Дневник Сергея Краско. Экспедиция Русского Экстремального Проекта на Сьерро-Торре.
Вчера спустились в Чалтен на отдых после нескольких полных напряжения и тяжелой работы дней. Сходил на массаж и сижу в
кресле в хостеле в приятной полу-прострации после сытного ужина. В очередной раз убеждаю себя - жизнь хороша в контрастах. Особенно между хорошо и очень хорошо:-) Слегка затуманенный легким вином рассудок сопротивляется попыткам напрячь его. Но воля сильнее, обещал ребятам что-то написать. Вот и пытаюсь. Если усну за компьютером - продолжу завтра. Слегка мобилизует ревущий за окном ветер, по ощущениям ураган. У нас появился новый критерий определения силы ветра. Чем он сильнее, тем больше помех на экране телевизора в хостеле. Сегодня изображение полностью пропадает, значит задувает не на шутку.
А начинался наш выход наверх 21 февраля. Прогноз обещал 21 вечером ураган. Как мы ни считали, для попадания в хорошую погоду по прогнозу, начинать надо было не позднее 21-го. Решили попытаться заброситься до "Норвежских стоянок" и пережидать ураган под камнями в пещере. Начиналось все очень здорово. Хорошая тихая погода, красивый длинный ледник.
Ветер встретил нас в получасе от стоянок "Нипонинос". Это в часе ходьбы от "Норвежских ночевок". "Нипонинос" - небольшие песчаные площадки среди морены на леднике. С большим трудом добрались до этого места.
Выглядело это так. Упираешься палками в лед, широко расставляешь ноги, принимаешь позу "рак на мелководье" и ожидаешь относительного тихого промежутка между порывами ветра, и затем, рывок вперед, если повезет. По пути сдуло с головы шапку. А я так гордился, как она плотно и надежно сидит на голове.
У меня есть прибор для измерения силы ветра. Теперь могу точно сказать, что значит сила ветра:
- 50 км\ч - сильный ветер, можно ходить, стоять, работать.
- 100 км\ч - можно стоять, оперевшись на палки, идти сложно.
- 115 км\ч - надо садиться и крепко держаться. Под Ручкиным , когда он стоял, оперевшись на палки, одна из них просто лопнула от нагрузки.
- 130 км\ч - полетели. На моих глазах Провалова такой ветер за мгновение переместил на 3 метра.
И уж совсем мне не понравилась идея пробиваться в этот ураган наверх на "Норвегас". Проблема была в том, что палатка наверху, а у нас были с собой только спальные мешки. Час безуспешно пытались пробиться наверх. Когда начали горизонтально летать средних размеров камни, здравый смысл восторжествовал и все повернули назад. Особенно впечатлили текущие снизу вверх водопады на противоположной стене. Ветер поднимал текущую вниз воду и она фонтанировала вверх. Стал вопрос, как ночевать в таких условиях без палатки. Под одним из камней нашли забазированную кем-то палатку. Приняли решение использовать ее, надеясь, что хозяева поймут и простят нас.
Подсчитали потери - 2 поломанные палки, унесенная ветром шапка, посеченные песком и мелкими камнями очки. А у Провалова острый летящий камень порезал рукав новой куртки из гортекса. Денис, как истинный ценитель хорошей одежды, расстроился. Правда, даже заклеенный крест-накрест пластырем рукав куртки, не портил его героического вида.
Ночевка прошла относительно комфортабельно, улеглись вальтом в палатке. И даже поза ноги сверху голова внизу, казалась верхом комфорта. Великая вещь палатка - тонюсенькая тряпочка, а чувствуешь себя защищенным, как дома. Правда, Провалову и Ласточкину места в палатке не хватило, и они как настоящие альпинисты, презрев комфорт и уют, ночевали в спальниках под хлопающим на ветру тентом. А если честно, их особенно и не спрашивали, хотят они в палатку или нет - места было только на четверых:-)
Позже встретили хозяев палатки. Два болгарина, Николас и Сотас в этот день тоже собирались наверх. Ураган остановил их в лесном лагере. У них тоже не было палатки и они заночевали в нашей (а там их, кроме нашей, несколько десятков). Вот и не верь потом в мистику и совпадения. А еще, они подобрали и вернули мою потерянную шапку. Ребята - СПАСИБО!!!
Утром ветер притих и команда с марша, после короткой остановки на "Норвегас", полезла наверх к бершрунду на плече. А я один остался обживать пещеру и ждать возвращения Дениса и Олега за следующей партией груза. Все было здорово - холодная и сырая нора под огромным, размером с Икарус-гармошку, камнем. Я втиснул в этот обьем маленькую высотную палатку, стало очень уютно. Внутри валяются разные вещи - все мои. Что не говори, в одиночной отсидке есть свои преимущества. Слегка напрягал поиск ответа на вопрос Валеры: "А на чем этот камень держится?" После долгой внутренней борьбы с ленью, решил вылезти и посмотреть. Камень лежал на сыпухе вопреки законам тяготения. Для очистки совести подпер сооружение парой камней. С таким же успехом мог бы подпереть и спичками, но их с собой не было. Дальше вспомнилась высшая математики и теория вероятности. По виду эта нора оборудована не менее года назад. Я собираюсь провести в ней не более суток. Вероятность обвала была существенно меньше 1 процента. Приемлемо. С этой мыслью и уснул.
А вообще-то горы здесь живые. В среднем раз в 2 часа происходят ледовые или каменные обвалы. А два раза наблюдали большие камнепады. Это когда с противоположной стены с амплитудой в 1,5 км валятся сотни тонн камней. С жутким грохотом и кучей пыли. Выглядит как снежная лавина, только серая. И потом на несколько минут всю долину затягивает пылевым туманом. Скалы вертикальные - есть чему и откуда падать.
Состояние снега и льда было тяжелое, поэтому ребята подзадержались на маршруте и к бершрунду подошли к темноте. Выяснилось, что ночевать там собственно негде - просто крутой снежный склон. Трое выкопали яму в снегу и уселись в ней, а Денис и Олег в темноте начали спуск ко мне в пещеру-палатку. Пришли они 3-30 утра. С относительным комфортом полу-переночевали (спали 3 часа) . В этот раз поза "голова вниз" досталась Денису, как самому молодому. На что он сказал: "Голове все равно, а вот ноги лучше отдохнут". А в 8 часов утра они снова ушли наверх. При этом, прихватив наверх палатку, философски заметив при этом, что наверх она нужней. Хорошо опять выручили болгары, одолжили мне свою палатку.
А я спустился в нижний лагерь "Нипонинос" и стал искать площадку для приземления. Работа не пыльная и уважаемая. Бродишь себе не спеша по леднику вниз-вверх, периодически пытаешься по рации обьяснить Валере возле какого камня я нахожусь, с этим были проблемы. Площадок много, не то, что в Чили. Сложно было определиться, на каком расстоянии от стены ее выбирать. В результате, немного ошиблись, выбрали слишком близко, Валера мог улететь намного дальше. Восходители к вечеру подошли к т.н."траверсу". В этом месте по стене почти непрерывно сыпется лед. Параллельно с нашими, поднималась двойка американцев. Они сунулись в это место первыми и были накрыты ледовым обвалом. Чудом не пострадали. Вспомнив свою американскую мать, повернули вниз. Хватило благоразумия и нашим. Тем более, чуть ниже этого места Валера нашел место для прыжка, по его ощущениям, возможно единственное на стене.
Вечер прошел в судорожных попытках подготовить прыжок и выполнить его. Когда все было готово, зашло солнце и прыжок решили перенести на завтра. Еще одна ночевка на стена. А меня согревала теплота и забота ребят обо мне. Начиная с 4-х часов утра, они каждый час по рации заботливо спрашивали меня, не проспал ли я? "Конечно нет"- отвечал я, и продолжал сладко спать. Но затем, мобилизовался и к рассвету был на площадке приземления.
С "высоты" (а точнее "снизу") моего опыта наземного наблюдателя (мне больше нравиться Ground Support - вот так, с большой буквы), я знаю, что в этой ситуации самое лучшее не давать никаких советов. Даже, если они кажутся, очень умными. Только короткие и лаконичные - "yes, no", или - "ветер 5,1.Чего 5,1- метров в секунду или узлов? Не знаю, сейчас посмотрю. А что такое узел?" Ну и так далее.
Наконец, команда: -"Минутная готовность". Андреналин закипает. Через 55 секунд отбой, у Ласточкина отказала видеокамера. Пытыются ее просушить и реанимировать.
Через пол часа новая попытка. Теперь задул ветер. Опять надо ждать. Валера начинает мерзнуть в своем костюме "Бэтмена". Выждали паузу между порывами ветра и Валера прыгнул.
