Летал бы постоянно. Приземлялся - иногда. Николай Шорохов. Интервью журналу "РИСК онсайт"
Материал опубликован в 9-м номере журнала "РИСК онсайт". (2004 г май!)
Интервью для нас подготовил дружественный сайт paraplan.ru. Вы просили, мы публикуем наши золотые запасы.
Интервью для нас подготовил дружественный сайт paraplan.ru. Вы просили, мы публикуем наши золотые запасы.
НАША СПРАВКА: Николай Шорохов. Родился в 1959 году. КМС по… бадминтону. А также по спортивному ориентированию. А также по горным лыжам (выполнил нормы мастера), А также - мастер спорта международного класса по параплану. Чемпион СНГ, и отдельных упражнений в этапах Кубка мира по прапланерному спорту. А также так называемого предчемпионата мира в Индии. А также Dutch Open, и ряда других соревнований. Первый полет совершил в 1989 году в ущелье Адыл-су (Кавказ).
РИСК-PARAPLAN.RU: Как все-таки ты «подсел» на параплан?
Николай Шорохов: Да наверно, это было предопределено. Я ведь с детства в горах. Отец – преподаватель института геодезии и картографии – бывал часто в экспедициях. Так что я уже лет в 10 и по пещерам лазил, и по горам. И горными лыжами занимался. В том самом 89-м году прошлого века я работал под чутким руководством Александра Мартынова тренером во Всесоюзной школе подготовки инструкторов горнолыжного спорта Управления альпинизма ВС ДСО профсоюзов. К нам приехала из Севастополя курсантка, Люда Герасюта, которая уже летала и привезла с собой купол. По тем временам это была экзотика. Которую удалось прямо там и попробовать. Это только потом я узнал, что, пробуя, и убиться могли запросто. Ведь ни собственного умения, ни надежных куполов тогда и в помине не было. У меня до 92-го года и купола своего не было – просил полетать у друзей и знакомых.
Стартовал, бог знает, на чем. Даже на ПО-16, помню. Это парашют, кто знает. Причем по ветру, что – теперь каждому новичку ясно – нельзя делать. Закончил полет удачно: сам цел, скала, в которую влетел – тоже. Но лыжи - вдребезги.
Ну, в общем, пошло-поехало. Летал и в Москве, и на Кавказе. Тренеров-инструкторов не было – их тогда вообще не было. И многое из того, что сейчас называют «азами», мы проходили и отрабатывали сами. Это только потом появились наши отечественные фирмы-производители техники и школы по обучению полетам на параплане.
РИСК-PARAPLAN.RU: А сейчас как в России в плане известного «кадры решают все»?Н. Ш.: Россия по итогам 2003 года получила достаточно интересные результаты в мировом рейтинге пилотов. Один пилот – вошел в десятку мировых лидеров (это Николай Шорохов. Прим. РИСКа), и 95 наших пилотов туда просто вошли. Для сравнения: на втором месте Италия с 89 пилотами, а всего в рейтинге учитывается около 2000 пилотов.
Но, к сожалению, несмотря на то, что это приятный показатель – он не очень хороший. Потому что места не очень близкие к вершине. Мы «задавили» количеством, а теперь надо бороться за качество.
РИСК-PARAPLAN.RU: Удается? Есть школы? Тренеры?
Н. Ш.: Да, конечно, школы есть, и довольно много. И тренеры есть неплохие. Но все они уровня «массовых спортивных разрядов», Включая звание мастера спорта, правда. К соревнованиям мирового уровня у нас подготовиться трудно. И это определяется вовсе не качествами школ или тренеров, а… угадайте, чем.
РИСК-PARAPLAN.RU: Уж не деньгами ли?
Н. Ш.: Вот именно. Сами посчитайте: одна поездка на этап Кубка мира не меньше 1-1,5 тысяч. Плюс снаряжение Тысячи на 4-5. Плюс этих этапов в году большое количество. Плюс то, что явно не удается быть любителем, пилотом выходного дня или каникул, т.е. в режиме занятости на какой-либо основной работе, не связанной с полетами, выбиться на хорошие позиции невозможно.
Я, например, поставил на карту все. Полеты – это мой основной вид деятельности. И моя работа, и моя радость. Но финансовую нагрузку удалось начать выдерживать, только когда появились результаты, появились спонсоры. Ну, и друзья, конечно, которые тоже поддерживали и поддерживают.
НАША СПРАВКА: В 2003 году, участвуя в соревнованиях, Шорохов побывал в 35 странах. Является представителем одного из ведущих производителей парапланерной техники – южнокорейской фирмы «GIN GLIDERS»
РИСК-PARAPLAN.RU: И все же, кого вы можете назвать в числе наших лучших пилотов.Н. Ш.: Если говорить об участии в мировых соревнованиях, то это Алексей Тараканов, в первую очередь. Прекрасно летает, но имеет некоторые проблемы со стабильностью результатов, возрастные, скажем так. Решит их - имеет шанс продвинуться высоко. Хороший потенциал у Егора Терентьева. И тоже, первая проблема – финансы, ну, а потом уже все остальное.
А в российских соревнованиях прекрасно выступают мой друг и коллега Леша Круглов, тот же Егор (он, кстати, в рейтинге в сотне лучших пилотов мира), Виталий Шабанов.
РИСК-PARAPLAN.RU: А ваш опыт могут заполучить другие пилоты?
Н. Ш.: Конечно. Я провожу, во-первых – выездные школы. По двум направлениям: так называемые маршрутные полеты и отработка нештатных ситуаций в полете – СИВ.
(SIV – Simulation incidents de vol – имитация нештатных ситуаций в полете. Маршрутный полет – полет, при котором пилот пролетает по некоторому маршруту, который может иметь от нескольких километров до сотен и длиться несколько часов. Прим. РИСКа).
Ну, и наша постоянно действующая школа «Топ-Навигатор», мы ведем ее в Москве вместе с коллегами-инструкторами. Это обучение с «нуля».
А кроме того, провожу теоретические мастер-классы, которые организует PARAPLAN.RU.
РИСК-PARAPLAN.RU: И не боитесь конкуренции?
Н. Ш.: Спортивной? Я хотел бы ее, был бы рад ей. Она ведь стимул для роста! Потому и рассказываю без утайки все свои «секреты». «Секреты» именно в кавычках – потому это секреты, которые каждый может определить для себя сам. Я только пытаюсь помочь в этом. И тут есть мой личный интерес: мне интересно, чтоб и у нас я мог бороться с соперниками мирового уровня.
А главный секрет в обучении такой: Научить никого нельзя, но научиться может каждый. То есть, все в руках пилота. Хочет, дано ему – научится. Причем и без меня. Но я готов сделать все, чтобы ему помочь. И надеюсь, что удастся наших ребят поднять в рейтингах повыше.
РИСК-PARAPLAN.RU: Это уже похоже на какую-то заповедь. А еще есть?
Н. Ш.: Я нашел для себя не то, чтобы заповеди, но некоторые определения, которые, по-моему, определяют правильный подход к полетам. Они примерно такие:
- Нужно соблюдать принцип оптимальной достаточности. Это значит, что не нужно перестраховываться, но и недостаточная надежность тоже неприемлема. Надежность во всем: в технике, в приемах пилотирования, в оценке обстановки. Это как птичку держать: не задавить, но и не выпустить.
- Нужно уметь ощущать себя в пространстве и времени. Видеть себя как бы со стороны. «Видеть поляну». А значит, не только себя, но и других пилотов, рельеф, разные приметы и признаки.
И, наконец,
- Нельзя расслабляться ни на секунду. Это просто опасно. Высота ведь – это фактор постоянной угрозы для пилота. И эта угроза может в любой момент претвориться в реальность.
РИСК-PARAPLAN.RU: Бывало?
Н. Ш.: Бывало.
Во многих случаях успевал нейтрализовать проблемы. Но пару раз падал серьезно.
В прошлом году на Чемпионате России попал в смерч. Сперва непростительно не распознал его, а потом, когда купол запутался окончательно, пришлось падать. Метров 12 в секунду, метров со 150. Но упал удачно, на спину, спасла хорошая подвеска. Только слегка повредил плечо. Через два дня продолжил свои соревнования. Удачно, еще и потому, что сам-то делал все, чтоб стабилизировать падение. Это и было главным: Never Give Up!
РИСК-PARAPLAN.RU: Это было в горах?
Н. Ш.: Это было в горной республике Казахстан, но полет над равниной. На самом деле существует такой парадокс: в горах условия что называется, более стрёмные, но летать там – безопаснее. Это мое такое мнение. А объясняется просто: раз сложнее – значит, пилот более собран, значит готов и к работе, и к нештатным ситуациям.
А нештатные ситуации, кстати, надо тренировать постоянно. Я сам СИВы прохожу ежегодно. Повторяю, что делать, если проблемы с куполом: сложения, закручивания и так далее.
НАША СПРАВКА: Примерные спортивные планы Николая Шорохова на 2004 год:-март: Open Бразилия (предчемпионат мира);
-апрель: Италия, Кубок мира; Болгария, Open Russia;
-май: Австрия, Кубок мира; 1-й Чемпионат Азии (Ю.Корея);
-июнь: курс СИВ и маршрутных полетов, Грузия, Гагры; Франция, кубок мира;
-июль: Греция, кубок мира; Чемпионат России- Сибирь;
-август: Чемпионат Центральной Азии – Алма-Ата;
-сентябрь: Турция – Кубок мира, курс СИВ и маршрутных полетов;
-октябрь: Чемпионат в Индии; Кубок мира в Мексике;
-ноябрь - курс маршрутных полетов в Индии.
-декабрь - курс маршрутных полетов во Вьетнаме.
Коля, удачи тебе!
Твой РИСК-PARAPLAN.RU
АНОНС: OLEXINA. Статья из журнала РИСК онсайт 12.
72
Комментарии:
katty, 29.01.2008 17:04
А можно эту статью и в раздел "Парапланы' тоже?
robinsya, 29.01.2008 17:29
Да и в "Журнал" бы:-))
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий