На конкурс "Я выжил!". Ловозёры-2005

Пишет baf, 30.10.2007 16:10

Почему я люблю Хибины? Очень просто. Ну, во-первых, близко. Вечером сел в поезд, днём поел замечательного петрозаводского мороженого, а на следующий день уже сидишь где-нибудь на перевале и наслаждаешься почти настоящими горами.
На конкурс "Я выжил!". Ловозёры-2005 (Горный туризм, конкурс bask)



Почему почти? Потому что маленькие, всего 30 километров в диаметре, максимальная высота 1200, да и пройти можно почти везде без снаряжения. А там где нельзя, всегда есть возможность обойти. Тогда почему настоящими? А потому что север. Лес кончается на четвертой сотне метров, на некоторых перевалах всегда лежит снег и, при желании, легко можно найти стенку на пару сотен метров. Ну и, конечно, снег тот может выпасть всегда. Даже в августе. Впрочем, зачем я вам это рассказываю? Все вы наверняка хоть по разу да были в этом замечательном крае. А я там уже десятый годик каждое лето гуляю. Когда один, когда вдвоём, а когда группа собирается, просит горы показать.

Вот и в 2005-ом нас пятеро собралось. На этот раз решили идти мы не в Хибины, а в Ловозеры. Это тоже горы, только еще более карманные. По другую сторону Умбозера.

Обычно, когда приходишь из похода, все спрашивают, что там, да как, а рассказать-то особенно нечего. Ведь никому не интересны названия перевалов и число пройденных километров. Для рассказа требуется захватывающий сюжет. А, если всё идет по плану, сюжета-то и нет. Один из моих знакомых, турист со стажем, говорит, что большая часть происшествий в туризме происходит из-за необоснованного разделения группы. И про Хибины у него насколько страшненьких историй-иллюстраций имеется. Чуть-чуть по другому бы сложилось и моя история с полным правом легла бы в его копилку. Зато потом было что рассказать в тот год. Настоящее, знаете ли, приключение.

Но вернемся в Ловозеры.

Долго ли, коротко ли, а на 4-й день вышли мы с перевала Северный Тавайок, залезли на вершинку, где нас и накрыло туманом. А что нам туман, не впервой. Идем по приборам. В качестве которых имеются карты и компас. Дошли до перевала Куфтуай. Передохнули и дальше, на Маннепахк. Туман, тем временем, уже такой, что в пяти метрах ничего не разглядеть. Ну а нам-то что. Главное не растягиваться. Идем по градиенту, сверяясь с компасом.

На конкурс "Я выжил!". Ловозёры-2005 (Горный туризм, конкурс bask)
Тот самый туман. Только начинается.

Так, пришли. Ровное плато. Где вершина --- не очень ясно. А она нам нужна. Для дальнейшей ориентировки. Что ж. Группе --- готовить перекус, а я на разведку пойду. Погода нешуточная, не жарко, дует, туман, морось, поэтому одеваюсь потеплее и всё "по-взрослому", с назначением старшего на моё отсутствие, контрольных сроков, способов связи (у меня сотовый, которыми местами ловит, а старшему выдаётся Iridium). Пошел... Разведка как по маслу прошла, вершину нашел, а к приходу чаёк уже почти остыл. Так что быстренько пожевал и "в лямку".

Только вылезать из теплой поларки не хочется. Одну, пожалуй, сниму, а во второй пойду. Намокнет, конечно, но что делать... Прибежали на вершинку. Так, уже пятый час. Ну её эту романтику. Никакого удовольствия в тумане бродить. Вот, на карте большое озеро в километре на юг-запад-запад нарисовано, там и заночуем. Сказано --- сделано. Потопали. Что-то долго идем. За двадцать минут, да по ровному месту, километр должны были одолеть. Наконец, понижение. За ним снежничек небольшой. Даже в тумане край видать. Только наклон большой. В палатке некомфортно будет. Вы тут посидите, а я снежник обойду, посмотрю где поположе. Рюкзак кинул и пошел. О, речушка вытекает. Небось, в озеро сейчас впадёт. А это что за болотце? Надо обойти... Мнэ, а где это я и где группа? Ну-ка быстро обратно. А это что за курумник? не было у нас такого. Люди! Где вы? Нет ответа!

Хорошо, где я нахожусь не понятно. Но группа-то в двадцати минутах от вершинки на юг-запад-запад. Пойдем к триангуляции. Вот и славненько, притопал. Жаль, только что дождь все следы уже заровнял, иначе я бы быстренько... Ну да ладно. Вот и понижение. А за ним снежник. Не тот! погуляем-ка тут. Еще снежник. И еще... Мда. Опять направление потерял. Пойду-ка обратно к вершине. На вершинке телефон работает. Включаем. Нет, никто не звонил. Пошлем СМС-ки.

Дубль два. Та же картина. Ребята-то небось уже палатку поставили, ужин хрумкают. Дубль три. Как же холодно-то! От дождя всё под мембраной давно мокрое, да и ветер помогает. Хорош был бы я без полара. Присесть бы отдохнуть. Но нельзя. Слишком холодно. Не встану. Четвертый круг. Тяжело столько времени бродить... Что там на телефоне. Мда. Звонков нет, СМС-ки не доставлены. Что это может означать? Рюкзак мой они наверняка давно разобрали и спутниковый нашли. Почему же они не звонят? Есть только один вариант. Эти раздолбаи вместо того, чтобы ставить лагерь и залезать в спальник, побросали вещи и сейчас бродят по плато в моих поисках. Но я-то тертый перец, а они... Ладно. Еще кружок. С тем же успехом. Так. Уже 7 часов гуляю по плато. Силы, похоже, совсем на исходе. Сейчас, пожалуй, у меня остаётся 2 варианта. Либо последний кружок, а потом сесть у вершины на камушек и через часок будет готов вполне высококачественный труп, который легко найдёт первый же заинтересованный. Либо топать вниз. Без карты и только с общим представлением об её устройстве, с хорошей вероятностью подвернуть, скажем, с усталости ногу и получить тот же финал в какой-нибудь расщелине, только с мучениями для себя и тех, кто потом будет искать. Но почему телефон молчит? Нет, надо идти к людям. Может, удастся еще кого-то спасти.

Теперь надо решить, куда пойдём. Можно к Умбозеру, но там врядли кто-то встретится, и придётся пёхать до Ревды, зато есть сотовая связь. Можно к Сейдозеру. Там, наверное, кто-нибудь будет, но связи, скорее всего, нет, и придётся лезть на Эльморайок. А это мне уже и сейчас врядли под силу. Значит на юг и по градиенту вниз. Вот только мокрых скал мне сейчас не хватало... Хорошо, хоть, что полярный день. Вот и долинка. Хоть попить можно. Тропа оленья. Дорога. Тут гораздо теплее. Можно присесть передохнуть. Только бы не заснуть. Надо торопиться. Что на телефоне? То же. Время 4 утра. Позвоним-ка 112. Соединяют со спасателями. Излагаю ситуацию. "Перезвоним в течение десяти минут". Час прошел. Звоню сам. "Вы живы? Замечательно. Выходите к людям. Трупы есть? Ах, не знаете. Вот когда станет понятно, что есть --- звоните." Хороший такой подход. Прагматичненький. Попробуем с милицией поговорить. Тут адекватнее. "Вертолёт в такую погоду не полетит, идти туда, не знаю куда, в тумане тоже бессмысленно. Идите к людям, а там будем думать." Что ж, топаю по дороге. Следов свежих совсем нет. Сколько еще идти. Как бы не 20 километров. Дойду ли?

8 часов. Позвоним в Москву, благо есть кому. Ну, в общем, то же что от милиции плюс уверения в опытности тех, кто остался. Мол, глупости они делать не будут. Я это и сам, вроде, знаю. Но почему нет звонков? Оп-па! поезд по железке. А я-то думал, что она не действует уже давно. Не успел... Пойду-ка по шпалам. Тут, оказывается, хоть какая-то жизнь есть. 12 часов. Сюрприз. Еще один тепловоз. Теплая печка. Я в Ревде. Бегом (хотя, скорее, ползком) в милицию. Пишем заявление. Карта района, единственная на всё отделение --- 10-тикилометровка! Но будут собирать экспедицию. Но не сегодня. Надо подготовиться. Чуток покормили, дали немного денег. Бегом в аптеку за самым необходимым. И надо найти зарядку для мобильника. Так, телефон зарядили, заодно подкрепились. Спасибо северному гостепреимству. Обратно в отделение.

Появляется местный ГБ-шник. У него есть диск с такой же 500-метровкой, как у меня. Показываю, что и как. Рассказываю, почему надо быстро действовать. Но у него свои проблемы. несколько дней назад на озере Райявр оленеводы обнаружили зеленую палатку с тигром (Camp?) в которой не было людей, зато были непонятные пластмассовые ящики. И я в течение 2-х дней при каждом разговоре объяснял ему, что у меня палатка, хоть и зеленая, но с орлом (Salewa) и еще вчера стояла совсем в другом месте. И ящиков у нас точно не было. Дело, однако, к вечеру и ГБ-шник интересуется, где я буду ночевать. Говорю, что пойду в общагу, в которой жил в 1990-ом. Он предлагает гостиницу. Но я-то без гроша. Разрабатывается метод получения денег из Москвы при отсутствии паспорта и у меня отдельный номер и горячий ужин в ресторане! Кстати, через год ресторана уже не было. Стирка, сушка.

Утро. Бегом в милицию. Вроде к вечеру выходим. Докупаю необходимое, собираюсь, жду. И, наконец, в два часа дня долгожданный звонок. Где вы были всё это время, вашу мать! "Думали, что ты не взял телефон, а какой смысл звонить в соседний рюкзак". Назначают встречу, оперируя топонимами, которые без карты для меня пустой звук. Да еще и на карту ссылаются. Пытаюсь объяснить, что карты нет, и из их объяснения мало чего понял. "Найдешь". Мдя. Иду в милицию, отменяю все мероприятия, подписываю соответствующие бумажки. Выезжаю из Ревды, быстренько вылезаю наверх и иду к тому же Северному Тавайоку. Над Сенгисъявром приходит звонок с сотового. "Мы на Северном Тавайоке, оставляем тебе записку, как ты?" "Стойте, никуда не двигайтесь. Буду на этом месте через полчаса." С вершины Сенгичсорр вижу удаляющиеся точки. Звонок "у нас контрольное время, мы уходим". "%;#&@! Я вас уже вижу. Стойте. Никуда не двигайтесь". Так и произошло счастливое воссоединение.

К следующему походу я купил GPS.

На конкурс "Я выжил!". Ловозёры-2005 (Горный туризм, конкурс bask)

46


Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru