Эльбрус. Классика с юга (июль 2021)

Пишет Tislo, 24.02.2023 12:49

В юбилейный год открытия для себя альпинизма практически не оставалось для иного плана на отпуск, кроме как совершить восхождение на Эльбрус. Что касается маршрута, конечно, большинство из нас любит малолюдные места, но, объективно оценивая подготовку свою и группы, решили пойти по самому простому классическому маршруту с юга, конечно же, в своих палатках и без ратраков. Хотелось понять, как будет вести себя организм и снаряжение в условиях большой высоты.

Сказано – сделано. Выбран всем подходящий месяц, июль. Состав нашей команды снова немного изменился. Честное слово, наблюдается какая-то грустная тенденция, что почти все, кто ездил с нами куда-то, делают это один раз (не подумайте ничего плохого – домой возвращаются), правда исключения все-таки есть. Итого в составе неизменные я и Паша + к нам присоединилась моя хорошая знакомая Настя, не имевшая существенного альпинистского опыта, но активно занимающаяся спортом (бегом). Вез ей недостающие снаряжение (кошки, ледоруб, ботинки, каску и т.д.). Заранее договорились, что проведем занятия по зарубанию и движению в кошках с ледорубом, и будет она восходить или нет, решим на месте по факту.

Остальной подход к подготовке (еда, снаряжение) был точно такой же, как и раньше, за исключением того, что естественно взяли полный комплект теплой одежды и горнолыжные маски. И это был первый выезд, в который я не взял зеркальную камеру (+ штатив, + объективы). Акклиматизационный план включал в себя прогулки к водопадам, восхождения на Чегет, Сарыколбаши-Терсак (описание с сайта Михаила Голубева), на финальном этапе подъемы до верха скал Пастухова и ратрака.

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)

Первый раз Эльбрус увидел из окна поезда Адлер-Кисловодск, он там есть, на горизонте, присмотритесь

Приехали в Терскол со знакомым таксистом из Нальчика, буквально за 10 минут нашли устраивающий вариант пожить внизу (запирающаяся отдельная комната в квартире, душ есть, кухня есть – что еще надо?), просто спросив в ближайшем магазине. Соседями в квартире были коммерсанты, которые водят группы, т.е. значительную часть времени мы с ними не пересекались вообще. Немного подразобрав вещи и пообедав, пошли на первую прогулку по плану – к водопаду Девичьи Косы. Погода была отличная, тепло. После начала подъема по дороге к водопадам и обсерватории находится «пункт» прохода в заповедник, на котором заботливо собирают деньги за вход (забегая вперед, они не любят вставать рано, и если вы любите – то там просто никого не будет). По дороге нас ждали великолепные виды на окружающие горы, легендарный ледник «Семерка», и, конечно, сам живописный водопад. Спускались назад ближе к закату.

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)Донгуз-Орун с легендарным ледником "Семерка"

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)

Столбчатая вулканическая порода по пути к водопаду

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)В пути

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)Поляна Азау внизу ущелья

На следующий день по плану было восхождение на Чегет – несмотря на подозрительную погоду утром, решили попробовать - развернуться можно всегда. К всеобщей радости, походу дня погода стала налаживаться, и удалось посмотреть на окрестные виды, правда Эльбрус был в облаках.

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)Идем понемногу

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)На вершине

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)Заодно посмотрели на наш Сарыколбаши-Терсак

Следующий день, по изначальному плану, должен был быть отдыхом, перед подъемом на ночевки в цирке Суаккалар. Но просто отдыхать у нас, часто, не получается – поэтому пошли до Иткола разведать завтрашний путь. От стадиона поднялись по склону примерно до высоты 2600 непосредственно по травянистому склону (местами есть тропы, но в основном это тропы пастухов, и ведут они вдоль склона), сразу поняли, что с рюкзаками будет гораздо веселее. Но это ничего, зато виды красивые. Вернулись назад и начали собираться. Договорились с хозяйкой квартиры, что оставим лишнее (нужное только на Эльбрусе) снаряжение и еду за символическую плату, т.к. через пару дней вернемся, а сдавать кому-то еще она в целом не планировала.

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)На ночевки в цирке

Тот же переход, что и за день этого, но с рюкзаками, естественно оказался более долгим. Не успели уложиться в дообеденную нормальную погоду, и наверху последний час-полтора шли по дождю. Для всех это был первый опыт движения по травяным склонам вообще без каких-либо троп, больше всего раздражала трава (не знаю ее название), которая растет кочками, и, соответственно, нога может встать как угодно, при попадании на нее. Хорошо, что финальная часть пути преодолевалась по осыпи, честно, никогда не был так рад камням. В цирк пришли насквозь сырые, быстро поставили палатки, переоделись и согрелись чаем. Наверх взяли две палатки – втроем в RedFox SoloXC+ тесновато, и рюкзаки должны жить на улице. К вечеру погода улучшилась, и мы смогли разглядеть завтрашний путь, сам цирк и окрестные виды. Очень понравилось это место ночевок – комфортные площадки, вода, впечатляющий вид на долину Адыл-Су, Джантуган.

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)Вид с ночевок в цирке

Жаль, что его в основном не видишь, и за наше время нахождения там, чаще всего был дождь. Рядом с лагерем бегала куча ласок, которых Настя постоянно пыталась приманить поближе, а я пытался донести, что делать это не нужно, т.к. опасался за целостность палатки и рюкзака в том месте, где хранится еда.

Рано утром вышли на восхождение, маршрут на перевал был очевиден и не представлял особого труда, сам подъем тоже – за исключением того, что сыпуха среднеблочная, и очень живая. Так что, несмотря на небольшую крутизну, идти приходилось медленно. Старались выходить на скальные гребешки по центру осыпи. После выхода на перевал передохнули, сделали пару фотографий.

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)По пути к перевалу Суаккалар

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)И на нем

Из долины наползали облака, поэтому сложил турик и стрелочку, чтобы на обратном пути не пролететь мимо, если не будет видимости. Так и случилось, туда-сюда гулял туман, и лишь подходя к вершине, смогли увидеть Эльбрус.

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)Не надолго выглянул Эльбрус

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)Вершина, и любимый горный пейзаж вокруг

На вершине попили чай, оставили записку, встретили и поговорили с военнослужащими, которые поднялись туда по более сложному маршруту в рамках тренировок. Виды оттуда, наверное, прекрасные, но мы наблюдали стандартное горное молоко. Особо долго не задерживались, так как были опасения по поводу погоды. Назад шли в основном в тумане, и, дойдя до своего турика, я присел отдохнуть, сказав, что сейчас пойдем на спуск.

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)Идем назад по гребню

В этот момент Настя стала настаивать, что нужно идти дальше, а не спускаться здесь, мол мы еще не дошли. Туман он такой. Спуск по крупной живой сыпухе оказался не особо быстрее подъема, поторопился и разок спустил камень себе на ногу, спасибо, что по касательной и не в колено.

Ближе к вечеру погода, временами, даже налаживалась, но следующим утром снова был дождь. Какое-то время думали, подождать до обеда или идти прямо сейчас вниз – выбрали собираться и идти. Что самое обидное, дождь и облака висели на высоте буквально метров 100 ниже цирка – в долинах светило солнышко и было явно куда приятнее, чем под дождем.

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)В цирке дождь, а в долине солнце

На этом первая часть нашей акклиматизации закончилась, дальше ждал отдых, стирка и сборы к подъему на Эльбрус.

Во время второй части акклиматизации планировалось поставить лагерь в районе Гара-Баши, и когда мы поднялись туда, пытались выяснить у явно местного где поставить палатку, в ответ услышали ценник. На уточнение, что нам застеленные площадки, туалеты и прочие электричества не нужны, он многозначительно провел рукой перед собой. Ну что ж, спасибо за помощь. Сбегали налегке на ближайшую скальную гряду (продолжение скал спасателей), решили ставить лагерь там. Перетащили вещи, активно занялись работой по обустройству площадок и надежной установке палаток. Из найденных рядом досок соорудили лавки и стол.

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)Наш временный дом

В этот раз у нас снова было две палатки, но сейчас уже мы втроем жили в RedFoxe, оставив вторую под склад еды и снаряжения. Так и теплее, и спокойнее. Пообедав выдвинулись на прогулку до приюта 11 и скал спасателей, чтобы хоть немного выше побыть перед первой ночевкой на ощутимой высоте.

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)Через несколько дней этих палаток тут не будет, но будет наша

Ночью ни разу не разочаровался по поводу взятого пухового спальника, хотя изначально были сомнения и страхи, что может промокнуть. Рано утром (на рассвете) выдвинулись до верха скал Пастухова в рамках первого дня акклиматизации на высоте. Почти весь путь наверх снег был подморожен, шлось достаточно легко, но высота немного давала о себе знать. На обратном же пути раскатанная ратраками дорога раскисала, и идти было неприятно, к тому же ботинки мокли. При этом бОльшая часть групп выдвигалась на акклиматизацию по похожему сценарию, скажем так, совсем не рано, поэтому месили кашу и по пути туда, и по пути обратно. За все дни нахождения там так и не понял, очень спать хотят? Боятся по подмороженному склону клиентов вести? Ну да ладно, их дело. После этой прогулки в лагере стало находиться гораздо легче, и спалось куда лучше. Вообще каких-либо существенных признаков горняшки ни у кого не было, у всех был аппетит, голова если и болела, то недолго и несильно – сладкий чай решал вопрос. Отлично зашла глазированная халва. А на восхождение приберегли по маленькой бутылочке черного вражеского напитка.

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)Вид в сторону ГКХ со скал Пастухова

Следующим утром нас ждал подъем выше – до засыпанного ратрака. Сценарий был примерно такой же, вышли на рассвете, передохнули у скал Пастухова и двинули дальше. Подходя к ратраку, спросил что-то у Насти (если честно, уже и не помню что), в ответ услышал несколько не связанных между собой слов – это, и бледный внешний вид, меня насторожили. Хотя после того, как все вместе там сели она нормально включилась в разговор и уверяла, что с ней все в порядке.

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)Отдыхаем у ратрака

Тем не менее, по возвращению вниз, устроили разговор по поводу дальнейших планов, предложил либо спуститься вниз на отдых, либо ратрак как увеличение шансов (хотя не очень хотелось, конечно, про такое «восхождение» рассказать кому-то потом было бы стыдно). В ответ на это получил естественно скандал. Благо она человек такой, что заводится быстро, но и успокаивается тоже. Через некоторое время все-таки решили переночевать и спуститься на одну ночь вниз, так и поступили. Тем более по прогнозу как раз надежное окно начиналось через день. В тот вечер сначала Эльбрус решил засыпать снегом, а потом нас снова тревожила местная живность – на этот раз лиса. Видимо, уже прикормленная, людей не боялась абсолютно. Из опасений за целостность нашего склада снова старались не кормить ее рядом с лагерем.

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)Обстановка немного изменилась

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)Местная лиса хотела что-нибудь поесть

Перед штурмовым выходом пошли зарегистрироваться у спасателей в Терсколе, сообщили необходимую информацию, и спросили, могут ли он дать свою частоту для возможной экстренной радиосвязи, на что сотрудник громко рассмеялся, и сказал «оставьте лучше внизу, что просто так лишний вес таскать. Там нет постоянно работающей станции, даже тут не всегда включаем».
Вопрос к знатокам, это реально так, или все-таки просто не хотят частоту всем подряд давать? Вобщем сказал «заряжайте телефон». Спустя ночь внизу, подготовили все необходимое снаряжение, взяли еды на три дня и снова двинулись наверх. В этот раз лагерь поставили чуть выше Марии, от подъемников до туда с рюкзаками дошли весьма бодро, в этот момент идея переночевать внизу перестала казаться сомнительной тратой времени.

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)Вид из палатки в штурмовом лагере. Омрачалось это место тем, что кто-то устроил сортир в 2 метрах от площадок под палатки.

Поставили свой лагерь там, где несколько дней назад гуляли и акклиматизировались. И напротив был как раз удобный склон чтобы позарубаться, этим и занялись перед обедом, благо погода позволяла высушить вещи. Выход на штурм планировали в 1:00, по ситуации с погодой. Либо день резерва. Вечером казалось, что все идет по плану, пока не усилился ветер. Усилился он конкретно, когда лежали в палатке, слышал, как шевелятся камни, которые держат оттяжки и слегка приподнимает палатку. Тем не менее, как то уснули, решив, что пойдем на штурм, если погода начнет налаживаться. Проснулись по будильнику в час, ветер был все еще такой же. Посовещавшись, решили не дергаться. Следующий раз я проснулся около 2:40 от проезжавшего мимо ратрака. Высунул голову из палатки и увидел большое количество фонарей на горе – ветер немного стих. Ну что ж, и нам пора. Резко собравшись и позавтракав, выдвинулись на штурм примерно в 3:10-20. При сборах несколько недооценил теплоту пуховика и пошел в нем, через полчаса снял, было вполне тепло в кофте и мембранной куртке. А вот ногам в теплых штанах было отлично. Настя вышла на штурм с нами, но спустя некоторое время, еще не пройдя скалы спасателей, отказалась и пошла к палаткам (мудрое и своевременное решение, уважаю за него). Фонарь на какое-то время включил, потом выключил. Уже не было темно, не было никакой практической необходимости в нем. Выше скал спасателей ветер несколько усилился, была поземка. Начал замерзать, как ни странно, глаз – пришлось надеть горнолыжную маску. В районе скал Пастухова начался рассвет, и мы смогли сделать ту самую фотографию, которую хотели – тень Эльбруса в атмосфере и на окрестных горных хребтах.

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)Тень Эльбруса в атмосфере и на окрестных хребтах

Тут, как говорится, кто не был, тот не поймет, насколько это величественное зрелище, и насколько сюрреалистична вся атмосфера в целом. Тишина, только ветер и свое дыхание с пульсом, поземка, дымка на горизонте, который в десятках километров, хрустящий снег, высоченные горы вдалеке как игрушечные. Какие могут быть вопросы «зачем?».
Мало-помалу дошли до косой, а там и до седла. Не доходя до основного «лежбища» присели отдохнуть, выпили чая, колы (прекрасно залетает), съели конфет. Вид взлета после седла, конечно, немного деморализует, но с другой стороны осталось несколько сот метров, т.е. «чуть-чуть», погода звенит - двинулись дальше. Это участок пути, конечно, шли предельно медленно, постоянно отдыхали.
И вот предвершинное плато, идет растянутая встречная группа (очевидно, коммерсантов, плюс-минус все одинаково одеты) в середине которой один товарищ идет как тот бычок, из стишка Барто, который качается. Попытался затормозить следующих за ним участников, выяснить, где их гид. На что получил в ответ только молчание и пустой взгляд в ответ. Но гид, к счастью, заметил, что кто-то докопался до его группы и подошел сам, взял этого товарища под руки и посадил отдыхать.
Наконец, небольшой холмик самой вершины (наверное, самое сложное место на восхождении), и там уже много людей (зашедших с предыдущей группы). Решили немного подождать, перед холмиком спасатель, остановились с ним поговорить и тут я понял (потом), что меня тоже немного накрыло, потому что я спросил его: «А Вы группу сопровождаете или просто тут дежурите?». Ага, дежурит, поди еще и круглосуточно. Ну да ладно, место на вершине освободилось и вот мы здесь! Выше ничего нет, вид во все стороны, погода звенит! Пофотографировались сами, пофотографировали местность, допили колу и я, как планировал, просто закрутил пустую бутылку и взял с собой, чтобы потом пугать всех разницей давления (по сей день она успешно лежит у меня в столе). Времени было около 10 утра.

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)С кремом я, конечно, переборщил, это да. Но лучше, чем наоборот (было такое разок, неприятно)

Дальше проще – только вниз, шли медленно и очень внимательно, т.к. перила на спусковой тропе были далеко ниже, встегнуться в них было проблематично, в отличие от пути вверх. В этот момент утомлять стала, как ни странно, жара. На седле было как в солярии, но жар, как известно, кости не ломит. Уж лучше так. Спустившись на седло увидели того же самого «бычка» под кислородом, с кучей народа вокруг. А в буклете, наверное, было «легко и безопасно».
На седле снова немного передохнули и пошли дальше вниз, следующий перекур был в конечной точке ратраков. Признаться честно, было большое желание уехать на них или снегоходе, но когда узнали цены – сразу нашлись силы. В четвертом часу были у палатки, уставшие, но предельно довольные. Настя тоже была довольная, что порадовало, а то я даже немного переживал, что у нее не получилось пойти с нами. Пообедали, и поняли, что торопиться до закрытия подъемника нам не хочется, поэтому решили остаться еще на одну ночевку, погода располагала.

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)Вечерние виды "из окна"

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)Прощание с лагерем

На следующее утро спокойно спустились вниз, и пошли на праздничный обед, к слову, самое лучшее место, которое удалось найти, это кафе при отеле «эльбрусия». Готовили там, конечно, часто очень долго. Но порции «как надо», и очень вкусно. Пиццу вдвоем мы не смогли даже осилить, хотя боролись до последнего. Вообще все, что покупали в местных магазинах (форель, пироги, вяленая говядина) было, как и всегда на Кавказе, великолепным.

На последние свободные дни выезда оставили еще одну достопримечательность – водопад в долине Терскол. Пошли туда также рано утром, поэтому почти никого не встретили на маршруте (снова только по пути назад). Мне очень понравился этот водопад, окружающая столбчатая порода – однозначно следует посетить.

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)Водопад Терскол

Итак, по результатам этого выезда были закрыты все его цели – совершили восхождения на три запланированные вершины из трех. Но мы еще вернемся – осталась еще восточная, есть другие варианты маршрутов.

Фактический высотный график, получившийся в этом выезде, показан на рисунке ниже.

Эльбрус. Классика с юга (июль 2021, Альпинизм)Для нас такая акклиматизация оказалась весьма комфортной. Не ощущали значимых симптомов горняшки

Спасибо за внимание!

И, конечно, небольшое видео

p.s. написанный текст не стоит воспринимать как инструкцию к действию, вполне вероятно, допущены стратегические или тактические ошибки.

p.p.s. если у вас возник вопрос "зачем ты это пишешь, это не интересно" - ответ простой, для себя.