Как я в Альпах чувака спасал от срыва в бездну. Правдивая история 10-летней давности.
В моей памяти эта достаточно древняя история всплыла под воздействием очень похожей - и даже очень подозрительно похожей! - истории "Как на Алтае спасатели спасли, но от смеха удержались", три дня назад опубликованной на данном сайте (ссылка на неё будет приведена в самом конце данного сообщения). Похоже, нынешним "горникам" стоило бы заранее проверяться на склонность к гривуазным закидонам и кувыркам, дабы избежать шок, ужас, панику, смятения, жуть и прочие нездоровые инсинуации на грани "откидывания копыт". Сюжет публикуется впервые.
В данном сообщении 3 фотографии, вторая из которых (см. ниже) отражает весь ужас ситуации. Эта вторая фотография была сделана на следующий день после описанных здесь событий - то есть, в день, когда я попросил героя данного изложения, снова - на этот раз самостоятельно - пройти то место, на котором он вчера испытал чудовищные проблемы. При этом, я сфотографировал его, о чём свидетельствует эта самая вторая фотография.
ВНИМАНИЕ: БЕРЕМЕННЫМ ПРЕСТАРЕЛЫМ ДЕТЯМ ПРОСМОТР ВТОРОЙ ФОТОГРАФИИ КАТЕГО-РИСК-И ЗАПРЕЩЁН!!!
Надо сказать, с наркозависимой молодёжью мне приходилось сталкиваться в горах и раньше - при этом, задача заключалась в прививании им интереса к горной природе и к универсалиям зимней горной жизни в одиночестве (марши по заснеженному ландшафту, ночевки в палатках и в высокогорных альпийских зимовьях, строительство иглу и проч.). Цель: если не полное отвыкание их от «травы и колёсиков», то, по крайней мере, провоцирование их на воздержание от дряни хотя бы пару-тройку месяцев после походов. Это работало, так как объекты моей деятельности, несмотря на их зависимость, всё же были в состоянии заметить несоответствие их ничтожных, убогих, и, откровенно говоря, нищенски плёвых пристрастий монументальным красотам горной природы, физической работе на этой природе, и необыкновенной романтике в тот период, когда в Альпах никого нет.
На этот раз знакомый наркозависимый юноша забрался на широкую и практически плоскую седловину достаточно низкой горы и не смог двигаться по ней самостоятельно из-за панической боязни срыва в "выдуманную" им на ровном месте бездну. История произошла в октябре 2013 года в 10-дневном походе в Национальный Парк Валь Гранде в Италии. Этот нацпарк, хоть и невысокий, заброшен и вообще без людей, то есть, находка для тех, кто желает одиночества - http://kombrig.net/valgrande.htm .
Отмечу, что отец главного героя является моим очень хорошим другом-немцем и всегда приветствует, когда я беру данного парня с собой в горы. Типа, «После очередного горного похода с тобой он бросает наркотики и некоторое время держится без них». К этому "отцу" мы ненадолго вернёмся в конце данного сообщения.
И вот что произошло в октябрьском походе 2013 года и на ровном месте:
В конце одного дня нужно было взойти на сравнительно низкую (1728 м) седловину. На подходе к этой седловине, я задумал устроить себе перекур, а этот чувак сказал, что использует мой перекур для короткой прогулки вперёд с целью «разведки, что нас там ждёт». Я сообщил ему, что, судя по карте (см. вставку в фото, приведённое выше), нас там ждёт всего лишь достаточно скучное и плоское седло с двумя руинами давно заброшенной фермы, которые мы сегодня ночью используем в качестве защиты палатки от ветра. Но он очень хотел, и я разрешил, поскольку уже давно был в курсе, что наркозависимый люд часто испытывает зуд, не может просто сидеть на месте, и постоянно нуждается в какой-либо, пусть даже абсолютно бессмысленной, деятельности. Как-то раз один нарко-гаврик, не зная, чем заняться, но испытывающий зуд деятельности, переколол за один час такое количество заготовленных у одного высокогорного зимовья чурбаков, что поленьев, образовавшихся в результате этой колки, должно было хватить на пятилетку интенсивной эксплуатации упомянутого зимовья. Это я ему посоветовал, кстати. Сорри, отвлёкся на почве гордости за себя, генерального советчика товарищей наркомовцев, сорри ещё раз.
Через несколько минут чувак, ушедший на "разведку" вперёд, вернулся, весь в поту и ужасе, и сообщил, что «Нет там никакой седловины, вместо неё там сверхгигантская бездна, бездна, и нет возможности её пройти, мы сорвемся, там смерть нас поджидает». При этом он реально дрожал от страха, глаза его бегали туда-сюда, и было видно, что он не шутит. Надо сказать, в горах этот чувак не способен на глупый стёб, он там всегда достаточно серьезен.
Я говорю: «Этого не может быть!», - и разворачиваю местную крупномасштабную (1:25К) военную карту – "Видишь, какое там огромное расстояние между высотными линиями? Там же всё плоско, практически без уклона! А также на карте в этом месте нет никакой дополнительной штриховки, обозначающей какое-то экстраординарное уродство ландшафта". "Вижу" - отвечает он - "но на карте, наверное, другое место, или сама карта неправильная..." И, при этом, он трясётся и потеет. И зрачки его имеют неопределённый и не варьрующий в зависимости от количества света, размер, что наводит на мысли о том, что он бреханул, когда сообщил, что в горы никаких "средств" с собой не взял (чему я несказанно порадовался). Вот, сука, думаю я, - я ведь и раньше подозревал. что эти регулярные "пойду на разведку вперёд" всего лишь возможность, принять дозу без риска попасть под мой комментарий - и это, несмотря на то, что я уже давно дал этот комментарий - "Мне пофиг, что ты принимаеашь - главное, ты принимаешь это не в моём присутствии, и, желательно, реже, чем внизу". Не действует, как оказалось в этом случае.
Жесть, - думаю, я такого у него ещё не видел, это что-то новенькое. И, даже зная, что он "зависимый", всё равно тихо начинаю верить в то, что мы пространственно не там, где думаем быть. Типа, пользуясь картой, я каким-то образом совершил феерическую ошибку, в результате которой мы чёрт знает где, и теперь будем вынуждены "кувыркаться", чтобы однозначно свести карту с ландшафтом.
Ладно, говорю,
пойдём на эту седловину, я буду впереди. И, подражая легендарному таможеннику Верещагину ("Ну ща мы посмотрим, какой он такой этот твой Сухов"), бодро добавляю: "Ну ща мы посмотрим, какая она такая, эта смерть, что нас там поджидает...".
Он вдохновлён незнакомой ему цитатой, и полностью согласен. Выходим на седловину, и я спрашиваю: "Ну где тут твоя бездна? - всё же плоско, как я и говорил, и два полуразрушенных каменных барака, как на карте". Он отвечает: "Ты что, ослеп, вот она, прямо перед нами - один шаг, и мы летим кирпичом полтора километра по высоте, чтобы позорно распечатать морды об асфальт в Домодоссоле!".
"Ладно, говорю, - "принимаю огонь на себя. Я становлюсь перед тобой, ты в шаге за мной. Держишь меня за ручку на крыше рюкзака, опускаешь голову и упираешь свой лоб в мой рюкзак, закрываешь глаза, и идёшь, как ведомый мною псевдо-слепец и светофорный карманник товарищ Паниковский в сиреневых очках. Не бойся, я с тобой, держись и молись неистово ручке моего рюкзака, перебирай ножками и ни о чём не думай, я уведу тебя прочь от этой геенны огненной, от скорби и отчаяния, мы достигнем царства высшего милосердия и высшего сострадания, спасение наше пребудет вечно и праведность наша не сгинет - врубаешься, казлина?".
"Казлина" врубалась, и даже не спросила, кто такой этот загадочный "товарищ Паниковский в сиреневых очках" - так эту казлину колотило, колбасило, лупцевало и колошматило. Да и хорошо - вот ещё, пересказывать мне русскую классику для успокоения западного наркомовца? На хрен нада.
И вот ползём мы как два копулирующих клоуна-идиота в сцепке по просторной и плоской седловине, и тут я говорю – "Слушай, ты мне за такое спасение должен". "Много должен?" – блекочет он слабым голосом из-за моей спины. "Да нет, самую малость", - говорю я, - "завтра, когда мы переночуем у тех руин, что впереди (видны на второй фото) мы вернёмся немного назад, и ты сам – в одиночку – снова пройдёшь ту суперопасную дистанцию, на которой я тебя героически спасал, как ребёнка из полымя.
Ниже - то фото, которое я сделал на следующий день (фото увеличивается). Чувак честно отработал данное ему задание и за это был торжественно маркирован на фото жирной красной стрелкой. В этот день у него всё получилось. Он ликовал так, что в тот момент, когда я нажал на спуск фотоаппарата, даже итало-швейцарская красотка Монте-Роза искусительски приветствовала его издалека, на пару мгновений демонстративно выставив свои крутые, местами обнаженные бёдра, сквозь разрывы облачности на горизонте:
Ну а рано утром эта красотка, стряхнув с себя заслоняющую её облачность, предстала нам в своей полной нагой красе (см. следующее фото, ахтунг: телеобъектив!). Стало быть, всё было не зря - "сверхгигантские бездны", покорение этих бездн, утреннее смятение напарника ("Неужели я вчера такое нёс?"). И моя спокойная формула "Да хусим, чо уж там" - как ответ на это смятение, вызванный очарованием бёдрами голой Монте-Розы...
Хороша бабень... эта Роза... слов нет... мдя...
Но мы отвлеклись, сорри опять.
Изложенное выше - святая, истинная, чистая и горькая правда. Когда я зашёл в гости к его отцу и рассказал ему этот случай, он всего лишь небрежно бросил "Да, это для него нормально, ничего особенного, бывало и похуже, хошь пивка?"
Извини, мой хороший друг и отец моего долголетнего "горного" напарника, за то, что я впервые публикую нелицеприятную характеристику твоего сына. Но уж больно задела меня эта реплика "Ничего особенного, хошь пивка?"
Предупреждать надо. А то столкнёшься с этим "бывало и похуже", и не будешь знать, как помочь.
PS:
Да, пока не забыл - колллегам с Алтая ( https://risk.ru/blog/220984 ) - физкульт-привет! Фраза "Залезли на гору, но, обернувшись вниз, поняли, что что-то не так" непременно войдёт в анналы новой, стремительными темпами формирующейся науки - альпинистской наркологии.
.
Copyright © 2023 Леонид Александров aka Комбриг, www.kombrig.net