Рождение Гомельских Альпинистов. Адыл-Су. АВГУСТ 2007

Пишет Dimon32, 02.03.2008 02:13

Писал я это повествование когда приехал домой в конце августа.
-> Вот только приехал пару дней назад, а в городе кажется всё нереально... как-то неестественно… Снова эти автобусы, троллейбусы, городская суета, жара +35 и невыносимая духота… Но к этому всему быстро привыкнешь… Беспокоит только одно: проснувшись утром ты не услышишь шума горной реки, не вдохнёшь кристально-чистого горного воздуха, взглянув вдаль не увидишь белоснежного Эльбруса и не напьёшься вдоволь студёной воды из горного ручья. Этим всем можно будет насладиться только следующим летом…

В этом году в феврале я неожиданно для себя, но скорее не для себя (я давно мечтал заниматься туризмом, ходить в походы, сплавляться по рекам; скалолазание и альпинизм для меня были чем-то запредельным, казалось недостижимым для «простого смертного»), а для других (родители, друзья, знакомые) попал в секцию скалолазания. Узнал через знакомых где это находиться и пришел мол: «возьмите меня я вам пригожусь! ». Тренер записал меня в свой журнал, дал беседку с карабином и показал на стену: «Попробуй!» В первый раз у меня толком ничего не получалось, руки скользили по зацепам… ноги не держали и довольно часто болтались в воздухе… но кое-как добравшись до потолка скалодрома по самой легкой трассе почувствовал необыкновенно чувство победы, удовлетворённости и заинтересованности к такому активному отдыху. На тренировках слышал про Кавказ, Крым, Дениши, но опять думал, что надо годы тренировок что бы туда попасть и показать какие-то результаты… В итоге в начале мая съездил в Дениши, а на лето намечался Кавказ…
Наконец-то всё решилось-уточнилось и заветные биллеты на поезд были куплены. Всё! Назад дороги нет! И это радовало, начались сборы! Поиск информации о районе куда едим, погоде, собственно самом альпинизме и вообще советов по теме… Упаковалось 2 рюкзака + рюкзачок с едой на дорогу и всякими мелочами. Выехали 28 июля на поезде Минск-Кисловодск. Спасибо людям которые помогли загрузиться в вагон и проводникам которые закрыли глаза на пару центнеров безбилетного груза. Ехали 1,5 суток: жарко, душно было… прохлада наступала только ближе к полуночи и длилось это только до утра затем «теплело». В Ростове были ночью, стоянку сократили из-за опоздания нашего экспресса мы только успели купить холодного пива на перроне и опять в путь. На выезде из ночного города из окна повело каким-то свежим соленоватым воздухом... …море, Точно Море! И я вспомнил прошлогодний отдых Возле Феодосии. Хотелось хотя бы 5 минуток постоять у ночного моря, посмотреть на огоньки на воде, луну, пройтись по волнам… Но сейчас это было недостижимо и мы любовались проезжая по ночному мосту через Дон видами это широкой реки, миллионами огоньков по берегам и уходящим вдаль кусочком моря… На следующее утро мы проснулись уже в степи. Холмы вдоль железной дороги сменяли дуг друга и подъезжая к Минеральным водам мы увидели первую гору. Ура! Начинается самое интересное!!! Поезд прибыл к конечной станции нашего маршрута и мы выгрузились. Здесь мы должны были встретиться с человеком, который выехал на 2 дня раньше и с 2-мя приличными рюкзаками добирался «своим ходом» т.к. в ходе сложившихся обстоятельств прямых билетов он не достал… Он стоял на перроне и помог нам переместиться поближе к вокзалу. Договоренный транспорт в виде газели традиционно желтого цвета уже ждал нас и после небольшой передышки последовала очередная переброска вещей в микроавтобус и наш путь продолжился. Выехав из Минеральных вод мы направились в сторону Нальчика по довольно загруженной федеральной трассе. Была пробка, блок пост – прорвались. Затем свернули на дорогу ведущую в Баксанское ущелье идущую сквозь посёлки и деревушки с характерным населением торгующим вином, арбузами и дынями. За окнами холмы начали расти и плавно превращаться в горы, которые стали подступать всё ближе к дороге. Дорога стала петлять и периодически пересекать горную реку с одноимённым названием «Баксан». Впереди, прямо по курсу возвышалась белоснежная вершина – Донгузорун.

Вот ещё один блок пост перед п. Тырнауз, затем остановка на заправке для закупки бензина для примуса и контрольная закупка на рынке в самом Тырнаузе овощами, фруктами, крупами и всем тем, что нам было необходимо для трёх недельного проживания в альплагере. После этого возле п. Верхний Баксан заезд в погранотряд за пропусками в приграничную зону. Здание они конечно отгрохали шикарное, 2-х метровый забор из красного кирпича с колючкой наверху тоже смотрелся весьма внушительно как собственно и железные ворота размером с тот же забор. Вот только достучаться к ним практически нереально: нет ни звонка, ни колитки… короче побарабаниш пол-часика может и выйдет погранец и спросит «чего надобно», а может и не выйдет… Нам повезло, вышел и довольно быстро нам всё сделали так что спасибо этому дому поедим дальше… За посёлком с символическим названием Эльбрус собственно и начинаеццо «национальный парк Приэльбрусье». В очередной раз переехав реку возле кафе «Сакли» мы повернули налево и дорога поползла вверх и ещё больше стала петлять. Начались появляться альплагеря: Шхельда, Эльбрус и… начал заканчиваться асфальт. Вернее не начал заканчиваться, он просто закончился. Ещё медленнее наш микрик пополз по грунтовой каменистой дороге всё выше и выше по ущелью Адыл-Су. Слева вверх уходит склон горы, справа внизу течёт бурная река, а впереди белые вершины!!! Вот, уже почти приехали. Последний подъем перед нашим альплагерем Джан-Туганом маршрутка взяла со второго раза, крутоват он был, да и нехватка кислорода тоже сказывается на лошадках в моторе. Выгрузка. Досмотр местными погранцами на предмет наличия пропусков и встреча с инструктором, которая жила там уже почти месяц! Каждый взял по парочке увесистых рюкзачков и пошли по следам инструктора на бивак, опять же через горную реку на поляну с высокими соснами и предусмотрительно поставленными беседками-навесами.

Только всё перетащили, как солнце зашло за облако, затем ещё за одно и к тому времени как мы в только что установленные палатки начали забрасывать вещи начало капать из вовремя подоспевшей тучки, а ведь всё дорогу было солнечно! Да… погода в горах непредсказуемая. Сейчас ты загораешь, а через полчасика дождик шахнет и даже удивляться этому не стоит. В день приезда в нашей будущей компании, к которой мы примкнули, был день рождения, причём не один, а целых два! У Андрея из Москвы который работал в КСС и его жены! С дороги нас усадили за праздничный стол и накормили шашлыком и хичинами (блинами с начинкой). Все устали с дороги и довольно рано разбрелись спать по палаткам. Завтра предстояла акклиматизация. Но такой какая она была у нас наверное не было ни у кого(я имею ввиду такой интересной и в тоже время непростой)… Проснувшись мы узнали, что нам предстоит добраться до водопада «Девичьи косы», ну не из нашего альплагеря конечно, а то половина точно бы не дошла обратно, а от п. Терскол. Туда нас охотно (за небольшую плату ) согласился довезти водитель «Баргузина» (это та же Газель только укороченная). И вот мы в ущелье у подножья г. Эльбрус. Поднимались по тропе которая петляя по склону с каждым новым поворотом становилась всё круче и круче. Нам открывался замечательный вид на долину Азау, и горы из которых самым высоким был Донгузорун.

Периодически делали привалы в тени деревьев, но поднявшись до некоторой высоты поняли, что халява закончилась деревья исчезли и остались позади внизу. А мы шли вдоль причудливо выступавших слоёв горной породы с одной стороны и каменной осыпи ссыпавшейся в не менее удивительные «ворота» с другой. Тропа повернула за угол и от неё отделилась тропинка, которая вела к неописуемому по красоте чуду природы – водопаду. Пару фоток из далека и последний рывок к кристальной воде растекающейся на несколько десятков метров в ширину по скалам и скользящей вниз. По каменной осыпи подобрались к подножью водопада.

Ну что? Раз дошли так надо бы и искупаться в студёной ледниковой воде. Сказано-сделано. Когда подходишь под водопад становиться страшновато, но ты идёшь вперёд и вот… есть контакт, +4’С сковывают мышцы и кажется что если постоишь ещё немного, то не сможешь двигаться. Я сделал шаг вперёд и оказался внутри водопада в скальной нише, а передо мной стена воды. Я опять шагнул под падающую воду… хорошо… пора бы и выходить и я возвращаясь тем же путём что и попал сюда третий раз попав под водопад и вышел греется на солнышке. Это просто необыкновенно искупаться вот так … на высоте 3000 метров. Как заново родился! Дальше следовало плановое распитие… чая с гомельскими бубликами, воды из водопада и спуск вниз. Но этим всё не закончилось, далее по расписанию у нас было посещение магазина снаряжения где цены сопоставимы с минскими, а кое что даже и дешевле! Есть практически всё что нужно начинающим (я имею ввиду снаряжение, а ботинки, одежда есть, но не факт что будет размер, но это всё есть в многочисленных прокатах в достаточном количестве). Кое чего прикупив мы отправились к конечной точке маршрута: «Поляне нарзанов». Это не символическое название, там реально торчит из земли труба диаметром где то 15 см и из неё бьёт нарзан, солёненький, с газами, всё как в аптеке! Хех только объёмы астрономические и всё на землю… пей – хоть лопни. Для меня, который приехал из мира где всё за деньги это было открытие. Набрав водички в дорогу мы уселись под тентом одной из местных кафешек и для нас «шеф-повар» приготовил очень вкусное блюдо, даже сравнить не с чем. Делается как шашлык, но на шампуре не мясо, а баранья печень переложенная тонкими кусочками сала, подаётся с соусом на основе айрана. Короче вкусно. Будет возможность – попробуйте! После обеда - домой, в ставшим за сутки уже родным Джан-Туган.
Следующая неделя – тренировки. Скалы, лёд, снег, переправа - было всё!

Больше всего впечатлил ледник своей красотой, величием, безупречно чистой водой.

Конечно, мы там с непривычки намучались ведь верёвки, петли, иногда штаны на филейных частях довольно быстро намокают. Да и подход туда нам казался почти вертикальный всё равно, что идти по бесконечной лестнице со ступенями в полметра. Но зато там мы получили массу удовольствия! Особенно на репетиции изъятия пострадавшего из трещины! Больше всего кайфа, конечно удалось получить самому псевдо-пострадавшему)))

Вообще в Приэльбрусье для меня не было места, которое было бы чем-то более интересным, чем все остальные. Там просто идёшь и любуешься все, что тебя окружает!
В конце этой «жаркой недельки» нам сообщили, что мы завтра выдвигаемся на «Зелёную гостиницу».

Ну что же пора бы и поближе к вершинам! И на следующий день, старательно упаковав рюкзаки и прихватив с собой 2 палатки, мы пошли к заветной цели. Опять же не имея опыта ходьбы под рюкзаками в гору довольно быстро и на крутых подъёмах немножечко, совсем чуть-чуть дохли… Но всё равно ползли вперёд! После последнего взлёта мы уже шли по широкой, каменистой долине по середине которой иногда растекаясь на рукава и ручейки, а затем снова стекаясь в единое русло текла река Адыл-Су бравшее свое начало от ледника Джанкуаш. За поворотом увидев палатки мы обрадовались- ДОШЛИ! Стали недалеко от скалы по которой иногда бегали дикие горные козлы. Само по себе место очень интересное.

С севера река и водопады,

на востоке виднеется ледник Джанкуаш и вершины замыкающие ущелье,

на юго-востоке скала вполне пригодная как для скалолазания, так и для покорения её горными козлами, что они периодически и делали, на юге и западе Зелёнку окутывала правая марена ледника Башкара.

А за ней находились два озера.

В состав верхнего входили ещё парочку совсем мелких озерков, которые были отделены земляными валами от большой воды. Вода в них была чистая и ярко синяя. К ним то мы и ходили купаться после восхождений в дни отдыха. Вода была довольно тёплая, где-то +15’С. Купаешься и удивляешься месту: с одной стороны снежные горы и ледник, до которых рукой подать, а с другой вид на Эльбрус!
Первое восхождение. Подъём в 3:45. Лёгкий завтрак и выход где-то около 5:00. Погода отличная! Недолго шли вдоль реки, перебраться через неё нам удалось только по леднику, карабкаясь на него по морене. Подошли к другой, правой марене, а вот на неё нужно было уже взбираться до самого верха. Но это было только небольшая разминка перед основным подходом. За мареной отдохнули наслаждаясь видом на Эльбрус, и удивляясь кристальной чистоте ручьев сбегающих с гор. Вот мы опять под рюкзаками и теперь уде поднимаемся по тропе на травянистом склоне, затем снова привал, потом было то, что я, наверное, не забуду никогда – это осыпной кулуар который начинался у наших ног и заканчивался у перемычки – конечной точки нашего подхода на гору Виатау.

Сначала было очень тяжело, но потом мысли о тяжелом рюкзаке, и камнях с песком под ногами улетучились и дальше шлось всё на автопилоте. А в конце завидев перемычку буквально взлетел на неё. Здесь переодевания в сухую одежду, сброс лишних килограммов в плане оставления ненужных вещей и железа пару глотков чая и вперёд к вершине в связках. Восхождение замечательное! Чистые, крепки скалы с множеством «ручек» «ступеней» и небольшим уклоном маршрута 50-60 градусов. Лезу, лезу выбираю верёвку в связке и опять вверх. Можно сказать увлёкся процессом, тут бац и всё... закончился процесс. Вершина! Потрясающая панорама! Необыкновенное чувство!

Эмоции! Поднялись ещё двое из связки. Смотрю вниз, а остальные ещё далеко... Оказалось что обогнали народ на минут 15-20. Естественно давай снимать панорамы, фоткать друг друга и наслаждаться тем, что ты всё-таки сделал это!

Пусть бывалые скажут, что на эту вершину можно просто на прогулку в кроссовках ходить, но нам она далась нелегко. Ведь было бы не интересно если всё прошло просто. Спуск был весёлым. Лично для меня гораздо легче чем подъём. По осыпи можно было просто скользить на ногах, только в пределах разумного, не пуская камни на впередиидущих. Внизу принимали поздравления от руководителя! И ловили кайф от снятия с ног ботинок. Затем день отдыха. И снова восхождение!
Подъём около 4:00. Завтрак. Выход около 5:00. Шли по левой марене. Потом перешли на ледник и тут началось самое интересное! Было начало августа и стояла довольно тёплая погода. Ледник таял. Появилось много поперечных трещин, небольших, не очень больших, средних, больших и очень больших...глубиной наверное метров 100, а может и больше... Познакомиться с ними поближе путём сваливания в них мне как-то совсем не хотелось и мы обходя, прыгая, шагая, переходя по мостикам преодолевали их и шли вперёд! Вышли на снег, мокрый, липнет к кошкам и от него мокнет обувь... но шли по нему не очень долго, тропа нас вывела к перевалу Гумачи. Там сыпуха и крохкие скалы, ну а что делать... вперёд! Сначала преодолели небольшую тещину у скал затем по сыпухе, скалам в связках и вышли на перевал, а там... озеро, небольшое, но чистое и все кто выходил сразу начинали улыбаться завидев это чудо. Собственно подход был завершен и началось восхождение. Шли по скалам. Справа почти вертикальный склон, слева снежник по которому обычно и проходит большая часть восхождения на гору Гумачи, но сейчас там была трещина вдоль гребня и наверху огромная поперечная расщелина.

Плюс ко всему снег был мокрый и по нему было бы тяжело двигаться. Но скалы тоже не сказка! Сыпуха внизу, а чуть повыше (откуда собственно это всё и сыпалось) живые скалы. Пласты породы обламываются при малейшей нагрузке, на камни становиться нельзя – тут же окажутся на голове у товарищей снизу. Так что ползёшь как партизан стараясь равномерно опираться на все точки опоры и выискивая выступы за которые можно сделать станцию. Выступов подходящих не было поэтому станции делались за неподходящие, те которые были монолитом с породой, но если оставить такую станцию без присмотра, то петли с лёгкостью могут слететь. Приходилось стоять или сидеть рядом и держать это всё в рабочем положении, что бы следующий мог безболезненно подняццо по перилам. После скал перешли на снег, поднялись метров 20 и снова скалы только уже почти горизонтальные. А за поворотом нас ждал ещё один сюрприз – «нож»(снежник со льдом) уклон небольшой 10-30 градусов, но идти надо в кошках (которые мы благополучно сняли на перевале).

А ножом эта штука называется наверное потому, что гребень этого творения природы острый и склоны градусов 70-75. Прошли нож и последний взлёт по скалам. Верёвки не хватило за 10 метров до вершины и пришлось её снова ждать снизу... Но вот и она, пристегиваюсь, несколько десятков шагов и... Красота…

Просто сумасшедший по красоте вид на ущельё! Облака так низко под тобой, что кажется, что небо находиться не над головой, а где-то там внизу... Потрясающий вид на Эльбрус, ущелья Адыл-Су, Адыр-Су... От нашего взора не ускользнула и Грузинские пейзажи, которые прекрасно видны оттуда! Посидели на вершине мин 15 поменяли записку и спуск… скорее вниз, чтобы до темна вернуться в лагерь. Мои берцы уже разбухли от воды и стали размера на 2 больше чем были. Всё в обратном порядке, перешли с ножа на скалы, затем на снег, снова на скалы, пару верёвок дюльфером и перешли на снег, чтобы прыгая на пятках и увязая в нём по колено ускорить спуск. Дошли до перевала, сделали станцию и по одному дюльферять вниз. Было где-то около 16:00 – 17:00, большая облачность, а мы ещё на перевале... Скорее вниз! Связались связками и пошли по снегу. Там где был хоть какой-то уклон, то ехали вниз как на лыжах. Прикольно. Через большую трещину мостик уже подтаял и переходили ступая ровненько посерединке.

Добрались до места где трещин просто тьма! Казалось что их стало раз в 5 больше, чем утром, они стали шире и длиннее. Прыгали, обходили, обходили и снова прыгали. Вышли на язык который к вечеру был как одна сплошная лужа, плюс ещё попали в облако. Сняв кошки взлетели на марену и так быстро пошли ... я даже удивлялся, как мы после 15 часов подхода, восхождения и возвращения можем буквально бежать вприпрыжку по марене да ещё и под рюкзаками... Пришли в лагерь и это был настоящий праздник для нас! Не знаю как остальные, но я был мокрый весь! А ноги... словно я стоял в луже… Переоделся во всё сухое, сделали чай, достали пиво и просто Отдыхали! Долго не сидели ведь завтра вниз!
Сутра сборы, последние фотки на зелёнке и дорога обратно.

Когда пришли в лагерь поздравления от знакомых и не совсем знакомых нам людей. С этой минуты мы уже были «Значки»! День отдыха. Поход на «Улыбку Шхельды» - пляж в форме улыбки на берегу горной речки в ущелье Шхельда. Красиво…
Ещё одно восхождение было на гору Курмычи через перевал ВЦСПС. Вышли 4:00. Подъём с первых же шагов был по тропе петлявшей зигзагом по травянистому склону с одной из сторон ущелья, буквально напротив нашего лагеря. Склон был довольно приличный, градусов 60... Когда вышли на уровень где заканчиваются деревья, начало немножко свитать и оглянувшись можно было рассмотреть белый язык ледника выползавший из-за скалы. Это тот ледник на котором мы тренировались и впервые стали на лёд –Кашкаташ. Небольшой отдых и мы снова поднимаемся. Добрались до кармана где обычно все ночуют, там сегодня была только одна палатка (все остальные были по другую сторону перевала).

Солнце ещё не встало и было очень холодно! Поставили чай, пополнили запасы воды и стали утепляться. Через полчаса выдвинулись в сторону перевала по гребню каменной осыпи. На перевале одели системы, оставили палки, и пошли наверх. Когда стало идти сложнее связались в 2 связки по 4 человека и не спеша взошли на вершину.

Вот отсюда видно действительно всё!

Главный Кавказский хребет, Эльбрус во всём своём величии, Гумачи и Виатау были гораздо ниже, виднелись даже большие белоснежные вершины Грузии похожие на Эльбрус, но не такие большие. Любовались красотами чуть больше часа

и вниз. У палаток были где-то в 15:00. И сразу же начало капать откуда-то сверху. Успели!
Оставалось немного времени до отъезда и мы решили осмотреть окрестные достопримечательности.
Один день был выделен на поход в Чегет на рынок.

Продавались сувениры, шерстяные вещи всех видов и расцветок. Далее последовал Подъём на подъёмнике к кофе «Ай». Оттуда открывается неповторимый вид на Донгузорун, Баксанское ущелье и Эльбрус. До всего этого словно рукой подать! Но пока поднимались начался дождь, и не прекращался до самого спуска. По этой причине мы были вынуждены из Чегета часть пути проехать на машине.
Ещё один день был заполнен прогулкой к Турьим озёрам.

Правда многие остались в лагере. Группа состояла из одной девушки и собственно меня. У остальных были другие дела... Я не на секунду не жалею что побывал там. Это какое-то необыкновенное место! Здесь тихо! Не слышно вообще ничего… Под ногами зелёный ковёр из густой тёмно-зелёной воды, который разрезан ручьями вытекающими из маленького озерца. Мы не остановились на достигнутом и пошли выше. Добрались до каменной насыпи напротив ледника, который начинался у пика Гермагенова, а языком уходил круто вниз в ущелье. Там перекусили и спускаясь забрались ещё на одну скалу с одной стороны круто обрывающуюся вниз. Оттуда фотографировали ущелье и даже Зелёнку. Спустились тоже очень вовремя, как раз перед дождём!
Предпоследний день перед отъёздом целиком отдали ущелью Ирик-Чат. Красивейшее место! Там стоит побывать! На входе в ущелье лес горная река, отвесные скалы, источник нарзана и песчаные столбы –поразительные контрасты! Дальше тропа идёт то по сосновому лесу, то по можжевельниковым зарослям.

Открывается вид на Эльбрус. Мы шли в поисках водопада где снимался фильм с участием Высоцкого. В итоге его проскочили… и забрались на метров сто выше. Вышли на зелёную поляну где паслись яки у подножья горы Ирик-Чат. Там перекусили и спустились вдоль реки и среди скал отыскали спрятавшийся от нас водопад. Очередная серия фотографий и скорее обратно. Вернулись когда уже совсем стемнело!
Последний день провели у камня где были пробиты скалолазные маршруты. Пролезли с паток маршрутов. Получили удовольствие и домой.
Утром сборы… Грустно было уходить оттуда, где провёл незабываемый отдых. Из окна маршрутки провожали взглядом всё то, где недавно так прекрасно проводили время! В Минеральных водах было время осмотреть город, чем я и занялся. Прошелся по местным улочкам, выпил бутылочку пива, купил журнал «Мото» почитать в дороге и вечером сели в поезд. Двое наших оттуда поехали в Крым, ещё недельку поваляться на пляже, я им по-доброму завидовал, но студенческие финансы ограничены... Когда уже стемнело, по расписанию на нашем пути была двадцатиминутная остановка. Вышел из поезда, купил пива и стоял на перроне вспоминая виды, которые вставали перед глазами стоило их лишь закрыть. Вернулся в вагон, забрался на второй этаж и спать! Утром разбудили погранцы, потом ещё одни. В Харькове покушали мороженое. Играли в 1000, что бы хоть чем-то себя занять, а в перерывах рассматривали календарики с фотками тех мест где ещё недавно стояли сами.
В Гомель прибыли за полночь. Нас встретили знакомые, помогли перенести вещи к машинам. Приехал домой – родители рады! А мне грустно... Хочется обратно! Очень хочется! Недавно собрались на квартире, смотрели фотки и родилась мысля съездить в Дениши на последок, так сказать чтобы правильно закончить это лето!