ИСКУССТВО ОТСТУПАТЬ. Сочинение на тему как я провел сезон

Пишет niska, 17.12.2007 14:53

[sm]Осетинский Бигвол[/sm]

[b]«Плохо иметь мозги и много думать»[/b]

Илья

Бывалые альпинисты говорят: «Надо уметь отступать», «Хороший альпинист тот, кто долго живет», «Всегда нужно уметь сделать шаг назад». В общем, все в таком духе. К сожалению, я в своем альпинистском становлении не был в достаточной мере воспитан этими бывалыми альпинистами. Последствия приходится расхлебывать до сих пор. Однако, несмотря на это, некоторые постулаты во мне прочно засели, извратившись вольным воспитанием крымскими скалами. И вот что получилось у меня в этом сезоне.

***

Собственно, начало сезона было положено первого января, прохождением нового варианта сосульки на Кубус в Таймази. Вариант получил название — ЖП. Я, Валя и Женя почти в легком стиле, если не считать головную боль друга, который так и не вспомнил эти 50 метров льда, впрочем, как и то, что он делал всю ночь и с кем, пролезли новый вариант. Год свиньи начался забавно. Утром 1 января мы стартовали. После того как я с Валей залез наверх, наступила очередь Жени, ему вручили инструменты и он громко ругаясь, полез. Его мотало по всей сосульке вправо-влево, вверх-вниз, он просил его спустить на землю. Дескать, я фотограф меня ничего не интересует. Но я с Валей уже стоял наверху, и отступать нам не хотелось. Ситуация усложнялась тем, что опыта лазанья с инструментами у Жени было маловато, а фифы у него забрали. Совместными усилиями мы перебороли слабость Жени, и он выбрался. Правда, ему хватило этих переживаний на пару дней, которые он валялся в домике, залечивая душевные раны. Полазив несколько дней по льду в окрестностях лагеря, мы так и не вышли на свою основную цель — 200 метровую сосульку. Нам показалось, что снежная обстановка не очень этой затее способствует. Сосулька стекает с лавиноопасного кулуара. Также показалось и начальнику оздоровительного лагеря — Цымбалу А. Д. Он это выразил коротко и ясно: «Пойдете на сосульку — в лагерь можете не возвращаться». Остаться без крова нам не хотелось, да и Женя был несколько сломлен Новым Годом. Его спортивный настрой несколько угас. Все эти факторы не дали нам необходимой решительности, и мы отступили. Александр Дмитриевич, чтобы сгладить ситуацию порекомендовал нам другую новую 50 метровую сосульку, которую никто не видел. Мы ее тоже не увидели. Подвох чувствовался, но выбора не было. Организовав на следующий день туда экспедицию, мы наткнулись, на водопад, который не за что не превратится в 50 метровую сосульку. И мы отступили.
Потом спустя пару недель из-за разных стечений жизненных обстоятельств, я вернулся в лагерь. Прожив там два месяца, я наслаждался безмятежным течением времени. Лазил по льду, катался на лыжах и делал много чего интересного. Льда наелся вдоволь. В этот выезд было обнаружено множество разных сосулек. Часть из них пройдено. Но процентов 60 из увиденных, еще не ощущало ударов инструментов. Надеемся этой зимой плотненько ими заняться. Но пока я пребывал в холодах, мысли все чаще уносились в теплый Крым.
[sm]Кубус и ЖП[/sm]

[sm]Подход к сосульке[/sm]

