«Вершина страха» или одержимость? Новый апльп-блок-бастер

Пишет Irina Morozova, 21.10.2022 12:10

С 13 октября в кинотеатрах начался показ британской картины Summit Fever. В российском кинопрокате она вышла под названием «Вершина страха», которое, к слову, совершенно не отражает сути самого сюжета, зато, конечно, больше привлечет внимание пиплов.

«Вершина страха» или одержимость? Новый апльп-блок-бастер (Альпинизм)

Художественные фильмы про альпинистов можно пересчитать по пальцам, поэтому каждая картина вызывает, как минимум, любопытство среди нашего сообщества. Вот и этот фильм, несомненно, привлечет внимание и вызовет противоречивые мнения.

Мне довелось посмотреть промоверсию картины, и сейчас, когда фильм стал доступен для массового просмотра, я решила написать неофициальную рецензию, хотя вероятно она отражает лишь субъективные впечатления.

В анонсах фильма нигде не нашла информации, но мне кажется, что в основу идеи легла трагедия, произошедшая в 1961 году на Frêney Central Pillar, расположенном в массиве Монблан. А прообразом главного героя стал Вальтер Бонатти. Но, в отличие от Touching the Void («Коснуться пустоты», 2003), данная картина не воспроизводит реальные события. В ней лишь заимствованы многие моменты, происходившие в 61-м на Френи.

***

О сюжете фильма.

Если вы не любите спойлеры, можете не читать.

«Вершина страха» или одержимость? Новый апльп-блок-бастер (Альпинизм)

В центре повествования Майкл, офисный служащий, который в свободное время лазает по скалам, дабы подавить в себе экзистенциальные терзания, вызванные гибелью сестры и прочими тяготами жизни. На Майкла с двух сторон оказывают давление. С одной стороны – папаша-босс, заставляющий думать о карьере, только о карьере, и ни о чем, кроме карьеры. С другой – его напарник Жан-Пьер, чувак, который некогда втянул Майкла в этот образ жизни. И вот этого Жан-Пьера лихорадит. Лихорадит идеей подняться на Монблан через Центральный столб Френи.

Именно Джей-Пи подначивает Майкла «вылезти из пеленок», то есть прекратить тратить свою жизнь на километры скалолазных питчей, и отправиться в большие горы, где все по-настоящему. «Ice, cramps… Mont Blanc», – соблазняет Жан-Пьер Майкла с сатанинским блеском в глазах, как некогда Люцифер соблазнял Фауста. Майкл же пытается отбиваться, вяло утверждая, что его уволят с работы. Впрочем, по всему видно, что эта работа у Майкла уже в печенках сидит. Да и кто бы не захотел сбежать из шумного офисного улья с десятком коворкеров в одном опенспейсе и от бесконечного рабочего конвейера. В итоге Майкл не выдерживает и едет в большие горы, убеждая себя, что он лишь на недельку рванет в Альпы, так что на работе даже не успеют заметить его отсутствие.

Дальше начинается та часть фильма, которая мне понравилась больше всего. Если бы создатели остановились на этом, то вышла бы такая приятная комедия, чтобы посмотреть вечерком за бокалом вина, наслаждаясь потрясными съемками пейзажей Шамони и легким непередаваемым британско-французским юмором. К слову, я смотрела в оригинале, думаю что, к сожалению, дубляж лишит картину всего шарма и специфики «британско-французкого клаймберского сленга», который пытались подчеркнуть создатели картины.

Итак, добравшись до Шамони, Майкл воссоединяется с Жан-Пьером, вливается в клаймберскую тусовку, а также заводит шашни с девушкой, ведь какой фильм без любовной линии.

«Вершина страха» или одержимость? Новый апльп-блок-бастер (Альпинизм)

Не дав Майклу распаковать чемоданы, то есть рюкзак, или хотя бы передохнуть после долгой дороги, Жан-Пьер с места в карьер сразу же тащит его на Dent du Géant (4013 м). Не спешите кидать в экран помидорами, когда увидите, как герои бодро подтягиваются по канатам. Я заглянула в описания маршрутов на Summutpost, и судя по всему, они лезли классический маршрут (normal rout AD, V max), и похоже, снимали на натуре, потому что кадры в фильме совпадают с фото участков с провешенными толстенными канатами.

Кроме пеньковых канатов тут еще один из прикольных моментов в фильме. Пока главные герои, мучительно пыхтя, лезут, завинчивая буры, мимо, махая тяпками, пробегает чувак, местный а ля Улли Штек. Вообще во всем фильме достаточно много таких клише.

Короче, первая треть фильма напомнила мне комедии типа «Лыжный патруль» и классику про папашу Мунца («Отмороженные», Out Cold, 2001). Последний, к слову, моя любимая комедия, которую я смотрела два-три десятка раз.

Но Summit Fever явно не задумывался, как комедия. Ведь что по мнению киносоздателей и зрителей должно быть обязательно в фильме про альпинистов? Конечно же трупы. И в этой картине их немало, если честно, я даже сбилась со счета, так как герои второго плана улетали в пропасть один за другим, не вызывая, впрочем, никаких трагических эмоций ни у персонажей фильма, ни у меня.

Первым стал фрисолист, но он вообще был каким-то проходным персонажем. Наверное, для того чтобы подчеркнуть безумство, или скорее, судя по названию фильма, лихорадку тех, кого ничто не останавливает от одержимости лезть в горы.

Здесь хочется слегка прервать сюжетную нить и забежать вперед к идейной составляющей. Ведь в любой картине должна быть идея, иначе зачем смотреть? Поскольку дословно перевести Summit Fever невозможно, я бы, наверное, назвала фильм «Одержимость».

«Его спонсоры слишком сильно на него надавили, чувак… Требовали все более сложных, смелых и страшных маршрутов», – это сказал Жан-Пьер, комментируя гибель фрисолиста.

Но думаю, режиссер хотел сказать шире. Ведь и Жан-Пьер тоже одержим. Так же одержим, как и все те, кого сообщество таких же одержимых толкает на рекорды, требуя все более сложных, смелых и страшных маршрутов и подстегивая аплодисментами. А потом оправдывает их гибель пафосными словами, типа «чувак погиб, занимаясь любимым делом, так поднимем же за него бокалы». Собственно, эти слова в разных вариациях проходят лейтмотивом через всю вторую часть фильма.

Но вернемся к сюжету. Тут бы самое время Майклу собрать свои чемоданы и рвануть обратно на работу, и все бы закончилось. Но… нашептывающий в уши голос Джей-Пи сделал свое дело. Майкл безвозвратно потерян для бизнес-карьеры и своего папаши-босса.

«Вершина страха» или одержимость? Новый апльп-блок-бастер (Альпинизм)

Следующее действие разворачивается на Эйгере. Для того, чтобы скинуть на главного героя пару чемоданов и убить еще парочку второстепенных персонажей, создатели картины выбрали маршрут Hinterstoisser Traverse. После серии приключений, оставшихся чудом в живых основных героев, снимает с Эйгера вертушка. Ну, это было предсказуемо, так как впереди еще половина фильма, где им суждено лезть в ж..пу, пардон, в горы. Но тут у Майкла начинаются флэшбеки, мерещатся летящие на него камни и пролетающие мимо тела. Короче, типичный ПТСР, как сказали бы психологи. Поначалу он пытается сдать назад, отсидеться внизу, в Шамони, полируя бокалы и разливая вино, но в итоге снова оказывается втянут Жан-Пьером в очередную авантюру. Майкл понимает, что остановить одержимого горой Джей-Пи ему не удастся, поэтому, чувствуя свою ответственность за напарника, все-таки отправляется с ним на Монблан. И лезут они, короче, на Central Pillar of Freney (ED, 5b-5c, A1-A2 или 7а+ лазаньем).

А вот дальше если честно, мне все меньше и меньше начало нравится происходящее. Камни, срывы, падения, переломы. Этого мало? Нужно добавить грозу и парочку трупов от удара молнии. И если на Эйгере этих клоунов сняли спасатели, то теперь вертушка вылететь не может из-за надвигающегося шторма. И вниз спускаться нельзя, там лавины. Но и этого мало, создатели решили добить поехавшей крышей тех, кого еще не долбануло молнией. Главному герою мерещатся «черные альпинисты», манящие его за собой в снежные поля. Двое других еще остающихся в живых – Жан-Пьер и какой-то баск – доходят до истерики. Начинают остервенело резать веревку, – ну как же без этого клише? – и не просто резать, а перерубать ее ледорубом. Хотя если честно, в тот момент, когда чувак замахнулся тяпкой, я уж подумала, что он сейчас зарубит напарника, но он всего лишь рубанул по веревке.

Несмотря на то, что в реальности такие сценарии, как в фильме, в горах порой и вправду случаются, но тут все снято так утрировано-гротескно, что смотрится не трагично, а скорее комично. Чего стоит фраза: «Poor bastard», которую инфантильно без эмоций произносит Майкл еще в начале фильма, когда мимо него спасатели проносят акью с трупом.

Но вот за чем действительно интересно наблюдать – так это за психологией героев. Именно крутыш Джей-Пи в критической ситуации впадает в истерику, а Майкл, который, в общем то, и не рвался на маршрут, сохраняет самообладание и с помощью пинков, веревок, тяпок и факов пытается вытащить всю эту компанию «джокеров-клоунов» из той задницы, в которую их втянул Жан-Пьер.

Концовку рассказывать не буду, чтобы вы, как и я, с нетерпением ждали, чем же в итоге закончится все это «безумство храбрых».

«Вершина страха» или одержимость? Новый апльп-блок-бастер (Альпинизм)

***

Надо сказать, что фильм оставляет двойственные ощущения. С одной стороны, шикарные съемки Альп, зажигательная тусовка, клевые маршруты – все это так и тянет туда. С другой – действия героев оставляют некий неприятный осадок.

Насчет съемок. В неофициальном теглайне фильма сказано, что в создании картины практически не использовались ни павильоны, ни «зеленые экраны», все съемки проходили в реальных Альпах на реальной высоте. И действительно, как я уже написала, часть действия происходит на реальных маршрутах, часть где-то на гребнях Маттерхорна. И еще, чувствуется, что у фильма были консультанты «в теме». Да и сам режиссер картины Джулиан Джилби занимается альпинизмом и скалолазанием с 2008 года. Он совершил восхождения на Эйгер, Маттерхорн и другие вершины Альп. Перед тем, как приступить к съемкам в горах, говорят что Джилби провел подготовку среди актерского состава.

Главных героев в фильме исполняли популярные актеры далекие от альпинизма – Райан Филипп, Фредди Торп, Ханна Нью и Матильда Варнье, если кому-то тут что-то говорят эти имена. И, хотя фильм снимался 5 лет, даже за это время обучить их альпинистской технике на таком уровне маловероятно. Поэтому очевидна некоторая неловкость в технической работе, но в целом сцены восхождений смотрятся вполне пристойно, не вызывая сильного желания забросать в экран помидорами.

К слову, мегагиганты индустрии снаряжения проспонсировали картину, так как на касках и одежде главных героев так и сверкают лейблы ну о-о-чень известных и ведущих брендов.

Что касается идеи. Как я уже писала, русское название не отражает сути фильма. Там больше про внутреннюю борьбу, а не про страх. Лихорадка… или одержимость – более точно отражают идею. Потому что Майкл, несмотря на свою внутреннюю борьбу, тоже одержим горами, рано или поздно появится очередной Жан-Пьер, и они снова полезут в очередную ж…, то есть на очередную стену.

Резюмируя. Стоит ли смотреть фильм? Да, вполне можно, если настроиться на легкий ненавязчивый просмотр.

53


Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru