По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"...

Пишет vilgeforts, 09.11.2021 11:32

Поскольку обезьянок из рода Homo во всём мире дрессируют носить намордники и молчать в тряпочку, готовя их таким образом к поголовному медицинскому эксперименту, с последующим нанесением на них QR-клейма и дальнейшей отправки в цифровой дивный новый мир. По этой причине отпуск решил провести подальше от мест массовых дрессировок. Поскольку начальник четыре недели отпуска не одобрил, то участие в походе к старику Крупскому отменилось. А на три недели, что было выделено, решил поехать погулять на Полярный Урал.

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

Синопсис похода.

Вид туризма: пеший.

Район: Полярный Урал

Пройденный маршрут: пос. Северный (Воркута) – р. Большая Сыръяга – р. Малая Уса – пер. (???, 1А) + рад. в. Хойтапэ (1Б, 1240) – р. Хойтатосё – р. Малая Кара – пер. (???, н/к) – р. Гераусваю – пер. (???, н/к) – р. Мядыяха – пер. (???, н/к) – р. Хэм Вадаяха – р. Пырятанё – пер. (???, н/к) - р. Тисьнензашор – пер. Пымалхада (1А) – пер. Тузеда (н/к) – р. Нгумъяхако – пер. (???, н/к) – р. Нармаяха – р. Орловский - – пер. (???, н/к) + рад. в. Нгысыхыпэ (863, 1А) – р. Интернациональный – пер. (???, н/к) – р. Пэяхако – пер. (???, н/к) + рад. в Хутасангарэй (1239, 1Б) – р. Нармаяха – пер. Вездеходный (н/к) – р. Малая Хута – р. Нумгыяха – пер. Саурей (н/к) – оз. Сангарэйто – р. Сангарэйтосё – пер. (???, 1А) – р. Орангъёган – пер. Оранж (н/к) – оз. Большое Щучье – р. Большая Щучья – р. Малая Щучья – р. Малая Уса – пер. (???, н/к) – р. Воргашор – р. Большая Хадыта – р. Гэнахадата – р. Ворговый – пер. Сядата (н/к) – р. Сядатаяха – пер. (???, н/к) – р. Лонготъёган – р. Большой Минисейшор – пер. Молибденитовый (1А) – р. Молибденитовый – р. Бадъёган – пер. Ледниковый (н/к)– р. Большой Хамней – р. Безводный – пер. Кемьрезьрузь (н/к) – р. Кемьрезьрузь – ж/д – ст. Собь

Километраж: 381 км. (измерено по сайту nakarte.me; радиальные выходы мерились в одну сторону)

Ссылка на маршрут на сайте nakarte.me:

Сроки: 01- 20 августа 2021 года (20 ходовых дней)

Участник: Воробьёв Алексей (1976 г.р.)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

Дневник похода

Примечание. В ниженаписанном тексте: «Днёвка» – это дневной привал с постановкой палатки, дневным сном и горячим обедом. Длительность примерно 3-4 часа.

01 августа

Начало похода. На вокзале в Воркуте такси нашёл быстро. Водитель согласился подвести только по программе минимум, то есть до окраины Северного посёлка. До моста на реке с гастрономически-фольклорным названием Сыр-Яга он ехать не решился, сославшись на размытость дороги из-за дождей. Так что начал я свой путь почти от Воркуты.

С окраины, идя следом за аборигенами-ягодниками вышел на трек, который вначале проходил там, где когда-то давным-давно была железная дорога на Хальмер-Ю, а сейчас – хорошая грунтовка. Погода по началу радовала, но через часок включили дождь, что, впрочем, даже и хорошо, ибо нет комаров и прочих кровососов. Далее трек похода сворачивал с бывшей железной дороги и уходил на прокатанную по тундре автомобилями дорогу. Это я отследил не сразу, пришлось погулять по растительности, пока возвращался на трек. Заодно поел голубики.

Далее вперёд по этой дороге, порой переходя локальные мини-болота и ручейки, что пересекают мой Бродвей. И кстати, в одном месте пришлось поменять обувь на бродовую и немного побродить по локальному ручью.

Начались попадаться грибы – хорошая белковая добавка к раскладке. Пришлось достать пакет и собирать то, что лезло под ноги. Повезло, по дороге нашлось озерко, где и пообедал, но так как на этот день не был заложен суп, то обед был скромен. Но ужин, что сейчас готовится, его компенсирует обилием грибов. Можно зажать немного пиммекана на следующие дни.

Конечная цель на сегодняшний день – это встать на берегу Сыр-Яги. Когда подошёл к броду, то понял, что на том берегу хорошее место для стоянки. Перебродил, вода была почти по трусы, но похоже, что я шёл не по самому мелкому месту. Немного подустал в этот день поэтому, когда поставил палатку, то устроил небольшой тюленингна четверть часа. Потом набрал воды и решил почаёвничать перед ужином. К сожалению чайная церемония закончилась опрокидыванием миски с чаем на кофту и далее на спальник. Жаль! Этого сладкого чая я сделал лишь пару глотков. Выкинул спальник на палатку сушиться и сварил грибы с рисом. Вот жду пока настоятся они. Немного о погоде. Дождь поливал немного, лишь вначале пути. Потом его выключили и включили комаров. Пришлось одеть накомарник. Когда идёшь, то комар не страшен. Но вот когда привал, а тем более если перекус, то понимаешь прелести горного туризма в виде отсутствия кровососов.

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

02 августа

С утра снова грибы. По началу думал, что взял слишком много газа: 3 баллона по 450 грамм на 20 дней, а это где-то по 60 грамм в день. Но теперь, когда в рационе появился подножный корм, понимаю, что газ лишним не бывает. И теперь палатку провозгласил энергетической локальной политией.

Сегодня из-за жадности срезать и лени смотреть GPS, когда идёшь срезать, поиграл в Сусанина, но с более счастливым концом, чем поляки в Смутное Время. Когда мою дорогу пересекла старая насыпь, решил по ней срезать, ведь первоначально это смотрелось логически верно. Встал на неё и погнал во весь опор, по GPS не сал отслеживать свой путь. Итог: потерял два перехода.

Сегодня снова бродил Сыр-Ягу…Просто помочил усталые ноги в холодной воде. Интересный разрушенный мост: осталась система тросов. Пройти по ним страшновато, поэтому бродил, благо река не такая страшная как бывают Памирские реки. Да и вода в ней теплее…

Вечером стою в жутком комарином месте. Когда ставил палатку, то быстро-быстро закинулся в неё. И всё равно пришлось внутри устраивать геноцид многочисленной мошке и редким комарам, покрывая ткань внутренней палатки телами насекомых и порой человеческой крови. Снаружи палатки слышно устрашающее жужжание местных вампиров, более ужасающее, чем вой графа Дракулы.

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

03 августа

В четыре утра солнышко осветило палатку и включило режим бани. Хоть я и запланировал подъём на это время, но всё же смог заставить себя полежать 15 минут прежде чем начать готовить и собираться. Как окажется позднее, солнце в этот день ещё даст о себе знать. Путь сегодня лежит вдалеке от всяких ручьёв, озер и прочих водохранилищ, поэтому когда после то ли четвёртого, то ли пятого перехода нашёл небольшой ручеёк, то вволю попил чаю. Когда дошёл до хорошего ручейка, то решил, что обед начался. И сразу же уподобился верблюду: набрал воды и напился. Потом поставил палатку и залёг в неё принимать сауну, да заодно вздремнуть.

