Сравнение автоблоков для полиспастов.
В продолжении цикла учебных роликов посвященных горной школе предлагаю вашему вниманию обзор и сравнение автоблоков для полиспастов. Существует несколько устройств, которые работают в режиме автоблок. В данном видео обзоре рассматриваются 4 наиболее распространенных варианта.
Micro Traction
Разумеется самым удобным и эффективным вариантом являют различные заводские модели. На сегодняшний момент на рынке доступно большое разнообразие блочков с блокировкой обратного хода. Я же воспользуюсь Micro Traction от фирмы Petzl
Устройство достаточно компактное и обладает малым весом. Принцип работы крайне прост. Вы тянете за рабочий конец, веревка проходит через ролик, а при нагружении веревки стопор фиксирует ее.
Плюсы
+ Минимальные
потери на рении
+ Удобство
в работе
Минусы
- Фиксатор может проскальзывать, если веревка с негу или обледенела
- Низкий порог при котором веревка может быть повреждена зубчиками фиксатора
Стаканы с функцией авто блок
Это универсальное страховочное, оно же спусковое устройство, а при необходимости может так же работать и в качестве авто блока.
Принцип работы ничем не отличает от приема к станции вашего напарника с верхней страховкой.
Плюсы
+ Надежное
устройство
+ Оно
всегда при вас
Минусы
- Большие потери на рении
Узел гарда
С появлением ранее продемонстрированного устройства узел гарда не залужено забыли. Конечно он уступает по ряду параметров современным страховочным устройствам, однако отлично работает в качестве авто блока.
Для завязывания
потребуется два карабина одинаковой
формы лучше без муфты. Это важно, т. к. при
карабинах разных форм или наличие муфты
может повлиять на функциональность
узла гарда.
Принцип работы прост. Вы тянете за рабочий конец и веревка проходит между карабинов. Отпускаете его и под нагрузкой веревка зажимается между карабинами.
Плюсы
+ Делается
из подручных средств
+ Эффективно
блокирует веревку
Минусы
- Большие потери на рении
- Можно
ошибиться при завязывании
- Если
нагрузка не постоянная (то есть, то
нет) может травить веревку
Узел авто блок
Французский альпинист Серж Машард придумал схватывающий узел, который отлично подходит для работы в качестве авто блока. Узел так и называется авто блок, хотя имеет и другие названия: Французский схватывающий, Обмоточный и узел Машарда.
Для надежной работы необходимо сделать минимум 4 оборота. В некоторых случая может потребовать большее число оборотов. Далее мы защелкиваем петли карабином и прищелкиваем к станции. Затем нам потребуется второй карабин. Желательно чтобы оба карабина были муфтованными. Во второй карабин мы пощелкиваем веревку, ее рабочий конец.
Когда мы тянем за рабочий конец узел упирается в карабин, тем самым расслабляется, и веревка свободно проходит через схватывающий узел. Если мы отпускаем рабочий конец, под нагрузкой схватывающий узел затягивается.
Плюсы
+ Делается
из подручных средств
+ Эффективно
блокирует веревку
+ Относительно
малые потери на трении
Минусы
- При неблагоприятном расположении карбинов или самой станции может работать некорректно, т. е. либо плохо протягиваться, либо протравливаться
- На завязывание потребуется больше времени
Подробное видео с демонстрацией и объяснениями
Спасибо. Есть еще вариант из жумара с карабином, а лучше из жумара с обычным дешевым легким роликом, тогда получается полный аналог micro traxion. Жумар вроде более распространенный девайс;-)
Мне понравился вариант - ролик со "щёчками" + схват. Т.н. "прусик-блок".
работает круто - трение минимальное, веревку не кусает, единственный минус - тяжеловат
блочек с роликом из пластика и щечки перфорированы, что может быть легче))
ну кпд зато меньше и рабочая нагрузка - у этого кпд 90% и 6КН рабочая нагрузка, у пластикового ролика - кпд 70% и 4КН рабочая нагрузка, зато весит в 2 раза меньше(42г против 85г) - в принципе весит как карабин большой на самом деле, а дополнительные 200кг нагрузки и +20% кпд это существенно
если таскаешь как аварийный вариант, вес больше значит)) у пецеля мне такой нравился
пруссик-блок очень сильно затягивается под большой нагрузкой, т.е. рассчитан на подъем легких грузов, для переправ и подъема пострадавшего весом свыше 50 кг не подходит, это по практике
можно, если на пруссик ставить человека, что не всегда удобно
смысл этой штуки заключается в том, что она должна работать без человека
без человека она не может, ручками-ручками)) без человека жумар работает
может, если груз легкий, а если есть человек, то блок только мешает
ну при подъеме пострадавшего - оставлять человека висеть на одном прусике не стоит - при использовании прусик блока все равно потребуется второй прусик для подстраховки и человек который его сдвигает. Если одному поднимать пострадавшего - удобнее будет поставить спусковое в режиме автоблок, а ролик в плечо полиспаста для уменьшения трения(возможно не придется усиливать полиспаст благодаря ролику)
это конечно хорошо и правильно, что вы поднимаете тему спас работ, но это явно тема отдельной ветки
давайте попросим Максима Фогеля снять отдельное видео на эту тему в приложении к авто блокам, но поднимать надо не девушку 60 кг, а дедушку 100 кг
Почему пруссик в три оборота не рассматриваете?
чтобы Вы сначала это усвоили)
Что вы имеете ввиду? Только прусик и все? Если так, то он сам по себе не будет пропускать веревку (травить), т.е. нужно им (прусиком) все время манипулировать. В этом случае одному не справиться, ведь нужно еще и веревку тянуть.
подбор устройства зависит от сферы применения, переправу тянуть или груз, есть разница, затягивать на такой гарде мешок будет утомительно)) адекватно для переправы на карабинах круглого сечения, без ребер.
При большой нагрузке жумары не подойдут- большинство рассчитано на 450 г
есть и больше, только нагрузка с жумаром по сути определяеться прочностью оплетки))
видимо, стоит упомянуть про рекомендуемый тип веревок на каждом типе устройств, например в узле Гарда супер статика плохо работает, особенно подсохшая, а на блок - ролике с зажимом зубчатого типа - самое то, и устойчивость к повреждениям оплетки возрастает (так как оплетка меньше тянется)
раньше рыболовный фал в гарду заряжали)) работать все равно будешь с тем что есть, поэтому попробовать лучше заранее... странно почему в обзоре нет спусковых автоблокантов типа гриши
Потому что GriGri не для альпинизм, а для скалолазания. Таскать его в горы не целесообразно. Обзор ориентирован на горные походы и альпинизм.
тоже раньше так думал пока у наших в Гималаях не увидел)) потом оказалось пользуют еще для соло и в последних постах по альпинизму он есть))