрела, почитала, как будто прошла весь этот путь вместе с ними. Мне очень понравилось, впечатление шикарные....

Повеяло романтикой. Пересмотрел свои фотографии тоже мартовского уральского похода. Когда-то ходили от Денежкиного камня до Вишеры и вниз по ней... Спасибо, Виктор Иванович!

Здравствуйте, Виктор Иванович! Пишет вам Норильчанин, Николай Щипко. Случайно наткнулся на ваш фотоматериал о моих Путоранах в которых я уже живу более 15 лет, просто нет слов, я в восхищении от вас! Я сам вожу в путораны 2-ки руководством, но перед вами я прекланяюсь. И очень хочу свами связаться по эл. почте, вот мой адрес почты и фото ЖЖ: stebanzv@mail.ru : http://shipko-zv.livejournal.com/
Пожалуйста, ответьте!!!

А где фото-то? Вместо них цветочки какие-то...