Кармадон vs Кислые (Лаштрак)

Пишет kashtanberg, 02.02.2022 20:03

В минувшем походном сезоне 2021 года довелось посетить,
с небольшим промежутком по времени,
два популярных "народных курорта" с мин.источниками в горах Кавказа -
Кармадон в Северной Осетии и Кислые (нарзаны Лаштрак) в Карачаево-Черкессии.
Представилась возможность воочию сделать наблюдения, получить новые впечатления,
ну и на основе этого можно сравнить - со своей точки зрения -
эти два достопримечательных места на Кавказе.

О Кармадонских "верхних ваннах" у меня уже есть пост на этом ресурсе,
по мотивам довольно продолжительного восстановления здесь в 2019 году
после хвори-недомогания с ногами.
Сейчас же хочу поделиться ещё некоторыми моментами.

В прошедшем году снова побывал здесь в июле, ещё до того как окончательно снесло
переправу по тросам через Колку.
Это неудивительно, небольшие по масштабу сели сходят тут постоянно -
так, бивачная площадка вблизи бывшей переправы (где, например,
Дмитрий Синицын в 2020 останавливался - "по слухам") ныне не существует.
Впоследствии, осенью, через этот поток общими усилиями построили новый мостик, и,
судя по информации из поста evgleon, мостик был цел и после Нового года.
Конечно же, пусть он остаётся там ещё как можно дольше!
Однако следует отметить, что переправа по тросам, несмотря на очевидное неудобство,
на протяжении 3 сезонов стала своего рода отличительной чертой, "фенечкой",
при маршруте восхождения на Казбек с российской стороны.
Интересно, а порою и забавно, было наблюдать, как разные группы и отдельные путники
преодолевали это препятствие - иногда ну прямо цирк устраивался!

Но люди - ладно, а как Колку преодолевали собаки?
Иногда ведь и нашим четвероногим друзьям приходилось проделывать это.
Лично наблюдал, например, как вот этот "бесхозный" бродячий пёс пересекал Колку вплавь
(обсыхает после переправы):

Кармадон vs Кислые (Лаштрак, Туризм)

Ещё видел, как под тросами вплавь преодолевала речку молодая светлая алабаиха, фото не имеется.
Но это также увязавшаяся за подкармливающими группами восходителей.
Однако поток там бурный, преодолевать его вброд - занятие небезопасное и для людей,
поэтому владельцы "цивильных" собак, кто берёт их собой в поход - в том числе и на Казбек тоже -
такой способ переправы для своих питомцев допустить не могут.
Вот и приходится использовать предметы снаряжения, перетаскивая питомцев на роликах и карабинах
с помощью верёвок, как рюкзаки.
У меня даже небольшая "фотогалерея" подобралась, как переправляли тут собак -
причём исключительно хаски (других пород при мне на Казбек почему-то не брали).

Представляется, что неуютно себя чувствует при этом "девочка" Фрося,
зависла над бушующим потоком:

Кармадон vs Кислые (Лаштрак, Туризм)

Немногим лучше и "мальчику" Шейху (следующее фото).
Надо сказать, что в обоих этих случаях для собак использовалась некая специальная система -
что-то вроде обвязки с карманами - то ли конструкция не совсем удачная,
то ли хозяева что-то не так сделали:

Покомфортнее, наверно, себя ощущал рыжановский Дервиш -
во всяком случае, не так враскорячку подвешен; в тумане его переправляли:

Ну и Султану тоже неплохо - но тут, насколько понимаю, специальная собачья обвязка
удачной конструкции оказалась - как раз для подобных случаев изготавливалась:

Кармадон vs Кислые (Лаштрак, Туризм)

Чтобы разнообразить бытие на "верхних ваннах", в прошлом году сходил также в небольшую "радиалку"
на правый борт ущелья реки Геналдон - туда перебрался через язык ледника Майли.
Там уже давно привлекали внимание два объекта на скалистых западных склонах вершины Чачхох -
грот и потек ручья на скалах, характерного цвета - не минералка ли там из недр вытекает?
Со стоянок возле горячих источников эти объекты хорошо просматриваются, чуть ниже по ущелью.
Ещё в 2020 году с Дмитрием Лоевским, комендантом лагеря коммерческих фирм, рассматривали
объекты в бинокль; в гроте что-то серебристое было заметно.
По сведениям из фольклора - якобы кем-то давно оставленный плащ из "серебрянки" там висит.

И вот я туда наконец-то добрался, по "сыпухам" и конгломератным склонам.
Никакого плаща, конечно же, не оказалось - ручеёк внутри грота со скального потолка струится,
капли его в солнечных лучах при определённом угле освещения и серебрились.
Вообще никаких следов пребывания человека не обнаружилось, что несколько удивительно.
Грот вблизи, вид с осыпного склона метрах с 30...40:

Ещё примерно 250 м северо-западнее, из другого меньшего грота вытекает ручей
с потёком коричневого цвета на скалах.
Минерализация, конечно же, в той водичке оказалась - ощущается на вкус, но не сильно.
Нарзан, что справа от тропы на морене выше тросов, вкусом гораздо приятнее.
Может, и здесь есть минеральный источник, но он сильно разбавляется вытекающей пресной водой.

Кармадон vs Кислые (Лаштрак, Туризм)

Вид на травертину под Кармадонскими "верхними ваннами" с противоположного борта ущелья,
там в этот момент было немноголюдно, палаток мало:

В сентябре, во время другого походного мероприятия, посетил минеральные источники Кислые
(нарзаны Лаштрак) в верхней части бассейна реки Большая Лаба (Карачаево-Черкесская Республика).
Место, гораздо более посещаемое, чем Кармадонские "верхние ванны", но публика совсем другая.
Если в Кармадоне большей частью туристы-альпинисты встречаются,
то здесь все кому не лень.
Причина в возможности подъехать ближе, пешком от "инфраструктуры" идти всего 3,5 - 4 км.
И заметно больше именно лечащихся посетителей - неделями тут живут, принимают ванны,
в то время как на Кармадонских "верхних ваннах" главным образом восходители короткое время на
передышке пользуются этой природной "опцией" и бултыхаются в горячих источниках.

Я здесь ранее бывал, в последний раз довольно давно - в 2006 году.
На поляне, куда доходит проезжая дорога, изменения очень значительные -
её застроили многочисленными "базами отдыха", где можно в домиках поселиться,
купить, например, хлеб по 70 руб. булка, или пиво по 100 руб. за самую дешёвую 0,5-л бутылку.
Однако есть изменения и в режиме посещения, поскольку это погранзона.
Пропуск нужен и сейчас, но облегчение (или либерализация, если угодно) режима налицо.
В 2007 году было совсем "по-зверски": пограничники забирали пропуск,
на самих нарзанах ночевать было нельзя - прогоняли вниз на поляну; в пихтовом лесу на правом
берегу реки Адзапш ночевать тоже было нельзя (где сейчас множество стационарных биваков).
Я тогда об этом не знал, поставил палатку, а ужин решил приготовить на костре -
так его заметили в темноте, пограничники тревогу сыграли, и на меня вышли автоматчики с собаками:
еле "отбоярился" тогда, пообещав с утра убраться на "разрешённую" территорию.

Сами же минеральные источники Кислые имеют некоторое внешнее сходство с Кармадонскими
"верхними ваннами": похожая травертина жёлто-коричневого цвета в обрамлении "альпики",
борт ущелья в обоих случаях левый,
но на Кислых всё-таки высота пониже и верхняя граница леса сюда дотягивается.
Для сравнения - вид на Кармадонские "верхние ванны" сверху по долине:

И вид на Кислые, также сверху по долине = с тропы на перевал Адзапш:

Вода в минеральных источниках - конечно, совсем другая по составу.
И, главное - она отнюдь не горячая.
Так что степень комфорта при возлежании в "ваннах" совсем несравнимая.
Хотя и тут есть похожая обложенная камнями "ванна":

Кармадон vs Кислые (Лаштрак, Туризм)
Там рядом на камне написано, от чего излечивает водица в данном источнике: "радикулит, суставы".
Так тут принято - всего в данном месте сконцентрировано 21 источник (на "пятаке" примерно 50×50 м)
и считается, что каждый от разных недугов излечивает (вода действительно по вкусу разнится),
так что список излечиваемых хворей обширен - от женских болезней и геморроя до сердца и головы.

Я по привычке хотел было в эту "ванну" булькнуться,
но вспомнил, что тут, в отличие от Кармадонских температура не 38°, а всего лишь 13° -
и это меня остановило.
Кое-кого из страждущих это не останавливает, но всё равно долго не высидишь.

Впрочем, это ж ведь "народный курорт", и люди нашли выход из положения,
как в более комфортных условиях принимать лечебные ванны.
Сейчас тут можно останавливаться на ночёвку, люди здесь живут неделями,
к моменту моего прихода стояло 6 палаток, и я тоже приткнулся рядом -
с советских времён остались подрезанные в крутой склон площадки, они заросли, но,
поработав, можно подготовить более или менее нормальное бивачное место.
Так вот, обитающие здесь неделями (рекордсмен, по моим расспросам - 54 дня) комфортные условия
для купания создают себе сами.
На травертине устроили что-то вроде очага, где разводят и жгут костёр на собираемых дровах:

Кармадон vs Кислые (Лаштрак, Туризм)

Но греют там не воду, а камни.
Рядом вот в этих рыжих отложениях выдолбили лунку, которую наполняют холодной минералкой,
нагревают её калёными камнями и уже в тёплой воде лежат пока та не остынет.
Потом "использованную" воду вычёрпывают, и заново наполняют и нагревают калёными камнями.
Суета, конечно, крутёж - но чего только не сделаешь при желании оздоровиться:

Кармадон vs Кислые (Лаштрак, Туризм)

Какой-то здоровый агрегат лежит неподалёку в русле речки Адзапш, замытый камнями.
Люди связывают его с тем, что немцы в 1942 году притранспортировали для своих целей.
Немецкие егеря в войну тут действительно были, их коммуникация по этой же тропе проходила.
Но что-то сомнительно, будто они агрегат притащили, очередной миф какой-то.
У немцев только лошадки и мулы в наличии были, а тут железяка в несколько тонн -
никаким животным по горной тропе притащить такую не под силу.
Скорее всего, в советские послевоенные времена вертолётом доставили для чего-то,
но правдоподобную историю я не знаю.

Ну и в заключение вывод - для меня лично Кармадонские "верхние ванны"
более привлекательными кажутся.
И дело не только в комфортной температуре источников.
Уж слишком на Кислых народу много, толкотня.
Да, и в Кармадоне случается "перенаселение", что даже мест для ночёвки не найти.
Но это мимолётно, народ быстро "рассасывается", уходя вверх или вниз,
однако всё равно это не идёт ни в какое сравнение с Кислыми.
место для палатки найти можно, конечно, но толпы постоянно на этом "пятаке" с источниками...
Я вот побывал тут отнюдь не в пик сезона, посещаемость по сравнению с летом гораздо меньше,
но когда спускался от Кислых вниз, за 1,5 часа встретил навстречу на тропе 54 человека -
специально подсчитывал по ходу. Сколько же тут народу тогда в разгар сезона?