В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок

Пишет А. Джулий, 08.04.2021 08:34

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)Бивак в комфортной зоне.

Во второй части я попытался охватить коротко просто перечень навыков, освоение которых на прямую связано с безопасностью. На мой взгляд это освоение без хорошего инструктора может получиться крайне ограниченным. Но есть еще два важных элемента успешного мероприятия – это ночлеги и приготовление пищи.

Еда нынче не так актуальна, так как с нынешними продуктами можно обойтись приготовлением кипятка. Но – ведь что-то все-равно должно быть, чтобы его приготовить. А что же ночлег? Есть два основных критерия по организации ночлега. Первый – это безопасность. Второй – наличие воды. Все остальные критерии – очень вторичны. С водой, конечно, тоже вопрос решаемый, если вы заранее знаете, что воды не будет. Можно взять с собой. Сколько? Вопрос философский. Например, в Штатах на Эль-Капитан через нос берут запас воды на все восхождение – то есть на 5-7 дней. Это, конечно, у кого как получается, рекорд на сегодня установлен прохождением за менее чем два часа, но это как правило в двойке. Стандартная же работа, да с командой – 3-5-7 дней. А кто-то и дольше, наверное. Да, по длине этот маршрут – 31 веревка (порядка 900 м), для большинства альпинистов – ИТО (все рекорды – это для тех, кто идет свободным лазанием). Кому интересно, сложность там – до 5.13/8b. Лезть это свободным лазанием может очень незначительный контингент наших альпинистов. Я бы сказал, что просто таких не знаю (ни туристов, ни альпинистов). Наши там и не часто появлялись. А среди рекордсменов – только иностранцы. С другой стороны, это не совсем альпинизм, скорее что-то вроде нашего Крыма. Стена, правда, впечатляющая…

Так откуда вода? Жидкая – это ручеёк, ручей, родник, река, озеро (лужа). И твердая – снег, сосулька, лед, ледник. Как правило, в большинстве случаев источник воды находится. Но если источник твердый – нужно иметь лишний запас топлива, чтобы воду все же получить…

Несколько примеров из практики… Без воды мне доводилось оставаться несколько раз в одном из походов молодости по Восточному Кавказу – причем два дня подряд и на перевале 1А. Перевал, правда, редко посещаемый, не удивлюсь, если его после нас и не ходил никто. Перевал называется Охкур, с реки Армхи на Кистинку. Там на Армхи – красивый водопад, а за ним начинается каньон, который должен обходиться вроде как по тропе. Тропу мы, в общем, не нашли, а все склоны – заросшие, местами папоротником в полный рост… В общем, за день, за который мы должны были пройти перевал, мы даже не подошли.

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)В каньоне.

Река – где-то далеко внизу шумит, а воды нет. Заночевали под каким-то камнем (очень большим), где была ровная площадка (без палаток). Без воды… Весь день шли по каньону, получая какую-то влагу из ягод – встречалась костяника и черника. Иначе ведь могли и с маршрута сойти… Из-за воды… К вечеру вышли под перевал, к реке. Вот это был водопой… Некоторые падали в реку с рюкзаками. Тогда мой друг и руководитель Олег Дмитриев сказал – вот когда понимаешь слова «вкус воды». А на следующий день пошли перевал… Ха-ха… По описанию на перевале озеро, поэтому воду с собой не брали, одну армейскую фляжку (которую выпили еще на подъеме). Должен сказать, что при отсутствии воды ее очень хочется. Психологически довольно тяжело. Поднялись на перевал – а озера нет. Ну, видно место, где оно было… Но после безводных предыдущих суток это был очень чувствительный удар. Спуск с перевала – затяжной травянистый склон, в общем, к воде мы спустились опять к вечеру… Такие приключения. До окончания нашего похода я пил воду на всех привалах, когда она была рядом. Наверно, напоминал бурдюк с водой. И еще несколько лет потом пытался всегда напиваться впрок. Потом это прошло.

На траверсе пика Гармо, когда мы попали в сложную ситуацию из-за погоды, с водой у нас проблем не было, так как был большой запас топлива. А вот десять лет спустя (чуть больше – Гармо был в 1992-м), в 2004-м на траверсе п. Кашкар (6435) на Тянь-Шане в Китае мы застряли в ту же непогоду заметно серьезнее. На 10 лишних дней. Нет, мы не сидели эти 10 дней. По опыту уже хорошо знали – любое окно надо идти (вперед или назад – вопрос философский, мы старались идти вперед). Идти переставали, когда не видно, куда ставишь ногу. Здесь у нас запасов топлива не было, и с непогодой начали экономить. Десять дней мы шли с расходом топлива 200 гр. в день. На шестерых. Этого хватало на супчик в пол нашего автоклава и два литра чая. И все. Остальную воду каждый грел сам из снега в пластиковой бутылке – в спальнике или код одеждой, кто как. В спальнике тает медленнее (то есть, меньше). Этот траверс мы шли 16 дней вместо планируемых шести. На этом наш поход тогда и закончился. Что тут добавить… После спуска на ледник, уже на пройденную, то есть известную часть маршрута (пройдена в 2002-м) мы остановились пообедать, первый раз за 10-11 дней. Было ощущение, что организм сильно удивился…

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)Ночлег в нише на подъеме к пер. Барьер. Это утро... Ужинали что-то в 2 часа ночи.

Из известных мне случаев самый на мой взгляд, тяжелый был на северной стене Хана, на восхождении в двойке Паши Шабалина и Ильяса Тухватулина. Они планировали скоростное прохождение, но не всегда получается так, как хочется… И где-то в верхней части стены у них закончилось все – и еда, и топливо… Сосали снег… Но кто был на высоте – наверняка понимают последствия. На мой взгляд, это было уже выживание на грани… Кому интересно – найти рассказ про это восхождение не сложно.

Так что без воды – лучше не надо. Но главное – безопасность. В плане безопасности для ночлега главное – чтобы ничего на место стоянки не прилетело. Гарантий, конечно, нет нигде и никогда – это горы, и неприятности могут быть в любом месте… Но хотя бы визуально, по общим признакам, должно быть безопасно. Второй критерий – это чтобы никуда не улететь. Например, если закрытый ледник – прозондировать на наличие трещин хотя бы в зоне дислокации лагеря (палатки-кухня-туалет). Если крутой склон или стена – обеспечение страховки/самостраховки. То есть, ночлег в страховочных системах (беседках).

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)Под перевалом Сюрприз (лед. Красноармейский). Закрытый ледник. Ближе к взлету - уже опасно, может "прилететь".

И лишь следующий, хотя и тоже немаловажный критерий – это площадка. Площадка – это ровное место, или построенная кем-то площадка, или построенная вами. Значит место должно быть таким, чтобы трудозатраты на подготовку ночлега были минимальными. Проще всего такое строительство выполняется на снегу. Тяжелее всего – на крутом льду, скалах. Объем работ может оказаться несоизмеримо большим. Но ночевать-то надо…

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)На траверсе в. Диклосмта. Рубка льда. Спали в одной палатке, поперек, на вторую площадку уже нас не хватило. Дежурный спал в тамбуре - ему же дежурить.

Так какие-же бывают ночлеги? Хм… Наверно, так: лежачие, полулежачие, сидячие… Стоячие? Да, попадались мне рассказы и про стоячие, по принципу дожить до рассвета, но для туризма это точно не актуально, да и в альпинизме практически всегда есть возможность все же стоячую перевести в сидячую. Правда, когда читаешь, как Михаил Хергиани с Иосифом Кахиани при восхождении на Донгуз-Орун по семерке ночевали сидя на дюралевых лесенках, понимаешь, что не всякая сидячая ночевка – это уже комфорт. Да, это ночлеги по положению тела. Они отличаются и плотностью, так как как правило такой вариант связан с ограниченностью имеющегося пространства. Важно еще ничего не уронить, так как зачастую кухня в таких ситуациях в лучшем случае в палатке, а чаще – на коленях.

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)Идеальное место повышенного комфорта. Подъем на перевал Снежная лестница.

Бывают еще холодные ночевки. Но в туризме это практически невозможно, так как все несем с собой, в альпинизме бывает чаще, так как бывает плановое однодневное восхождение налегке, которое не смогли закончить – по обстоятельствам или из-за погоды. Даже на простых маршрутах, что нередко случается на Эльбрусе. Холодная – это когда нет ни бивачного снаряжения, ни теплой одежды.

Ну, и где? А практически везде, с учетом выполнения двух главных правил. Стандартное бивачное снаряжение – это, конечно, палатки. Так же к стандартному следует относить платформы. Но применение платформ в туризме мне пока что не известно. Не потому, что совсем невозможно, просто платформа все же – для локального применения, а не для похода. В альпинизме же появление платформ сильно продвинуло возможности прохождения сложных стен, так как это и возможность организации безопасных ночлегов в уютных местах, например, под скальным карнизом (где раньше ночевали в лучшем случае на сидушках), и главное – комфортных, то есть лежачих. Кроме этого ночлеги утраиваются в нишах, пещерах. Это уже только на снежных склонах. Есть еще вариант – построить иглу, но в летних горах это удается крайне редко, да и сделать можно только на ровном участке, где заметно проще поставить палатки. Для защиты от ветра, если есть возможность, можно соорудить ветрозащитную стенку, из камней или снега. Правда хорошие современные палатки или Николаевский шатер хорошо держат ветер, и в большинстве случаев можно обойтись без стенки. С минимальными затратами – это на ровной площадке. Или почти ровной. Неважно, где – на траве, камнях, льду, снегу. А где лучше? На траве – комфортно. И относительно мягко. И тепло, так как трава – это все-таки внизу. Не менее комфортно и на снегу. И ровнять проще всего, если есть чем. Холоднее, но с современными ковриками это не мешает. Если лед или скалы ровные – так же особых проблем нет. А с ростом крутизны все меняется. Трава (земля, морена), лед, скалы требуют довольно большой трудоемкости, снег остается наиболее подходящим, но чем круче склон, тем сложнее вырыть приемлемую площадку и больше шансов быть присыпанным, что потребует ночных маневров с откапыванием, что, понятно, не способствует отдыху. При крутизне снега 30 градусов и больше уже проще сделать нишу или пещеру, чем сооружать площадку для палатки.

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)На п. Военных Топографов. Здесь был карниз. И места - на сидячую ночевку. А получилось просто шикарно.

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)Николаевский шатер - одно из самых комфортных жилищ для горного туризма. На фоне Победы, седловина перевала Высокий.

Для понимания: склон 30 градусов в высоту составляет половину длины. Допустим, у вас палатка 2х2 м, тент, то есть площадку надо где-то 2,5х2,5 м. Это значит, что срыть нужно на 1,25 м. то есть для 10 градусов – где-то на 40 см. Если это грунт (трава, морена) или камни (осыпь, морена) – такой не маленький объем работы. Даже с учетом того, что можно часть срыть, а часть поднять, в том числе с использованием полупустых рюкзаков. Но построить можно почти везде. Так или иначе. Поэтому мест, где ночевать невозможно при условии выполнения двух основных правил, практически не бывает. Как правило это узкий и острый скальный гребень, лед круче 40-50 градусов без локальных выполаживаний, стена без полок (хотя и та и там можно соорудить некий подвес-сидушку из рюкзака и ночь пережить).

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)На подъеме к перевалу 40 лет Победы, В. Кавказ.

Опыт.

Году так в 86-м группой 2 к.с. ночевали на склоне градусов 10. Трава с камнями. Палаток в группе было две или три, не важно. Мы под свою по моей команде площадку выровняли. Ребятам из второй палатки сказал тоже, что лучше выровнять, т.к. будут съезжать. Но 10 градусов на вид – это же почти ровно… Объяснил еще, что можно рюкзаки под ноги положить. Не послушались. Утром встали, собрались, пошли перевал (Кеси, 1А). Седловин, кстати, было много, сняли пять записок. К вечеру пришли к Гергетскому леднику, на ночевки стали на грунтовом склоне примерно той же крутизны… Как же они красиво копали… Эту площадку можно было показывать, как шедевр (правда, нивелира не было).

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)Траверс Тютю, на плече. Каменные площадки.

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)Сланцевые плиты - один из лучших строительных материалов для площадки. В. Кавказ.

На майские праздники, в 91-м или 92-м, ходили мы перевал Ложный Чатын 2Б. Хотели-то мы потом перевал Александрова пройти, но майская погода не позволила… В-общем, лезли мы на перевал в совершенно жуткую метель, видимости «0». Прокопали карниз и вылезли на плато. То есть, мы знали, что там плато. Отошли на пару веревок, больше побоялись, чтобы тупо не вернуться на карниз перевала. Времени было много, а видимости – нисколько, и погода – то что надо для подготовки к Памиру, поэтому ставились полноценно – поставили палатки (мой тандем-полубочки), построили стенку где-то на метр. Кухня у нас в этом тандеме была в тамбуре между палаток. Метель продолжалась почти до утра, всю ночь непрерывно откапывались, вылезая по очереди… А утром проснулись в почти 2–х метровой яме, пришлось ступеньки копать, чтобы из нее вылезти. Вокруг – совершенно ровное поле, как будто стенку и не строили…

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)На перевале Ложный Чатын. Утро...

Пещеры… Первый раз мы пещеру рыли на перевале Ирик-чат. Это скорее, не пещера была, а блиндаж, так как сначала рыли яму-вход, а затем уже из ямы – пещеру. Из-за ограниченной высоты свод мы сделали очень пологим, а по размеру – метра три или больше. Да, рыли ее из-за погоды – тоже почти ураган и метель, думали, палатки порвать может. Заселились, гоняем чаи, ужинаем, пока один из моих ребят – Саша Шелухин – не вышел «погулять». Минут через 10 приводит закоченевшую девочку, или несколько, уже и не помню. Начались, по сути, спасработы. Там один ненормальный работник дома пионеров (из Невинномысска, по-моему) затащил на перевал группу старшеклассников, человек 10-12 их было. Пошли мы их расселять по всем лагерям, благо ночевало там групп 10, а может и больше. К себе забрать всех не смогли бы. От тепла большого количества людей и работающих примусов потолок пещеры начал оседать, и в какой-то момент провис уже вниз, просвет остался сантиметров 70. Пришлось срочно ставить палатки. Оказалось, что замечательно они этот ветер держат.

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)Главное - это вид из пещеры, выбираем по вкусу... Победа...

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)

Военных Топографов.

Потом пещеру уже рыли под Ханом. Но здесь уже – повышенного комфорта, так как делалась не на одну ночь. Но и копали почти два дня – напоролись на ледовую перемычку.

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)В пещере достаточно уютно.

Кухни. Хорошо сделанная кухня – это как минимум экономия времени, так как защита от ветра и осадков заметно снижает время. В этом смысле лучший вариант – это тамбур. Но у многих современных палаток он маленький, или его вообще нет. Тогда можно в палатке, но это не всегда удобно. В пещере можно готовить у выхода или на специально сделанной полке. А можно построить кухню на улице. Если есть снег – лучше всего из снега. При наличии времени можно сделать целую нишу из кирпичей, где можно готовить в любую погоду. Из камней всепогодную кухню сделать сложнее, но укрытие от ветра – без проблем. Что к этому можно добавить? Еда и питье, конечно – это такой же немаловажный фактор успеха похода или восхождения, как спортивная подготовка, если не важнее. Без еды… Ничего не получится. Подход к самому питанию может быть разный, под задачу. Например, Саша Ручкин с Мишей Михайловым на очередную стену брали кусок хорошего сыра и кусок сыровяленого мяса. И питье. Возможно было еще что-то сладкое, но я не видел. Худели, конечно. Но это у Сани всегда был запас, а Мише худеть особо было некуда. Или есть у нас такая старая Одесская байка. В те времена, 70-80-е, к разнообразию раскладки прикладывалась теория, в какой-то мере научная. На предмет того, что раскладка должна быть разнообразной, но из 3-5 вариантов. И чем меньше – тем лучше усваивается, так как организм привыкает. Но совсем мало – надоест. Тут наши корифеи того времени решили – раз меньше лучше усваивается – нужен один вид – и можно экономить на количестве. Брать, конечно, самое калорийное. А что это было тогда? Горох. Гороховые супчики, гороховая каша в брикетах, если кто помнит. Так он и назывался – гороховый поход. На несколько дней их еще хватило, но потом в сторону кухни и смотреть не могли. Не знаю (не помню точно) закончили они поход или нет. У всех встречных групп они выпрашивали что-нибудь, или выменивали на гороховые запасы. Это конечно, на собственном опыте все познается лучше (как с выравниванием площадки) и надолго (а скорее навсегда). Но и прислушаться к советам порой не вредно.

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)Кухня на траверсе п. Визбора. Китайский Тянь-Шань.

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)Конечно, могла быть и туалетом, но это кухня.

Так что в основе должно быть все же трехразовое питание. Разве что обед меняется с ужином. Получается нормальный завтрак, перекус, ужин. И если есть возможность на перекус сделать горячее – надо делать.

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)Перекус...

На пике Военных Топографов (Тянь-Шань, Китай) перекусов у нас не было. Там собраться вместе было фактически невозможно, только на ночлегах. Завтрак и ужин. А подпитка – индивидуальная, плюс фляга (бутылка) с питьем типа компота (сублимированные ягоды), на который всем утром топили воду. На подпитку у нас была литровая банка мяса (суджук, бастурма) и сырокопчёной колбасы. И запас наверно килограмма полтора сухофруктов, орехов, конфет. Это на все мероприятие, которое заняло 16 дней. Ничего, вполне хватило… Где получалось снять рюкзак – можно было всегда слегка подкормиться.

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)Не, туристы, конечно, любят поесть... Индивидуальные сухие пайки на восхождение на п. Военных Топографов.

Еще немного фоток...

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)Если есть возможность сделать стол - почему нет?

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)Перевал ак. Сахарова. Седловина.

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)На траверсе Высокой Стены. Улететь есть куда.

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)Николаевский шатер на в. Шатер З. 1991 г. На заднем плане - хребет Сарыджаз.

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)Казбекское плато. Май, 1988 г.

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)Кухня в пещере. Нам-то что, мы в тепле и уюте...

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)На костре - тоже хорошо...

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)Штатные лавинные лопаты 70-80-х - не только снег копать...

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)Кухня с ветрозащитной стенкой. Камень. Натюрморт.

В горах наши сердца. ЧАСТЬ 3. Организация ночевок (Горный туризм)В маленьком тамбуре неудобно, но можно...