Горам все возрасты покорны...
В горах часто встречаются люди преклонного возраста. Как правило, они ещё в молодости приобщились к миру вершин, манящих к себе с необъяснимой силой и настойчивостью.
Для некоторых горы становятся средой обитания, для других – гостевым домом, куда можно придти, чтобы отдохнуть от разных дел, изматывающих как физически, так и морально. В подавляющем числе случаев первое свидание с горами приводит к необходимости посещать их снова и снова. Кто-то становится известным на весь свет горным путешественником - альпинистом. Иной остаётся незаметным человеком – винтиком в огромной машине, которую принято называть обществом. Как бы там ни было, у каждого своя судьба.
Вот только в каком возрасте начинается горная биография? Как-то я особо не задавался таким вопросом. Мне и моим друзьям казалось, что после сорока лет это уже поздно. Но... Внимательно читаем дальше.
До майских праздников оставалось чуть больше недели. Секции горного туризма СГМИ уже шёл четвёртый год. Студенты-медики с нетерпением ждали открытие нового сезона. Уже определились составы групп и их вожаки, уточнялись последние детали по снаряге и кормёжке. Как раз в связи с этим инициаторы предстоящего поиска приключений собрались в одной из комнат институтского общежития. Я, как тренер секции, присутствовал на этой «вечере» и молча радовался тому, что вот уже вполне самостоятельными стали вчерашние новички, ведут совещание в правильном ключе и в нужном направлении, не упуская мелочей, из-за которых ну, в общем ясно, что бывает!
Шесть или семь человек, подобно лепесткам ромашки, лежали на полу вокруг карты Западного Кавказа, разбросав ноги под койками и столом, когда в дверь постучали. На возглас: «Войдите!» послышался скрип половицы. Я был спиной к входу и, увидев на лицах ребят удивление, быстро обернулся. Край двери обхватили пальцы руки, а над ними появилась голова мужчины в вязаной шапочке. Чуть просунувшись в комнату, посетитель другой рукой стянул её, обнажив совершенно лысый череп и проникновенным голосом произнёс: «Ребята! Возьмите меня с собой!» Тут я и узнал его – Борис Андреич! Ведущий инженер, мой коллега по спецбюро! Он занимался разработками, имевшим отношение к оборонке, чем именно, уточнять не будем, секретность таких дел во все времена никогда и никем не отменялась. Зато туристы хорошо знали его дочку – Светку, регулярно посещавшей тренировки секции.
Андреич между тем продолжил: «У меня сало есть и шнапс тоже…» Но не из-за этого удивлённо-радостно заулыбались ребята на полу. Они поняли по интонации, что человеку очень надо попасть куда-нибудь подальше от цивилизации с её ежедневной рутиной и нескончаемыми мелочными проблемами! Свой кадр! Был только немой вопрос в глазах председателя секции ко мне, как мол быть? На это я согласно кивнул головой. С Борисом я был знаком уже давно, он был крепким мужиком, возрастом около ПЯТИДЕСЯТИ, некурящим, заядлым огородником и садоводом, у которого на даче только что ананасы не росли и, вдобавок ко всему, отменным грибознаем, часто выезжавшим в Архыз для сбора даров леса. Общие знакомые рассказывали, что Андреич кушал даже мухоморы, правда, после соответствующей обработки. Но в горных походах он не бывал. Что же всё-таки подвинуло его на такое дело, да ещё в таком возрасте, чтобы пойти в спортивный поход межсезонья!
И понеслось! Моего коллегу сразу же потащили в медпункт для осмотра и оформления справки о допуске к походу. Кое-чем из снаряжения помогла секция горного туризма нашего КБ.
Когда настал день отъезда, Борис появился на месте сбора с абалаковским рюкзаком за плечами и в солдатских кирзовых сапогах. Он заметно выделялся среди молодых туристов и больше походил на руководителя похода, чем на рядового участника. Будучи, как минимум, раза в два старше любого из наших парней, нисколько не акцентировал такое обстоятельство, наоборот, ничуть не стесняясь, расспрашивал будущих врачей о вещах, связанных с профессией Гиппократа. Весь путь, начавшийся от Теберды, наравне со всеми шуровал на обустройствах биваков и с видимым удовольствием кашеварил на дежурствах, заниматься стряпнёй для него было явно не в новинку. В любом случае, как у той Тоси из кинофильма «Девчата» борщ, наколдованный им в первый походный вечер, был не меньше чем на пятёрку с плюсом!
В виду Северо-Каракайского перевала во второй половине дня мы только собрались ставить лагерь на снежной подушке, как началась метель. Я предложил поднапрячься и пройти перевал, пока снегопад чересчур не нагрузил окружающие нас склоны. Вот тут Борис и проявил себя, бессменно протропив почти полукилометровый склон до самой седловины. Заночевали мы в тот вечер чуть ниже разрушенного лагеря гляциологов под Марухским перевалом. Палатки утром утопали в снегу выше половины своей высоты, но лавинная опасность здесь уже не грозила.
А затем от границы леса, Борис Андреич ещё раз удивил всех и даже меня своим, как он выразился, «солдатским» шагом в сапогах с портянками внутри. Без всяких усилий так ломанул по дороге вдоль русла Марухи, что через километр или полтора пришлось попросить его сбавить темп, оказавшийся непривычным даже для спортивных и тренированных на кроссах ребят!
Выглядел пожилой дебютант двойки межсезонья довольно посвежевшим, даже казалось, что морщины на его лице сгладились и стали менее заметными. Ведь вот какие чудеса творят с человеком горный климат и физические нагрузки в сочетании с умеренным рационом!
Уже в Архызе, накануне отъезда домой, уединившись в палатке с остатком в виде пары кусочков сала и нескольких капель в армейской фляжке Боря поведал мне, как его измотала почти бесконечная череда изменений в техническом задании, вносимых со стороны заказчика на уже выполненный проект изделия, предназначенного… Ой! Дальше нельзя, разглашению не подлежит! А теперь, после девятидневного перехода по заснеженным перевалам, он полностью восстановился и готов к любым, даже самым изощрённым пертурбациям! И пусть кто-нибудь попробует опровергнуть лечебное и омолаживающее воздействие гор на человеческий организм!
Спустя четыре года Борис Андреич опять пошёл в горный поход, уже в летнюю единичку, который я организовал для детей с родителями. С собой он взял жену Людмилу, дочку – ту самую Светку, о которой упоминалось в начале рассказа и пуделиху Солли, умевшую выговаривать слово: «Мама»! Прошли мы тогда – семеро взрослых и шестеро детей за восемь дней небольшое кольцо из Архыза в Архыз через перевалы Наур, Аданге, Марухский и Карабет. Только у Бориса вместо сапог на ногах были настоящие горные вибрамы!
В далёком 1982 году в Узунколе к нам, в комнату подселили мужичка - 53-х лет от роду. Мы, к нему отнеслись, мягко говоря, несколько скептически. Вероятно мужик купил путевку, не зная куда едет, подумали мы, новоиспечённые второразрядники. Первое удивление, "старичок" уже значкист, значит точно, знает куда приехал. После первого выхода узнали от инструктов из его отряда, что он везде был в первых рядах во всем. Оказалось, что он в прошлом перворазрядник по пяти видам спорта. И в свои пятьдесят с хвостиком каждые выходные летом бегает десятку, а зимой двадцатку на лыжах. При этом занимал не малый пост на одном из заводов Минска. Так что горам все возрасты покорны.
Как в эту тему не вспомнить знаменитого чешского фотографа Вильяма Шекеля (на риске можно найти темы с обсуждением его фотографий). Он уже был известным фотографом, ему нужны были фотографий толи, гор, толи альпинистов. Тогда Вильяму уже было за сорок. Увлекся альпинизмом, совершил не мало интересных восхождений. В 1962 году был в составе чешкой экспедиции в Перуанских Андах... Не буду дальше об этой грустной истории. Тема, что и в зрелом возрасте можно начать с нуля.
"Как в эту тему не вспомнить знаменитого чешского фотографа Вильяма Шекеля" - действительно, яркий пример времени и причины жизненного выбора!
Меня когда-то очень впечатлил его снимок человека на фоне тёмного горного неба, склонившего голову на ледоруб. Сейчас он вздохнёт и сделает ещё шаг наверх, к вершине...
Иссиня-чёрен
Здесь небосвод,
На горном склоне –
Пунктир следов.
Взмах ледоруба –
Крошится лёд.
Дыханье скупо
Свой счёт ведёт.
За вдохом выдох –
Наверх идёшь,
Диск солнца бликом
В глаза – до слёз!
Разрежен воздух,
Нельзя стоять,
Минута – отдых
И снова шаг!
Как можно крепче
За склон держись,
Тому, кто цепкий –
С вершиной быть!
Опять по склону
Лишь вверх, вперёд.
В висках со звоном
На выдох – вдох!
Прошу читателей простить меня за повтор публикации пятилетней давности.
Имя фотографа - Vilém Heckel (Вилем Геккель (Хекель)). А "шекель" - это совсем из другой оперы...
Таких примеров множество. Я помню, какое впечатление на нас 25-27 летних, произвела команда московского "Спартака", под руководством незабвенного Владимира Дмитриевича Кавуненко, имеющая средний возраст около 60-ти, которая проложила свой маршрут на Аксу северный, 6 категории. Я все эти 11 дней сидел наблюдателем под стеной. Песня!!!
Ветераны гор не перестают удивлять нас своим стремлением находиться в среде, где проходила лучшая часть их жизни. Так было и с светлой памяти Эдуардом Алексеевичем Фогилевым, основателем и первым начальником КСС Ставропольского края и Карачаево-Черкессии. В 75 лет он прошёл по колено в снегу горную двойку мая из Теберды в Архыз через пять перевалов в составе молодёжной команды. Этот маршрут 2010 года стал его лебединой песней. Простились мы с ним в прошлом году 1 января.
Человек, находящийся на ответственной и головоломной работе, постепенно начинает понимать, что надо время от времени переключать голову. А то мозги сварятся. Кто-то алкоголем начинает это дело лечить, кто-то по Турциям ездит. За себя скажу, что всё это фигня, а наиболее качественный способ перезагрузиться - это уйти нахрен с рюкзаком. И чтоб вокруг красивости, впереди неделя-две и километров 60- 80-100. И люди по дороге чтоб в штучном количестве, а лучше вообще без них.
Это не теоретически, это голый личный опыт.) Мне было 47, когда я впервые пошёл выпустить пар именно в горы и прошел по ним более-менее приличный маршрут, не имея никаких плановых и боевых заданий, окромя просто желания туда идти. Вот сейчас почти 53. Стараюсь пару раз в год выйти (отпуск-то большой), но иногда получается только один маршрут, зато качественный. Запрошлым годом вот по Путоранам колечко сделал около сотни км, прошлым - по Камчатке столько же, на Эльбрус залез (сам себе всё организовав, выкладывал тут статью). Это не в порядке хвастовства, а как реакция на удивление "преклонным возрастом". По мне, в этом возрасте только и ходить.)
И в сапогах, да (ну кроме высот за 3тыс, конечно, там ботинки и кошки). Только не в кирзовых, в кожаных.
Так что привет вашему Андреичу, очень хорошо его понимаю.
Спасибо, Игорь. Всё правильно. К большому сожалению ветераны всё чаще покидают нас. Так случилось и с Андреичем. Было ему 82.
Юрий Петрович, 67 лет. 2018, Эльбрус с запада.
2018_3
Тоже Юрий Петрович 84 года, шел с Терскола через Палкбаши в Хурзук. 2019.
DSCF3436
Ю.И. Порохне на днях исполняется 90!
Когда ветераны ходят в горы - это не удивительно. Но когда начинают в зрелом возрасте - вызывает уважение.
В 20 году ходил с группой кемеровчан на Белуху... 60 лет одному из них отметили на вершине!