***

И вот, приехав с Кавказа, я устремился греть кости в Крым. Правда, в конце марта было не так уж и тепло, иногда даже потряхивало. Но это классическая фишка. Ты думаешь о жарком Крыме, берешь трусы и майку, и, попадаешь в конкретный дубарь. Несколько дней на скалах показали, что лазательная форма, конечно, средней паршивости. Тело отвыкло от скал. Но день за днем, потихоньку, возвращалась легкость движений. Потом приехал Женя и внес новую струю в спортивную жизнь. Участились тренировочные забеги в Форос за лимонадом и печеньем. В один из дождливых дней мы познакомился с Лехой из Петрозаводска. Он вместе с друзьями жил в яме под Парусом. Поразило меня то, что его друзья были там с велосипедами и таскали их туда после прогулок по побережью. Как-то так получилось, что у Лехи небыло напарника, и мы втроем сходили для разогрева ощущений Кант с Алиной. В основном разогрели их на Алине, очень прикольный маршрутец, особенно скальные ребрышки. На третье восхождение мы не вышли, уже не помню почему. То ли дождь собирался, толи звезды светили не так, то ли лимонада было много, но факт, мы не пошли. Опять отступили. На этом все и закончилось, на следующий день все разъехались. Мне уезжать не хотелось, а дел никаких не было, и, попрощавшись со всеми, я пошел гулять по побережью. Очень хотелось попасть под Марчеку. Просто пожить там несколько дней. Была Пасха. Я пошел пешком и при выходе на старую верхнюю дорогу, стал невольным свидетелем трагедии с питерцами на Мшатке — на треугольнике. Так уж получилось, что я ходил треугольник по центру и тогда сорвался на последней веревке мой напарник Вуд. Он отделался сильным ушибом ноги. Дурацкий маршрут какой-то, сыпучий. До сих пор перед глазами — машина, орет музыка, парень обжимает каких-то девок и тычет пальцем на стену, с которой доносится крик: «Вызовите скорую», а он улыбается. Равнодушие, вот что пугает, равнодушие и желание всегда оставаться в стороне. Можно поставить свечку, искренне каяться богу, а, выйдя из церкви, стать равнодушным.
Весь этот эпизод с питерцами наложил сильный отпечаток, хотелось завязать с альпинизмом, стало страшно ходить в горы с друзьями. Не знаю, есть ли страшнее ситуация, чем потеря близкого человека… Много мыслей пролетело в голове за ночь проведенную в домике лесника у Фороской церкви. Утром выглянуло солнышко, жизнь продолжалась, и, прислушавшись к своему внутреннему голосу, я все-таки пошел под Марчеку. В голове все крутилась фраза командира ялтинского отряда спасателей Юры: «Думай не думай, а все равно с альпинизмом не завяжешь». Потихоньку, под теплое солнышко, дошел до Марчеки. Там я познакомился с прикольными ребятами из Демченков — Лехой и Максом. Первый раз почувствовал такое кайфовое ощущение, когда тебе не надо никуда лезть, а можно просто ходить и фотографировать. Пока ребята трудились на Центре, я валялся на камнях на солнышке и, периодически, лениво нажимал на затвор фотоаппарата. Может в фотографы податься? Причем, смотришь, как они лезут, и чувствуешь все их эмоции, но они там, наверху, а ты здесь внизу. Очень прикольно. Так пролетело несколько дней. В день моего отъезда пришли под гору двое итальянцев. Спросили где здесь мультипитчи. Леха им ткнул на Трубу, объясняя, что им нужны закладки. А итальянцы же, лихо полезли без касок, вооружившись несколькими камалотами и зубной щеткой. Правда, чем выше они лезли, тем темп у них снижался, видимо почувствовали, что это не их родные ухоженные скалы. Уходя из под Марчеки, я все думал — как же так распоряжается судьба? Кто-то лазает без каски, без единой царапинки, а кто-то может в каске получить смертельный камень, кто-то срывается на 15 метров, а кому-то хватает и двух? Странное и непонятное это дело — судьба. Но уезжал я в легких чувствах. Макс с Лехой, сами того не подозревая, успокоили мою внутреннюю бурю и зарядили массой положительных эмоций.
[sm]Итальянцы[/sm]

[sm]Двое в гнезде не считая фотографа)[/sm]