Секунд 30-40 сверху ничего, даже звука. Оказалось, что Валера летел вдоль стены на расстоянии 20-30 метров и стена экранировала звук. Потом смотрели видео с камеры шлеме. Что и говорить - выглядит жутко. А затем человек-птица появился на фоне горы и ясного неба. И с виражом начал заходить на точку приземления. И в этот момент он открыл парашют, по моим ощущениям, на высоте не меньше 300 метров. Это много!!! Позже выяснилось, что он решил не перелетать меня, чтобы не сорвать план съемки, который мы обсудили с ним заранее. На этой высоте дул сильный ветер. И Валеру стало болтать, как щепку. Он безуспешно пытался снизиться, но каждый новый порыв ветра подкидывал его вверх. Мне оставалось только водить камерой и отслеживать его перемещения. Спуск на парашюте с высоты 250\300 метров занял у него почти 15 минут!?!?! В какой-то момент ветер, наконец-то, стих и он смог провалился к земле и благополучно приземлился. Мои видео сьемки оказались очень удачны - отличная позиция, камера не дрожала, снял все от начала до приземления. Маленький нюанс - кассета оказалась бракованная и все пошло насмарку. Я чуть не плакал....
А дальше все спокойно. Мы с Валерой день провалялись на солнце, классно загорели. Я сходил на ледник, нашел во льду купель (это такая вертикальная трещина, заполненная чистейшей ледниковой водой) и искупался в ней. Как заново родился! Ребята к вечеру спустились с горы. Ласточкин порывался сбегать в лесной лагерь (у нас там было...), но решили, что 3 часа туда и 5 назад - это многовато даже для такого важного дела:-)
Спуск по леднику назавтра прошел организованно. Все пошли без кошек, я припрятал в рюкзак пару. Настоящие герои не ищут легких путей, они ищут прямые. В результате, вышли на глубокие и широкие трещины. Мужественно преодолевали их. Пригодились и мои кошки. P.S. Простой пологий спуск оказался в 100 метрах левее.
А в лесном лагере встретили следы бесчинства мышей - обе палатки прогрызены. В нашей мелким слоем рассыпан препарат против гриппа и погрызенные таблетки. В первый их приход они напились рома, а теперь и на колеса потянуло:-) Вот такое у нас соседство. Активно присматриваем за одним котенком в Чалтене, ждем, когда отойдет на достаточное расстояние от дома, чтобы признать его диким. Рассчитываем взять потерявшегося беднягу с собой в горы в качестве оружия:-)
К вечеру спустились в Чалтен. И здесь, идя по улице против ветра и дождя, у нас с Проваловым родилась тема для научных исследований! Буду писать на пенсии научную работу.
А что? На пенсии все пишут. Тема - "Андреналиновое похмелье". Интересное не исследованное явление! Сродни алкогольному, только протекает острее. И влияние его более тонко и многогранно. Что важно, фактического материала предостаточно.
Завтра снова выходим наверх. Ребята будут пытаться взойти на вершину, а Валера попытается снова прыгнуть с нее (это при условии наличия там достаточной вертикали для прыжка).
За эти дни от ветра и солнца гора основательно очистилась от снега и льда, и есть надежда, что так сыпать сверху не будет. Во всяком случае, физическая и психологическая кондиция крепнет с каждым сьеденным яйцом, сваренным Проваловым. В общем - "To be continued...."
А интернет предсказывает то же самое, что и в первый раз.Выходить надо в ураган. Но нам не привыкать. Ожидаем небольшое окно хорошей погоды, должны успеть.
Начинал писать это письмо вчера вечером, когда ураган бесновался за окном, а заканчиваю утром и в окно светит ласковое солнышко.
Завтра последний день зимы-лета. Что интересно, улетали из Москвы в разгар зимы, прилетели в лето. Встретим здесь осень, а возвращаться будем в весну.:-)
Заканчиваю на этом. Следующее письмо будет только после возвращения с горы.
Каждый день за стаканом чая, желайте нам удачи. А мы будем делать то же самое. И наши позитивные мысли будут встречаться где-то возле центра земли. Не забывайте только про 5 часов разницы во времени:-)!!!
Всегда Ваш, Сергей Краско.
Источник: Ruexp.ru
109
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Спасибо!
Упс! 1я фото ещё раз, перевёрнутая.