Здравствуй ёлка, Новый Год!
В начале желающих участвовать в данном походе было трое. Планы были грандиозные: горная 4 к.с. Да и район предполагался другой - Киргизский хребет. Но одного из них призвали, и он пошёл служить, а не подался в бега через границу. Другой же, большой начальник, и на него свалились большие проблемы как на работе, так и вне её. Так что я остался один и пришлось в корне менять как район, так и маршрут.
"Действительно, то, что нас не убивает, причиняет уйму
головной боли."
(Терри Пратчетт, «Наука Плоского мира»)
Поход был очень напряжённым, так что вечером, после постановки лагеря и ужина, желание и сил на написание дневника не было.
А поэтически можно сказать так:
«Это был тяжёлый день!
Лезли мы такую хрень!
Неожиданно нам всем
Приподнёс маршрут проблем.
Но к нам новый день придёт,
Мы продолжим наш поход,
Будёт новая фигня
И мы скажем в конце дня:
Это был тяжёлый день!...»
Небольшое предисловие или "о соло-походах замолвите слово"...
Положительные стороны:
- всегда идёшь с командой, которая полностью с тобой согласна и целиком
одобряет твои решения.
Отрицательные стороны:
- вся ответственность на тебе.
- маршрут не всегда можно построить там, где хочется. Особенно там, где есть
закрытые ледники.
-большой объём работы, который надо выполнять: постановка лагеря, дежурство,
ориентирование, .... и прочие развлечения!
И изюминка всего этого: дежурство - каждый день!
Как говорила Гюльчатай товарищу Сухову:
"... и всё одна! "
По итогу получаем:
Если вы хотите приучить себя к ответственности, самодисциплине, тяжёлому труду через "немогу" в суровых погодных условиях, прокачать навыки тактического и стратегического мышления, получить много времени на размышления о смысле жизни и заодно привести свои мысли в порядок, научится выживать во всяких непредвиденных ситуациях, а также не боитесь умереть в красивом, весьма удалённым от цивилизации месте во цвете лет, то походы в стиле СОЛО - это для вас!
Краткие сведения о походе.
Маршрут: н/к с элементами 2 кс.горная
Сроки: 30 декабря - 08 января 2022/23. (10 ходовых дней)
Километраж: 90 км (измерено по сайту nakarte.me, без коэффициентов;
без учета подъезда на транспорте)
Маршрут: пос. Верхний Баксан – р. Кыртык – р. Уллусенчи – пер. Суарыкауш
(1Б) – р. Субаши – пер. Джикаугинкез (1Б) – мин. источники Джилы-Су - [подъезд
на машине до в. 2421] - р. Харбас - плато Бечасын - район г. Бермамыт - район
г. Алебастровая – пос. Элькуш (недоходя по дороге на ~5..6км).
Ссылка на маршрут: https://nakarte.me/#m=10/43.59382/42.65854&l=T&nktl=Y5fcWXVEiTWDDnCfrc0hCw
Участник: Воробьёв Алексей, 1976
Дневник похода.
30 декабря. (1й день)
Вышел из поезда, сразу же нашёл машину (такси) до Верхнего Баксана. Выехал в 13-45. И в 15-40 уже приехал на старт маршрута.
Пошёл достаточно бодро: автомобильная дорога, да ещё и слабо греет заходящее зимнее солнце. Надо дойти до сточки ночёвки - место впадения р. Джугуртау в р. Кыртык, поскольку там живая вода. Дойду я до туда в любом случае: по долине идёт мощная автомобильная дорога, по которой можно идти после заката. Так оно и вышло, я дохожу туда по темноте, под свет луны. Пришёл на место ночёвки в 18-30, примерно час после заката. При постановке лагеря подмёрзли ноги, ведь уже солнышко давно как зашло и стало холодновато, а на ногах пока лишь тонкие носки, которые завтра заменятся на более тёплые. Пришлось съесть трентал.
Подъём завтра в 06-06, красивое число. Первоначальные впечатления от чайника с радиатором (1, 2 литра) от "Сплава" хороши: большое дно не только даёт хорошую устойчивость на горелке, но и эффективно нагревает воду. А также удобно наливать кипяток из него через носик, поскольку я иду на быстрорастворимых детских кашах. Но позже вылезет "один нюанс" - крышка имеет цилиндрическую часть высотой 8 мм, которая входит в сам чайник. Получается соединение типа "папа-мама" с небольшим зазором. И вот если после использования чайника оставить его на ночь, то остатки воды замёрзнут в этом зазоре и будут танцы с бубном при открытии крышки чайника. Поэтому нужно после пользования чайником с места контакта чайник-крышка удалять воду.
31 декабря. (2й день)
Длинный прогон по долине Кыртык шёл в ботинках, снегоступы не понадобились. Снег на дороге плотный и порой местами его нет. В долину Уллунсенчи дорога уходит серпантином, но можно срезать, пойдя в лоб, сокращая повороты. Что я и делаю. Далее, после набора по серпантину, основная дорога идёт на Север, а долина, куда мне надо, сворачивает на Запад.
Прошлой весной по долине была вверх отличная тропа, но сейчас она под снегом, так что приходится идти по левому (орограф.) берегу ручья. Там склон освещен солнцем, и ты идёшь по траве, а не тропишь по снегу.
На ночёвку встаю на более-менее ровном месте, за кочкой. Какая-никакая стенка. к тому же рядом под снегом журчит ручей. Правда место под палатку пришлось долго ровнять, подсыпая неровности снегом. Обычно в ожидании Новогодней ночи люди готовят праздничный стол: режут салаты - винегреты, запекают мясо - птицу, и т.п.
Ну а у меня другие хлопоты: поставить лагерь и залезть в палатку, и там выпить... Чаю.
01 января. (3й день)
Иду вверх вдоль русла ручья. Начал свой путь в ботинках, но вскоре идти по левому (орограф.) берегу становится неудобно - слишком крут боковой склон. А на русле ручья начинаю проваливаться в снег. Приходиться надеть снегоступы. И пошла тропёжка! Вот она прелесть соло-походов: вечный лидер в троплении!
В том месте, где ручей отходит от левого (орограф.) борта долины, вылезаю из русла ручья, беру левее по ходу и иду по склону, набирая высоту, стараясь выйти на тропу, прорисованную на карте.
Примерно в 14 часов, уже изрядно подзадолбавшись, углядел более-менее ровное место. И хотя далее по движению, после хорошего набора высоты, карта, что в GPS показывает наличие глобального выполаживания, лень взяла своё: лагерь будет тут! Но пока есть время и остатки сил, иду вверх без рюкзака, протропить на завтрашний день и просмотреть предстоящий путь подъёма на перевал.
В протропил до того места, где в снегоступах идти уже страшновато и вытоптал там площадку, чтобы там завтра с комфортом одеть кошки. Отсюда вверх, в лоб, так как тут GPS показывает минимальный набор по высоте на гребень. Хотя тропа летом идёт в другом месте, да и по летнему описанию перевала, туристы берут перевал в другом месте, немного дальше.
Возвращаюсь к рюкзаку. Немного строительных работ, и палатка стоит. Ночую.
2 января. (4й день)
С утра пасмурно, немного ветрено. Собираю лагерь и иду в снегоступах вверх по вчерашним следам. Не зря я их вчера протропил. Несмотря на то, что следы порой припорошены ночным ветровым переносом, они намного облегчают подъём. На вытоптанной с вечера площадке переобуваю снегоступы на кошки, меняю палку в правой руке на ледоруб. Ну вот я и готов к подвигу. Чем выше лезу, тем круче. А ближе к перегибу склон "встаёт", что приходится лезть на 4 такта. На гребне карниз, свисающий в мою сторону. Лопату из-за стяжек рюкзака не достать, так что приходится прорубать в нём проём и выползать на гребень на пузе, благо гребень широк.
Иду по гребню на котором порой попадаются камни, окрашенные синей краской - это маркировка тропы, что на карте в GPS. Там, где тропа начинает идти вниз, я тоже начинаю спуск. Пройдя немного по маркировке, понимаю что тропа идёт по камням и выхожу на локальные снеговые участки: тут снега мало, порой торчат камни... но доски нет. Так что спускаюсь вниз по этим снежникам, ну и далее по жухлой припорошеной траве до локального выполаживания и тут обеденный привал.
К обеду погода улучшилась: разогнало облачность, стих ветер и вышло солнышко.
После обеда решаю не спускаться вниз, в долину Кыртыка - там тень и холодно, а пройти траверсом склона как можно дальше, потихоньку сбрасывая высоту, и там, где склон станет уж слишком крут для траверсирования, уйти вниз, к руслу р. Кыртык. После вальяжного обеда идётся хорошо, радостно: светит солнце, торопить не надо, ибо иду по жухлой траве, изредка пересекая снежники, вокруг обалденные виды зимних гор!
Ближе к вечеру начинаю искать место, где бы спустится вниз долины, но тут, переходя снежник, проваливаюсь ногой по щиколотку в текущий под ним ручей. Это знак, что никуда не стоит идти, а прямо тут ставить палатку. Недалеко ровная площадка с камнями, которые лежат так, словно их люди положили.
3 января. (5й день)
Чуток пройдя от места ночёвки спускаюсь вниз в долину. Зимой, тут низы долины солнцем не освещаются, поэтому в русле ручья наст. Переобулся в снегоступы и шагаю вверх по руслу: идти хорошо, наст держит. Вскоре выхожу на локальное расширение долины, где ручей поворачивает на перевал. Тут солнышко! Ну как не отказать себе в удовольствии перекусить и испить чаю!
Дальше, при подъёме характер снега меняется: наст исчезает и снег становится более мягким. Идти становится тяжелее, так как приходится тропить. Вот как быстро тут снег меняет из-за солнца свои свойства.
В 15 часов подхожу к финальному набору. Та же тактика, что и позавчера: найти боле-менее пологое место для палатки и без рюкзака вытропить путь на перевал. Солнышко садится, склон в тени, начинает холодать, и мягкий, пушистый снег начинает, прямо на глазах превращаться в доску, толщина которой от 4 до 15 сантиметров. Приходится её ломать и куски сбрасывать вниз. Так что копаю мини-траншею по колено. Вышел на верх, а там оказалось, что это не перевальная седловина, а на перевал надо пройти траверсом ещё метров сто с гаком. Но там склон хороший: снега мало, много где торчат камни. И в качестве бонуса - фото вечернего Эльбруса.
Ну а перед сном: учебно-строительное занятие по постановке палатке на снежном склоне и строительстве снежной стенки. Это отличная подготовка к летнему дачному сезону, как утверждает поэт современности, Сергей Владимирович, в своём выдающимся произведении.
4 января. (6-й день)
Ночью был ветер. Палатку славно трепало. Вчерашние следы хоть и заметены, но они держат и по ним поднимается отлично. А рядом снег - уже не доска, а снова пушистый, потому что солнце сюда рано заглядывает и состояние снега быстро меняется.
Выхожу на вчерашнюю так сказать "седловину", переобуваюсь в кошки и иду дугой траверса на истинную седловину перевала Джикаугенкез. Судя по экспозиции спускового склона, солнце сюда не заглядывает, и это радует, поскольку меньше вероятности ежедневной переодической смены состояний снега и следовательно того, что на склоне лежит доска, ибо На седловине просматриваю путь вниз, где снег лежит до самого низа, достаю ледоруб и на 4 такта иду вниз. На спуске попадается участок, судя по состоянию снега на нём, сюда сюда и зимними вечерами солнышко заглядывает.
Спустился. Снова переобулся, на этот раз в снегоступы, и по плату Джикаугенкез иду вниз. По летним космоснимкам тут на леднике трещин нет. И это успокаивает. Снег на леднике Джикаугенкез, несмотря на освещенность солнцем, крепкий фирн, потому что тут его полируют и захолаживают холодные ветра с Эльбруса, так что зимнее солнце не в силах нагреть тут снег и изменить его состояние.
При сходе с ледника на тропу, ведущую вниз, немного поплутал. Надо чаще смотреть в GPS.
Тропа выводит на гребень древней морены. Тут идти хорошо, снег частично сдут, частично сублимировался на солнце, поэтому снегоступы не нужны. Порой попадаются ровные места в кармане морены. И в одном из таких мест, на хорошей и ровной площадке из жухлой травы встаю на ночёвку.
Вечером в палатке обдумываю планы на будущее. Я хорошо отстаю от исходно запланированного графика - ночевать в районе альплагеря Лакколит я должен был вчера, так что первоначальный план: перевал Бурунташ - траверс в. Кызылкая - пер. Нарджол - р.Тохана отменяется. Также отменяются и запасные облегчённые варианты типа пер. Нарджол - р. Тохана или же пер. Сирх - р. Артыкчал - пер. Артык Сев. Надо просто спустится в Джилы-Су, дальше пройти по автодороге на Север, спустится в район слияния р. Артыкчал и р. Харбас, и оттуда подниматься вверх по р. Хабрас т выйти на дорогу, что идёт в сторону плато Бечасын и далее на Север.
5 января. (7 день)
Ночью был хороший ветер. А я уж раскатал губу, что тут не будет сильно дуть,...
По тропе, что идёт по гребню кармана морены иду вниз. Ниже она пропадает под снегом, но есть GPS, чтобы держать верный курс даже без тропы. Перед Джилы-Су у ручья пообедал.
Теперь предстоит долгий прогон по автомобильной дороге. Сейчас, хоть и зима, но люди на машинах приезжают в Джилы-Су, чтобы полюбоваться открывающимися отсюда пейзажами, попить нарзана и т.п. Сейчас не сезон, кафе и прочие места кулинарного разврата закрыты, но машины ездят туда-сюда по дороге. Прохожу автомобильный сост через Малку и на начале подъёма останавливается джип и водитель предлагает меня подвезти. Отказаться не могу, поскольку нет желания идти вверх по асфальту, раз можно там проехать. Доезжаю до в. 2421, откуда ответвление от дороги ведёт вниз, к р. Хабрас. От водителя узнаю, что надвигается непогода.
Сбегаю вниз быстро, даже немного срезав путь пойдя по целине, вместо дороги. Нахожу летний кош и под защитой стенки из камней ставлю палатку.
8 день. (6 января)
С утра пасмурно. Не к добру это.
Собираю лагерь и начинаю идти вверх по долине р. Хабрас. Вскоре выхожу к склону холма, где дорога раздваивается: одна идёт вверх по склону, вторая - вдоль реки. Они обе выводят к дороге, что на плато, но та, что сразу начинает набирать высоту - короче. Выбор очевиден.
При подъёме ветер усиливается, начинает переметать лежащий на земле снег. Но хорошо, что снег с неба не идёт, а то боюсь тогда бы совсем замело... Почти поднявшись на плато замечаю вагончик на колёсах - такой вот кош. Иду в него, чтобы передохнуть от ветра, утеплиться и перекусить всухомятку. А ветер тут, на плато, суров. Вагончик под его порывами качается, хотя он никуда не бежит. Предчувствуя недоброе, поверх тёплой куртки одеваю мембранную. Выхожу в открытый космос, вернее из вагончика, и далее на дорогу, что ведёт через плато Бечасын к вершинам Бермамыта и далее на Север.
Впереди серое небо, а сзади в облаках проглядывает гордый Эльбрус, смотрит на смельчаков, отважных, отморозков и прочих обделённых разумом и инстинктом самосохранения людей, не идёт ли кто из них на его вершины... Ветер на водоразделе, по которому идёт дорога, не утихает. Порой дует так, что идёшь и шатаешься под его порывами. Особенно достаётся от ветра левой части лица в местах незащищённых бородой.
Навстречу по дороге едут две машины. Остановились, спросили не нужна ли помощь, напоили чаем и угостили лепёшкой. Это было весьма кстати, поскольку вскипятить воду для перекуса на таком ветру - это отдельный подвиг. Машины ехали к какому-то "лабиринту". Пообщавшись немного, каждый пошёл своим путём: машины покатили на Юг, ну а я пошагал на Север. И где-то через час снова встретил этих водителей. Они возвращались назад, видимо дорогу там изрядно замело.
В 15-30 на дороге встречаю ещё один вагончик. Решил не испытывать судьбу и встал в нём на ночёвку. Хотя, как выяснится завтра, через 3 километра будет ещё один вагончик. В вагончике устраиваю грандиозное чаепитие, газа то у меня много. На тахте устанавливаю палатку, чтобы было теплее спать.
Ночью ветер был очень зол: вагончик всю ночь громыхал.
7 января. (9й день)
Как бы сказал Олег Янковский в образе барона Мюнхаузена: "С утра и до вечера - подвиг!"
Утром был подвиг выйти из вагончика и встать на маршрут. На него сподвиг стимул - боязнь опоздать на поезд, времени совсем впритык.
Ветер буйствует. Хорошо, что с ног не сбивает и дует не в лицо, а в левый бок. Видимости метров сто - двести. Прям пурга в Заполярной тундре.
Иду удлинёнными переходами по часу. На отдых не сажусь от, а просто стою и отдыхаю. Разгруженный от продуктов рюкзак милостив к плечам. Порой попадается около дороги некая ветрозащита в виде развалин или стоящих вагончиков, под защитой которой можно посидеть, отдохнуть от ветра и сверить путь с показаниями GPS, чтобы не сбиться на ненужную дорогу, ибо порой есть неочевидные отвороты.
В прошлом мае, идя по этой дороге, я любовался медленно надвигающимися Бермамытами, сейчас же любуешься снегоступами на заснеженной дороге. Ближе к Бермамытам пейзаж становится более разнообразным: появиляется старая ЛЭП, порой показываются виды с плато вниз...
Наконец-то и Малый Бермамыт! Его крутых склонов не видно, но дорога поворачивает на Восток, чтобы его обогнуть. Вскоре пересекаю ручей. Выпив пару глотков, набираю воды в бутылку, где ещё остался сахар. Вот такой вот самодельный Рэд Булл, который окрыляет. Бутылку прячу за пазуху пуховки в надежде немного нагреть водичку.