***

И на этих эмоциях, на майские праздники мы поехали в уже традиционный для нас Донифарс, с призрачной идеей первопрохода девственной стены. Призрачной потому, что сквозь тучи ее было плохо видно. Хотя место кличут Солнечной долиной. Ну, такая легенда, что здесь во всем Дигорском ущелье самое большое количество солнечных дней, 300, если я не ошибаюсь. Да, так вот, один день, из этой кучи мы все-таки вырвали, а остальные шесть сидели в палатке. Бока тренировали. Правда, был с нами крепкий альпинист Паша, он бока не тренировал, а бегал под дождем по окрестностям, тренируя другие важные органы, и собирая грибы. Видя такое рвение, мы стали вспоминать, что внизу в машине остались очень нужные вещи. Тащить их на гору было тяжеловато, а для отсидки в палатке они были просто необходимы. От машины вверх около часа ходу. Так, Пашиными усилиями, у нас появился эротический журнал, копченая килечка, карты, всякие теплые вещи и много еще чего. Вечерами устраивали чтения вслух и турниры в покер. Паша все пытался подорвать нас лезть на стену по снегу, мотивируя тем, что там снег не лежит. Но мы более активно мотивировали, так как не были готовы лезть дня три по снегу и тащить с собой бивак. Так мы и задавили Пашин задор. Да, наверно нам чего-то опять не хватило, ну там опыта, духа, смелости, расчета, но мы дальше 100 метров не продвинулись в тот раз. Отступили. Через несколько дней, начали спуск в ущелье по снегу, хотя скалы были более-менее сухие, нависают потому что. Порадовал 100 литровый рюкзак фирмы Акме. Набитый под завязку железом, он был послан мощным пинком вниз. Катился около 500 метров подхода, после чего был обследован. Не одной дырочки и потертости, даже каркас сохранил свою форму. Супер рюкзак. После всех этих передряг поехали в Таймази — в родной лагерь залечивать душевные раны, а заодно искупаться в душе. Душ оказался только с холодной водой, но нас это не остановило. Девчата с лагерной кухни накормили жареной картошкой с грибами и, ободренные этим событием, мы пошли часик полазить по льду. Он в мае еще не растаял, правда, был очень халявный — мягкий, не то, что зимняя бутылка. А потом чудесная ночь на белых простынях… Хорошо здесь все-таки. На следующий день, погрузившись в машину, мы подались в Таганрог делать работу над ошибками.

Наверно плохо сделали, потому что намеченный первопроход ко дню независимости России на Форосский кант или прохождение старого забытого маршрута, так и не удалось. Поехали мы традиционно на 12 июня с нашей постоянной коммерческой группой состоящей из двух москвичей Сереги и Вадика. Вот уже три сезона подряд, они заранее, за полгода вперед, берут билеты на самолет в Крым, и мы пытаемся устроить им экстрим программу. В этом году нам ничего другого не пришло в голову, как затащить их на стену Зеленого угла. Научив их жумарить, мы рванули вверх. Выйдя на полку, я начал работать дальше по стене. Здесь у нас была запланированная ночевка. Пока я кусты прочищал на скалах в щели, ребята под руководством Жени Цымбала такую полку нарыли, что просто можно методическое пособие по организации бивуака выпускать. На следующий день произошло разделение группы, так как внутренний голос подсказывал, что мы погорячились и экстрим-тур слишком жестокий для всех. Вадик и Серега, под руководством Саши полезли якобы по двойке по левой грани, а мы попытались пролезть таки намеченный путь по стене. Я Саше отдал немного снаряги, и, как всегда самой нужной. В конце концов, преодолев двадцать метров, я запнулся в месте, где нужны были крупные номера закладок. Их не было, и приходилось бить якоря, которые конечно скоро закончились, а перспектива дальше такая-же — крупные номера, а их нет. Повисев немного для острастки на якорьке и посовещавшись с Женей, решили отступить. Блин внизу в машине лежат те самые, нужные номера. Саша, тем временем с круглыми глазами, лез какую-то щель, громко возмущаясь по поводу отсутствия нужного количества снаряги. Потом оказалось, что они сходили 4-ку. Мы тем временем спустились к своей машине, а там обнаружили неприятный сюрприз — машину ограбили. Разбили стекло и сперли кое-какие вещи и видеокамеру, зато вино оставили, не взяли. Порылись и в багажнике со снарягой, но ничего больше не тронули. Машину мы оставляли около въезда в лес под ФорКантом. Так было омрачено наше настроение. Крым тоже таит разные неприятности. Уезжали в подавленном настроении. С видеокамерой пропали интересные записи, которые мы хотели превратить в ролик. Обидно.