Потом занялся супом. Я ж по пути набрал грибов, чтоб суп был понажористее. Чищу грибы - часть червивые. Дома бы я червивые грибы забраковал, но тут, на природе вспомнил, что приматы порой питаются насекомыми, а некоторые виды, например, ай-ай, даже в них специализируются, то решил, что дополнительная добавка белка супу не повредит. И ещё, слушая лекции Дробышевского по антропологии и прочей приматологии узнал, что у человека остались ферменты, разлагающие хитин. Поэтому в условиях скудного питания можно разнообразить стол. Хотя нам пытаются всякие люди в лице девочки с приветом по имени Грета (глядя на которую понимаешь, что на позорит видовое латинское название вида обезьян, к которому она принадлежит), что коровы пукают и изменяют климат, и поэтому следует отказаться от мяса. Мол, вот насекомые в виде мучных червей и т.п. это хорошо, а говядина, баранина и прочие аммиаковыделяющие теплокровные– это угроза глобального потепления. Ну я же не ёжик, чтобы харчевать насекомых находясь в зоне шаговой доступности магазинов, где лежит мясо! Они бы ещё создали теорию, что в окончании ледникового периода виновны мамонты, потому что они размножились и их метеоризм вызвал парниковый эффект, климат потеплел, ледники отступили… А мамонты, как и полагается виновникам этого катаклизма, вымерли…

После обеда решил срезать путь, вдруг получится. Получилось. Погулял немного по тундре. Конечно, не всё так было и гладко, ведь местная карликовая растительность, выросшая по пояс и более, порой мешалась. Но были и участки с более нанотехнологичной растительностью, идя по которым получал удовольствие. Порой натыкался на голубику, но сей факт омрачало то, что когда я начинал пастись, то сразу же меня находили кровососы.

Последние переходы были хороши тем, что солнце не палило. Поэтому переходу на другой режим: часа 3-4 сна днём и часа 4-5 сна ночью. Небо ясное, так что завтра днём в жару буду спать в палатке типа баня.

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

04 августа

Героически встал в два часа, комары спали. Но проснулись в три часа и поджидали моего выхода из палатки.

На первом привале набрал грибов. Вернее, увидел парочку подберёзовиков, сорвал. Потом ещё один… Потом объявил привал, походил по округе и насобирал. Ну и далее, по пути к обеду, нашёл ещё пару крупных подосиновиков. Так что на обед будут грибы дважды.

Через полперехода попалась целая поляна морошки. Пришлось срочно объявлять привал и играть в медведя.

Прошёл 5 или 6 переходов, и в 8-30 встал на днёвку, отоспаться, отъестся принять баню и ждать вечера, когда жара спадёт.

Идея похода была подойти пешком к горам от Воркуты. Поначалу дорога напоминало Ополье, что во Владимирской области. Путь лежал по зелёным холмам, только не по посевам зерновых, а по зелёному кустарнику. Где-то вдалеке виднелись горы. Так, маячат в дымке, фотоаппарат их не возьмёт. Теперь, ближе к горам, кустики деградировали: были по пояс, теперь по ботинок. А горы медленно надвигаются…

На месте днёвки нашёл рабочее колесо радиального вентилятора с назад загнутыми лопатками, номер 4,5 (450 мм в диаметре), 15 лопаток, из алюминия. Сфоткал его. Потом вышлю начальству типа меня и в отпуске преследовали производственные дела! Хотя откуда колесо тут? Тут рядом нет строений, лишь стойбище местных.

После обеда меня нагнала пара вездеходов. Предложили подкинуть до гор. Предложение щедрое, но из-за идеологических соображений похода (пройти из Воркуты до станции Собь ногами) я отказался.

Вечером воевал с вампирами. Поленился и не сходил сразу за водой. Поэтому сначала навёл геноцид кровососов в палатке, и лишь потом пошёл набирать воду на ужин и завтрак. И дальше: «Месть вампирам, часть вторая».

Не лениться!!!

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

05 августа

Ранний подъём, что в 01-30, дался тяжело. Так как с вечера была замочена гречка и не было грибов, то позавтракал быстро.

После первого перехода дошёл до первоначально намеченного места ночёвки. Там оказалось ветреное место, и гнус сдувается ветром. Может там так всегда, ветер с гор тянет?

Для выбора места ночёвки у меня следующая тактика: в GPS есть примерные точки ночёвок, проставленные дома и на которые я ориентируюсь. А то я примерно по ходу движения уточняю, где буду ночевать.

В 9-00 привал на днёвку. Немного отдохнув, варю грибы, а то завтрак был очень лёгкий без грибов. А грибов на завтрак не было по той причине, что ужин был обилен и грибы просто бы в меня не влезли. А после основного сна у меня будет добавка: суп с грибами!

Морошка. Интересная ягода. Крупная, сочная. Быстро собираешь горсть и в рот, как будто сделал глоток сока. Но вот вкус так и не понял. Немного отдаёт болотом.

Вечер удался! Место моей переправы через Малую Усу оказалось, как раз напротив стойбища оленеводов и их подопечных. Они пригласили меня посидеть с ними. И хоть надо быть в графике движения, решил не отказываться от гостеприимства. Угостили олениной, чаем, хлебом. Желудок наполнил, и энергия снова стала бить ключом! Как же хорошо, что я не вегетарианец!

Интересные собаки у оленеводов. Очень пушистые и добрые, во всяком случае в присутствии хозяев. Настоящие собаки-компаньоны, которые своим трудом зарабатывают кусок пищи. Не то, что городские квартирные деграданты, которые в одёжке дрожат, если их выгуливают в +5С…. А тут жизнь весьма суровая!

Оленьи варёные кости, что оленеводы кидают собакам, они разгрызают и съедают. Полагаю, что если они встретят в суровые времена домашнюю собачонку, то они её съедят… вместе с костями.

Спасибо оленеводам! Накормили, да так, что ноги сами побежали. Заправка желудка свежесваренным мясом позволила быстро набрать высоту в сторону перевала. Ночью решил сэкономить время на постановку лагеря, поэтому просто хорошо пододелся, расстелил коврик и накрылся палаткой.

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

06 августа

Ночью было бодро. Но будильник, что в GPS поставлен был пораньше. На утро снова было мясо, его дали добрые оленеводы с собой, поэтому шлось весело.

Оно желудок набить помогает
И движет гордо нас мясо вперёд!
И тот, кто с мясом в раскладке шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт!

На второй перевал решаю срезать траверсом. Набираю высоту по склону по правую руку. Ну а далее выхожу к ручью, что на карте, но там обрыв, и похоже, что плавно пройти нельзя. Зато вышел на пологое ребро, которое ведёт к вершине. Вышло примерно одинаково по набору высоты относительно первоначального варианта, зато ближе к горе и меньше по длине.

Ну вот и пора на Хойтапэ. Кидаю рюкзак и забиваю точку в GPS, на и теперь: вперёд и вверх! Вначале длинный тягун по камням вперемешку с зелёнкой. Примерно на месте перегиба, там, где склон резко увеличивает градус, ставлю тур. Потом, набрав ещё немного высоты – второй, потом набрав ещё – третий: чтобы по пути вниз было легче ориентироваться, несмотря на то, что точка с рюкзаком есть в навигаторе. И как оказалось, что эти туры мне пригодятся, и поскольку стояли они на перегибах склона, их из далека видно, т.к. они не сливались с рельефом.

Крутая часть подъёма на Хойтапэ запомнилась. Это крупноблочная осыпь. Идти норм, но порой меняешь направление подъёма, так как выходишь на участки локального легкого болдеринга.

Перед вершиной путь вывел на юго-западный гребень, вдоль которого я и поднимался. Вскоре гребень упёрся в вершину, ну а там тренога в 30 метрах. Замерил тут высоту – 1242 метра. Потом прошёл к треноге по вершинному плато, по пути прогулялся по снежнику, полепил снежки, времени и желания строить снежную бабу не нашлось. Пришёл к треноге, а тут высота 1239 метров. План выполнен – валю вниз.

Возвратился к рюкзаку. На спуске очень помогли туры, их видно издалека и не надо доставать GPS для корректировки движения.

Взял рюкзак и повалил вниз, думаю спущусь к верховьям ручья Хойтатосё, там и будет днёвка. Но подходящее место нашлось раньше: на склоне были ручьи. Надо отдохнуть и доесть оленину.

