Соло на пик Пятигорск. Архыз. Август 2021.

Пишет Антон А, 19.01.2022 20:18

В 2017 готовясь небольшой группой к восхождению на Софию. В сети нашел немало постов на эту тему. Гора весьма популярная. Но вот по поводу куда менее популярных вершин в округе Софии, инфы практический нет. С этим я столкнулся в 2021 году, выбирая куда-бы сходить одному,так что-бы не особо сложно (читай "опасно") было. И можно было бы одним днем, на легке. Так как больные колени не позволяют мне особо увлекаться тяжелым рюкзаком. Вообщем хочу разместить этот пост, в помощь тем, кто решит забраться на этот малопопулярный пик.Выбор вершины для попытки восхождения, был сделан чисто визуальным обзором у озера, в нижней части западного софийского ледника Пазарджик и Мелиоратор выглядели не особо дружелюбно, а вот Пятигорск начинался относительно пологим тягуном.

Ну и скальная его часть не казалась сложной. Кроме того в имеющемся у меня описании за 1980 год от Запорожченко, он описывался как 1Б. С собою взял ледоруб, как весьма универсальный инструмент, репшнура дешевого, Коломенского, метров 20 наверное, на всякий аварийный случай. Ну и обвязку с каской.

Соло на пик Пятигорск. Архыз. Август 2021. (Альпинизм)

Вот тут наглядно видно, что, где и как )Базовый лагерь с палаткой и машиной, был у меня на традиционной поляне Таулу. День для восхождения был выбран именно конкретный, так как судя по Яндексу, именно в этот день не должно было быть осадков в течении суток. А по моему опыту, прогнозы Яндекса на 70% верны всегда.Вышел из лагеря что-то около 5:30 утра.

Вид на хребет Пятигорска, со Спартаковских ночевок, первый пик кажется вершиной.

Вот примерная нитка маршрута, если от озера смотреть.

Соло на пик Пятигорск. Архыз. Август 2021. (Альпинизм)

А это уже начало подъема, к переломной точке. Погода практический идеальная была )

А сверху, за мною уже наблюдают... )

Далее не особо длинный тягун, до скального участка. Ничего сложного, камни довольно крупные, единственное что, довольно скользкие некоторые почему-то.

Соло на пик Пятигорск. Архыз. Август 2021. (Альпинизм)

Озеро осталось далеко позади)

На подходе к скальному участку.

Всегда забавляло, то, что даже в самой Ж мира, иногда можно, неожиданно для себя, увидеть что-то прекрасное )

Соло на пик Пятигорск. Архыз. Август 2021. (Альпинизм)

Виды вокруг, говорят о том, что легкая прогулка вероятно кончилась ) Маршрут в описании был не совсем понятен, на верху, перед скальным участком, было два пути, слева и справа, в обход жандарма. Я выбрал левый путь. Сейчас не уверен, что сделал правильный выбор. Но очень хотелось побывать в той точке, которая от озера видна как вершина хребта. А вообще конечно ужасно обманчива, вся эта кажущаяся легкость скального участка.

А вот и первый артефакт, перед небольшой стенкой. Похоже что перебило камнями.

Вот эта стенка, с подтеком воды слева. Стала первым серьезным препятствием. Долго не мог её взять. Высота вроде всего два метра, но сильно отвесная.

Соло на пик Пятигорск. Архыз. Август 2021. (Альпинизм)

Взяв стенку нашел это. Теперь ясно откуда была веревка снизу. Как раз подумалось, что этот крюк может сильно облегчить мне спуск )

Далее фоток нет, двигался вдоль кулуара, лазанье вроде как не особо прям сложное, но права на ошибку не дает, при моих 180 см роста, впритык дотягивался до некоторых зацепов. Благо как правило все они были довольно надежными, но повторюсь, уже довольно стремно всё это было и возникали мысли, что тут лучше не спускаться.

Ура!!! Я на том самом месте, которое от озера выглядит как вершина хребта!!! ) Задача номер один выполнена ) За спиною долина Акайры, а на втором фото София и известная многим, главная трещина на леднике. Тут нужно было принять решение, либо спускаться либо рискнуть и пойти на вершину. Время 10:30. Маршрут непонятен. Появились облачка...

Принимаю решение рискнуть, но в 12 часов начинать спуск, во избежание плохих приключений )

Соло на пик Пятигорск. Архыз. Август 2021. (Альпинизм)

От северной точки хребта , не ясно совсем, какой из этих пиков, является вершиной, но судя по карте, она должна быть прямо у перевала Кожухова.

Хребет выглядит не особо дружелюбно, везде рваные скалы, везде есть куда лететь. Первый пик можно было попробовать взять в лоб, и вроде как выглядел он вполне для этого приспособленным, но как-то... Вообщем думаю вы меня поймете. Я предпочел обойти его слева. Далее фоток нет, было не до них....

Подробности плохо помню, обхода этого пика, вроде все проходилось легко, но в какой-то момент я уперся в тупик. Справа стенка, метра два, как забраться не знаю. И так и эдак... Слева почти обрыв. Пробую варианты. Одел каску. Гора не сыплет совсем, но подумалось, что если вдруг, то так будет больше шансов.... Ставлю ногу правую куда-то там, цепляюсь правой рукою, подтягиваюсь, ставлю левую ногу и цепляюсь левой рукой, за хороший такой валун. Стою уверенно хорошо. Так можно дооолго стоять. Назад уже проблематично. И тут выясняется небольшой нюанс. Дело в том, что валун под левой ладонью, слегка живой. И как только я уберу руку, то это камешек, весом эдак кило 60-80. Устремится прямо на мою левую ногу... Признаться, это был самый стремный момент в этом восхождении. Тупик, засада, ловушка... Не помню как и что, но всё обошлось, как-то я выкрутился. Но твердо решил, что спускаться по пути восхождения не стану. Играть с огнем можно, но....

Соло на пик Пятигорск. Архыз. Август 2021. (Альпинизм)

Вышел на перешеек между пиками. Видимо стою о подножья вершины, отсюда не совсем понятно. Выглядит не дружелюбно. В лоб страшно лезть.

Слева обойти проблематично. Попробую правее.

Вид на предполагаемую вершину, при попытке найти подход к ней справа.

Соло на пик Пятигорск. Архыз. Август 2021. (Альпинизм)

Довольно далеко продвинулся тут. Но тут оказался тупик ((((( Прямо никак, справа обрывисто и толком рельеф не ясен. Виден хорошо перевал Акайры и видимо пик 1300 лет Болгарии. Перевал довольно крутой. Видел на нем спускающегося человека. Тут я конечно сильно расстроился. Обратно по пути подъема, это жесть. Спустится отсюда вниз, к перевалу, проблематично. Можно репшнур вдвое сложить, но рельеф не ясен совсем, может там дальше отвесная стена... Решил вернутся обратно и таки ещё раз посмотреть варианты обхода слева. В описании Запорожченко, сложно что-то было понять, на тот момент.

Вид с перешейка между пиками. Вершина слева от меня.

Удача!!! Как-то на самом деле все совсем легко слева было и безопасно, фоток нет и подробности плохо помню. По моему, слегка вниз взял и обошел пик слева.

Соло на пик Пятигорск. Архыз. Август 2021. (Альпинизм)

Как-то где-то тут я обошел слева.

А это уже на подходе к вершине, со стороны Кожухова, очень даже безопасный и логичный маршрут) Вершина обрывается вертикальной стенкой на юг. Видны характерные зубья на верху.

Ну вот!!! Классика! Дальше идти некуда!!! )))))

Соло на пик Пятигорск. Архыз. Август 2021. (Альпинизм)

Страшный и ужасный Пшиш, в облаках. Недосягаемая мечта моя )

Собственно перевал Кожухова.

С собою взял штатив для фотика, но как-то не уютно было там стоять и позировать, честно говоря. Поэтому фотик на автоспуск, а штатив, как селфи-палка )

Соло на пик Пятигорск. Архыз. Август 2021. (Альпинизм)

Внизу вероятно озеро Зеленое, но могу ошибаться.

А это центральный Софийский ледник. Надеюсь как нить побродить по нему.

Пикантность ситуации в том, что я никак не планировал спускаться по леднику. У меня с собою только ледоруб и всё! Кошки и буры я не брал. По маршруту подъема было банально страшно идти. А тут тоже как-то... На ледник выйти не проблема, много мест подходящих есть. На мое счастье, он оказался весь из мокрого рыхлого снега. А помню осенью в 2017, даже внизу он местами был бутылочным, а перевал Кожухова, очень уж характерно поблескивал в солнечных лучах...

Спускался по разному, то спиною вниз, в три такта, то на каблуках, опираясь на ледобур. Все способы оказались более-менее приемлимыми. Проблема в реально большом уклоне.

Соло на пик Пятигорск. Архыз. Август 2021. (Альпинизм)

Уклон реально очень приличный. Местами видны ледово-фирновые поля, но они благо на более-менее пологих участках.

Трещины хорошо просматривались.

И тут меня осенила *гениальная* мысль. Почему бы не спустится глиссируя на подошвах. Сказано-сделано... В итоге, впервые в жизни пришлось зарубаться ледорубом не для тренировки, а что-бы ненароком не доглиссировать уже на спине до ближайшей трещины....

Соло на пик Пятигорск. Архыз. Август 2021. (Альпинизм)

Одна из больших трещин. Визуально толщина слоя, где-то метра три. Выглядит не особо страшно. Но если ни дай бог провалишься, как выбраться без снаряжения???

Уже почти у озера, нашел артефакт )

А у озера, уже встречают )))

Соло на пик Пятигорск. Архыз. Август 2021. (Альпинизм)

Этот наверное самый главный )

Ну а теперь, с чувством выполненного долга, можно отдыхать и ни*уя не делать )))))

Что можно сказать. Вот что пишет Запорожченко у себя в книге:

Соло на пик Пятигорск. Архыз. Август 2021. (Альпинизм)

И я с ним полностью согласен, никакая это не 1Б. Лазанье местами весьма сложное и опасное. Да, я шел по своему маршруту, по наитию, но и не факт, что маршрут 80-х годов проще.

Вообщем если ваш девиз, слабоумие и отвага!!! То неплохой вариант для соло. Но лучше уж с напарником таки. Я так думаю)