Потом, съездив еще разок в июле с Валей в Крым в Судак, и набрав неплохую форму, мы стали строить генеральные планы на Кавказ, и как результат выехали в Приэльбрусье.
Правда, довольно поздно — в начале августа. Спасатели сказали, что обстановка не очень, но люди ходят. Вот Смоленск там где-то, и Севастополь был недавно, и буржуи какие-то на Ушбу залезли. А надо отметить, мы подозревали, что едем не в то время, не в тот район, но так складывались обстоятельства, что поменять план были не в силах. Но был у нас запасной ход — если не заладится в Приэльбрусье, то переехать в Донифарс. Донифарс предполагал жесткий бигвол, а Кавказ вершины 4-й категории сложности. Поэтому мы яростно паковали весь свой боекомплект снаряжения и четыре тела в ВАЗ 21099. Такой загрузки у нас еще не было. Консервы под сидением водителя, ботинки и рюкзаки в ногах, закладки и оттяжки по всему салону распиханы, коврики с баулом составляли ложе Вале с Ольгой на заднем сидении… В это же время из Жуковского ехал наш друг Шурик и по совместительству муж Ольги. Ольга, как преданная и заботливая жена, все пыталась нас убедить, что Шурик замечательно сядет к ним на рюкзаки, и, что мы должны подобрать его на трассе. Но все планы как всегда сорвал Женя. За день до отъезда он улетел по неотложным делам в Москву, правда, в этот же день под утро прилетел обратно. Нелегко ему дается уходить в отпуск. Поспав несколько часов, и судорожно помотавшись по городу, собирая оставшиеся вещи, мы стартовали. Шурик нас опередил и ждал в Шхельде, где-то там же нас ждали двое москвичей — Стас и Илья, а мы, приехав ночью в ущелье, завалились спать. Так непривычно было встречать прохладное утро, после Таганрогской жары. На следующий день, благополучно встретившись и упаковав вещи, сразу пошли наверх. Дошли до Рыжих скал. Там и заснули под накрапывающий дождик. А надо отметить, что Ольга, верная супруга Шурика, никаких альпинистских планов на этот выезд не ставила, а ехала собирать грибы и поддерживать и вдохновлять на подвиги Шурика. Каково же было ее удивление, когда она узнала, что предстоит жить неделю на леднике без грибочков. И еще, наслушавшись рассказов Стаса, типа: «Да там ничего сложного, ну одна веревка, а потом все пешком», она решила сходить какой-нибудь маршрут. Нам, конечно, не хотелось тащить лишнюю снарягу, и мы попытались сделать хитрый ход: «Если хочешь идти, бери веревку и закладки». Ольга согласилась. На подходе к плато, встретили группу быстрых ребят из Смоленска. Наслушались, как они лихо сходили за полтора часа Конфетку. Позавидовали, мы в прошлом году вчетвером лезли гораздо дольше.
[sm]Грибочки ищем[/sm]

[sm]Бур ALVO Ti лучше ложки[/sm]