Спуск в долину к ручью р. Хойтатосё до долины Малой Кары прошёл хорошо. Внизу порой попадались тропы, которые указывали путь через кусты. А спустившись в долину Малой Кары подсёк дорогу, по которой и пошёл до удобного места брода. После брода решаю немного срезать через бугор, а не идти вдоль речки. Идея хорошая, но увяз в кустах. Пришлось попотеть, продираясь сквозь заросли ивы, пока не вышел к ручью. Идти дальше не захотелось, а захотелось встать на ночёвку.

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

07 августа

Туман, туман.
Седая пелена…

С утра как в песне: «утро туманное, утро седое..». Трава и камни мокрые, да к тому же скользкие. Как хорошо, что успел сходить на Хойтапэ по сухим камням. Первый перевал, которым я хотел полюбоваться, скрыл в тумане от меня красоту окружающих гор. Видимость внизу есть, но вот выше –всё в тумане. Так что с видом на горы –облом.

Днёвку сделал перед вторым перевалом. Пока спал в палатке, а потом обедал – облачность поднялась и ветер просушил камни.

Второй перевал получился интересным. Сначала на подходе – красивые луга с жёлтыми и бело-розовыми цветами. А на спуске встретил то, что не ожидал: каньон! На карте в GPS(топокарта – километровка) его нет. Пришлось немного поковыряться, обходя его, зато сделал хорошие фотки.

Быстро пробежал долину Мядыяха… Начал есть колбасу. До этого я её экономил, потому что было много грибов, а потом подвернулась оленина. Но сегодня решил – пора! И пайка колбасы стала больше и это не может не радовать!

Встал на ночёвку на ветреном месте. Многоопытный турист Андрей Лебедев в лекциях про биваки утверждает, что ветер мешает жить. Просто в горах, где он обычно ходит, не было столько гнуса! А тут ветер благо: тебя не едят и можно спокойно ставить лагерь.

О неприятном. Мошка покусала левую руку так, что ранка воспалилась. Залил её йодом, а часы надел на правую руку. И когда смотришь на время, то автоматически смотришь сначала на левую руку, не находишь там часы и смотришь на правую руку.

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

8 августа

Утро началось с того, что будильник зазвонил на два часа раньше. Так как я пользуюсь будильником, что в GPS, то время на нём автоматически устанавливается по часовому поясу, где находится прибор. А я вечером не посмотрел на внутреннее время в GPSи не сравнил его с тем, что показывают наручные часы, которые показывают московское время.

Сегодня такой хороший ходовой день во всех планах. Иду бодро и насыщенно. Вокруг такие красоты!!! Полярная летняя природа, от которой я в восторге: каньоны, ветер и отсутствие гнуса. Хотя ветер должен быть в меру. Нападают грибы, бросаются, так сказать, под ноги. Тут уже набрал на ужин и завтрак. При виде других, говорю глазам, что тут нет грибов!

Порой некогда писать дневник из-за напряженного темпа похода.

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

09 августа

С утра туман. Приходится на перевал подниматься в условиях видимости 30 метров, периодически сверять курс с GPS. И не напрасно. Потому что ноги увели на плато к другому перевалу, и пришлось выруливать на свой перевал. Ну а уже на подходе к седловине начал туман редеть и показались очертания гор. Далее по плато выхожу к нужной седловине. Тут тумана нет, да и вообще, туман тянет от ненужной седловины к долине ночевки.

Быстро прошёл второй перевал. Хотя днёвка не сильно прибавила сил, шлось на автомате хорошо.

Спустился к линии камни-зелёнка. Отсюда обалденный вид на Север. Видно длинную гору Большой Манясей, которую планировал в первоначальной версии маршрута. А где-то там, в дымке, Ледовитый Океан. Облака поднялись, небо проясняется. Надо идти, сидеть холодно: дует ветер. Но зато нет кровососов!

Ну вот и дошёл до самой северной точки маршрута. К Океану схожу в другой раз, но тешу себя надеждой, что может быть завтра его увижу с горы Нгысыхыпе, если будет хорошая погода. От туда до него совсем немного: Менее 70 километров. Ну а теперь надо поворачивать на Юг и перевалить через бугор в долину реки Нярмаяха.

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

10 августа

Вчера вечером снова забыл про сдвиг на +2 часа относительно Москвы когда ставил будильник на GPS. Так хорошо спал, а тут, блин, ложный подъём! С утра еле встал, дав поспать себе лишний час. Сказывается усталость от моего темпа.

С утра облака. Интересно, даст ли погода увидеть Океан?

После брода через Нярмаяху на меня напали грибы. Так как сегодня в планах сначала быстро сходить на вершину Нгысыхыпе, то надеюсь на их нападение в следующей долине. Очень повезло с тем, что по левому берегу долины ручья Орловский шла тропа, судя по следам, оленья. А то через кусты пришлось бы продираться. Если идти через березу, то это даже хорошо, обычно она невысокая, а вот ива доставляет трудности, коли выше 30 сантиметров. А она обычно выше.

Восхождение на вершину Нгысыхыпе понравилось. Приятная средняя осыпь, кое-где пятна сухого мха. Приятная 1А. Вершина – большое каменное плато. Углядел на нём треногу, пошёл туда чтобы её сфоткать и забить точку в GPSПотом пошёл на понижение плато в северную сторону, чтобы увидеть Океан. Тут меня ждало разочарование: увидел только океан облаков. Зрелище очень красивое, но обидно, что Океан не увидел. А ведь живу в 12 километрах от моря, но несмотря на это моря я тоже давно не видел.

Интересное зрелище, похоже видел запуск ракеты, вернее инверсионный след, идущий под углом 45 градусов, от чего-то типа ракеты, а может и самолёта. Сначала объект шёл на Восток, а потом эта штука развернулась на Север.

Про грибы. Как и предполагалось, по законам Мерфи грибов на спуске в долину ручья Интернациональный не оказалось. Жаль, что не набрал грибов на подъёме. Потерял бы немного времени, зато приобрёл бы дополнительные калории, а то очень кушать хочется. В следующий раз буду менее гуманен с подберёзовиками.

Сегодня на ночёвку встал пораньше. Есть надежда выспаться, ведь завтра, как всегда, по расписанию подвиг.

И ещё радость: вот уже пару дней нет кровососов.

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

11 августа

Началась вторая половина похода. Время летит насыщено. Кажется, уже было так давно, когда я шёл по тундре к горам, страдая от комаров.

Первый перевал такой милый. Узкая зелёная долина, зажатая между осыпных склонов. Мог вчера где-то тут встать, но побоялся, что не будет воды.

Далее восхождение на гору Хутасангарэй. В первоначальном плане похода эта вершина не планировалась. Но вчера, глядя на карту, и понимая, что у меня полтора дня ресурса есть, решил сходить. Да и погода сегодня благоволила – с утра ясное небо. Как и предполагал, по сложности это 1Б. Правда, склон, соответствующий 1Б менее протяжённый, чем на Хойтапэ.

После обеда на днёвке что-то не спится. Лежу, дремлю. Какие-то глюки, как будто рядом кто-то ходит. Да откуда здесь люди?!

Выхожу на днёвке из палатки, сработала гидравлика. Стою во всей красе, делая мокрое дело и замечаю своим слепым зрением, вдалеке какие-то камни вертикальные, а ещё и движутся. Для приличия приходится отвернуться. Потом сходил в палатку за очками – трое туристов куда-то идут. Блин! Проходной двор!

Надо валить вниз. Надеюсь на зверское нападение подберёзовиков внизу, когда спущусь в долину. Путь можно сократить и спуститься сразу к озеру. Но решаю идти уж по маршруту и иду вниз по ручью. Как и ожидалось у впадения ручья в Пэяхако есть каньон. Обхожу его поверху. На спуске в долину в зарослях карликовой берёзы, на меня всё-таки напали грибы и понесли потери.

