Вале Божукову 88 лет.

Пишет Никита Степанов, 21.08.2021 23:49

Вале Божукову 88 лет. (Альпинизм)

21 августа исполнилось 88 лет Валентину Михайловичу Божукову - одному из старейших альпинистов России. Спросил: Валя, как здоровье? Не дождёшься - ответил он. Надеюсь, что он 5-го сентября будет у меня на плове. Здоровья ему и долгих лет жизни! Пригласил меня на своё 90-то летие. Я не отказался.

Валентин Михайлович родился 21 августа 1933 г. В 1951 г поступил в Московский авиационный институт. В 1953 г занялся альпинизмом, а уже в1960 г стал мастером спорта. В 1966 –«Снежный барс»№ 3. В 1971 г ему присвоено звания МСМК. Восьмикратный чемпион СССР по альпинизму. В конце 70-ых очень много сил отдал подготовке первой советской экспедиции на Эверест - отвечал за подготовку снаряжения, но в последний момент его не включили в состав.

После окончания МАИ, с 1957 по 1998 год работал в научном авиационном институте ГосНИИАС (по автопилотам ЗУРов), пройдя путь от инженера до руководителя сектора. Кандидат технических наук.

Вот некоторые из его восхождений:
В 1958 г участвует в знаменитом траверсе Игоря Ерохина. Прошел от Восточной до Главной Победы. Из 28 участников, взошедших на Восточную, на Главную поднялись семеро, включая Божукова. Команде присудили первое место в первенстве СССР, но потом золотые медали отобрали.

В 1959 г. поднялся на пик Сталина в группе Евгения Иванова.

В 1960 г. Валентин Божуков был участником последнего восхождения, организованного Игорем Ерохиным - зимнего траверса Домбай-Ульгена. Белопухов с Божуковым первыми вышли со стены на гребень и, по просьбе поднимающихся, жёстко закрепили верёвку, сделав из неё перила. Вдруг кто-то из нижних сорвался, сорвал остальных, и верёвка лопнула, унося с собой четвёрку: Игоря Ерохина, Ию Соколову, Геннадия Фещенко и Аркадия Цирульникова.

В 1961 г. поднялся на пик Сталина в группе Евгения Тамма и получил золотую медаль.

В 1962 г. был участником команды Льва Мышляева и получил золотую медаль за восхождение на пик Революции по северо-восточной стене.

В 1963 г. группа Льва Мышляева поднималась на Чатын. Связка Космачев и Тимохин через снежный карниз вышла на гребень. В этот момент карниз рухнул и сбросил на Чатынское плато Мышляева, Колосова, Мельникова, Кудерина, Баронова и Смирнова. Связка Божуков и Коршунов осталась на скалах.

В 1964 г. Валентин Божуков был в составе команды Кирилла Кузьмина, которая впервые поднялась на Хан-Тенгри с севера. В результате - первое место в первенстве СССР. Фото из архива Кирилла Кузьмина:

«Золотая команда» после спуска с вершины Хан -Тенгри. Слева направо: Вячеслав Цирельников, Валентин Божуков, Кирилл Кузьмин, Олег Куликов, Николай Алхутов.

Вале Божукову 88 лет. (Альпинизм)

Божуков дежурный по кастрюле.

Этот бутерброд с красной икрой – томатная паста на сале.

Божуков после спуска с горы.

Вале Божукову 88 лет. (Альпинизм)

Валентин греется на солнце, по теплу которого давно соскучился.
В 1966 г. руководил группой, которая проложила новый маршрут на пик Корженевской.

В 1968 г. встречал на пике Ленина участников первого и последнего парашютного десанта на вершину, и собственными глазами наблюдал эту трагедию, а потом участвовал в спасработах и транспортировке погибших. В том же 68-ом Божуков руководит траверсом пик Коммунизма с подъемом на плато по ребру Буревестника – пик Известий – пик Ворошилова.

В 1971 г. участвовал в первопрохождении северо-западной стены Ягноба 6-ой к. тр. Руководил Геннадий Шрамко. Золотая медаль Чемпионата СССР.
В том же году Божуков руководил траверсом 6 к. тр.: пики Таджикистан по центру северо восточной стены - Энгельса – Маркса.

В1974 г. командой московского Буревестника с ледника Бивачный проходится траверс пик Калинина (6584) – пик Коммунизма. Двадцатикилометровый траверс семи вершин, высота которых превышает 6500 м., они проходят за тринадцать дней. Команда завоевывает золотые медали Чемпионата СССР. Руководитель Валентин Божуков.

В 1975 г. участвовал в восхождении по юго-западной стене пика Коммунизма 6-ой к. тр., руководил которым Вадим Неворотин. К сожалению, на Чемпионат маршрут не был заявлен, хотя явно тянул на первое место.
В том же году участвовал в траверсе пиков Москва–Коммунизма, руководил которым Вячеслав Ванин. Команда заняла второе место на Чемпионате в классе траверсов.

Когда в 70-х годах появились первые дельтапланы, заинтересовался ими и в 74-ом сделал свой дельтаплан.

В 1987 г. летом его начали учить летать на параплане сразу на Памире парашютисты Николай Зозуля и Сергей Калабухов. Кстати, название «параплан» и «параальпинизм» придумал именно Валентин Михайлович!

В 1988 г. он в составе группы туристов МАИ поднялся на пик Коммунизма. Группа потом ушла на траверс, а он спустился в МАЛ.

Вале Божукову 88 лет. (Альпинизм)162. На пике Коммунизма.

В 1989 г. Божуков вместе с группой туристов МАИ поднялся на пик Победы с целью сделать свой первый полёт с семитысячника на параплане. Несколько попыток Валентина стартовать с вершины были неудачными, к тому же после пяти вечера наступил полный штиль. Он решил остаться на вершине, чтобы улететь утром. Ночевал, завернувшись в параплан, и по достоинству оценил ещё одно его качество – спальный мешок! Но утром поднять крыло ему тоже не удалось и пришлось потом шесть дней в одиночку оттуда спускаться. https://www.risk.ru/blog/212184 После этого случая ночевать в параплане на больших высотах стало для него привычным делом.

В 1993 г., в своё 60-тилетие, он решил слететь на параплане с трёх Памирских семитысячников. С пика Ленина он стартовал на 70 м. ниже вершины, с пика Корженевской с самой вершины(первый в мире полёт с этого пика!), а с Коммунизмом вышла осечка.

Ветра в тот день не было, а значит и турбулентности никакой. Он в «молоке» пролетел над плато, над Грудями (всего около 6 км.) и плавно приземлился на поляне Москвина. Его заметили всего лишь за пару минут до посадки, и лагерь всколыхнулся.

Во второй половине 90-х Валентин стал регулярно наведываться в Непал, в надежде осуществить свою мечту – подняться на Эверест и слететь с него на параплане. Увы, мечта пока так и осталась мечтой. Но ведь ещё не ВЕЧЕР!

Валентин, несомненно, «везунчик». Несмотря на то, что он атеист, а, точнее, безбожник, ангел-хранитель успевает за ним повсюду.

Мало кто знает, что когда Валентин делал свои подлёты под Эверестом, то случайно попал в ущелье, которое постепенно сужалось и потом превратилось в каньон. Ширины этого каньона не хватало для разворота параплана и Валентину оставалось только уповать на судьбу. Но и в этот раз ангел-хранитель не покинул его. Внизу показалась узкая полоска песка, на которую он и спикировал. Через четыре дня, сильно покоцанный, Валентин пришёл в базовый лагерь, где уже мало надеялись на его возвращение.

Необыкновенная жизнь, здоровья В. Божукову! А что, есть ли в альпинизме серебряные и бронзовые медали? Всем ли членам победившей группы дают медали? Если ли на Риске статья о том парашютном десанте 1968 г?

Доброго здоровья Валентин Михайлович, долгих лет жизни. И достижения целей которые Вы ставите для себя и тем самым продаете пример нам.

Конечно Подаете!!! Извините за опечатку.

С днём рождения! Здоровья, бодрости.

Если не ошибаюсь, должны быть фотографии?

Вчера Риск что-то чудил. Сейчас буду вставлять. Извините.

Здравия и долгая лета.
Легенды должны жить вечно.

В человечестве в целом, читал, до 64 лет доживают только 18-20 %. Не знаю статистику в альпинизме, но бесконечно уважаю альпинистов - ветеранов, проживших долгую жизнь, преодолевших все риски гор, показавших, что альпинизмы - не спорт самоубийц, а возвышенное состояние духа и путь самосовершенствования и продления жизни! Валентину Божукову - здоровья и долгих лет, если существует белая зависть, то можно только позавидовать...

Валя полон сил. Они с Викторией будут у меня 5-го сентября на плове в узбекском проходном дворе.

Мои поздравления Валентину Михайловичу, я свидетель того полета с Коммунизма в 93г. 21 авг.

А у нас он ночевал тогда же, после полета с Ленина, зашел туда первый в сезоне. Привет ему!

Здоровья и долголетия!

Таких людей немного, но как же здорово, что они есть! Валентин Михайлович, ходите в горы так долго, чтобы даже они задумались кто это тут "стоял и стоять будет"! :)

Все фотки, которые мог вставил. Но я не знаю каким органом админы Риска сбивают груши с дерева. С семи попыток вставить заглавную фотку с его портретом к успеху не привели. Да и вообще последнее время публиковаться на Риске - это одно сплошное мучение.

Спасибо! Снимки замечательные.
Чувствуется хорошая реставрация.
Кстати, обычно, она заметно добавляет "веса" снимкам, что и может быть причиной того, что плохо вставлялись (какие-то ограничения по размеру раньше были).

Фотки чистила Лариса Кудоярова из Томска. Вечная ей память! А вес у неё нормальный. Всё дело в том, что крестик в кружочке не ставится впереди текста, хоть тресни. Вместо фотки вылезает номер слайда. Хотя про вес снимка - спасибо! Сегодня попробую.

Поздравляю! Очень интересно про название "параплан". Я думал что это перевод с английского paraglider. Получается это наоборот, перевод с русского?