Немного маршрутов Крыма

Пишет artem.chikin, 30.10.2021 00:10

В октябре впервые, к своему стыду, побывал в Крыму. Целью было попробовать местных, как говорят "технически насыщенных" альпинистские маршрутов, плюс полазать скалолазные трассы, в основном в Бахчисарае.

Начал изучать описания и отчёты. В основном это сайты alpinist.biz, risk.ru, mountain.ru

Есть гайдбук Круглова по маршрутам Севастопольский тропы и в целом он хороший: по нему легко ориентироваться, даже есть своя система оценки рейтинга маршрута.

Но я думал, что на эти, часто посещаемые альпинистами и скалолазами линии, будет много личных отчётов и мнений.

Да, сейчас при проведении ЧР, спортсмены носились по ним за 2 плюс, минус часа. Но не у всех такой уровень, да и маршруты чемпионата почти все уже были схожены участниками до этого, были им знакомы, в соревновательных условиях игнорировался стиль. А всегда хочется знать о сложности того или иного участка или впечатления от людей со средним уровнем подготовки, чтобы было приятнее и безопаснее лезть.

Так вот мой небольшой список и субъективное мнение, оценка по некоторым маршрутам.

1) Форосский кант, Семёрка. 5а

Место для фото маршрута

Женя на траверсе "семерки"

Маршрут средней сложности, весь лезется при уровне онсайт 6а+ тредом.

Мы начали спрямленным, как пишут, усложненным вариантом.

1 веревку шли в кроссовках пешком. Сложное место оказалось на 3 веревке, от дерева лезть вверх по большой нашлепке слева, потом несколько перехватов над ней по небольшим зацепам, около 6а+

Сам ключ (вылаз из под карниза) показался совсем нетяжелым: стоит проушина, зацепки большие, всё довольно чисто.

После этого карниза есть ещё, как пишется в. гайде Круглова, 2 варианта. Прямой и слева по полочке и вверх. Я полез прямо, сложность тоже в районе 6а-6а+, есть анкер, потом морковка, лазание приятное и интересное.

Прошли маршрут в двойке (оба участника лазанием) за 5ч30мин

Снаряжение для страховки - якоря, камалоты, закладки

2) Форосский кант, Левый ромб. 5а

Лезу, крайнюю веревку через карниз. Фото: evgleon

Предпоследняя веревка, ключевая, 6с. Фото: evgleon

Маршрут очень классный: чистый, интересный, довольно сложный.

Из сложностей: щель на 3-ей веревки с вылазом через карнизик, страховка прекрасная, перед вылазом проушина. Далее ровное лазание, на предпоследней веревке участок с пробивкой шлямбурами категория в районе 6с (вылез с зависанием т.к. видимо подустал к концу, плюс почему-то начали "уплывать" зацепки), долаз этой веревки тоже супер крутой по нависанию с карнизиком, категорией 5с-6а. Последняя веревка не менее хороша - нависающий внутренний угол, с вылазом в красивый грот, лазанием по правой стенке грота и нависанию прямо на яйлу, страховка камалотами и проушинами, категория примерно 6а.

Страховка на маршруте в основном камалотами, закладками, редко якорями.

Требуемый уровень лазания, чтобы пролезть чисто примерно 6б онсайт тредом и 6с с проушинами.

Прошли маршрут в двойке (оба участника лазанием) за 4ч30мин

3) Форосский кант, "Кант по канту", правый вариант. 5а

Маршрут непростой, но понравился средне.

Выбрали правый вариант, потому что у левого начало, в основном по скалам 3-4-ой категории.

Первая веревка около 6а+, затем вторая 5с по камину, третья по плитам с щелью и камину 6а+/6б, при чем лезть сложнее на плитах, нежели в чуть нависающем камине.

Завис на 3 веревке, потому что начали ехать разношенные в хлам скальники, плюс на них стерлась резина, да и недосып сказался, мы добирались с 5 утра из Бахчисарая на автобусах.

После внутренний угол, камин, лазание 5с.

Затем одна веревка по монолиту и проушинам 6шт (лез правый вариант), лазание порядка 6б.