На плато выперлись поздно, спустя пять часов или больше и порядком измученные. Тянули в нескольких местах перила, говорили, что для девочек, но никто не побрезговал по ним пройти. После этого ледопада Ольга твердо решила сидеть в палатке и читать книгу, а на всякие там легкие тройки даже не смотреть. Хотя она молодец, второй раз на леднике и ничего так шла. Хорошо хоть Шурик провел с ней ледовые занятия, когда мы на Рыжих скалах были. Снарягу она, мило улыбаясь, поделила между Стасом и Ильей, мужа поберегла.
По приходу на плато разбили лагерь. В мыслях, правда, периодически всплывал ледник и как спускаться с него в случае аварии. Несколько напрягала ситуация, что даже при легкой травме спускать пострадавшего будет нелегко. Вечерком подгребла бодрая тройка смоленских парней, говорят, что мы шли не той дорогой, они вот за полчасика дотопали, а завтра на Уллукару идут — четверку, мы, кстати, тоже собирались ее идти. Но, учитывая, что они хотели скалы отработать за сорок минут, а в классических описаниях это двухдневный маршрут, ну и отсутствие нормальной акклиматизации у нас, и наличие шести человек — мы пристроились в хвост.
На следующий день, выйдя из лагеря на полтора часа позже, Смоленска, мы посунулись к началу маршрута. Разбились на автономную двойку и четверку. Насторожились, когда увидели смоленских ребят на первых 100м скалы. Проскочили по леднику, и засели под скальным нависанием. Лихо летели камни. Стали ждать. Потом пошла наша московская двойка под обстрел, но все обошлось. Наш паровоз ждал. Надо сказать, что пока я сидел и ждал, так себя накрутил, что можно было бы с альпинизмом заканчивать. Страх схватил меня в свои объятья и яростно терзал. Я вспоминал все плохое, что со мной происходило в горах, каждое событие до мельчайших подробностей. В какой-то момент показалось, что я совсем не умею лазить, и мне не при каком раскладе не одолеть эти скалы. Но двойка крикнула, что можно лезть и только на скалах метров через десять я успокоился. Наверно горняк. И вот, пройдя внутренний угол, увидел, что конец смоленской веревки лениво побрел наверх по монолиту, а наша двойка пошла на другой контрфорс. Ситуация была такая — вверх пойдешь, под Смоленск попадешь, вправо под Москву, а я стоял и думал, что не взял даже фонарь. Когда мы собрались все на совещание еще вспомнили, что взяли баллон газа, конечно без горелки. Где был истинный маршрут так никто и не понял. Была все-таки мысль рвануть в сторону Москвы, но ее отбил артобстрелом ручей, разделяющий два пути и стреляющий с завидным постоянством — солнце припекало потихоньку. Женя, ходивший когда-то давно этот маршрут, сразу все вспомнил и сказал, что надо идти за Смоленском. Меня же несколько пугала открывшаяся перспектива на скалы и отсутствие скальных тапок. Блин, Крым приучил к тапкам. Надо тренироваться в ботинках лазить. В конце концов, когда я навострил свои стопы в сторону Москвы, там вроде не так круто казалось, с ручья так ударило камнями, что решение было однозначно — вниз. Долго пытались согнать Москву с нами, но они упорно ломили вверх, несмотря на то, что им предстоит спускаться с одной веревкой, так как мы уходили вниз. Ну, итог в принципе нормальный — Смоленск около восьми вечера, Москва около двенадцати ночи. И по приходу еще пытались нас на покер раскрутить.
Через день мы решили идти на Вольную с перевала и спускаться по пути подъема. Мышеловка совсем стремная была. Смоленск не рекомендовал туда соваться. От нечего делать провесили даже одну веревку с перевала, решили идти вшестером и планировали ночевку. А утро не задалось… С вечера у меня схватил живот и пробредив всю ночь, утром я понял что не игрок. И погода испортилась, Жени сны какие-то плохие снились… Подсознательно, мы сломались, отступили. Ребята били копытом, но без нас так и не пошли. Тут вроде распогодилось, или может все-таки пойти? Тут все затянуло… И так несколько раз подряд. Махнув на все рукой и сняв веревку, мы потихоньку двинули восвояси как побитые котята. Живот вроде прошел. Трещины на леднике несколько увеличились и мостики потаили. Короткую быструю смоленскую дорогу, мы так и не нашли. Началось забавнейшее блуждание в лабиринте и лихие прыжки. Ледник на прощанье подарил Вале подвернутую ногу, забрал у Стаса один инструмент, Ольгино лицо на несколько дней завернул в платочки, а Шурику и мне подмочил портки, небольшим выбросом льда из кулуара. В довершении всего, под ледопадом, на выкате, мы наткнулись на кучу старых вещей, видимо последствия лавины. Порванная палатка искореженные котлы, валенки, фотоаппарат… Жуть… Ну и потом, показалась среди туч Вольная Испания во всей красе, и пошел дождь. Долго спускался с Валей. Ее нога совсем разболелась, она с трудом на нее наступала, и приходилось считать каждый камень, чтобы двигаться вниз. Валя держалась молодцом, даже рюкзак не отдавала. Хорошо, что помог Стас, он пару раз сходил туда-сюда, забрав у нас рюкзаки. Через несколько часов все закончилось, и мы оказались на зеленке. Воздух пьянил своими ночными ароматами свежести. И лимонад после спуска, казался чем-то нереальным. Два глотка и я уснул.
[sm]Прыжки[/sm]

[sm]Ольга после[/sm]

***

Дальше наши пути разошлись. Валю отправили на лечение в Таганрог, посадив в автобус в Пятигорске. Москвичи тоже разъехались кто куда, сожалея о зря потраченном отпуске. До Пятигорска мы ехали с полной загрузкой, плюс Саня. Всю дорогу, верная супруга Ольга, бухтела на меня, сидящем на переднем сидении, что им очень тесно, и так ездить не вариант, и что я сижу как барон, и почему бы мне не взять один из рюкзаков вперед, но я отстоял свои позиции. Так вчетвером мы приехали в Солнечную Долину вершить начатое в мае. Солнце по традиции так и не застали. Еле нашли в тумане Базовый лагерь. На следующий день, в тумане же долго искали перильную веревку, оставленную с прошлого раза. Необычные ощущения, когда жумаришь в пустоту — не видно — куда идет веревка, где земля, ничего не видно. И не так страшно. Зачехлился, полез. Опять эти стандартные мысли — легкий стиль, лазать без молотка…. и т.п. Блин, ну как?, если я вижу пять метров над головой, что дальше не ясно, но ясно, что нависает и развалюха. В результате взял с собой все, еле разогнулся под тяжестью. И это все закончилось на двадцати метрах — двадцать оттяжек ушло, не хватает нужных номеров закладок и якорей. Наверно с очком проблемы, было бы как у красноярцев, ходил бы с десятью оттяжками и пятью якорями.
Потом мы еще три дня ходили на стену. Пролезли в общей сложности около 170 метров, затащили усилиями Шурика двадцать литров воды, немного бивачного, а оторваться так и не смогли. Отступили мы моими стараниями, когда, просунувшись, десять метров за пять часов и, забив три шлямбура, я понял – что что-то не так. Щель есть, но какая-то неправильная – очень разрушенная. Даже там где казалось, что можно лезть, не было никакой уверенности, что зацепки не раскрошатся в руках. Выбор был жестокий — или лезть без страховки по живью или жестко ИТОшить. Приходилось выходить на скайхуках на стену из щели. Я даже замолотил три шлямбура, играя в игру — «Кто быстрее»: вылетит френд или будет забит шлямбур. Раньше у меня не было желания бить шлямбура для страховки, а тут просто ничего другого в голову не лезло. Падать задницей на выполаживание со старым жестким можжевельником не хотелось. Чувство проигрыша пришло внезапно. Я пролез очередной сложный кусок и когда перспектива на ближайшие 10м была понятна, что-то четко сработало на отступление. Спросив совета у Шурика, который медленно плавился на солнце, и услышав в ответ: «Если ты пять часов лезешь 10-ть метров — это не твой маршрут», я поехал вниз. Друг был прав, видно еще не созрели мы к такой авантюре. И самое главное, мы так и не поняли, сколько же она метров эта скала. Вроде, как и высоту набрали, но по ощущениям это как минимум всего лишь треть скалы. Погода начала отрабатывать свои 300 дней и наступила такая жара, что лопнула стойка у палатки VAUDE, порвав тент. Крайнюю ночь Женя ночевал в поломанной палатке, а я сплел гамак, из всего, что нашел в бауле. Однако среди ночи пошел дождь, и пришлось мне лезть к Жене в остатки палатки. Он побухтел, но пустил. Спускаясь, сняли все веревки, и решили, что в ближайшее время сюда не вернемся. Надо наверно набраться опыта, выдержать паузу. И как всегда, спустя какое-то время думаешь, а может зря?
[sm]Непройденный маршрут[/sm]

[sm]Донифас. Солнечное затмение[/sm]

[sm]Донифас. Первая веревка[/sm]

[sm]Последние 10 метров[/sm]

***

Теперь об осеннем релаксе в Крыму. Выдался выходной, делать было нечего, и я поехал в Крым на один день. Собственно, сильно не заморачиваясь, я решил доделать наш маршрут на зеленый угол. Надо отметить, что для меня эта поездка была очень важная, хотя пройдено было всего 25 метров и маршрут так и не удалось закончить. Первая попытка соло, первый срыв на ИТО… Вот одна история из той поездки из разряда: «Как я остался жив». Вот вишу я значить на станции, и внутренний голос так тихенько говорит мне — пора, пора родненький вниз. Ну, вниз, так вниз. Это дело привычное. Благо, в июне путь спуска накатали по левому Канту. Стоит жуткая жара — сентябрь в Крыму в полном разгаре. Потребление воды зашкалило все разумные нормы. Остатки ее разлились в бауле, залив стратегический запас туалетной бумаги. Где-то полыхают леса около Мшатки. Кошмар. Я плавлюсь на станции, готовлю себе спуск, разгребаю все барахло, все путается, дует сильный сухой ветер. Он поднимает и бьет веревки и баул об стену. Хотя это радует и веселит. Динамика какая-то, и то хорошо, когда один. Кидаю 50-ти метровую сдвоенную веревку вниз, предварительно завязав узел. Что-то типа проводника, затягивал не сильно. Начал спускаться, ветер тем временем затянул веревку в кусты, и там запутал. А надо отметить, я спускался в перчатках. Сдернув ее с кустов, я продолжил спуск. Да, так вот, не доезжая до станции метра, я почувствовал в правой руке мизинцем конец веревки, то самое место, где наклеено название фирмы. Дальше, рука сработала на ура, сжав намертво веревку. Вщелкнувшись самостраховкой в станцию, я начал смотреть, что произошло. Собственно, узла не было. Видимо, он развязался, когда я дергал веревку из куширей. Не было бы этой наклейки и был бы без перчаток, не удержал бы веревку точно. Ну, еще была надежда на схватывающий, но кто его знает — успел бы он затянуться. Малость отдышавшись, зацепил баул между ног и покатил дальше вниз. Узлы теперь затягиваю покрепче.

Потом через недельку вернувшись, в Крым еще на недельку, добавил в коллекцию непройденных маршрутов — Red Fox и Подарок для Дона Педро и больше даже не пытался ничего лазить, валялся под дождем на пляже. Погода тоже испортилась. Пока все, но собираюсь поехать в Крым еще в декабре, сезон закрыть, так сказать. 

P.S. Вот еще на три дня в Приэльбрусье вырвался, Курмычи не сходил. Снег показался лавиноопасный.