Поднимаюсь вверх по долине реки Нярмаяха. Время уже вставать. Впереди вижу какие-то люди ходят. Ну, думаю, это те, которых я видал на днёвке. Подойдя поближе оказывается, что это группа туристов ПКТ (Петроградский Клуб Туристов), с которыми я ехал в поезде. Пообщались. Они сказали, что невдалеке стоят рыбаки, которые наловили им рыбы. Типа забросил спиннинг – и рыба на крючке. Спросил, могу ли встать у них в лагере, они оказались не против. Ну и решил сходить за рыбой, чтобы пополнить белковый рацион, раз уж выдалась такая возможность. До рыбаков, мне говорят, 20 минут ходьбы. Подумывал идти туда с рюкзаком, но из-за усталости поленился.

Прихожу к рыбакам и сразу же с наглой просьбой: а не поймаете мне рыбки? Они посмотрели на меня, но согласились. Пошли к озеру, начали кидать спиннинги и общаться. Оказалось, что эта группа туристов из Ижевска, а вернее, командир из Ижевска, а остальные из других городов. И трое из этих туристов сегодня как раз ходили на гору Хутасангарэй и на спуске проходили около моей палатки, но решили не беспокоить. А я-то думал, что у меня глюки!

Клёва не было. Но всё-таки поймали мне гольца и хариуса. Вдобавок чайки смеялись над нами. После рыбалки в лагере меня угостили чаем и малосольным хариусом. Обменялись контактами. Проконсультировали, что река Большая Щучья очень сурова и бродить её надо у истока около Большого Щучьего Озера, а то дальше, после впадения рек Малой Щучьей и Нгодяяха уже так просто не перейти. Мотаю это на ус. Очень душевно пообщались, не хотелось уходить. Ну зачем я не пришёл сюда с рюкзаком!

С добычей возвращаюсь к рюкзаку. Туристы ПКТ уже почти все спят. Немного ещё пообщался с теми, кто полуночничает и начал лагерные работы: постановку палатки и варку ухи. При чистке гольца нашёл в нём икру. Так что получил к столу немного экзотики – свежая икра. Уха удалась-очень наваристый бульон. То, что надо после трудного дня! И рыба тоже вкусна! Так что сэкономил ужин.

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

12 августа

Встал с утра пораньше. Погода хорошая, готовлю на улице и параллельно собираю рюкзак. Стараюсь не шуметь, но какой-то неприятный кашель мешает сохранять тишину. Хорошо, что тут нету людей в белых халатах, которые тычут палками в нос и отправляют под домашний арест на две недели… Да и горелка нетихая. Похоже, что я спортсменам-туристам, что идут поход третьей категории сложности испортил ночной отдых: вечером после отбоя шумел, утром до подъёма шумел. Поэтому быстро позавтракал и ушёл, чтоб не мешать их сну.

Проходя мимо туристов-рыбаков попрощался с ними. Они уже проснулись и готовили завтрак.

Далее мой путь пролегал по долине с озерами, зажатыми между Хутасангарэй и вершиной 1127 с их отвесными стенами. Очень красиво! Каждое озеро красиво по-своему, но мой бодрый темп мешает оценить это.

Поднимается ветер.

Днёвку решаю сделать на самом верхнем озере, перед перевалом Вездеходный. Достаточно долго ставлю палатку – мешает ветер и моросит дождь. Залез в палатку, расслабился, делаю сухой перекус. Ну а тем временем ветер колбасит палатку, порывы будь здоров! Лежу отдыхаю, пытаюсь подремать и жду, когда выходить на маршрут.

Ну и дождался! Порывом ломает дугу палатки. Картина как в песне: «Баста карапузики, кончился танцы!» Кое-как собираюсь в лежачей палатке и быстро запихиваю её в рюкзак. Из поломок –сломана одна дуга, тент и внутренняя палатка целы.

Вот и подневал, блин! Ну теперь надо идти далее. За перевалом озеро, а там олени. Много оленей. Вот картина, то ли «Клуб путешественников», то ли «В мире животных».

Спускаюсь вниз по долине Малая Хута, натыкаюсь на лагерь оленеводов: пообщались, угостили чаем, дали конфет на дорогу.

Спускаюсь дальше вниз. Порой под ногами попадается морошка, которая соблазняет не так сильно спешить. Срезаю путь на стрелке Малая Хута и Нумгыяха, и захожу в узкую долину. Идти противно: ветер, морось, порой заряды дождя. Но идти надо! Также обдумываю по поводу места для ночлега, чтобы не было ветра. Перед впадением первого левого ручья стоит большой камень. Ну, думаю, это знак – тут за камнем и заночую. При помощи зубной щётки и армированного скотча чиню дугу, ночь палатка простоит.

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

13 августа

С утра устроил починялки. Срастил с помощью шариковой ручки (не напрасно я в поход взял их две штуки), зажигалки и армированного скотча дугу палатки. Прежняя конструкция ремонта дуги была фекально-дендритного типа, (ну то есть из говна и палок) и вызывала, как говорят политики: «серьёзную озабоченность».

Погода балует. Тучи, нет ветра, ну очень лёгкая морось – идеальный день наматывать километраж, жаль только фоток красивых не сделать.

Траверсирую озеро Сангарэйто. Такую вот нашёл изюминку и впихнул её в маршрут. Красиво, жаль что верхи хребтов закрыты облаками. За пару переходов траверсирую озеро. Небыстро, так как порой приходится корячится по камням. И хорошо, что камни нескользкие. По этому поводу вспоминается поход летом 2000 года на Восточный Саян. Там был подобный обход озера, да ещё и по мокрым камням.

Вышло солнышко. Сразу всё потеплело. Какое-то уже настроение в стиле: «Вот и окончилось всё, расставаться пора». Через переход выхожу на основной трек, там днёвка, а потом вперёд по треку. А там последние дни по километражу будут хороши, а выигрыш от графика у меня на сейчас полдня. Весь запас ушёл на радиалку на Хутасангарэй и на крюк, чтобы заглянуть на озеро Сангарэйто.

Тут случилась оказия. Только прошёл метров 15 после привала, как понял, что забыл очки. Пришлось их искать. Неприятно. Тут я понял, что не испить чай из воды этого озера – кощунство. И решил устроить тут днёвку. И никакой палатки! Вокруг такая красота!

Чайку и в спальник. Сон под открытым небом с видом на горное озеро! Наверное, это была одна из лучших днёвок похода. Горы, гладь озера и тишина. И убаюкивающий шелест от ручья, стока из озера. Но всё хорошее заканчивается и меня снова ждёт маршрут.

Как и оказалось, днёвка в районе озера была отличным решением. Река Сангарэйтосё уходила в узкую долину, почти каньон. Там я ну очень долго корячился. Порой облезал прижимы, чтобы не переобуваться в обувь для брода. В долине реки очень много мелкого свежего щебня. Видно тут зимой молотят лавины, и на лыжах сюда лучше не ходить.

Долина ручья, ведущая на мой новый перевал (около точки 805,8) немного пошире, да и речка помельче, легко её переходить. У развилки ручьёв, что перед финальной частью набора на перевал, вылезаю на центральный склон, применив элементы лёгкого лазанья с рюкзаком, и по этому склону долгий тягун вверх на перевал. Начинается мелкая морось и туман. Иду, сверяясь с GPS. После перевала вниз, и на первом же хорошем месте у воды встаю.

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

14 августа

Проснулся по будильнику.( 3 часа ночи по Москве), но потом, из-за дождя и усталости от вчерашних вечерних переходов, перевёл его ещё на часа два. А потом, после дополнительного времени нежился ещё полчаса…Но в жизни всегда есть место подвигу, и я его сделал: встал!

Ну а за палаткой гадостно: дождь, туман. Иду вниз по распадку, на истоке которого я ночевал. Потом вылез из распадка на бугор по правую руку, и стал спускаться по нему. Удалось немного срезать путь.

Внизу стоят чумы местных оленеводов. Заходить не стал, так как пришлось бы делать крюк, да и времени нет. Вышел на тракторную дорогу. Пошлось веселее.

С локального перевала, который пересекает дорога, увидел, что с перевала надо было спускаться по склону, а не лезть в распадок, но что локти зря кусать…

После перевала, который ведёт в сторону Большого Щучьего Озера меняется растительность: появляется ольха, карликовая берёза увеличивает рост.

Спустившись к Большому Щучьему Озеру поел грибов. Вроде как съел миску, но сил не прибавилось. Надо дома глянуть их калорийность. Грибы собирал по дороге, но на спуске с к озеру нашёл штук 6 больших подберезовиков и подосиновиков, которые затмили преведущую добычу.

Стало распогаживаться. На Юге просветы, но на Севере дождевые облака. А мне на Юг!

Переправа через речку Большая Щучья проблем не вызвала, хотя меня ей пугали.

Сегодня шёл без днёвки из-за позднего подъёма. Надо спешить!

Вечером на стоянке куча грибов! И снова пошла резня, но несмотря на это я многие из них пережили мою ночёвку.

Очень задолбался за день, а прошёл мало! У меня где-то 3 перехода опережения графика – надо выйти на полдня – день, а то в последние дни похода надо пройти большой километрах.

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

15 августа

С утра погода позволила собрать палатку и пройти пару переходов без дождя. Кстати. Надо бы ускориться. А погода не благоприятствует дневному сну на свежем воздухе, так как после поломки дуги ставить и собирать палатку в дождь и ветер гемморойно и оно не стоит трёх часов сна. Поэтому сегодня похоже тоже без днёвки. И похоже, что сегодня день пройдёт под песню от Иванушек «Дай на небе тучи!» Ну и как раз идя под аккомпанемент дождя, я переложил слова этой песни под кошмар туриста:

Ты ругаешь дождь:
Капли на палатке.
Ты чего-то жрёшь:
Каша из раскладки.
Веганский завхоз:
Что могло быть хуже?
Еда как навоз!
А в палатке лужа!

А в палатке
Лужа,
Лужа!
Лужа!
А в каше соя!!!
Что это такое
Такое
Такое
Что это такое?!
Дай на небе солнце!
Солнце!
Солнце!!
А в кашу мясо!!!
И жизнь будет просто
Просто
Просто
Просто прекрасна!!!
Но в палатке лужа…

Вернёмся же к походу. Дождь поливает, а лезть на перевал надо. На подъём – долгий тягун по траве, потом траверс склона, чтоб попасть в правильное место на спуск. Всё просто. Только дождь не даёт особо сидеть на привалах. Да и вообще, как говорила обезьянка Бамбино из мультика про поросенка Фунтика: «Здесь мокро, противно и нету деревьев!» Промочил-таки ботинки насквозь, зато по болотистым местам иду уже не боясь черпануть воды. Спуск с перевала прост: нашёл склон с сыпухой типа сланца и по нему сбежал вниз. После выбег в долину Воргашор.

В долине Воргашор дождь сначала выключили, и я решил рискнуть – сделать суп на обед. Но в процессе варки супа дождь снова включили. Так что я чувствовал себя настоящим горным бомжом, отогревая пальцы на пару от супа.

Иду по правому берегу долины Воргашор. Вышел на старую заросшую дорогу. И хотя по другому берегу идёт Бродвей, но бродить туда не хочется, да и по заросшей тропе идти в ботинках легче да интереснее.

Около впадения Воргашора в Большую Хадыту стоит стойбище оленеводов: несколько чумов. При моём приближении собаки возвестили о визите гостя. Из чумов вышли местные, чтобы посмотреть, кому не сидится в непогоду. Пригласили на чай в чум. Там пообщался, расспросил про жизнь.

Живут они оленеводством, кочуют за оленями. Летом ведут оленей на пастбища Полярного Урала, а осенью откочёвывают на Юго-Восток, за Обь и далее на Юг. Весной обратно. Сейчас им подняли закупочную цену на мясо с 200 до 450 рублей за килограмм, так что жить стало лучше. Ещё интересный факт. Своё добро они возят на санях, запряженных шестёркой быков (самцов оленя). Причём сани едут и по траве, и по камням, и через реки.

Попил чаю, обогрелся. Спасибо добрым людям!

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

16 августа

Началось с того, что я доверился топокарте на GPS. С утра я вместо того, чтобы идти по Бродвею по левому берегу Большой Хадыты, перешёл на правый берег в месте, где на карте обозначен брод к тропе на правом берегу. Брода как такового не было. Да и тропа на том берегу какая-то хилая, и не тропа, достойная генштабовской километровки. Но ничего, иду по ней. Попалась семейка подосиновиков – зарезал. На подберёзовики уже не смотрю.

Дошёл до мыса на стрелке Большой Хадыты и Гэнаходаты. Там домик, куча троп. Ну вот, думаю, вышел я на Бродвей. Даже расслабился –поел черники. Тут я в первый раз встретил чернику за поход. Да и природа начала меняться: высокая ольха, высокая ива, появились лиственницы, а в лесу появились красные мухоморы. Такой вот «теплый угол».

Но вернёмся к нашим дорогам. Пошёл я по хорошей дороге, ведь на карте тропа указана на том берегу, где я сейчас. И тут дорога то-ли кончается, то-ли выходит на пересохшее русло. Потом пересохшее русло тоже заканчивается, но можно идти по другому берегу. Переобуваюсь в бродовую обувку. Брожу. Иду по берегу. Опять упираюсь в реку. Плюю на это. Обуваю носки на ноги и иду в бродовой обуви вверх вдоль реки, периодически переходя с берега на берег. По GPS мне ещё 3,5 километра такого геморроя. Потом уперся: впереди крутой наклон реки, по левому берегу, где на карте дорога –заросли. Остаётся перейти на правый берег и отойдя от реки корячится по нему. Брожу ещё раз и продираясь от берега через прибрежные заросли пробую найти полянку, чтобы обуть ботинки и надеть штаны, а то щеголять в трусах по кустам как-то не очень, благо крапива здесь не растёт. И тут включают дождь! Приходится в режиме электровеника надевать мембранную куртку и штаны, выжимать носки, обувать ботинки... И тебя ещё сверху поливает. Оделись – обулись. Прокладываю путь по кустам и высокой траве… И вот оно счастье: дорога! Иду по ней, это вам не по кустам шарится… И тут дорога выходит к реке и переходит на ту сторону. Опять брод!. Бродить то нетрудно, а весь геморрой – это переобувание из одной обуви в другую, да ещё спрятать ненужную в данный момент обувь в рюкзак. Кстати режим дождя сменился на режим мороси.

Продолжаем разговор.

Итак, дорога похоже посмотрела в мою карту и решила пойти по тому берегу, где её и нарисовали. Иду по ней до ответвления в нужную мне долину. Там по карте брод и дорога. Очень надеюсь на то, что та дорога тоже смотрела карту и находится именно там, где её и обозначили. Всё оказалось в порядке. Вот брод, вот дорога в нужном направлении в долину Ворговый. Сажусь под ивой, дабы защититься от ветра и варю суп с зарезанными с утра подосиновиками. Кстати, по пути этих подосиновиков было неприлично много, а подберёзовиков вообще завались. Вот бы такое изобилие в лесах Ленинградской области!

Иду быстро, стараюсь выиграть ещё время, а то последние дни похода у меня запланированы очень напряжёнными.

Поднялся на перевал Сядата, точнее водораздел. Спуск – длинный-длинный тягун, его даже спуском трудно назвать. Идёшь, то приспустишься, то приподнимаешься… И так достаточно долго, пока уклон очень плавно начинает сбрасывать высоту.

На перевале встречаю группу оленеводов. Они, похоже, отправляются кочевать на Юг. В сани с упакованным грузов запряжены быки. И оленеводы при помощи собак гоняют оленей, пытаясь некоторых из них заарканить, то ли для тягловой силы саней, то ли для своего обеда. Но олени ловко уворачиваются и бегают кругами.

На обеде, набирая воду, упускаю бутылку. Отвлёкся, и вот она уплыла. Сказывается усталость. Сначала решаю, что пускай плывёт. Но потом совесть берёт своё, что нехорошо мусорить в горах, да и ёмкостей для воды будет маловато. К тому же течение медленное, бутылка плывёт неспешно. Небольшая пробежка по берегу и бутылка выловлена. Даже в речку лезть не пришлось – был хороший камень в русле.

Дохожу до реки Немуръёган. Пора вставать. Вроде есть время перебродить, но на том берегу негде укрыться от ветра. Там есть какие-то развалины сарая, где можно и приткнуть палатку. Но как-то туда не хочется идти. А на этом берегу есть хорошие заросли ивняка. Решаю тут остановиться. Ну а брод будет завтра.

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

17 августа

С утра брожу Немуръёган. И начинаю набирать на угадывающийся перевал в отроге вершины. Туда идёт дорога, что и видно, но можно срезать, идя вверх по склону. Потому что растительность позволяет. И как оказалось, не зря я это сделал: путь себе подсократил и завитаминился морошкой.

Выйдя на широкую перевальную седловину подсекаю дорогу, которую видел снизу. В этот раз угадал путь. Встаю на дорогу, иду по ней… и тут ответвление направо. Смотрю в карту, что в GPS. С одной стороны, вроде как направо и надо, там ближе. А с другой стороны, эта дорога на карте не показана, да и рельеф круче и там перевальная седловина повыше будет. Решаю не рисковать и не идти по новому варианту. Захожу по старому варианту на седловину, смотрю вниз: внизу вижу нужную мне дорогу. Ну что, вперёд! Траверсирую склон со сбросом высоты. А по пути мозолят глаза подосиновики. Далее забредаю кусты. Через кусты продираться тяжко, поэтому ухожу просто вниз, на дорогу, а по ней до брода через Лонготъёган.

А выйдя к броду гляжу вверх и вижу, что та дорога, которой я пренебрёг, оптимальным образом ведёт на этот брод. Обидно! Очень обидно!! Похоже, что это самая досадная ошибка в эмоциональном плане в выборе пути за поход. Не знаю почему, но чувство такое, знаете ли…

Далее после брода надо будет подниматься по долине Большой Минисейшор, и там, судя по горизонталям на карте будет непросто.

Вначале долина Большого Минисейшора порадовала: плавный набор, хорошее и солнечное место обеда и подосиновики к нему. Далее плавный выход к узкому ущелью. По пути к нему попродирался сквозь кусты. Да и нашёл теплообменник: радиатор, наверное, от какого-то вездехода. Работа меня преследует и в отпуске. Ну что тут радиатор делает, хоть с трудом, но объяснимо: заехали, пробили радиатор, не смогли починить, ну и выбросили, когда раздобыли новый. Или же версия о том, что оленеводы собирали цветной металл, но так и не дотащили его до пункта приёма. Но вот откуда взялось рабочее колесо вентилятора на берегу реки Малая Уса для меня загадка. Ответ: «лежало» меня не устраивает.

Подойдя к сужению долины сначала иду вдоль русла, потом набираю высоту на правом берегу и там иду, пока не встречаюсь с правым притоком. Приходится приспуститься. Перехожу в нужное мне русло и далее вдоль русла вверх, тут небольшой каньончик, похоже тупик… Думаю куда дальше… И о чудо! Есть возможность уйти вверх на правый склон, который до этого был явно не для траверса. Набираю на него и открывается радующий вид: каньон обходится. Далее выполаживание, перевальный взлёт некрутой. Ближе к перевальному взлёту, в распадке защищающим от ветра, ставлю палатку. Задолбался!!! Да и к тому же мокрые ботинки.

В палатке ждала ещё одна неприятность - похоже я потерял фонарик. Очень неприятно, ведь по вечерам, после постановки палатки, уже темновато и без него плохо.

В палатке смотрю карту: как в GPS, так и обзорную распечатку. Положение не нравится: хоть и есть небольшой запас по времени, но спуск со следующего перевала и прохождение долины Правого Ханмейшора– это похоже будет очень геморройно, там нарисован каньон, где придётся неподетски корячится… Но тут взгляд натыкается на то, что из долины к следующему перевалу есть выход на другой перевал (Ледниковый). Там поположе. А далее последний перевал не идти, а пойти на Северо-Запад, там есть дорога на карте! И там по дороге выйти в верховья Кемьрезьрузи. И по этой дороге выходить к станции Собь. Теперь план такой, как сказал Владимир Ильич: «Мы пойдём другим путём!»

И перед сном радостное событие: нашёл фонарик в спальнике! Ура!!

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

18 августа

С утра, поднимаясь на перевал Молебденитовый, глядя на вершину, что по левую руку от перевала сначала подумал: ну вот это Харбей, может сбегать с перевала на неё. Дурная мысль опасна! Поэтому поглядел в GPS и увидел, что это вовсе не Харбей, а Харбей дальше и до его вершины 4 километра по прямой. Будь лишний день в запасе, то сбегал бы. А вот сейчас, когда итак время поджимает, прогнал данную мысль прочь.

Подъём на перевал Молебденитовый и первый этап спуска были простые: идёшь по зелёнке, слабый уклон. Далее выхожу на правый борт и иду над руслом ручья Молебденитовый по террасе. Порой то спускаясь к реке, то опять набирая высоту. Ну и под конец, перейдя реку на лучший для передвижения берег, выхожу на дорогу. Ура! Спускаться по ней приятнее и быстрее. Вскоре выхожу к заброшенной шахте, а дорога уходит в реку. На той стороне что-то не видно продолжения дороги, а по GPSтут, в районе шахты есть грунтовая дорога, что поначалу обрадовало.

Кидаю рюкзак и лезу наверх, на разведку. Когда залез достаточно высоко, понимаю, что здесь дорога, если и была, то уже надёжно заросла. Внизу тоже не проглядывается продолжение дороги, по которой шёл (вот облом-то!). Зато делаю красивый кадр развалин шахты. Спускаюсь вниз и иду по ручью Молебденитовый, смотрю с какой стороны будет продолжение дороги… И оно находится!

Сбегаю по дороге вниз, в долину Большого Харбея и брожу реку. Тут погода сильно портится: дождь усиливается и поднимается ветер, который, как обычно, дует в лицо. Перекусив и немного отдохнув в зарослях прибрежного кустарника продолжаю свой путь. Вначале идётся хорошо: травяная немного заболоченная терраса. Но вот погода как в песне группы Любе: «Ветер в харю, а я шпарю…». На привалах, что делаю у кустов, стараюсь отдохнуть от ветра. Порой по небу проплывают просветы синевы, дающие слабые надежды на то, что погода чуть улучшится, но пока лишь заряды дождя и ветер.

Из кустов вылетает кулик: птица с длинным носом. Но обычно птицы улетают далеко, а эта, пролетев 5 метров села в траву. Смотрю на неё. Опять взлетает и тот же небольшой полёт. Похоже у птицы проблемы с крылом. Мне надо торопиться, а то отведал бы дичи. Можно было бы побегать за ним с палкой, потом пришлось бы потрошить, ощипывать, варить…А это время и силы. Поэтому подавив в себе охотничий азарт пошёл вперёд.

Иду дальше. На моём берегу кусты сплошной стеной. Перебродил. Немного ещё прошёл: опять увяз в кустах. Снова перебродил. Прошёл ещё немного: кусты на одном берегу, кусты на другом берегу. Ломлюсь по кустам – скорость маленькая, а мне надо торопиться! Включаю режим пофогизма и иду по руслу реки Бадъяёган. Прям по воде. В ботинках. Если раньше я переобувался в обувь для бродов, что тратило время, то теперь решил, раз уж ботинки и носки мокрые, то ничего страшного, что я их залью окончательно, может они хоть немного простираются. Прошёлся по реке. Ну вот и хорошая травяная терраса. Далее иду то по террасе, то брожу реку, то порой по руслу реки.

Как-то на привале включаю GPS (это я часто делаю, чтобы отслеживать прогресс моего продвижения по маршруту), а он показывает высоту 84 метра. Как низко я пал! Ну нету тут 84 метров, тут существенно выше. Ладно, хоть правильно местоположение показывает. Потом бац: высота начала расти и довольно быстро: 3.000м, 4.000м, 5.000м… и далее. На 14.000м выключаю навигатор. Ну, думаю, США что ли на кого-то напали или конфликт России со страной НАТО. Ведь в лыжном походе 2003 года в последний день забарахлил GPS: спутники видит, а координат не показывает. Как оказалось, по приезду домой, что началась «Буря в пустыне». Ну думаю, если отключат, то с ориентированием будет жопа. Компас есть, но карта обзорная. На следующем переходе GPS показал нормальную высоту. Значит в мире всё спокойно!

К вечеру погода улучшилась: дождь прекратился и ветер поутих. Да и от графика я не отстал: три перехода я выигрываю относительно первоначального плана.

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

19 августа

Страх того, что могу опоздать на поезд очень способствует раннему подъёму и быстрому сбору лагеря. Ведь предстоит не только спуск с перевала Ледниковый, а вдруг там какие-то сюрпризы, но ещё предстоит намотать километраж по тракторным дорогам, и неизвестно, есть ли они на рельефе, а не только на карте.

Набор на перевал Ледниковый и прохождение протяжённой седловины, как и ожидал, не вызвало трудностей. На спуск тоже удачно: прижимы обходились поверху. Периодически попадалась тропа, по которой шёл, пока она не пропадала. Польза от троп в том, что когда впереди кусты, то она идёт через них и меньше теряешь сил прокладывая путь через заросли. На предпоследнем привале перед обедом удачно выбрал место: и черника рядом, и подосиновиков семейка. Это и доза витаминов, и добавка в обеденный суп.

Внизу долины, когда ручей Ледниковый переименовался в Большой Хамней, вышел на старую дорогу – разглядел её на другом берегу реки. Увидел что-то там непонятное, а так как на этой стороне нормальный рельеф кончился и начались кусты, то решил перебродить реку. И вот приз: дорога! Ну и по накатанному пути спускаюсь в широкую долину Большого Хамнея. Дорога упирается в одноимённую реку. Брожу её. На другом берегу дороги нет, что ж иду вниз вдоль реки, поглядывая по прибрежным кустам, нет ли намёка на дорогу. Намёка нет.

Включаю навигатор. Я на 350 метров ниже, чем дорога. Бросаю рюкзак, иду вверх по сухому боковому руслу на разведку. Дороги нет, сплошные кусты, хотя прошёл на 100 метров выше того места, где на карте дорога. Залезаю в кусты, там тоже ничего нет. Хотя на следующем перевале Кемьрезьрузь, куда надо идти что-то типа дороги, но не уверен. Расстроен. Передо мной стоит дилемма Чернышевского «Что делать?»: идти по кустам, подсекая дорогу на перевал Кемьрезьрузь или же возвращаться к базовому варианту маршрута: вниз по долине Большого Хамнея и через перевал по тракторной дороге, которой там может и не быть. Это короче по километражу, но менее понятно, что там будет. Идя с такими мыслями к рюкзаку, вдруг нахожу выход на дорогу. И по GPS я стою ровно на дороге. Забиваю точку в навигатор, а заодно строю тур, чтобы не промахнуться.

Дорога ведёт сквозь кусты и выходит на хорошую дорогу, которая ведёт на перевал Кемьрезьрузь, а в другую сторону, вниз идёт по правой стороне долины Большого Хамнея. Видно, что по дороге ездят. Иду в сторону перевала. То, что я при разведке принял за возможную дорогу, как раз и оказалась эта дорога. На перевале какой-то большой круговой забор из кольев ольхи. Похоже оленеводы тут периодически тусуются со своими подопечными.

Спускаюсь с перевала и нахожу дорогу, ведущую в долину Кемьрезьрузь. Дорога не столь накатана, но есть. И трава на ней примята, то есть тут порой ездят, что не может не радовать.

На склонах уже начинают расти лиственницы, признак того, что зимой тут менее сурово. Вспоминается Непал, когда там спускались вниз по долине Марсянгди (Marsyangdi), что на треке кольца Аннапурны, и видишь, что высоко, на гребнях склонов начинают расти пальмы. Ну а тут на гребнях склонов растут лиственницы.

Тут внутри меня, мой внутренний Винни Пух напоминает, что надо бы подкрепиться. Ведь чтобы держать хороший темп нужен второй обед. Как раз рядом есть хороший спуск к речке Кемьрезьрузь. Спускаюсь. По пути отмечаю растущие на склоне подберёзовики, которые придадут объём обеденному супу.

На обеде даже жарко. Сушу палатку. Делаю безнадёжную попытку просушить носки и ботинки. И тут, как писал Аркадий Гайдар: «Пришла беда, откуда не ждали». Напали, хотя не буржуины, а всего лишь мошка и комары, но тоже из семейства кровососов. А то я за последние дни, когда были дожди и ветер, я уж подзабыл про них. Так что обед был омрачён этим фактом и не удалось немного понежиться на солнце.

Спускаюсь вниз по долине Кемьрезьрузь дальше, до слияния с правым притоком. Тут уже становится всё более лесисто. И вдруг берёза! Белая берёза, в диаметре ствола около 20 см. Вот что значит, иду на Юг.

И чтобы я уж так сильно не радовался, дорога выводит к реке и идёт какую-то часть прямо по её руслу. Время на смену обуви тратить неохота, так что мои ботинки опять купаются. Хорошо, что сверху в них не черпанул.

Вслед за рекой ККР поворачиваю вниз, на Юг. Стараюсь углядеть подосиновики на ужин. Так что глаза, вместо того, чтобы наслаждаться пейзажем гор, шарятся по придорожным кустам. Пару переходов казалось, что подосиновиков нет, и придётся даже искать подберёзовики, как улыбается удача в виде склона с краснеющими на нём шляпками. Далее привал и небольшая резня.

Опять иду. Думаю, дотянуть до ручья, пересекающего дорогу и там встать. Но тут отворот от дороги в сторону реки, который уводит на тот берег. Вроде бы и рано становиться на ночлег, но за завтра я пройду свой путь с запасом по времени, так что решаю уже становиться на ночёвку. На моём берегу место под палатку плохое, а на том берегу, незабудки не цветут, но проглядывается хорошая полочка.

Переобуваюсь в бродовую обувь, наивно думая, что это спасёт мои давно мокрые ботинки и иду на разведку. Полочка оказывается прекрасным местом для ночёвки – это заросшая мхом большая каменная плита. И её украшали три подосиновика, на которые у меня не поднялись руки. Ведь итак много набрал, не съем, так зачем понапрасну губить такую красоту?

Ставлю лагерь. Погода шепчет, что этот последний вечер похода надо провести на свежем воздухе. Но тирания мошки и комаров загоняет меня в палатку.

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

20 августа

С утра Урал решил на прощание пополивать меня дождём. Уже утром, готовил завтрак под барабанную дробь по палатке. Хотя дождь тот был недолгий, чуть меньше перехода.

Вот прогулялся по лесу, нормальному лесу, где грибы растут ПОД деревьями, а не НАД ними.

Внизу долины был интересный вид: кустарник карликовой берёзы, а из него то там, то тут торчат лиственницы. Также иногда появлялись моховые проплешины: среди зарослей не слишком карликовой берёзы, которая тут до пояса, большие поляны, заросшие мхом, который лежат на каменной породе. Вот такая мини-Карелия.

В горы приходит осень. Повсюду появляются жёлтые краски на зелёном фоне. А наверху, пару дней назад всё зелёное, и даже черника имела порой и неспелые ягоды.

Хотя я и сделал вчера вечером попытку подсушить ботинки и ходовые носки, но задним умом почувствовал: броды всё же предвидятся и поэтому возвращаюсь на дорогу. Первый брод обратно от ночёвки перешёл в ботинках.

Запас времени взял хороший, но всё равно немного нервничаю, чтоб не опоздать, потому что дорога неизвестна, что там впереди, в каком состоянии и насколько это всё проходимо. Как и следовало ожидать, не обошлось без сюрпризов. С какого-то момента тракторная колея сузилась и стала больше походить на автомобильную. Хотя примятая на колее трава давала надежду, что недавно, в этом месяце, по ней ездили, а значит я пройду. Но потом колея вывела к реке Кемьрезьрузь, чего я и боялся, ибо по карте мой путь не предполагал этого брода. Но и на другой стороне реки нет продолжения дороги. Похоже, что дорога идёт по реке, периодически переходя с одного берега на другой. Ну что? Вот и конец безнадёжным попыткам вчерашнего дня просушить ботинки и ходовые носки.

Путь по дороге, идущей по руслу реки вывел меня к железнодорожному мосту. Так! Отворот на Запад, показанный на километровке, что залита в GPS, я так и не нашёл, может я его пропустил, но похоже он зарос растительностью, так как не используется. Но зато я вышел на путь, который уж точно доведёт меня до станции Собь, пусть и не очень приятный для ходьбы с эстетической точки зрения, так как приходится смотреть под ноги идя по шпалам. Зато тут два преимущества: этот путь точно не зарастает, а также не имеет значительных подъёмов и спусков. И судя по навигатору он почти прямой.

Иду по железной дороге. Хорошо, что щебенка почти вровень со шпалами – идти хорошо, подошва ботинок достаточно жёсткая и не приходится укорачивать шаг. По пути наблюдаю за следами работ обходчиков: то тут лежат шпалы под замену, то тут лежат костыли, а то после моста и усиления пути лежит свежая стружка, которая ещё не заржавела, до сделаны гидроотводы и усилены каналы для стока воды под путями. Потихоньку работа идёт.

Ну вот и стали попадаться ёлки. Растительность всё разнообразнее.

А вот и станция Собь. Маршрут закончен. Пока есть время сушу вещи: палатка, спальник. И очередная безнадёжная попытка хоть как-то просушить ботинки и носки.

Невдалеке стоят флаги «TRANSURAL». Интересно, что это за соревнование? Дома в Интернете погляжу.

А вот и подъезжает поезд.

По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута - Ленинград"... (Туризм)

До свидания, Полярный Урал!!!

39


Комментарии:
3

Спасибо, чудесная повесть, умиротворяющая. Имена прекрасные - Тойпахосё, Мядыяха... Сопереживал по чтению, радовался вместе, что нашелся фонарик. Когда чинилась дуга "фекально-дендритным" методом вспомнил, как мы чинили сломаную дугу шиной из ледобура и бессмерным скотчем, потом подумал: дура ты сельская, откуда у парня летом ледобур :-) Еще раз спасибо за медитацию ))


3

Рад, что сейчас, в век Твиттера-Инстаграма остались те, кто читает статьи целиком! Не напрасно текст из записной книжки на компьютер перебивал.


4

Необычный фотоотчёт. Ни одного селфи. По нынешним временам редкость. Виды конечно на севере ни такие разнообразные, но зато всё дышит первозданностью и спокойствием. Здорово!


6

У меня в фотоаппарате карта памяти небольшая, а многие нынешние карты памяти не подходят, так что приходится экономить на более красивые виды, чем собственное лицо.

Да и к тому же я скромен, и фоткаться не люблю.

Ну а заключительный кадр, это из серии: "Здравствуй мама, я вернулся..." со следующим продолжением: "твой сын не такой, как был вчера...". Это был единственный запланированный кадр со мной.


1

vilgeforts, а какий был стартовый вес рюкзака?

20 дней на газу это сурово.


2

Рюкзак был легкий. Сейчас прикину вес глядя в потолок:
Еда: 650гр*20=13 кг
Газ: 3*600гр=1,8 кг
Снаряга: 7кг
Думаю, что примерно было 25..30 кг на старте. Ближе к 25, чем к 30 кг.

20 дней на газу это сурово.

Не понял, в чём здесь суровость???
Поставил палатку, набрал воды - и кайфуешь! Главное комаров и мошку в палатке перебить, а далее всякая кулинария - это уже не проблема.


1

У меня, почему-то, когда я перед выходом взвешиваю рюкзак, получается больше, чем согласно моим предварительным расчётам/прикидкам. :(

Например, тот же 450 г газ весит 652 г.
3*652 г = 1956 г.
Я подозреваю, что такой же перевес может быть и с продуктами, и со снаряжением.



1

Спасибо за интересную повесть! Частые побоища с вампирами родили вопрос о наличии репеллента. Он был с собой или попал в графу "лишний вес"?


1

Полагаю, что репеллент местные вампиры рассматривали бы как экзотическую пряность, которой смазали их еду. Потому что в лесах региона проживания (Ленинградская область и южная Карелия) репеллент не сильно помогает. Что уж говорить о суровом гнусе Полярного Урала.


1

Убедили, когда-то в Прибайкалье залазил в палатку держа в сторону входа стволы своего ружья...😂



1

Эпопея, однако :)
Впечатлила гипотеза отступления ледникового периода по причине карбонизации атмосферы мамонтами. Нашинал джеографик нервно курит. ;)

... а правда ли, что если бы не "эксперименты" над Homo-образными с последующим их "клеймением", этого мероприятия могло и вправду не случиться? ;)


2

Спасибо за высокую оценку моей фантазии!

Если бы так сказать "пандемии" (потому что количество заболевших "модным вирусом" в России должно хотя бы быть 1% населения, а этого нет. А вот про эпидемию СПИДа в России, когда количество только выявленных заражённых более 1,5 млн, а это более 1% населения я что-то в СМИ не слышу) не было, то я бы написал статью про похождения по Непалу.


1

Официально количество заболевших модным вирусом - около 9 млн. Но никто не знает во сколько раз накручено это количество.



-2

О, так вы и в эпидемиологии спец?

Расскажите, что такое пандемия?



3

Как говорят здесь, на Риске, бывалые -- пиши истчё, у тебя получается! Кстати, как ты писал отчёт, с дневника (о котором ты не упоминаешь), или по памяти? Обычно, на маршруте, ведение дневника отнимает время...но помогает составлению отчёта потом руководителю! Зачастую, это ещё тот квест...многие его проклинали и зарекались руководить!


1

Дневник я вёл в походе. (как раз когда пишу про починку палатки с помощью шариковой ручки, то это одна из ручек для записи дневника). Но порой события дня я записывал очень кратко, типа конспекта с перечнем событий, особенно в последние дни. Когда возвращался в поезде домой, то восстанавливал события по кратким записям в дневнике, и расписывал день. И начал я это делать как раз с последних дней, вот почему последние дни так хорошо расписаны.

...

Аффтар написчет истщё...
Есть как и недавние походы (например, последний новогодний поход с преодолением страшных перевалов 1А Cаакашиль Восточный и Сарынтау) , так и будут будущие. Надо себя заставлять!


1

Хороший рассказ ) Зимой там комаров меньше )


0

Вот думаю, дети чуть подрастут, отправлю их отдыхать к бабушке и дедушке, а сам прогуляюсь с женой по Полярному Уралу зимой. Ведь уже разведка района сделана, уже представляю, что там и зимой творится.

Когда-то давно, был почти в том районе на лыжах. Начинали в Инте (вернее, из Инты заезжали на маршрут), а домой выезжали из Харпа.


1

Отличная прогулка!

Но как не взять спиннинг на Полярный Урал?!


2

Я со школы не рыбачил. Так что надо мне освоить спиннинг. Каюсь, это моё упущение. Но с другой стороны, рыбалка отнимает время, и порой трудно остановиться, когда войдёшь в азарт.


2

Красивые места! За 30 лет горы и тундра не изменились. Только, оленеводов, судя по рассказу стало больше, чем в 1990-м.


1

Спасибо автору!!! Места шикарные, и на мой взгляд, недооцененные. Спиннинг да, печальная тема, уметь надо, и внимания требует. Но о снаряжении можно спорить вечно))) Например, брал с успехом обычный старинный чайник с широким дном. Газ - совсем чуток, на случай в палатке пересидеть.


1

У меня был очень напряженный темп похода, поэтому времени на собирание дров и т.п. не было. Кроме того, погода и комары часто небаловали, и поэтому готовить в палатке это был выход.


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru