Ошибки высотной акклиматизации на личном примере или как НЕ надо ходить в горы

Пишет Gid_gor_club, 01.01.2023 10:37

Ошибки высотной акклиматизации на личном примере или как НЕ надо ходить в горы (Альпинизм)Начало далекого 2012 года. Я со своим горным другом и женой собрался взойти на высочайшую вершину Западного полушария планеты и Южной Америки – АКОНКАГУА высотой 6962 метра. Заранее нашел спонсоров, купили авиабилеты и поехали!

Высотного опыта у меня на тот момент было мало, разве что Пик Ленина 7134 м. в составе команды более опытных восходителей, и всё. А об организации собственной экспедиции в высокие горы я мог только мечтать. Мечта сбылась – мы у подножия горы. За несколько месяцев был составлен график нашего передвижения, основанный на многочисленных отчётах других и вымерен по дням и часам.Но груз ответственности перед спонсорами и перед собой заставляет меня добавить еще 5 дней на всякий случай к экспедиции. Я понимаю, что мы ТОЧНО должны подняться на вершину, ошибки быть не должно. Ни в погоде, ни в нашем здоровье, ни в логистике.С таким намерением мы начали свой путь к горе. За 3 дня добрались до базового лагеря и вот перед нами почти весь маршрут на Аконкагуа. Погода звенит. Решили воспользоваться тем, что чувствуем себя хорошо и сделать заброску в лагерь выше на 5000 м. На следующий день, опять все хорошо, поднялись на 5000 схватили вещи и решили всё перенести на 5600 м. Ну мол, чего ждать, вдруг погода испортится. Но груз был велик, акклимухи нет и мы смогли дотащить всё только до 5400м. Заночевали. Утром уже не так хорошо по самочувствию, но решили доделать дело до конца и таки установить лагерь 5600 м. Днём палаточка стояла там, а мы довольные и расслабленные валялись под лучами солнца. НО МОЗГ понимал, что его хотят убить, ведь акклиматизации жестоко не хватало. Мы без единого дня отдыха каждый день набирали высоту и это был всего 6 день нашего восхождения, а мы уже готовились к ночёвке на 5600м. МОЗГ работал и хотел быстрее вернуть нас назад. И тут приходит идея у меня, а что если попробовать сегодня ночью штурм вершины?! Погоду передают отличную, ну и мы как бы чувствуем себя нормально. Моего друга звали тоже Руслан, забегая вперед, скажу, что спустившись с горы у нас появился слоган: «два дебила – это сила!» Руслан полностью поддержал мою инициативу, понимая, что если мы спустимся вниз на отдых, то не понятно, хватит ли нам сил подняться сюда заново, ведь график нашей акклиматизации УЖЕ на тот момент БЫЛ КАТАСТРОФИЧЕСКИ нарушен.

После таких похождений, нам нужно было бы дней 5 лежать отъедаться в базовом лагере, а может быть и ниже. Жена не сопротивлялась моему намерению, понимая, что это бесполезно, да и у неё не было «заветной мечты» взойти! Штурм был намечен на полночь (хотя обычно начинают штурм в 4-5 утра). Мы понимали, что наш темп из-за недостатка акклиматизации будет медленный. Да и заснуть в палатке при такой акклиматизации нам в эту ночь вряд ли удастся. Вышли на штурм вовремя, через 30-40 мин жена развернулась и пошла назад, она еле-еле передвигала ноги, хотя чувствовала себя хорошо, просто отдышка. Мы с Русланом продолжили штурм. Всю ночь было невероятно тихо и тепло. Тропа отличная и луна подсвечивала путь лучше, чем налобный фонарик. На рассвете стало жутко холодно и очень хотелось спать. Мне кажется, что я вырубался прямо на ходу. Перед взлётом на «каналетту» на высоте 6700м начало восходить солнце и стало полегче. На взлёте мы с Русланом растянулись, он стал резко отставать от меня, но стоило мне остановиться, как я засыпал. Гипоксия была страшная и шаг за шагом мы шли вверх. В итоге в 9:10 утра на 7-ой день экспедиции я стоял на вершине! Там было тепло и тихо. Все восходители были далеко внизу и я сел, обнял вершинный крест и уснул. Проснулся я от холода (подул ветер). Я не сразу понял, где нахожусь, сколько прошло времени и почему нет Руслана? Подойдя к краю вершинной башни я увидел его в 50 метрах, он как раз подходил к вершине. Пофоткались и быстро начали спуск с одним только желанием: поскорее сбросить высоту. Спуск прошёл в штатном режиме.

Я потом еще 3 раза восходил на Аконкагуа, но НИКОГДА не делал это в «рваном» стиле. У нас было время, была погода, запас продуктов, было ВСЁ, чтобы нормально спокойно акклиматизироваться и взойти на вершину, НО нет, зачем-то надо было рвать и бежать! Чтобы понять КАК здорово и интересно идти на гору полностью готовым, нужно сходить ее дважды в разных вариантах!

Я с ужасом вспоминаю как мы это сделали, как рисковали собой и как беспощадно мучали и убивали свой организм. Уже на спуске, я понял что подпалил глаза на ярком солнце, потому что поздно вспомнил о солцезащитных очках. Я очень сильно обгорел, поскольку забыл намазаться. Я не помню красивых видов на рассвете, а они были. Стоит ли совершать такое восхождение, ради галочки или глупого фото твоего гида, где ты лежишь полуживой на вершине? Если бы сейчас мне предложили такой вариант, я бы не думая, отказался. Лучше вернуться на гору еще раз, чем остаться на ней навсегда.