Лыжно-пеший поход по просторам Южного Урала, Зауралью Башкирии.

Пишет Хуснетдинов Ильнур, 14.11.2021 17:55

Собрались как-то два «Горняка» сходить в поход…

Лыжно-пеший поход по просторам Южного Урала, Зауралью Башкирии. (Путешествия)На старте. 3.01.2021 г. Алексей Савинцев (слева) и Ильнур Хуснетдинов (справа)

Идея похода возникла в мае 2020 года, когда я сидел на карантине в пригородной гостинице Хабаровска, перед отъездом в поле. Разъезжая по просторам нашей Большой Страны, я осознал, что мне мало довелось попутешествовать по Башкирии, мало видел интересных и красивых мест своего родного края. Саму идею мне подсказали два человека: Бегенч Маммедов с Туркменистана, и коллега моего одногруппника Рустам. Бегенч задумал пройти маршрут по своим горам в Туркменистане; а Рустам перед поездкой на Байкал задал мне вопрос: «Много ли я путешествовал по Башкирии». «Нет», - ответил я тогда, и мне стало совестно. Так зародилась идея будущего похода.

Поиск напарника – следующая стадия в осуществлении задуманной идеи. Компанию согласился составить Алексей Савинцев, перед тем как уехать в поле, обсудили общие вопросы: еду, снаряжение и экипировку, сроки похода. В ноябре, находясь ещё в поле, я связался с Лёхой снова, Лёха дал окончательный утвердительный ответ, и мы возобновили обсуждение предстоящего похода. Отработав сезон, в декабре я вернулся в Башкирию и стал заниматься подготовкой к походу. Продумали линию маршрута, одобрили её (правда, от неё пришлось отказаться уже на маршруте, действовать исходя из окружающей местности, так как не укладывались в запланированный график). Заложили день отдыха по маршруту, а также резервный день. Ещё раз обговорили снаряжение и экипировку, аптеку, раскладку и защитные средства от диких животных (волков) – приобрёл петарды, фальшвееры, маленький фейерверк, также планировали жечь костры на бивуаке.

Чтобы уменьшить вес рюкзаков решили сублимировать часть продуктов. Насушил мяса, моркови, лука и бананов. Сушка мяса, овощей и фруктов интересный процесс. Сушил как в духовке, так и в электросушилке. Дольше всех сушится бананы – ушло примерно 13 часов при t60 -70 C. Сваренное мясо, перекрученное в мясорубке – в духовке сушил 3-3,5 часа при температуре 110 C. Сырую морковь, натёртую на терке сушил тоже в духовке при температуре 110 C (время не отметил, сушилась около 4-5 часов). Мясо и морковь периодически перемешивал, каждые 25-35 минут. Проверял на вкус. Сухое мясо и морковь хрустят на зубах, мясо по виду чем-то напоминает корм для кошек. Сублиматы – в зимнем, да и в летнем, походе значительно упрощают приготовление пищи, уменьшают вес рюкзака. До похода сублиматы лучше хранить при комнатной температуре, в тканевых, дышащих мешочках.

Подготовил лыжи к эксплуатации – нанёс на лыжи смолу кисточкой, затем прогрел газовой горелкой лыжи, тряпкой убрал остатки смолы, оставил подсыхать. Одного 100 граммового пузырька хватило на две пары лыж.

В конце декабря сделал разведку старта маршрута. Появились первые сомнения насчёт того, что у нас получится проходить в день по 15 километров по пересечённой местности. Всё же решили с Лёхой не переделывать маршрут. На конец декабря глубина снежного покрова составляла всего 15-20 см.

Лыжно-пеший поход по просторам Южного Урала, Зауралью Башкирии. (Путешествия)Водопад Гадельша, 3-ая ступень. Разведка маршрута. 20.12.2020 г.

Старт: база отдыха «Гадельша». Финиш: д. Абзелилово.

Сроки похода: 3 – 13 января 2021 г

Из них 1 день отдыха в ПГТ Аскарово. По плану с 7.01. по 8.01. На самом деле – 10-11.01.

Протяжённость маршрута: 123 км (теор. – 135 км)

Расход газа: 2 баллона по 450 грамм. Часть воды кипятили на костре.

Второго января в первой половине дня Лёха добрался с аэропорта г. Челябинска на такси в Сибай. Занялись подгонкой крепления для лыж, укоротили болгаркой алюминиевые лыжные палки, распределили вес по рюкзакам, укомплектовали рюкзаки, приготовили карманный перекус. Прогулка по ночному городу. Спать легли ближе к полуночи. На улице падали редкими крупными хлопьями белые снежинки.

Старт. 3.01.2021.

Начало маршрута. Ранний подъём. Завершающие сборы. Проводы. Водопад. Начало. Горочки, следы различных животных. Отставание от графика. Выход к Бамовской дороге. Бивуак в сумерках. Ужин. Коньяк. Обсуждение планов маршрута. Записи.

Бессонная ночь выдалась у меня, я не спал большую часть ночи, дремал, ворочался. Лёха после утомительного перелёта, переезда на такси, дневного бодрствования, уснул мгновенно, из комнаты раздавалось рычание саблезубого тигра. Я беспокоился об успехе мероприятия, мысли не давали уснуть, переживал. Ночь прошла очень быстро. Родители стали раньше, папа поставил чайник на плиту, мама, проснувшаяся следом, занялась приготовлением завтрака. Я встал за десять минут до звонка будильника. За окном продолжал падать крупными редкими хлопьями, за ночь выпало сантиметра два снега. Сборы. Завтрак сытный и питательный, но меня подташнивало, мутило, есть не хотел, еду запихивал в себя. Завтрак, завершающие сборы, термоса залиты, сало, сыр, буженина, нарезанные заранее, вынуты из холодильника и уложены в рюкзаки.

Рауль подоспел к завтраку, в половине восьмого утра уже парковал машину. Рауль за завтраком предложил ехать на одной машине, сказав, что мы лёгко поместимся в ниве вместе с лыжами, палками и рюкзаками, отговорил папу ехать на своей полупустой машине по плохой дороге. Брат оказался прав, мы легко впятером вместились в ниву с нашим скарбом. В начале девятого тронулись от дома. Город, погружённый в ночную темноту, спал, но по дороге попадались редкие пешеходы, машины, хотя воскресение только-только начиналось. К половине девятого начало светать, окончательно рассвело к девяти.

В машине меня чуть-чуть подташнивает, то и дело зеваю – сказывается беспокойная ночь. Машина останавливается перед воротами базы отдыха. За воротами собаки поднимают лай, нарушая тишину начинающегося утра. Одна из собак выбирается через ворота, облаивает нас, повиливая хвостом. За час добрались до базы отдыха. Расчехляем и надеваем лыжи. Фото перед началом пути, кормим собаку. Родители провожают нас по тропе, ведущей к водопаду Гадельша. За нами увязывается собака, часть пути бежит то позади, то впереди нас. На опушке перед началом подъёма пьём чай, обнимаемся и прощаемся с родителями. Теперь мы в свободном плавании. Поход начинается.

Подъём к водопаду дался с усилием, тяжёлые рюкзаки давали о себе знать, шли медленно, пролазили по узким каминам, пыхтели, падали, устраняли возникающие поломки.

Деревья, покрытые снежными гирляндами, белыми и пушистыми, радовали глаз. Стоило задеть ствол дерева или ветку, как тут же обдавало снежным душем. У третьей ступени водопада, сквозь толщу льда доносилось сонное журчание ручья Гадельша, его медленная размеренная, зимняя жизнь. Тишина в лесу – всё это создавало атмосферу сказочного леса. Осмотр водопада занял время, миновав три ступени, мы наконец-то начали двигаться по маршруту. На снегу и стволах деревьев, ветках кустарников попадались следы и отметины различных зверей: косуль, лося, зайцев, лисицы. Кто-то тёрся о стволы деревьев, царапал кору – предположили на сохатого, либо медведя. Набрели на лёжку лисицы в снегу.

Скатываться с горок на лыжах я не стал, падал на лёгких спусках. Лёха спускался на лыжах по довольно крутым склонам. Парочку раз я хорошенько так испугался за него, как бы Лёха не въехал бы в дерево или не сломал себе что-нибудь. Вышли на бамовскую дорогу, встретили пару машин: легковушку и трактор. По дороге прошли 1,5 километра. В половине шестого встали на ночёвку. Накатила усталость, плечи ныли от рюкзака. Поставили палатку. Я занялся приготовлением ужина, Лёха развёл костёр.

День выдался серым и пасмурным, солнце нас не радовало своим светом. Серость удручала, меня подташнивало первую половину дня, напала сонливость, шёл через силу Тяжеловато. Стемнело стремительно, краски сгустились, опустилась ночь. В лесу стояла такая темнота, что можно было глаз выколоть. Долгожданный ужин, готовка немного затянулась. Поужинав, выпили чай с коньяком. Вышли из графика.

Уверенность моя пошатнулась. Не слишком ли я возомнил о себе, по плечу ли мне маршрут? Надо ли вносить изменения корректировку в маршрут? Пока стареемся поддерживать друг друга, не сорится, обходить конфликтные ситуации.

Лёха уснул снова быстро. В палатке стоит храп. Пора и мне отдыхать.

Следующий день пытались наверстать отставание от графика. Не вышло. Отставание растёт. На третий день маршрута отказались от первоначального трека, спустились с хребта Ирендык в холмисто-степную зону. Пересмотрели маршрут.

4.01.2021

Бессонная ночь, спал урывками, мерзли ноги.

Пасмурное утро, к обеду небо посветлело, стало голубым. Лес преобразился, наполнился красками. Утром шёл мелкий снежок. Шлось средне, терпимо. Утром снова мучила тошнота, прошло к обеду. Накатила усталость после обеда, началась терпежка, силы таяли. Спасением служили дороги и тропинки попадающие по пути. Место под лагерь выбирали в надвигающихся сумерках. Ужин занял много времени, делал все в полудреме. Днём удалось поймать связь, дозвонился до папы, перед сном вышел на связь снова.

Изменения в планах, отходим от маршрута, не учёл два фактора: рельеф и вес рюкзаков. Маршрут выбрал с энтузиазмом, но не все так просто на деле. Дойдем ли до Аскарово?

Мысли путаются. Тяжесть на душе.

Обнаружили на снегу ночевку рябчика. На снегу отпечатались крылья птицы, осталась ямка от тела.

5.01.2021

Повернули в сторону степи, горы оставили. Встреча с егерем.

Ночью удалось поспать, даже видел сны. Просыпался в основном из-за того, что подмерзали стопы, ноги и тело не мёрзли.

Утром с неба светила луна, окружённая полупрозрачной дымкой, вокруг луны чернело небо.

Завтрак сегодня получился быстрее, ушло много времени на кипячение воды для термосов. Вчера перед тем как лечь спать, не накипятили полностью термоса, пришлось повозится утром. В девять утра вышли на маршрут, к тому времени утренние сумерки рассеялись, расплывчатые очертания хребтов и деревьев приобрели форму. Утром встретили жёлтый тусклый слоистый линейный рассвет. День выдался серым, пасмурным. К ночи повалил крупными хлопьями снег, крупа бьётся по палатке так, словно кто-то пересыпает сахар.

До обеда ветер донес до меня одинокий выстрел и раздавшийся следом собачий лай где-то рядом с нами.

В первом часу дня нас догнал егерь на синей ниве. Оказалось, он ищет нас вторые сутки, кружил вокруг нас. Вчера, решив задержать нас, остался ночевать в машине, предупредив полицию по телефону. Предъявил красные корочки нам, сфотографировал, задал пару вопросов, для формы попросил показать рюкзаки, но досматривать не стал, убедившись, что мы не браконьеры – отпустил. Вчера задержал двух браконьеров. Пожелав нам удачи, уехал по своим делам. Вечером мы снова столкнулись с егерем, он преследовал двух браконьеров, ускакавших от него на лошадях. Браконьеров сопровождала собака, по словам егеря. Самих же браконьеров мы не встретили.

Егерь днём сказал нам, что их брата не любят, бывает – бьют по морде, бывает – стреляют. На вопрос о волках, ответил, что волки есть, но к нам не подойдут, так как сытые и еды у них хватает.

Встреча с егерем позабавила Лёху, он повеселел и взбодрился.

Днём заметили четкую высотную границу снеговой линии. Кроны деревьев на верхушке хребта Ирендык покрыты снегом, а спустившись взглядом вниз по склону, мы увидели голые, бесснежные чёрные деревья, утыкающиеся ветками в серое небо. У подножия Ирендыка лежала деревня Темясово – первая столица Башкортостана – дома, участки расположились чёткими прямоугольниками, разросшимися в разные стороны.

Тяжело было спускаться с Ирендыка, что-то внутри тревожило и беспокоило меня. Отступать всегда трудно. Сделал для себя выводы: следует тщательнее прорабатывать маршрут, обдумывать детали. Нельзя с задором и чрезмерной уверенностью браться за дело. Бегенч более опытный в планировании маршрутов, подходит основательно, я же подошёл к планированию, надеясь на непобедимое русское «авось». Послужит мне уроком!

Лёха после ночевки чувствовал недомогание и усталость, даже подумывал о том, что бы поставить палатку снова и лечь спать. Сильно кашляет. Кашель сухой. Вечером после ужина он выпил «Анвимакс», надеюсь, к утру ему полегчает.

Ужин сегодня получился быстрее. Но и встали на бивуак мы раньше, в начале шестого, ещё сумерки не набежали.

В лесу много следов, вспугнули большую птицу с дерева, саму птицу не увидели, лишь услышали громкий взмах крыльев. Ближе к вечеру над нами пролетела довольна большая стайка маленьких, забавных птичек, напомнивших Лёхе мошек.

Пересекли белоснежное холмистое поле, справа от нас любовались хребтом Ирендык. А ведь, это настоящие горы!

Вечерняя связь с родителями, намётки по маршруту. Осталось 45 км до Аскарово. Задумался над тем – хватит ли нам газа и еды.

6.01.2021

Ночь выдалась тёплой, спал хорошо.

Утром на выходе из палатки ждала тёмная ночь с полукруглой луной, бледно-жёлтой, просвечивающей сквозь дымку облаков.

Лёха за день несколько раз чинил крепления моих лыж. Порой я вырывал крепление вместе со щепками дерева. Крепления погнулись, теперь стоит надевать и натягивать тросики аккуратно, приподнимая рычажок крепления.

Палки Лёхи засыпало снегом, выпавшим за ночь. Лёха чинил лыжи, я искал палки.

Серый, тусклый и хмурый день, тёплый и почти безветренный. Рассвет встретили в пути. Двигались по ЛЭП вначале маршрута, затем повернули от ЛЭП на девяносто градусов вправо в сторону деревни Семёново. За день прошли 16 километров. До Аскарово осталось 35 километров. По дороге идётся легче, но сказывается накопленная усталость, вес рюкзаков, устают плечи от переносимого груза. Отдыхали чаще, чем вчера, больше останавливались, садились. Настроение в группе среднее. Лёха побаливает, кашляет, но идёт первым, тропит, дуги от палатки не отдал. Терпит, но идёт!

Встретили две машины одну за другой, пообщались с людьми. Нас назвали смелыми. Узнали имя егеря, его зовут Раис, «из бывших» - сказали нам. Вот только кого? Предположили с Лёхой, что из бывших военных. Одни представились нам охотниками. Вторая машина предупредила нас остерегаться волков. Ближе к вечеру услышали, а затем и увидели снегоход, направляющийся к горам, с двумя людьми. Периодически встречаются табуны лошадей: большие и малые, слышен лай собак. Миновали деревню Нижнетагирово. Маршрут проходит по холмистым полям, справа тянется хребет Ирендык, есть очень красивые скалистые вершины.

«Идя вперёд, оглядывайся назад!» - чуть не пропустили великолепный кроваво-красный закат. Солнце светило мощным прожектором, лучом огненно-красного цвета. Над солнцем стояли серые облака, а ниже солнца цепочкой вытянулись заснеженные хребты. Закат стоил нашего дня, наших усилий и мук!

К концу дня ускорились. Остановились вблизи деревни Семёново. Вечером с холма наблюдали иллюминацию двух посёлков: жёлтые, красные, белые огоньки мерцали где-то ниже нас, кое-где взрывали фейерверки.

Плотный ужин. Разговор с домом, планирование маршрута, ориентировочно четыре дня отделяют нас от Аскарово.

Лёха сказал, что не сожалеет о том, что мы спустились с гор, изменив маршрут.

Появились новые предложения: у меня к Лёхе, у Лёхи ко мне. Интересные проекты.

Ночь звездная, а значит холодная.

7.01.2021

Рождество. Холодная, бессонная ночь. Стопы мёрзли всю ночь, подгибал ноги, ворочался, проваливался в дрёму, забытье, а после снова боролся с холодом. Ждал утра с нетерпением.

Ночной мороз одел деревья, кустарники и траву в меховые белые гирлянды. Природа преобразилась. Ясное небо и солнце добавили цвета, трава, берёзки, сосны, осины, ели, ивняк – сверкали и искрились на свету. Мороз чувствовался кончиками пальцев, пальцы в перчатках подмерзали, отогревал их махами. Замёрзшие ночью стопы согрелись почти сразу, стоило только разогнать кровь в ногах парой сотней пройденных метров.

От яркого солнца и белизны снега слезились и болели глаза, болеть глаза начали ещё прошлым днём, хоть прошлый день был пасмурным. Днём понял такую вещь: пусть день будет лучше хмурым и облачным, а ночь в особенности. Лучше серое небо и тёплая ночь, чем ясное небо и холодная ночь.

Пришлось пройти через чей-то лошадиный загон, преграждавший нам путь. Обходить было далеко. Решили не тратить время. Да и, не было видно другой стороны загона. Перелезли и пошли по азимуту, но перед тем как пойти вынужденно остановились: Лёхе требовалось починить лыжи. Я думал, как бы нам ненароком не столкнуться с хозяевами или собаками загона. Но Лёху торопить не стал. Всё обошлось. Нас никто не выгонял. На противоположной стороне паслись жеребята. Лёха опасался проходить мимо них, пришлось мне показывать пример. Я хотел быстрее пройти через загон и перелезть через забор.

Видели радугу на ясном небе, признак сильного мороза.

Семёново большая деревня. Виднелись дома, школа, слышался лай собак.

Думал сегодня о том, что « вот она – настоящая жизнь!» Насыщенная, непредсказуемая, когда радуешься еде и чаю особенно сильно, мечтаешь об отдыхе, когда не знаешь, где придётся ночевать, что встретиться в пути. Чувства обостряются, жизнь становится ценнее, бодрит. Нет всепоглощающей рутины. Но и слишком перебарщивать не стоит, а ту может приесться, опостылеть и перестанет восприниматься так остро. Поэтому нужно возвращаться в уютные жилища, где тебя ждут родные и друзья.

Прошли сегодня 14,6 километров, до Аскарово 25 километров. Завтра планируем переваливать через Ирендык, выйти на восточную сторону от Уральских гор.

Ужин. Звонок родителям. Оказывается мама взяла отгулы на работе, чтобы в случае чего приехать к нам на выручку. Вроде бы и радостно от такой заботы и поддержки, а с другой стороны неудобно, что я своим походом отвлекаю родителей от домашних дел и хлопот.

Мороз сегодня крепче, ощущался всем телом. Трясло от холода, стоило отойти от костра на пару метров. Ночь звёздная, ясная.

Вчера доели мясо, которое мне оставил Бегенч после Байкала, вспомнил добрым словом и сказал спасибо. Мясо очень вкусное!

8.01.2021

Перевалили через Ирендык.

Ночь выдалась очень холодной, морозной, дрожал от холода, не мог согреться. Лёха тоже ощущал ночной мороз, тоже не мог согреться. Спали плохо урывками. В половине четвертого я глянул на часы и подумал: «что ещё три с половиной часа спать», - мысль меня эта не обрадовала, но я всё же попытался уснуть и отдохнуть. Стопы ног горели от ледяного холода, растирания не помогали, стопы согрелись только утром в дороге, отошли, пальцы почувствовали теплоту.

Днём стояла переменчивая облачность. Порой выглядывало солнце. На склонах задувал сильный ветер. Вблизи вершины заглядывался на скальные стенки достигающей высоты пяти-семи метров.

Наткнулись на солонец – по всей длине бревна кто-то проделал 3-4 отверстия, в полученные углубления насыпали соли – любимого лакомства сохатого. Рядом с солонцом встретилось очень много следов лосей. Кто-то из животных об наст или что-то другое поранил ногу, на снегу остались отпечатки красно-жёлтой крови.

Плутали в поисках дороги. Сбились с пути, искали в разных направлениях, ходили то взад, то вперёд, позабыв про навигатор, словно слепые щенки тыкались в разные стороны. Ошибка произошла либо от усталости, либо от того что расслабились, она чуть не вышла нам боком. Мне показалось, плакали наши планы. Но доверившись азимуту, вышли к дороге, плутая по склонам и оврагам. Меня плутания вымотали, силы ушли, мутило, Лёха же наоборот повеселел и взбодрился, когда мы вышли на нужную дорогу, я плёлся еле-еле. Ныла спина, хотелось отдыха и есть. Рассчитывали на накатанную дорогу, ведущую через хребет Ирендык, а вышли на узкую, утоптанную лошадями, тропу, петляющую и теряющуюся где-то на склонах.

Понял, почему меня тошнило в первые два дня маршрута – переживал за то, как и где мы будем проходить, на третий день успокоился, начал получать удовольствие. А поначалу всё не складывалось, вот и переживал.

Вспугнули рябчика, подняли его из-под снега, рябчик вспорхнул и поспешил скрыться в лесу.

Не все реки промёрзли полностью, пересекая реку Караелга, видели свежую наледь, местами вода выходила из-подо льда, местами на реке образовались плавуны. Из-за них аккуратно и не спеша пересекли реку. Попросил Лёху не спешить идти за мной, подождать пока не переду на другой берег.

К концу дня ветром принесло запах дыма от костра, вероятно, где-то ночевали охотники.

На стоянке Лёха по обыкновению занялся костром, после того, как мы поставили палатку и принесли бревно, я же начал готовить бесхитростный ужин. Рис, так любимый Лёхой.

Связь с родителями после ужина. Обсуждение планов, планирование маршрута.

Звёздная ночь, вероятно, ночь будет холодная.

Лёха храпит, мне тоже пора отдыхать.

Вблизи нас вечером раздавались взрывы фейерверка, наверное, где-то в деревне запускали их.

До Аскарово 20 километров. Прошли 14,7 километров.

9.01.2021

Ночь выдалась теплее предыдущей, но всё же холодной, ступни стали холодными, как лёд, не желали согреться, видимо, ботинки забирали большую часть выделяющегося тепла. Утра ждал с нетерпением. Показалось, что спал в эту ночь больше.

Утром за завтраком начал падать мелкий, редкий снежок. Серое небо говорило нам, что день выдастся тёплым. Снег повалил белой стеной, шёл почти весь день, лишь под вечер снег перестал падать, поднялся ветер. По данным МЧС 10 января ожидается метель с сильным ветром, ухудшение видимости.

Отойдя несколько сот метров от ночной стоянки, мы встретились с табуном лошадей, идущих навстречу нам. Лошадки, звеня и гремя колокольчиками, с любопытством выглядывали и разглядывали нас из-за стволов белых бёрезок, но недолго. В поисках подножного корма табун поспешил скрыться в лесной чаще.

В пути нам то и дело попадались малые и большие табуны лошадей, местами мы проходи близко к лошадям, Лёха очень радовался при виде лошадей, а местами – лошади были далеко от нас, они паслись на заснеженных белых склонах холмов, у речек, в степи, ища пожухлую траву, купались в снегу.

Напугали зайца-беляка грязно-серого цвета с чёрными лапками, выбежавшего неожиданно из загона. Заяц пустил снег столбом и стремительно умчался от людей.

Не все реки сковало льдом. Сегодня во второй половине дня вблизи деревни Тал-Кускарово, переходя через реку Большой Кизил, нам пришлось искать переправу. Река местами с участками открытой воды преграждала нам путь. Искали обход, лазая по кустам. Лёха нашёл узкий участок для переправы, попробовал перейти на лыжах, тонкий лёд не выдержал веса Лёхи с рюкзаком и лыжами и обломился, Лёха успел отойти, но всё же подмочил лыжи. Я приглядел другое место, чуть выше, спустился осмотреть переправу, подо мной лёд тоже обломился. Продолжили искать, Лёха нашёл тонкое бревно, пока я пробирался по кустам, ища место для переправы, перекинул бревно и позвал меня. Лёха пошёл первым по тонкому бревну налегке, я передал сначала лыжи, надо было как-то передать рюкзаки. Недолго думая, решил перебросить их на другой берег. Подошёл близко к краю трещины, размахнулся и перебросил Лёхин рюкзак, едва не упав в воду, перчатками зацепил воду. Мой рюкзак, чуть тяжелее Лёхиного, дался мне с усилием, но и его я добросил не промочив. Опираясь на лыжные палки, также как и Лёха перешёл по бревну. Обошлось без жертв. Рано было радоваться: во-первых, пришлось чинить лыжи; а во-вторых, мы оказались на острове, но мы не отчаивались. Я приглядел переправу. Лёха же, отложив лыжу, направился вниз по течению реки, позвав меня с собой. Мы нашли надёжное место, казалось, можно было расслабиться, у самой деревни река снова открывалась, бежала по мелководью. Перебрались по коряге, не снимая рюкзаков и лыж, а дальше проскочили участок по ненадёжному льду в узком месте. Лёха прошёл первым, я следом, лёд подомной треснул, обошлось. Навстречу нам вышли два местных жителя – пастуха. Один показался мне подвыпившим, они потеряли лошадей с жеребятами, спрашивали: не видели ли мы их. Мы сказали, что видели часа полтора назад у реки, примерно в трёх километрах от деревни. Мужики поблагодарили и ушли искать пропавший табун. Мы же зашли и пересекли деревню. Деревня Тал-Кускарово мне понравилась, большая, дома большую часть бревенчатые, украшенные наличниками, с расписными яркими воротами, с резными орнаментами на них или же с картинами лошадей, оленей. Лёха предположил, что местные жители даже соревнуются друг с другом, чей дом разукрашен красивее. В деревне пахло дымом, по улицам бродили телята, Лёха их даже испугался, привыкший к животным, я пошёл первым. Кроме телят по улицам деревни бродили бродячие псы, три школьника с одной хоккейной клюшкой, почтальон-женщина, разносящая почту.

В деревне был магазин. В одном двухэтажном здании разместились несколько учреждений: сельский клуб, поликлиника, почта. В конце улицы стояли две украшенные новогодние ёлки, Дед Мороз со Снегурочкой, из-за льда была выпилено поздравление «с новым годом – яны йыл менен» на башкирском языке, но часть букв повалила местная молодёжь. Зато ледяная сова смотрелась очень красиво. Для детей установили маленькую деревянную горку.

Чуть поплутали, выйдя из деревни, но не сильно. На спуске с холма упали поочередно, Лёха первым, я следом, сняв лыжи, миновал крутой спуск в ботинках. Лёха же всё время шёл на лыжах.

Сегодня прошли 16,7 километров, до Аскарово 6 километров.

Ужин, связь с родителями. В поисках связи пришлось отойти в сторону дороги.

Ветер задувает.

Понял, что недавние события похода, бывшие всего пару дней назад, сегодня кажутся такими далёкими. Насыщенность каждого дня событиями создало такую иллюзию.

Храп в палатке.

10.01.2021

Одна из тёплых ночей похода. Ночью начал сыпать снег, палатку присыпало, засыпало все стенки. Ветер не задувал, в палатке, казалось, стояла плюсовая температура. Ботинки в спальнике полностью оттаяли ото льда, такого ещё не было. Воду для термоса кипятили в палатке, ветер задувал пламя горелки, поэтому пришлось перенести баллон с горелкой в палатку. Снегом завалило крышку от чайника и топор, топор быстро обнаружили, а вот с крышкой пришлось повозиться, с первого раза найти не удалось, полностью собравшись, возобновили поиски крышки, к тому же посветлело. Лёха уже отчаялся найти крышку, я продолжил искать, повезло, нашёл под остатками головёшек от костра.

Снег затих на короткое время, а затем усилился, повалил плотной стеной, видимость заметно ухудшилась, ветер мешал движению.

Улитки собрались, погрузили свои переносимые жилища и тронулись в путь. За ночь выпало пару сантиметров снега, местами тропили по пухляку.

Вчера разбили лагерь рядом с оживленной дорогой, машины сновали то в одну, то в другую сторону.

На трассе царило оживление. Мы уже отвыкли от шума машин, да и самих машин, встретить пару машин за день для нас было нормой. Грейдеры расчищали дорогу от выпавшего снега, один даже чуть не завалил нас снегом. Водители приветствовали нас гудками и махая рукой, показывая нам большой палец. Некоторые даже снимали на видео наше продвижение.

Гостиницу нашли быстро. Нас встретил постоялец, затем приехал сам хозяин. Гостиница была пуста. Хозяин провёл инструктаж, поменял бельё и уехал.

А чуть погодя нас проведали родители с тётушками, заплутавшие в Аскарово, час у них ушло на поиски гостиницы. Родители ворвались к нам, как ураган, стали оперативно накрывать на стол, мы же с Лёхой разбирали привезённые нам вещи, выбирая самое необходимое, возвращая не нужное нам обратно родителям.

Весело посидели несколько часов, поели вкусностей, привезённых родными: пиццу, беляши, курицу с картошкой, распили шампанское, компот. Пока было светло, родители обратно уехали в Сибай. Очень здорово, что родители приехали проведать нас! Большое спасибо им за заботу и переживания!

Папа с мамой хотели отговорить нас продолжать маршрут, но мы не поддались на уговоры.

Душ, стирка, залипание в телевизор. Особенно понравился фильм «Лавка чудес» с Натали Портман. Коньяк под беляши и пиццу, фрукты.

Планирование маршрута. Дневник. Переписка с Бегенчем. Лёха уже спит.

11.01.2021

День отдыха. Лениво-сонный день в гостинице. Много ели и пили, залипали в телевизор. Думали встать в десять утра, но выработанный за дни похода режим разбудил нас к семи часам утра, даже без будильника.

Прогулка в магазин. Увидели районную ёлку. Мне особенно понравились буквы, выпиленные из-за льда, сложенные в надпись «с новым годом» на башкирском и русском языках. Буквы получились высокими, напоминали витиеватый почерк человека.

Первый рабочий день для большей части страны.

В Аскарово выпало за прошлый день сантиметров 15-20 снега, на улицах снег ещё не успели везде почистить, хотя техника ездила по улицам, аллеи тоже были в снегу, только протоптанные узкие тропы расходились в разные стороны.

Сауна. Сборы.

Вечером в гостиницу подселили алкашей, вчера алкаши прорывались в сауну. Сегодня прорвались в гостиницу. Гостиница словно притягивает алкашей, как магнит.

Ближайшие дни ожидается мороз до минус тридцати градусов.

12.01.2021

Холодное, морозное утро. Холодный и морозный день. Морозная ночь.

Ночь прошла в полудрёме. Соседи-пьяницы пили всю ночь, то и дело громко вскрикивала женщина. Мы с Лёхой не выдержали и сделали замечание, помогло на короткое время, а после снова слышались крики, единственное убавили громкость музыки. Они заснули только под утро, когда нам нужно было вставать.

Позавтракав, собрав вещи, попрощавшись с хозяином гостиницы Рафизом, вышли из дома. Сумерки рассеялись, посветлело.

За прошлые дни выпало много снега. Тропили с Лёхой по очереди весь день, местами проваливаясь по колено в снег. Утром начало буранить, пошёл снег, задул ветер. Округа скрывалась в молоке. Лица покрылись белой куржой. Идти было тепло, но стоило остановиться, как сразу начинали мёрзнуть. Движение жизнь.

Солнце вышло ближе к вечеру, небо посинело, прояснилось.

Пересекли озеро Чебаркуль. На выходе нас ждало 700 метров болота с высокой бледно-жёлтой травой, трава достигала 2-2,5 метров в высоту, пахло тиной, местами попадались участки с открытой водой, их мы миновали благополучно. Никто не провалился и не упал в воду. Болото отняло у нас много времени, разбили лагерь недалеко от озера, рядом с ручьём, дров почти не было. Газ замёрз в почти пустых баллонах, не отмерзал даже на огне, только один новый баллон отогрелся. С Лёхой на пару накипятили воды для термосов, обычно вечером воду кипятил Лёха.

Проходя через болото, наблюдали эффект гало – верный признак крепкого мороза.

Открытая вода меня напугала, подумал о том, что в болоте можно легко сгинуть, но виду не подавал, имел одно желание – поскорее проскочить опасный участок.

Звёздная ночь.

Связь с домом.

Утром вдруг подумал: «А зачем оно всё мне?» Отогнал дурные мысли от себя. Это говорил во мне любитель комфорта, отогревшийся и отъевшийся за день отдыха. Надо завершить начатый маршрут!

В палатке дубак, но всё же теплее, чем снаружи. Палатку окопали.

13.01.2021

Капитуляция перед морозами. Бегство. Завершение похода в деревне Абзелилово.

Сегодняшняя ночь оказалась самой холодной и морозной для нас, практически бессонной. Казалось, я продрожал всю ночь, ждал будильник с большим нетерпением, но боялся посмотреть на часы, потому что не хотел знать – сколько осталось времени до утреннего будильника. Так как, узнав, я бы мог только огорчится. Неведенье – друг в данной ситуации. Будильник прозвенел, но вставать и выходить не хотелось, заставил себя вылезти из спальников, переодеть штаны, которые к слову, внутри наружного спальника покрылись белой, сверкающей и искрящейся изморозью, задубели, надев их, я ощутил дополнительный пробуждающий эффект. Ботинки во втором спальнике не замёрзли, надел их без усилий. С завтраком не клеилось. Газ замёрз во всех баллонах, даже в практически полном, начатом вчера. Два других баллона оживать совсем не хотели. Все попытки отогреть почти пустые баллоны потерпели поражение, как мы их только не отогревали: и над огнём и в спальнике. Баллоны умерли ещё вчера и реанимации не поддавались. Что же говорить про сегодня. Скудный полутёплый завтрак готовился очень долго, кое-как отогрел один баллон газа, засунув баллон в пуховку подмышку. Периодически выбегал из палатки отогреть руки и ноги махами, приседаниями и прыжками (всё же чуть-чуть подморозил фаланги пальцев на правой руке). С невероятным усилием подогрели воду с термоса, но до кипения довести не получилось. Заварили овсянку на горячей воде, добавил изюма, сгущёнка превратилась в камень, добавлять её не было смысла. Остатки тёплой воды разлили по кружкам, получилось чуть меньше полкуружки на человека. Позавтракав, стали думать, как поступить дальше. Спросонья Лёха предложил не ночевать вторую ночь, а позвонить родителям, попросить забрать нас. Я же поутру был настроен воодушевлено. Но после завтрака стал думать в пользу того, чтобы добраться до Абзелилово и уехать домой. Лёха же наоборот изменил своё решение. Он решил развести костёр, накипятить воды для термоса, а затем следовать по маршруту с ночёвкой. Начал ломать тонкие ветки, отламывать бересту. Я же думал, думал, наконец, решил сдаться и завершить маршрут, осознавая тот факт, что вечером газ снова замёрзнет и не оживёт, что местность изменилась и что хороших дров мало, что предстоящая ночь выдастся холодной – осознав всё это, я сдался. Уговорил Лёху, позвонил родителям, они ещё спали. У нас уже рассвело. Договорились о месте встречи, после стали собираться. Самые затянувшиеся сборы, то и дело приходилось отмахивать коченеющие пальцы рук, а затем снова собирать вещи. Время шло, а мы топтались на месте. Кое-как сложили рюкзаки, убрали палатку и вышли. Остатки коньяка в бутылке замёрзли.

Огромное ярко-красное солнце поднялось с востока.

Вышли поздно. Поначалу шлось тяжело, у меня разболталось крепление на лыжах, вынужденная остановка на устранение проблемы, причём неоднократная. Окончательно решил проблему на привале, завязав шнурки и подтянув тросик. Мороз ощущался лицом, пальцами рук. Борода и усы покрывались куржой, плотной, твёрдой и белой.

Поплутали по деревне Тупаково.

Под конец маршрута угодили в воду, под снегом оказалась открытая вода, лыжи намокли, снег налип, чистить лыжи не стали, так как оставалось меньше километра. Лыжи ощутимо набрали в весе, доплелись до дороги. Рауль с папой уже подъехали и искали нас.

Выход. Объятия, приветствия, погрузка вещей, перекус бутербродами и чаем. Я ощутил голод ещё в одиннадцать часов утра, а к третьему часу есть хотелось в два раза сильнее. Дорога домой, в Сибай. В машине растирал, обмороженный утром, побелевший палец, другие пальцы отошли сами, а вот средний не хотел отходить. Палец потерял чувствительность, онемел и разбух, словно от ушиба, к вечеру чуть пожелтел. Дом. Обед. Бассейн с сауной и душем, коньяк. Разбор вещей. Дневник.

Днём позвонил хозяин гостиницы в Аскарово, он беспокоился за нас, переживал, хотел узнать, как мы провели ночь в поле. Хороший человек!!! Оказывается, в Аскарово ночью было минус 33 градуса, у нас же у озера, возможно, было и все 40 градусов.

Такой вот старый-новый год. Есть над чем подумать и поразмышлять.

- Нужен тёплый лёгкий спальник на минус 30 комфорт.

- Нужно купить второй Jetboil на 1 литр, кастрюлю на 3 литра, либо купить реактор.

- Горные очки

- Правильно планировать маршрут.

Так закончился лыжно-пеший поход по просторам Южного Урала, Зауралья Башкирии.

P.S. Нам есть куда стремиться и есть куда расти! Линия маршрута осталась не пройденной, она манит, а это значит, надо будет повторить, учтя ошибки. Мы увидели маленькую часть Башкирии, ещё много красот таит родной край! Их тоже надо увидеть. И ещё много других интересных мест, куда определённо стоить сходить.

Алексей Савинцев о походе: «Я скучал по горам и по атмосфере, которая бывает там. Только ты, напарник и природная стихия - временами жестокая, но прекрасная. Когда на маршруте становится действительно тяжело, просыпаются какие-то природные инстинкты. Ты чувствуешь, что-то животное в себе, ты хищник, ты мужчина, ты первопроходец, ты исследователь. Ты чувствуешь силы в себе, городские проблемы кажутся мелочными, и ты готов их решить по щелчку пальцев… Я снова хочу прикоснуться к неизведанному. С новым опытом снова бросить себе вызов и побыть наедине со стихией!»

Снаряжение

Палатка Bask Bonzer3 трехместная, 3,8кг (колышки не брали)

Лыжи «Охотник» 165*14 см – 2 пары + крепление 2 пары + смола 1 баночка

Лыжные алюминиевые палки с широкими кольцами -1пара

Треккинговые палки Fizan RED FOX ELBRUS RACE – 1 пара

Jetboil на 0,8л

Горелка Kovea

Алюминиевая кастрюлька на 3л и чайник на 1,5 л – костровой

Термоса – 2шт (на 0,7 л и 1,5 л)

Армированный скотч – 1 шт

ПЗУ 2 шт на 20000A

ПЗУ 1 шт на 10000A

Навигатор Garmin 64 st

Батарейки AA– 11 пар из них – 5 пар (аккумуляторы)

Зарядки для телефона – 3шт,

USB-кабель от Go Pro Hero 5 Session – 1шт

Моё снаряжение:

Спальник Bask PAMIRS 850 FP, предел комфорта -11 ºC, экстрим - 30 ºC, вес 1,38 кг.

Спальник ПИК-99 УЮТ-3K-HF(?), предел комфорта - 5 ºC, экстрим - 10 ºC, вес 1,5 кг. Использовался как конденсатник.

Рюкзак Bask NOMAD 90 M

Ботинки Vasque 7842 Snowblime UD, вес 1,358 кг – тёплые, удобные, лёгкие ботинки.

Флиска Sivera Скарлат (?)

Термобельё Sivera вверх Сноу Вп низ Сноу П Polartec

Пуховка Tramontana.ru M

Верхонки Red Fox Рукавицы утеплённые Zip THL

Треккинговые штаны BTrace Trekking Men Softshell v06003 S, мембрана: водонепроницаемость 5000 мм, Дышашее свойство 3000 г/м² в 24 часа. Показали себя хорошо, тепло во время движения, для морозной ночи не пригодны, замерзают ноги, на стоянке дубеют и покрываются инеем при сильном морозе.

Спортивные штаны с утеплителем – для ночи.

Штормовка North Face (не использовалась)

Бандана Buff

Балаклава (не использовалась)

Шерстяные носки

Трусы – 2 пары

Носки 2 пары

Носки махровые – 2 пары

Ангорки (перчатки) – 2 пары (1 пара не использовалась)

Пенка Ижевск 13 мм

Зимнее термобелье Columbia

Горнолыжные штаны Tchibo

Бандана Buff

Шапка Black Diamond (проносил 1 день, не пригодилась)

Трекинговые носки Salomon (3 пары), шерстяные вязаные носки домашние для ночевок (2 пары)

Горнолыжные перчатки Salomon Gore Tex (были подобные сменные, но не пригодились)

Гамаши

Снаряжение: 2 спальных мешка (один вставлялся в другой) King Camp Treck 300 темп. экстр. -13 градусов

очки Julbo

Бинт – 1 шт

Продукты

Шоколад – 14 плиток – 1,358 кг

Каши в пакетиках: Гречка – 14 пакетиков по 62 гр, рис 10 пакетика по 61 гр. В день 2 пакетика. Итого: 24 пакетиков – 1,478 кг

Овсянка:12 пакетиков по 42 гр + 500 гр крупы (хлопья). Итого: 1,004 кг

Сушеные бананы – 908 гр

Сушеный лук – 102 гр

Сушёный чеснок – 29 гр

Козинаки – 6 шт по 150 гр – 900 гр.

Итого: 15,443 кг, без веса сухарей и хлеба.

Газ: 3,5 баллона по 450 гр. Всего на поход с учётом заброски взяли 6,5 баллона по 450 гр. Использовали 2 баллона. Лишний газ вернули с ненужными вещами.

Общие расходы

Продукты – 5044, 53 руб

Газ: 4 баллона – 1588 руб

Петарды – 518 руб

Смола – 110 руб

Гостиница в Аскарово: 600 руб – сутки. Итого: 1200 руб

Сауна в Аскарово: 500 руб час. Итого 1000 руб.

Итого: 9460,53 руб. На человека – 4730,265 руб (без учёта расхода бензина, и дополнительных расходов)