Огибаю Малый Бермамыт. Ветра тут поменьше, открылась видимость вниз долины Хасаута, стали видны скальные сбросы обоих Бермамытов. Сказывается усталость и задолбанность. Двойная дневная порция фиников не сильно помогла. Приходится прикладываться к заветной бутылке, что под пуховкой.
В сумерках вылезаю на плато, что севернее Большого Бермамыта и по дороге иду в сторону г. Алебастровая. В 17-30 уже на подходе к этой горе, хотя по сути это локальный холм, примечаю вагончик, где и ночую.
На завтра кровь из носу надо выйти к людям и сесть в вечерний поезд из Кисловодска. Приходится поменять планы и выходить в Элькуш. Для верности рисую в GPS нужный трек, чтобы в случае приступа топологического кретинизма не уйти куда-то ещё, например в Кичи-Былым...
8 января. (10й день)
Похоже, что к утру ветер подустал от вчерашних затей и силы остались лишь на низовую позёмку. Позади приоткрылся Эльбрус, а впереди, через море облаков проглядывают горы, что вокруг Пятигорска: Машук, Бештау и прочая компания.
Продолжаю свой путь изощрённого походного мазохизма для особых ценителей к финальной цели. Небесная канцелярия смилостивилась надо мной, но теперь другая напасть: сбил ноги. И при каждом шаге пальчики болят. Но это не беда. Главное, что теперь как в песне далёкого детства: "Завтра будет лучше чем вчера... ".
После " качелей " на холме (горе) Алебастровая, дорога идёт ровно. Благодаря вчерашнему прорисованному треку, не пропустил место отворота дороги на Элькуш.
Погода улучшается: перестал дуть ветер, светит солнце. Внизу, туман разлился по долине Аликоновки, на Севере, царство облаков, а позади на Юге гордые главы Эльбруса. Потянуло, блин, на романтику... Хотя ещё рановато, до Элькуша ещё далеко.
Но тут судьба дала знак. Сзади подъезжает Нива, которая едет в Кисловодск, и водитель предлагает подвести. Благоразумно решив, что на эти праздники надо бы ещё и немного отдохнуть, сажусь в неё.
Далее в Кисловодске культурно-нарзанная программа, с главным гвоздём в виде кулинарного безумия. Еле-еле уставшие ноги донесли изрядно потяжелевший живот к поезду, ибо я был словно главный герой стихотворения "Обжора" Спайка Миллигана.
Друзья, мне тяжело дышать,
Последний час настал…
Проклятый яблочный пирог!
Меня он доконал.
Я слишком много съел сардин
И заварных колец…
Пусть этот маленький банан
Мне подсластит конец.
Увы, недолго на земле
Мне остается жить!..
Друзья, салату-оливье
Нельзя ли подложить?
Не плачьте, милые мои,
Тут слезы не нужны!…
Вот разве пудинга кусок
И ломтик ветчины…
Прощайте! Свет в очах погас,
И жизни срок истек.
Эх, напоследок бы сейчас
Поесть еще разок!..
(перевод Григория Кружкова)
Послесловие.
Как вы думаете, какое самое большое впечатление от преодоления
рельефа за поход?
- Перерезание на пузе карниза перевала Саурыкауш?
- Спуск на три такта с перевала Джикаугинкез?
- Снежный шторм на плато Бечасын?
Итак, что же это...
Внимание!... Кто же победитель в этой номинации?
Это плитка на перроне Казанского вокзала нашей столицы!
Разнообразие складок её поверхности навевало слова из детской игры: "Море волнуется, раз!... ". А легкое облендинение этой выпукло-впуклой поверхности заставляло быть очень аккуратным при ходьбе, будто ты без кошек шагаешь по льду ручья.. Что уж говорить об простых обывателях, никак не связанных со спортивным туризмом или альпинизмом граждан!
Скажем спасибо мэру Москвы Собянину за высокое качество укладки плитки в ввереному ему городе! Поскольку сделать ровную платформу на вокзале в интересах горожан, а не освоить деньги бюджета на укладке плитки, что в интересах узкого круга отдельных обитателей мэрии, это намного сложнее, чем организовать москвичам и гостям столицы QR- тиранию и принудительное иглоукалывание непонятной РНК-содержащей жидкостью, последствия которого могут продемонстрировать такие люди, как певун из конца 80х – начала 90х Юра Шатунов или известный фигурист, олимпийский и мировой чемпион, Роман Костомаров…