Восхождение на Эльбрус с 70 кг рюкзаком с самого низа

Пишет AnatolyTraveler, 24.01.2023 11:47

Всем форумчанам доброго времени суток.

Как всегда, когда долго откладываешь, приходит момент, когда обстоятельства складываются так, что вот оно самое время, когда пора.

Как и многие тут, я решил написать здесь свой не то чтобы отчет, и отзывом не назовешь, так как будет он не шибко большой, скорее просто рассказ, о том как Я, поднялся на Эльбрус с 70 кг за плечами.

Желание на восхождение на Эльбрус, появилось у меня в феврале 2022 года, когда я прочел книжку авпшника Григория Лапшина, Автостопом на Эльбрус.

Однако, читать я ее начал, из за слова автостоп, и об Эльбрусе, я знал тогда, лишь само слово.

Так как я путешествую автостопом, я начал зачитываться, и по словам автора, они так легко взошли до Приюта 11, что у меня появилась мысль, а почему бы тоже, туда не достопить?

Люди просто прогулялись, без особых трудностей, взошли на знаменитую гору, наверное так легко, тем более, что про приют то я оказывается слышал, но не знал, что он на Эльбрусе.

Так мысль теплилась и спустя пару месяцев, когда уже все немного подзабылось, вселенная снова послала мне знак.

В офисе одного человека, я увидел фотографии, как он взошел на Эльбрус, учитывая его статус, для меня это было серьезным пинком.

За несколько дней до этого момента, я разговаривал с другом, и он скащал, что это его мечта, взойти на Эльбрус, я предложил ему пойти со мною, казалось бы, команда собралась, ведь двоем то все полегче.

Спустя несколько дней, вновь общааясь о восхождении на Эльбрус, друг понял, что я иду не до вершины, моей целью ведь был Приют 11, и я планировал, что до туда можно дойти без теплых вещей, снаряжения и особых сложностей.

Но тут вселенная снова вмешалась и друг сказал, что если я не иду до вершины, он не пойдет со мною, я спокойно ответил, Пошли до вершины.

И тогда ситуация приняла другой оборот. Не вам мне рассказывать, как зимняя снаряга для гор, увеличивает вес, но тогда я это понимал лишь косвенно.

Скажу сразу, что у меня не было опыта высотного восхождения, тем более что я никогда не переходил из лета в зиму, а на Эльбрусе, даже умирают люди.

Самая высшая точка, на которой я был ранее, это 3500, на Алтае, и то, заехал туда на уазике. Высоты на которые восходил пешком, не знаю, тогда, я над этим не задумывался.

У меня был опыт хождения по Алтайским горам, с рюкзаком 21 кг, который дико меня утомлял, у меня отваливались плечи и тогда я даже не понимал, зачем нужен пояс на рюкзаке, он либо не был застегнут, либо застегивался и свободно болтался.

Тогда же, в Акташе, я встретил своего будущего друга, который в середине августа, пришел в зимних ботинках, кошках, с ледорубом и прочей снарягой, тогда меня это так впечатлило, что на улице +30, а человек дошел туда, где нужно идти с ледорубом и в кошках, у меня это не укладывалось в голове. Он дал мне много советов, по снаряжению, носке и настройке рюкзака, отчасти, благодаря которым, я взошел на Эльбрус, но тогда, у меня даже не было такой мысли.

На Белуху, кстати, я не поднимался, ходил только по теплым местам, и пройдя, проехав автостопом до Монголии, думал что я опытный турист.

Алтай, это был весь мой горный опыт, для понимания, с какими знаниями, я начинал думать о восхождении на Эльбрус.

Раз путь мне предстоял до вершины Эльбруса, мой рюкзак, на 65 китайских литров, уже не подходил для всей снаряги и пока жил в Новосибирске, купил более качественный на 115 литров.

Добравшись до места прописки, у меня было вынужденное ожидание около двух недель, и чтобы не терять время, я решил почерпнуть информации о том, как восходить на Эльбрус.

Одним из вдохновляющих пинков, был пост о восхождении на Эльбрус форумчарина риска, о чем ему большая благодарность. (https://risk.ru/blog/219950)

Сначала, я прочитал статью, пристально всматриваясь в фото снаряжения и питания, помня о заголовке в 40 кг, думая, сорок кило, почти шесть тысяч метров высоты, как это вообще возможно.

Ведь тогда, я был в лучшем случае на 2500 тысячах и рюкзак 20 кило, с которым я полз еле еле, причем крутых подъемов, не было даже близко.

Затем я посмотрел видео и началось, вон оказывается какая снаряга нужна, вон сколько.

ЧИтая книжку Лапшина, он говорил, что мимо них шли караваны людей с большими рюкзаками, в альпинистских ботинках, а он был толи в кедах, толи в кроссовках, не помню, теперь, у меня начался складываться образ рюкзака, и не зря, я купил самый большой и с настоящей литровкой, а не нарисованной.

Кстати говоря о литраже рюкзаков, если считать по формуле вычисления объема, то все производители врут, и объем по факту меньше. Там видимо учитывается обвес карманов, хотя как их можно просчитать, ведь непонятно, сколько ты туда напихаешь и навешаешь.

После этого, я начал засматриваться видео на ютьюбе, куча лекций спорт марафона, отчеты взошедших и не зашедших, людей с гидами и без, с ратракми и без них.

Самое забавное, что 95%, тех, кто выкладывал видео о восхождении, восходили после трех канаток, а минимум 50%, из них, еще и катились на ратраке.

Люди! Вы о чем вообще, а что сразу не на вертолете?! Какое нафиг восхождение на Эльбрус? Может еще в рюкзак к гиду залезите?

Для меня, вопрос восхождения не стоял, на чем я туда взойду.

- Только ногами

- С самого низа

- вся снаряга на себе (плюс еда)

- Ночевки, только в палатке

Иначе, я не считаю, это восхождением, профанация и не более. Можно сделать скидку, если девушки проедут три канатки, но это скорее джентельменский жест, но когда мужиков туда везут и потом он рассказывают как взошли, не ребята, о восхождении, вы точно ничего не знаете.

Я даже встретил тех, (уже на Эльбрусе, точнее Терсколе), кто с рюкзаком кило 15, после трех канаток и не могли взойти три раза.

Нет, я этих людей как раз понимаю, Эльбрус, это не шутки, и голову сорвать может у любого, но мое четкое мнение, что если делать все с головой, то на Эльбрусе нет больших сложностей.

Как выразился начальник МЧС (Которое кстати, нефига не делает на Эльбрусе, подробнее об этом, в моем блоге, ссылка будет вконце статьи), Эльбрус - это гора, для новичков. Ага, наверное поэтому, она вся усыпана табличками погибших, прям прогулка для девочек.

Забегая вперед, где то через неделю, после моего восхождения, на Эльбрусе, погибла целая группа людей, вроде человек 10. Честно, сам нигде про это не читал, но мне несколько раз об этом говорили, разные люди, в разных местах.

Если там было 10 человек, то это уже два гида, а гид, это тот человек, который знает, что можно и что нельзя делать, иначе за что вы блин ему платите? по 25 тысяч с человека (хотя подниматься вы будете все равно после трех канаток :-), дет сад).

Так как я, тот человек, который прошел Эльбрус, каждый его сантиметр самостоятельно, с самого низу, с 70 кг за плечами, без гида, впервые, и сразу взошел, я точно заявляю, что если делать все с головой, погибнуть там нельзя!

но это небольшое отступление.

Искав информацию о снаряжении и технических моментах, подробностях и тд, я столкнулся с неизвестностью, если список снаряжения, я надербанил у платных гидов на сайтах, причем полный, почти нигде не давали, собирал по частям, то технические моменты, оставались для меня неизвестны, и пришлось собирать их по крупицам из видео и отчетов.

Здесь же, читал отчет девушки из Москвы, которая восходя, отморозила, помоему ноги, где то слышал, что люди теряли зрение и как бы это не звучало в статье про Эльбрус, тучи сгущались.

У меня начали приходить мысли, куда ты лезешь, если живой, то блин как чего про здоровье.

Еще где то в марте месяце, посмотрел как люди, взошли на Эльбрус, в феврале, и какое то это видео было странное, до сих пор его найти не могу, они шли из приюта Ветра, и буквально за три часа, может они до ратрака только дошли, тогда я не понимал, но сложилось впечатление, что пару часиков, и ты на Эльбрусе, ага, все легко и просто.

А тут люди теряют сознание, отмораживают ноги, теряют ориентацию, ползут на коленях, а многие вообще не возвращаются. Пыл подутих, начал задаваться вопрос, а надо ли, стоит ли этого факта в моей биографии моя жизнь?

Логично, хочешь себя обезопасить, бери гида, иначе не суйся. Ну конечно, гида, тут на снарягу то не наскреб, взял свой простой пуховик, а гид вообще не вариант.

В итоге, собрав, большинство адекватной информации, составив полный план, по точкам ночевок, координаты, раскладку питания, каллораж продуктов, запас, докупив снарягу, 8 августа я плюю на все задержки и по сути без денег (десять тысяч), стартую автостопом на Эльбрус.

Погода не ждет, а гиды говорили, что август уже проблемный месяц, а тут еще пока доедешь, да и на восхождение пару недель закладывал, попадаю в самый пик, думал я, и решил, что больше ждать нельзя, погода ждать не будет.

В местном прокате покупаю бушные маску, вроде как с 4 степенью, но немало царапанную и кошки, на все уходит 3000, сторговавшись.

13 августа, я пребываю в отделение МЧС, по Терсколу, регистрируюсь и закладываю 9 дней на восхождение, планировал за 8, один запасной.

С двумя рюкзака, двумя пакетами в руках, меня довозит таксисит до поляны Азау, говоря по привычке, что я езжу автостопом, он с меня ничего не берет, и еле выволочив мой рюкзак из багажника, не рассчитав силы, хватается, за куда более легкий пакет, и отрывает ему ручку.

Казалось бы, подумаешь пакетик, но этот пакет нужно тащить в руках, когда на тебе полцентнера веса, а он продолжает рваться. Люди ходящие с рюкзаком, меня поймут, что такое какая либо вещь в руках, окромя трекинговых палок, когда ты идешь с рюкзаком, и она дико мешает, а тут еще и здоровенный уклон.

Ко мне подходит спортивная девушка, лет 35 и говорит, давай помогу. Я стою, и не знаю что ответить, здоровый мужик, а тут миниатюрная девушка, но она без разговоров, хватает мой радиальный рюкзак, и идет от начала поляны Азау, до выхода с канатки. Она, уже взошла на Эльбрус, хоть и в лайтовом варианте, но понимает что я несу и говорит, с таким весом, ты туда не взойдешь.

Когда она узнала про альпийский стиль, это название, я узнал от нее, она вообще не знала что сказать.

Местные, мне говорили, что так уже давно никто не ходит (я шел с юга), хотя получается ходят, но веса меньше и дорога покороче, с других сторон света.

Я выбрал юг, так как шел без гида, и чтобы была гарантия не заблудиться, и не свалиться, так как тогда, повторюсь, такого опыта у меня не было.

Первые метров 50, я ползу кое как, так как уже вымотался за весь день, и вижу дедушку, который просто на пятой точке, по камням и земле, съезжает с Эльбруса, не могя устоять на ногах. Говорит, поднимался, было легче, а вниз никак, палок то у него не было, а уклон приличный.

Чуть позже, встречаю другого деда, тоже спускается, тот уже продуманней, с лыжными цельными палками, но в сланцах), ноги едут, устоять не может.

Промучавшись с пакетами, бросаю их, и иду с основным рюкзаком, нахожу в зарослях, что то похожее на отсутствие уклона (та девушка, говорила, что тут негде поставить палатку, ты будешь спать не стоя, но далеко не лежа), бросаю рюкзак, возвращаюсь за пакетами, по пути, помогая спуститься деду, объясняя технику ходьбы.

В недели теоретической подготовки, мне так и не попалось чего то единого, обо всех моментах, и что важно при восхождении с подножия Эльбруса, поэтому, лежа на грядах, я начал писать блог, где создал мануал, инструкцию, с максимально подробным объяснением, по все возможным, в моем поримании, возникающим вопросам, для подготовки к Восхождению на Эльбрус.

Когда лежишь двое суток в палатке, почти невыходя наружу, а у меня было прекрасное место, где надо мною нависал камень, раза в четыре больше моей двухместной палатки и каждый шорох осыпающихся камней, провоцировал мысль, он же останется на месте?)

Кроме того, лежал я на двух камнях, пирамидальной формы, прямо на остриях, 20 - 30 см каждый и пол метра между ними, двое суток, в позе буквы W, так как шевелиться очень хотелось, то камни прорезали мне дно палатки, так как были острые.

Двое суток, при -17, (это по данным маунтивеза, около ближайшей станции, до нее метров 200 было, может было холоднее, с учетом ветра), на острых камнях, а все потому, что думать нужно головою, если погода плохая, то лучше лежать на камнях, потому что другого места, скрыться от ветра нет, чем не вернуться с Эльбруса.

Подъем занял в общей сложности, 11 дней, трое суток ожидание непогоды и я никуда не двигался.

Что касается снаряжения, то до 4700, дошел с самыми дешевыми скандинавскими палками, и идя по ровной площадке, всего 10 метров, сам же наступил на нее кошкой и сломал.

Гуляя, в поисках места под палатку, я приметил обычную палку, думая если будет неудобно, то возьму ее.

Днем, перед ночью восхождения, я так находился, что подошел к палатке и просто положил палку рядом с нею, проснувшись ночью, вокруг было минимум 30 см снега, а может и пол метра, палку я не нашел.

В итоге, на Эльбрус я взошел с обычной палкой и вешкой, это к тому, нужно ли брать очень дорогую снарягу.

Восхождение на Эльбрус с 70 кг рюкзаком с самого низа (Горный туризм)20220824_122643

Взошел я на западную вершину Эльбруса 24 августа 2022 года.

Изначально, как и в статье выше, я планировал на обе вершины, однако, днем, до вмерзшего ратрака я шел 1 час 40 минут, в ночь восхождения, я шел до него 5 часов и если бы я пошел на восточную вершину, времени бы мне не хватило на западную, так и получилось, взойдя на западную, мой знакомый Дима, все говорил, что погода портится, и надо двигать оттуда побыстрее, да и сил, этот выпавший снег забрал немеренно.

От 4700, до 5100, у меня ушло больше сил, чем до самого пика Эльбруса, потом ты просто превращаешься в зомби, и косая полка идет под ногами, ты идешь, идешь, идешь и еще раз идешь, а потом снова идешь и идешь и когда ты думаешь что пришел, ты все равно идешь, потому что конца, ты ее не видишь.

Изначально, как автор, я планировал ставить лагерь на седле, думал зайду в Ред Фокс, но кто то мне сказал, что я там не смогу спать, не знаю, почему я поверил, но принципиальной разницы для меня не было, и я оставил свой лагерь на 4700.

В день восхождения, я пришел в районе пяти вечера домой, рухнул спать, и проспал до обеда, вместе со сном, спуск занял у меня три дня, так как если ты взошел, то и спуститься должен, а не съехать на канатке.

Сил было не много, сначала, я уже не мог тащить рюкзак, хоть и в низ, и просто пинал его, надеясь что он будет скользить по размешанному ратраками снегу, но нет, он вставал как вкопанный.

Кстати, хотелось бы послать, если встретите, передайте пламенный из трех букв, ратратчикам на Эльбрусе, один из которых, когда я уже спускался, ниже 4800, вылез из кабинки и покрутил пальцем у виска, мол видите ли, я иду по его дороге. Для тех кто там не был, с юга, там одна дорога после линии снега, и она вся размешана ратраками, из за которых от Гарабаши, вообще идти проблема, ноги уходят в снег на пол метра. Ратраки там ездят по всей ширине, не оставляя хоть метровой полоски для пешеходов, и тот муила мог меня спокойно объехать, даже если бы я был прям на дороге, хотя я и отошел по середине и он спокойно проехал справа, катаясь на своей тележке, вряд ли когда то восходил, причем в условиях описанных выше, посмотрел бы я на него тогда, где он бы шел, и вообще, шел ли бы. Не говоря о том, что идти там в принципе больше негде. Но самое веселое, выше 4000, ты уже начинаешь думать о кислороде, идешь ты ночью, еле дыша, и тут эта сволочь пролетает рядом с тобою, выбрасывая столб выхлопа дизеля, это все равно что человеку дышащему лишь ртом, закрыть и его, а другого воздуха там нет, и он не рассеивается за минуты, а ты ползешь медленнее черепахи, и должен идти задыхаться, хотя он спокойно мог отъехать вбок, там достаточно широкая трасса. Более того, куда смотрит администрация, Эльбрус живет весь сезон до горнолыжки, лишь за счет восходителей, а тут ратратчики усложняют нам жизнь. Они спокойно могут нагребсти себе снега, как они это делают на ГАРАБАШИ, в виде отдельной дорожки, и гонять там сколько влезет.

Сейчас, уже многое стало забываться, все таки почти пол года прошло. Все желающие, могут прочитать подробно, о том как восходить на Эльбрус в моем блоге, и частично о том, как я восходил. Также, там есть фото.

Восхождение на Эльбрус с 70 кг рюкзаком с самого низа (Горный туризм)20220824_104852

Друг кстати слился, и восходил я один, без гида и спокойно взошел, если бы не пара моментов, то мог бы и на пару дней пораньше, даже с учетом ожидания. Забавно, что все дни восхождения до гряд, Эльбрус был чистый, практически целыми днями, ни облачка, стоило подойти, началось веселье :).

Подборка про Эльбрус

Если что то не загрузится, то все статьи про Эльбрус, и мое восхождение на него в самом начале блога, для любителей путешествий, там уже много постов о разных местах.

Восхождение на Эльбрус с 70 кг рюкзаком с самого низа (Горный туризм)Подпись не моя, скрин из видео, блоггера Саня Вольный, который попался мне недоходя до Приюта 11.