Далее маршрут, можно сказать, заканчивается, еще три веревки лазания 3-4ой категории.

Страховочное снаряжение: якоря, камалоты, на четвертой веревке нужен большой камалот (синий) при выходе со станции.

4) Морчека, "Классика". 5б

Шедевральная первая веревка по промоине: монолит, классное лазание в распоре и в откидку, в конце траверс по хапанам и мелким, едва заметным ногам, к станции, страховка в основном камалотами и парой якорей в начале и перед финишным траверсом.

Дальше не менее интересно, но не такой монолит, лазание проще до веревки с большим деревом. Страховка: камалоты, закладки, якоря.

От дерева немного усложняется, примерно до 6а+, лазание ломаной линией, в конце траверс к небольшому деревцу, нужно поискать зацепки под руки и ноги, но всё есть.

Далее веревка примерно 6с-7а, если лезть чисто, я лез с чередованием ИТО. Лез низ, середина ИТО, потом опять лез. ИТО очень лёгкое т. к. много родных крючьев.

На предпоследний веревке лезли правым, оригинальным вариантом, сложные первые 3-4 метра на монолитный стенке, дальше несложно, но рельеф немного разрушен.

Маршрут понравился, страховка везде хорошая, первая веревка - огонь.

Прошли маршрут в двойке (оба участника лазанием, кроме веревки с участком ИТО) за 7 часов.

5) Куш-кая, "Справа от Варежки", 6а

Маршрут короткий, начало по заросшим полкам, далее из сложностей: первый грязноватый каминчик-щель, лезется, категория около 6а+/6б, 7м. Камин с нависанием и вылазом после по щели и немного разрушенному рельефу, категория камина 5с, далее траверс вправо и вылаз на полочку 5с, по щели и выше 6б, так же вылезли чисто. Затем ИТО на скайхуках (первый раз реально пробовал на маршруте) и маленьких якорях, нужно 2 дырочных и 1 рельефник, у меня был 1 дырочный, поэтому пришлось изобретать, ставя итош-ный маленький якорь горизонтально в каверночку и используя как камхук за ножку. Сколол одну дырочку под скай, но проходится и без неё. Далее несложное лазание на яйлу.

Снаряжение: якоря, камолоты.

Прошли маршрут в двойке (оба участника лазанием, кроме веревки с ИТО на скайхуках) за 7ч30мин.

6) Куш-кая, "Рыбка", 5а

Красивый и классный маршрут, полностью лазовый, уровень лазания 6б

По совету М.А. Ситника начали низ не по виаферрате справа на терассе, а по центру, через камин, как, в принципе и в описании у Круглова. Вторая веревка по камину ну очень приятная, монолитная, интересное лазание уровня до 5с+.

Дальше выход на полки, подход под основание вертикальной щели, первый ключ маршрута: лазание интересное, местами ногами на трении, много родных крючьев, уровень 6б.

Затем несколько пятерочных, четверочных веревок и крайняя веревка из под нависающего внутреннего угла, через проушину по монолитной стене и углу в конце, выход на яйлу, лазание 6а+

Есть правый вариант долаза последних веревок (по описанию он проще), но мы выбрали оригинальный.

Также на предпоследней веревке два варианта: можно сразу от большого можжевельника вверх по неявному внутреннему углу, а можно правее по щели, в откидку. Правее чуть сложнее.

Страховка на маршруте в основном камалотами и закладками. Якоря на станциях.

Прошли маршрут в двойке (оба участника лазанием) при сильном боковом ветре за 5 часов.

Вот мое субъективное мнение и некоторые рекомендации по пройденным маршрутам. Общее впечатление: маршруты в Крыму, хоть и коротки и ими некоторые пренебрегают, не считая их полноценными горами, но это превосходная тренировка технических аспектов и лазания для альпинистов, это дает гораздо больше уверенности в больших горах при прохождении скал, учит слаженной работе с веревкой, быстрому взаимодействию в команде. Да и сложность участков явно выше, чем на тех же категориях в больших горах.