Каньоны нижней Дудх-Коси

Пишет fga, 06.11.2007 16:07

Сегодня не без удовольствия можно утверждать, что

Команда экспедиции "Томск-Гималаи" преодолела все основные препятствия на маршруте!

Каньоны нижней Дудх-Коси (Вода, каякинг, экспедиция, катамаран, ковалевский, томск-гималаи-2007, бублик, непал)

По спутниковому телефону Турайя Евгений Ковалевский сообщил о том, что все каньоны закончились, и группа проходит выходную часть маршрута по большой воде. Позади несколько очень сложных каньонных участков, водопады 5-6 метров, оверкили катамарана и каякеров, потеря части снаряжения. И обо всем этом - сейчас и подробней.

В предыдущей новости сообщалось, что команда остановилась перед 5-метровым водопадом. На следущий день были прыжки.

Как пишет в своем дневнике аспирант Томского Политеха Никита Мартюшев, "Водопад достаточно сложный, река наваливаясь на огромный валун делится пополам. Одна её часть падает влево в большое улово, другая через несколько бочек и камней по ступенькам сливается и уходит вниз. Прыгали водопад в левую сторону. Первым должен был прыгать Василий Чесноков на каяке. Пока ставили страховку, фото и видео съемку, половина деревни сбежалась посмотреть на прохождение. И вот волнующий момент Василий появился в верхней части водопада, ловко развернул каяк и спрыгнул вниз. На несколько мгновений ушел под воду, чтобы затем появиться под восхищенные возгласы местных жителей.

Следующим номером программы было прохождение водопада бублем. Огромная посудина медленно подошла к водопаду. Падение подняло большой фонтан брызг, и вот уже показались счастливые лица двух Евгениев."

На следующий день "жгли" катамаранщики - Никита и Татьяна Кирина из Владивостока.

Никита: "После осмотра очередного порога поразмыслив, решили идти его, хотя и смущала узкая 3-х метровая щель, в которой струя наваливала на боковую стенку. При прохождении не удалось разогнаться – тормозили “бочки” (пенные ямы) на пути. Без положительной скорости по струе наш катамаран боком налетел на стенку и перевернулся. Пройдя несколько сливов в таком состоянии, нам с Татьяной удалось догрести до берега на перевернутой посудине. Наш первый оверкиль на этой реке закончился благополучно.

В этот день мы поймали еще одно приключение на воде. Уже ближе к вечеру мы встали напротив довольно большого водопадного слива высотой 2 м. Первым его прошел Василий Чесноков, затем его прошел “бублик”. Наступила наша очередь. Мы как следует разогнались перед сливом и упали вниз. Катамаран полностью ушел под воду. На несколько мгновений он превратился в желтую субмарину. Через эти несколько мгновений вода выплюнула посудину с нами. Мы стали практически вертикально, но к нашему счастью катамаран упал вперед, а не назад.
"

Но на этом приключения не закончились. Назавтра катамаранщиков ждал еще один, более жесткий оверкиль на мощном пороге, который полностью был пройден только на "бублике" Ковалевским и Карпицким. Прошли порог ребята просто отлично, выдержав правильную линию движения и ловко маневрируя между глыбами размером с 3-4 этажный дом. Никита с Таней решили пройти выходную часть препятствия...

Практически сразу маленькую “двойку” навалило на камень. Однако это было уже привычным, Никита перелез на соседний баллон, и ребята по камню сползли в мощный слив. Перебраться назад Никита уже не успел и упал на переднюю поперечную балку катамарана. Под его весом нос катамарана полностью ушел под воду, и корму перекинуло через нос. Татьяна ушла под воду, и донной струей ее почти сразу вымыло из бочки и понесло вниз по течению. Положение было очень опасным, но сработала последняя линия страховки - Эдуард Меркер смог кинуть спасконец прямо в руки Тане и вытащить ее на берег.

Никита смог воспользоваться тем, что бочка замедлила скорость судна и выгреб на перевернутом катамаране к берегу.

Закончили сплав перед непроходимым водопадным ущельем под Луклой. В ущелье - несколько огромных водопадов высотой до 30 метров. Поэтому продолжили ниже по течению, от моста в поселении Джубинг.

Каньон под Луклой:

От моста в Джубинге по многим описаниям начинается 10-километровый каньон. Его проходили каякеры Василий Чесноков и Шейн Кинливан, а также бублисты. Катамаран было решено снять с дальнейшего маршрута, т.к. сложность препятствий и ежедневные оверкили показывали о несоответствии мощности реки возможностям двойки. Таким образом, катамаранщики подключились к береговой работе - съемке и страховке.

30 октября отличился Василий Чесноков.

Буквально через километр после начала каньона Вася попал в бочку, не смог пробить её и оказался поджатым к камню, возле которого была бочка. Через несколько секунд, поняв всю безвыходность ситуации, он отстрелился из каяка и, пройдя донной струей, всплыл после бочки. Таким же образом он прошел еще 2 бочки и вышел на более-менее спокойный участок реки. Здесь он быстро выплыл на берег благодаря тому, что не потерял весло.

Его каяк постигла более печальная участь. Покрутившись в бочке минуту, он начал свой самостоятельный сплав. В последующих бочках из него вымыло надувные баллоны и, потеряв плавучесть, он превратился в подводную лодку. Дальнейшая судьба его до сих пор неизвестна.

В итоге на 10 километров каньона ушло 6 дней.

Дошли до селения Тари. После Тари начался неописанный нигде каньон, где ранее (в 2003 году) серьезных препятствий не было. Сейчас ситуация сильно изменилась - видимо сошли один или несколько селей - и в каньоне появились препятствия сложнее, чем в предыдущем каньоне под Джубингом.

Шейн Кинливан с каяком ушел в Луклу из Тари. Это было запланировано ранее. Оставшаяся команда продвигалась вниз по реке на бублике. Сложность каньона сказалась на потерях снаряжения. Для разведки препятствий и съемки приходилось карабкаться по высоким скальным стенкам, и пару раз были срывы со скал - у Джека Ковалевского и Тани Кириной. Утоплена видеокамера (к счастью она была не единственная) и 2 рации из 9. Не все препятствия получилось отснять из-за сложной береговой обстановки

По воде в каньоне под Тари пройдено несколько 5-метровых водопадов, а некоторые участки реки имели очень большую протяженность из-за невозможности выхода на берег. В одной из бочек по словам Евгения Ковалевского бублик держало около 10 минут, и пришлось использовать водные парашюты для освобождения.

4 ноября прохождение каньона было закончено и сейчас основную сложность представляют высокие валы и мощные бочки на струе.