Обновление Перечня перевалов - Гималаи, Дигория, Караугом, Цей
Рабочая группа извещает туристов о выходе очередного обновления Перечня https://tssr.ru/mountain/pereval/. Добавлен новый район - Гималаи. Перечень его перевалов подготовил Борис Малахов.
Также впервые с 2001 года обновлены 3 района Центрального Кавказа - Дигория, Цей, Караугом. В их обновлении учтена в том числе и информация из книг покойного Юрия Васильевича Левковского. Тем самым завершено глобальное обновление районов Кавказа.
В работе сейчас Заилийский и Кунгей-Алатау. Началась работа по Катунскому хребту и Джунгарии. На очереди - Армянское нагорье и Западный Тянь-Шань.
Также продолжается постоянная корректировка и дополнение уже обновленных районов по вновь получаемой информации.
Напоминаем, что дополнения и изменения можно присылать на е-мейлы Рабочей группы (см. на странице Перечня https://tssr.ru/mountain/pereval/) или загружать в специальную гуглоформу (см. там же).
"1.1.34 пер.Лабода (4000) - в.Ладога Главн. (4311)" В таблице название вершины с ошибкой.
Спасибо! Исправлено.
На все Гималаи - 35 перевалов? Вам самим не стыдно? Спросили бы у любого гида, водящего трекеров по Гималаям - он бы вам еще штук 200 назвал!
И менять классификатор перевалов Кавказа, когда до начала сезона осталось 10 дней и все уже подготовили маршруты - нехорошо!
Какой низкий уровень владения Excel-ом.
Уровень работы с информацией еще ниже! Вся работа организована чиновниками на отвяжись! С Вестрой не сравнить!
Сознаюсь в отсталости-невежестве. Я не знал о существовании гугл-таблиц. Зыркнул на них по интернету. Похоже, у них есть значительное преимущество перед Excel-таблицами: они храняться в "облаке" и потому доступны с мобильных гаджетов (тфу на последнее слово!).
Но, всё-равно, каталог "Кавказ 4.Дигория 2021" недоработан, в части его форматирования (для удобства чтения). Это очевидно, если сравнить его с каталогом "Кавказ 8.Джимарай. Казбек".
Кстати, меня-перестарка огорчает нынешний стиль интернет-публикаций. В них (будто злонамеренно, с целью разобщения знаний?) не допускаются ссылки на предшественников и современников. К примеру, по обсуждаемой теме можно было бы (для полноты картины) упомянуть каталоги ВЕСТРА и каталоги М.Голубева.
.
Еще раз кстати (чтоб два раза не ходить), побурчу на нынешние карты. Жаль, что легкочитаемые картосхемы советских времён заменены на мусорные карты "а-ля-генштаб". Ведь последние (с километровыми масштабами!) просто нечитаемые из-за ряби рельефа!
А зачем бурчать на карты... их много разных... Ну чем такое не устроит?
K38-040a
>>> А зачем бурчать на карты... их много разных... Ну чем такое не устроит?
Не устраивает тем, что там много лишнего. Нахрена там слишком много второстепенных-десятистепенных "хребтов-контрфорсов и указаний высот. Среди них теряются перевалы.
Вот в своём 4-м посте Вы подсунули схему К-38-25-а (район а/л Узункол). Лучше бы её скрутить в трубочку и засунуть её составителю в верзало. Что за лажа там с расхребтовкой в окрестности вершины Гвандра? Где перевал Ак-Тюбе? Где список перевалов, указанных числами на схеме? ...
А в чем заключается лажа с расхребтовкой? Что-то ранее никто про это не говорил.
Второстепенное, по моему опыту, бывает весьма и весьма востребовано....
Список перевалов имеется ... Ну не приложили его - так разве это огрех?
Составление/уточнение картосхем – это хлопотное занятие. В его результатах всегда кто-то найдёт недостатки. Но, нельзя же упорствовать в защите недостатков.
Я достаточно ясно отметил, где допущена лажа. Да, отметил негалантерейно. От досады, что лажа допущена в месте хоженом-перехоженом. Откуда взялся хребет между в.Гвандра и в.Сакенбаши? Там уступ-сброс с висячей долины в глубокую долину Сакен. Эта висячая долина ограничена с запада коротким южным отрогом в.Мырдыбаши; с востока – перемычкой от Купола Мырды к в.Сакенбаши; с севера – участком ГКХ между в.Мырдыбаши и в.Кирпич.
Насчет второстепенных-десятистепенных отрогов-контрфорсов. К примеру, зачем ими располосована восточная сторона хребта между в.Пирамида и в.Узловая? Там висячая долина. В сторону востока она была обозначена уступом, (на картосхемах с конца 1970-х гг).
Одоробло К-38-25а содержит указание на подоснову – якобы «генштабовские» карты. Это гнусная подоснова. Кроме нкаведистских-кагэбешных искажений рельефа, одоробло содержит и отказ от масштаба. Как же так? Генштаб снабжал Красную и Советсвую армии не картами, а бумагой для цыгарок? Даже туристские картосхемы 1970-80-х годов составлялись в масштабе (обычно 1см=1км). И километраж маршрута определялся курвиметром с коэффициентом 1,3.
Насчет сечений рельефа. Лучше бы «афторы» картосхем "а-ля-генштаб" усекали себе сюрляло. Потому что, горному туристу, при планировании или корректировке нитки маршрута, нужен обзор участков картосхем в десятки км вдоль ГКХ. Нахрена ему сечения рельефа на таких участках! На прошлых картосхемах указывались детали рельефа размерами в км.
. . .
Непонятна суть претензий.
Эмоциональную и лингвистическую стороны вопроса рассматривать не будем,
это индивидуальное воззрение, мало ли что кем и как воспринимается.
Чисто картографический аспект претензий, обоснован ли?
Специально открыл лист К-38-25а из схем взаимного расположения вершин и перевалов от lkarta.
Но там есть список перевалов, соответствующих числам на схеме.
Есть и перевал Ак-Тюбе (№ 39).
Между вершинами Гвандра и Сакенбаши проходит не хребет,
если внимательно читать карту - но линия границы:
да, по гребням отрогов, через разрыв где находится водопад на стекающей
из "висячей долины" реки Сакен. Непрерывного хребта там не показано.
Тогда в чём суть выше означенных претензий?
Другое дело, как показана линия границы между Сакенбаши и массивом Гвандры.
Ну так она и на других картах в этом месте по-разному обозначена.
>>> kashtanberg пишет: «Между вершинами Гвандра и Сакенбаши проходит не хребет, если внимательно читать карту - но линия границы
Ага, смотрим К-38-25а ( https://risk.ru/blog/14873 ): Для всех граница проходит по ГКХ (Гвандра-Мырдыбаши-Кирпич-Далар-Двойняшки-…). А Вы смогли «внимательно прочесть» границу между вершинами Гвандра и Сакенбаши?
>>> kashtanberg пишет: Непрерывного хребта там не показано.
Опять, чему верить? Вашим словам или К-38-25а?
>>> kashtanberg пишет: Тогда в чём суть выше означенных претензий?
Почему претензий? Нормальные составители карт-перечней заинтересованы в замечаниях. Да, форма замечанийбывает не совсем галантерейной; но, это в случаях халтурного исполнения продукции.
Что не так? --- В нынешние времена засилья hd-разрешения, когда можно смотреть кинофильмы на смарт-экранах размером с ладонь, «качество» одоробла К-38-25а просто потрясает. Также удивительно представление перечней в формате исключающем их обработку средствами электронных таблиц (например, функцией "сортировка"). Получается, что продолжается НКВД-КГБ-эшная практика искажения географических материалов; представления их в неудобном виде.
to vlad2010
По ГКХ проходит граница между Россией и Грузией (правильно, через эти вершины).
Я и не говорил, что гос.граница Россия/Грузия проходит между вершинами
Гвандра и Сакенбаши.
Между этими вершинами проходит участок границы Грузия/Абхазия;
де-юре - это административная граница,
де-факто - сами считайте как хотите, учитывая тамошние обстановку и отношения.
Но, так или иначе, административные границы тоже обозначаются на картах,
вот в данном случае она и показана, на упомянутом участке.
Однако там непрерывного хребта нет -
не верите мне, так возьмите лупу и ещё раз просмотрите К-38-25а -
конкретно участок Сакенбаши - Гвандра (Главн.)
Ну да ладно.
К чему вообще всё это?
А к тому, что люди разные, соответственно и разные представления
имеют о каких-то аспектах, в данном случае - картографических.
Вот Вы по обсуждаемой схеме от lkarta некое "одоробло" усматриваете,
НКВД-КГБ-эшные проделки, и пр.
А я считаю, что эта схема хорошее подспорье при хождениях в тех местах
(не Сакенбаши, куда сейчас фиг сунешься, а в целом район Узункола),
и в какой-то мере сожалею,
что ничего подобного ранее не было в распоряжении.
Нам так и не удалось выяснить, какую ошибку Вы обнаружили в таблице. При сравнении двух упомянутых Вами разделов возникло предположение, что либо Вас не устроило появление столбца "приблизительные координаты", либо таблица неудачно масштабируется на Ваш экран.
К сожалению, удалить столбец "приблизительные координаты" нельзя. На всякий случай мы изменили ширину некоторых столбцов. Правда, мы не можем сказать, как это повлияет на масштабирование изображения на экран с неизвестным нам разрешением и размерами. Если у кого-либо при этом масштабирование ухудшилось - приносим извинения.
Если Вы имели в виду что-то другое, то есть смысл указать, что именно - возможно, мы сможем это исправить.
К сожалению, мы также не можем в рамках Перечня давать ссылки на другие материалы.
>>> К сожалению, мы также не можем в рамках Перечня давать ссылки на другие материалы
А кто установил эту невозможность? Вы что, составили Перечень с нуля? Не указание предшественников (подосновы) -- это воровство. Но, вы же далеки от него! У вас же это общественная деятельность.
Чем мне особенно не нравится формат таблиц Перечня? -- Он не допускает сортировки по элементам столбцов (чтобы выбрать нужные строки). Причина -- в наличии объединённых клеток.
Дело не просто в моей привычке к компьютеру (почти 50-летней). Дело в желательности возможностей для анализа данных средствами табличной программы. К примеру, когда-то я анализировал товаро-денежные обороты групп компаний. В соответствующих эксел-таблицах было по 1,5-2 тыс.строк и до 250 столбцов. (А результат сводился к документу на полстраницы).
Так это еще и воровство информации?
Перечень перевалов, вообще-то, это профессиональный стандарт. Можно сказать, ГОСТ. Первоисточник, существующий с 1973 года. Результат общественного соглашения, утверждённый государством.
Можно создавать альтернативные варианты, но ни к чему хорошему это не приведёт.
Обвинять тех, кто его поддерживает в актуальном состоянии (при всех существующих недочётах) в воровстве, это, батенька, уже слишком.
Но с 1973 появилось много других источников информации. И если разработчики нового издания перечня пользуются не только старым изданием, а еще и другими источниками - полагается на них ссылаться. Особенно если данный перевал в старом издании отсутствует, а в другом источнике, например в каталоге Вестры - есть.
Ян Вал пишет: "Перечень перевалов, вообще-то, это профессиональный стандарт. …, утверждённый государством".
Ага.
Полвека назад студент спросил подполковника с военной кафедры: «А формула траектории (парабола), по которой летит снаряд, постулируется или доказывается. Ответ подполковника: «Эта формула утверждена штабом Киевского военного округа и в доказательстве не нуждается».
.
Ян Вал пишет: "Обвинять тех, кто его поддерживает в актуальном состоянии (при всех существующих недочётах) в воровстве, это, батенька, уже слишком"
Ян Вал "не смог" полностью прочесть следующее:
--- "Вы что, составили Перечень с нуля? Не указание предшественников (подосновы) -- это воровство. Но, вы же далеки от него! У вас же это общественная деятельность.
То есть, у меня речь не о воровстве, а о халтуре.
Во все времена указание предшественников было обязательным. Следование ему позволяло сохранять состоятельность и единство знаний. А в нынешние времена, подавления ссылок на предшественников и засилья маркетингового вранья, вряд ли это удастся сделать. Потому что, любой может изобразить ледник Мырды на карте Памиро-Алая. И новички этому поверят.
По этому вопросу Вы можете обратиться лично к секретарю Рабочей группы Кодышу или ее председателю Джулию. Их контакты есть на стартовой странице Перечня
https://tssr.ru/mountain/pereval/
Спасибо за большой и значимый труд!
P.S. В организации информации много огрехов, и есть, что улучшать. Но это форма, а не содержание. Плюс вопрос ресурсов, которых у рабочей группы, подозреваю, не так много.
Так можно же было не изобретать бесколесный велосипед, а пользоваться перечнем Вестры. И никакие ресурсы были бы не нужны!
А они ведут безграмотный и не нужный большинству туристов проект и гордятся этим.
Официальный Перечень перевалов лишь устанавливает местоположение и трудность перевалов. У ВЕСТРы - Каталог перевалов и его практически единственная задача - дать литер. ссылки на отчеты и максимально упростить поиск описаний перевалов. Т.е. Перечень и Каталог ВЕСТРы не взаимозаменяемы. У них разные функции. Кто-то этого не понимает. А что касается чиновников, так чиновники работают в Спорткомитетах городов за зарплату, они не работают в МКК и не разрабатывают Перечень перевалов. Лишь единицы туристов с чиновниками иногда пересекаются, когда носят в Спорткомитеты документы на присвоение разрядов. Так что кто-то еще и не понимает, кто такие чиновники в туризме.
А что мешает установить местоположение и трудность перевала по Каталогу Вестры и ссылка из него?
Чиновники не обязательно работают в госструктурах. В общественных организация тоже попадаются.
пер. Воологата - перепутаны сложности/описания пути вариантов 2Б и 3А.
Некоторые перевалы, напр., Скатиком 3А, вроде не ходили последние 30-40 лет и они стали более-менее непроходимы.
Возникает впечатление, что этот раздел делал "эксперт", не разбирающийся в этом. И даже специалист по Excel выше отметил, что его неправильно использовали.
Но ради справедливости надо заметить, что если перевал 30 лет не ходили - откуда известно, что он стал непроходим?
Воологата - исправлено. Насчет исключения непроходимых перевалов - рекомендую обратиться к Кодышу или Джулию. Контакты есть на странице Перечня https://tssr.ru/mountain/pereval/). Или загрузить данные в специальную гуглоформу (см. там же).
Раз уж заговорили о формате.
1. Это не Excel, а гуглотаблицы. Плюсы — не требуют знания программирования при создании/внедрении на сайт. Вставлены в ифрейм. Можно, кстати, смотреть и напрямую.2. Основной минус — отсутствие выдачи в машинно-ориентированном формате. Если бы каталог вываливался в джейсоне или хотя-бы в ХML, то всевозможным «Вестрам» было бы проще синхронизировать данные (как сейчас они это делают? Ручками?), а энтузиасты могли бы делать и развивать свои морды. С гуглотаблицами, подозреваю, это или никак или очень заморочено. Конечно, можно сделать парсер, но что-то как-то...
Основная задача, как было сказано выше Юрием, — определять перевалы. С этим классификатор успешно справляется.
Но вот для людей форма подачи собранного подходит, для взаимодействия с другими сайтами не очень.
Для тех, кто любит толковать сказанное:
Всё это — пожелание на будущее и ни в коей мере не обесценивает проделанный рабочей группой труд.
Ян, все же понимание того, что ни у кого нет шансов пройти за свою жизнь все перечисленное, мне кажется, вполне извиняет за такой формат. А найти-выбрать свою сотню-другую, ну, или десяток на очередной поход - вроде бы и не сизифов труд. Еще раз повторю - и ошибок много, и многое не нравится, что-то вызывает сомнения. Зато оно есть. И Вестра есть. И на многих других ресурсах куча информации. Очень полезной, а иногда - уникальной. В т.ч. и здесь, на Риске. Я например, счастлив, что это все-таки случилось, и теперь будет относительно свежим всегда. Ведь что получалось? До 89-го года ДСП-ные перечни... издавались примерно раз в два года. Первая книжка - в 89-м. В 92-м нам получилось выпустить дополнение к Перечню, где собрали многое (а может почти все) из первопроходов, в т.ч. и до 89-го, но не попавших в книжку, и еще там был раздел исправлений/изменений. Следующий - известно, уж только 2001-й. А потом - все, и сильно подозреваю, что купить экземпляр сейчас достаточно сложно. Так что пусть будет хотя бы так, как бы не ругали...
И все-таки чем вас не устраивал каталог перевалов Вестры? Там намного лучше все сделано. Там есть ссылки на отчёты. Категория и местоположение там тоже есть. И все новые перевалы туда загружают. Зачем это безграмотно сделанное и заполненное изделие? Закройте его и внедрите у себя в федерации каталог Вестры.
Анатолий, за формат не извиняйтесь. Ваша задача, приведу аналогию, собрать сборник, а как он будет свёрстан и издан, лежит на совести издателя. И даже с кривой вёрсткой он будет востребован.
За проделанный труд большая благодарность!
А по поводу вышесказанного можно пообщаться с ответственным за сайт. Например, в личке.
Исправлена опечатка в категории пер.Фастаг. Добавлены варианты прохождения перевалов Чилингини и Воологата и возможные категории пер Снежинка в разных вариантах прохождения.
Спасибо всем, кто находит ошибки и сообщает нам.
Благодарность сообщающим об ошибках несовместима с категорическим отказом прислушаться к требованию указать ссылки на источники публикуемой информации! Вы готовы исправлять только мелкие ошибки, а серьезные - нет!