Как достигнуть ясности?

Пишет Paul Denker, 06.04.2021 22:08

Выжимка для тех, кто сразу хочет понять о чём пост и при желании не тратить своё время на чтение моей праздной болтовни.
Хочу услышать мнения неравнодушных к горам людей, касательно некоторых вопросов методологии обучения жизни в горном ландшафте. Посоветоваться, возможно ли перенести наработанные в совершенно другой области деятельности методы к альпинизму.

Проглядывал сейчас посты в ленте и наткнулся на пост про Ежи Кукучку и увидел там фото из "стратосферы". Всё это навело меня на некоторые размышелния, которые я решил оформить в виде поста.

Снова хочу услышать полезные советы от знающих людей.

По образованию я математик, а сейчас занимаюсь частным преподаванием и производством математического контента в ютьюбе.
Это было бы совершенно бесполезной информацией, если бы не было основой для этого поста.

Видите ли, я родился в небольшом городке и никаких физматлицеев у нас не было. Поэтому с того момента, когда я потянулся к книгам по физике и математике, не было иного варианта кроме того, чтобы заниматься этим не под чьим-то руководством, а самостоятельно.
Сейчас, когда стало понятно, что на поприще "спортивной" математики надежды не оправдались, я сосредоточился на том, чтобы смаковать мою любимую науку для себя, без спешки и делть это с пользой для пользователей интернета.

По мере преподавания я всё более укрепился в том, что ясность - это наиважнейшее ощущение во всём.
Забегая немного вперёд, хочу сказать, что по моему ничтожному мнению все альпинистские тренды как раз диктуются ясностью как я её понимаю.

Теперь чуть подробнее..

Смотрите, когда вы приходите в университет, на вас высыпается куча данных, которые, конечно, организованы, но организованы не вами, без вашего участия, без огладки на ваши индивидуальные вкусы и предпочтения, без учёта особенностей вашей психологии..
Вываливание материала в таком стиле прививает определённые навыки и с точки зрения армейской логики делает свою работу на уровне подкорки, спорить не стану. Люди, отучившиеся в хорошем университете при всех плевках в его сторону, тем не менее, чувствуют системные отличия от тех, кого школа не вымуштровала..
Однако, сейчас, когда я сам преподаю тоже самое, что мне преподавали в университете, когда я делаю контент на эти темы, меня раз за разом накрывает.. "Чёрт, вот оно как, так вот зачем была нужна эта теорема!"..
Начинаешь понимать, зачем были все эти данные, но в тоже время понимаешь, что последовательность, в которой они подвались совершенно отвратительная! Преподы, которые преподы лишь потому, что они достигли каких-то высот на поприще "спортивной" математики, не всегда хороши как проводники в таинство знания. Неизбежные контроли и проверки знаний убивали твою любознательность.

Часто говорю своим ученикам: представь, что ты оказался в 19-ом или 18-ом веке, когда то, что ты сейчас изучаешь было на переднем крае, спроси себя, смог бы ты быть интересным патриархам математики тех времён? - чего ты стоишь без книг или гугла, где ты можешь что-то подсмотреть?

Или лучше.. Заставляю представить себя в комнате, где нет никакой литературы и интернета, а лишь неограниченное количесвто бумаги и письменных принадлежностей, возможность кушать и спать.. Спрашиваю: уверен ли ты, что смог бы вывести все формулы с нуля, доказать все теоремы? - уверен ли ты, что тебе этого захотелось бы в таких условиях?

Я медленно подхожу к моему пониманию ясности..
Ясность - это когда ты занимаешься тем чем занимаешься именно потому, что по-настоящему в это влюблён; это когда у тебя нет даже желания срезать угол, наоборот тебе покайфу всё перебрать самому в надежеде найти новые пути или понять, что иначе нельзя; это когда ты счастлив лишь от того, что что-то понял, а не от того, что получил премию; это когда ты хочешь рассказывать о своём опыте другим; это когда ты понимаешь, что одинок и не в силах передать своё понимание, что это сугубо личное переживание; это простота; это полнота; это удовольствие не сравнимое ни с чем, что можно получить от физиологических потребностей; это то, что делает человека таковым, какой он есть..

Надеюсь, теперь понятно, причём тут горы?!..

Первый раз оказавшись в горах, я испытал такуюже потребность, какую испытал в детсве, когда потянулся к книге!
Потребность изучить, потребность пропустить через себя и проверить, моё ли это или нет..

Сейчас близится к концу время, выделенное на написание поста и я попробую написать обещанные вопросы, но чувствую, что есть ещё что сказать..

Альпинистское сообщество очень невелико, даже в больших городах, кажется, можно перечислить по пальцам всех личностей, которые могут стать проводниками в альпинизм. Эти проводники для поддержания жизнедеятельности должны зарабатывать денежку. Всё оптимизируется и превращается в следующие сорта:
1) конторы вроде университетов: с контролем посещаемости, зачётами, давлением, кучей мероприятий лишь мешающих ясности, элитаризмом и т.п.
много талантливых и даровитых выходцев, но тратить силы и деньги на то, чтобы росли они, а не ты, как-то не хочется..
2) конторы для организации массовых мероприятий новичков и младших разрядников..
много тусовок, много веселья, мало ясности..
3) коммерческие конторы под конкретные задачи..
я сам считаю, что основой всего должны быть интересные задачи, а не безликие клетки в альпкнижке, но в этих конторах тебе не дадут почувствовать, что ты сам решил задачу..

Так как же обрести ясность?

12


Комментарии:
11

Так и подмывает сказать, столько не выпью что бы объяснить. Мне кажется в каждом пункте вы ошиблись. Если правильно понял вас. 1. В универах и институтах достойно обучают хождению в горах. Просто за несколько лет не успеешь набраться опыта. Вырастешь. 2. Если второе это клубы, то они как и первые могут дать обучение. Просто все зависит если там квалифицированный лидер. 3. Коммерческие как не странно тоже что то могут дать. Хотя бы сходить на что то интересное или знаковое. Просто что вы хотите? Научится технике или просто посмотреть горы.

Но философию гор вы поймете только сами. Каждый может ее найти в независимости от клеточки категорий. Например мне всегда нравится почувствовать послевкусии горы. Просто остаться там и посидеть, час или день или больше. Это как вино, можно стаканами, а можно и по-другому


4

Марат. Кажется, он имел ввиду не конкретно университеты, а "конторы вроде университетов". Т.е. турклубы и альпклубы - с лекциями, тренировками, зачётами. Но автор так иронично говорит об этой форме обучения, что даже не хочется доказывать что-то.

"К слову сказать, уже в комментариях проявляется весь антураж, который так знаком в альпинистском комьюнити: насмешки, снисходительность, менторство.."

А после этой фразы топикастера ниже - вообще удивляюсь, зачем весь текст выше - он же заранее знал про "антураж".


-4

Тут все очень просто. Если хочешь сам решать задачи, надо их самому и решать. А от любых контор (фирм, клубов, секций) надо держаться подальше. Ни одна такая контора не научит думать. Они учат только пользоваться готовыми решениями. А информации, нужной, чтобы решать задачи, в интернете - море. Ее вполне достаточно, чтобы придумывать решения самому.


6

miser Вы в корне не правы. Это как самбо учится по учебнику, или карате. Было такое в 70 года. Поставьте новичка идти первым на снегу, он вам такие следы набьет, особенно если рельеф меняется или направление движения.


4

miser, вы ошибаетесь. В клубах как раз и учат думать.


-1

Да уж, далеко ходить не надо, чтобы посмотреть, чему и как в клубах учат. Посмотрите тему о разборе лекции по переправам в Вестре.



20

Пару лет назад одна ученица (работаю горнолыжным инструктором) сказала великолепную фразу: "Я перед выездом в горы весь Ютуб пересмотрела, я там уже была Мастером спорта, а оно всё по-другому оказывается"!


2

Georg61 крутая фраза))))))


2

Хотел бы отметить, что я вполне понимаю иронию о самостоятельном обучении..
Знаете, когда был студентом, то ходил на бальные танцы: вальс, танго и т.п - не подумайте ничего превратного..
Так вот, к нам однажды пришла пара, которая училась по учебнику танцам!
Это было нечто..

Однако, суть вопроса не в том, как учиться самому, а в том, как учиться тому, что нужно именно тебе и так, как ты считаешь для себя возможным..

В принципе, вопрос риторический.
Как с одеждой: в магазине ширпотреб, а если хочешь под себя - готовся раскошелиться..
Но, быть может, есть какой-то путь между этими крайностями?

К слову сказать, уже в комментариях проявляется весь антураж, который так знаком в альпинистском комьюнити: насмешки, снисходительность, менторство..


-2

Так в том и дело! У всех этих клубов и секций есть твердый взгляд, чему и как всех учить. И мнение ученика о том, чему он хочет научиться, в расчет не принимается. Лучше начать с интернета, а потом находить себе учителей, которые будут учить тому, что ты считаешь нужным.


4

Не знаю вашего имени - человек, идущий в ТУРклуб или в АЛЬПсекцию (а не в драмкружок или в шахматный клуб) - не знает, зачем он сюда пришёл??? Дык, не надо приходить. Когда то я поняла, что с новичками ходить - самое интересное и благодарное дело (я про НЕкоммерческие походы, есличё) - - им всё интересно, они широко открытыми глазами смотрят вокруг, не умничают, если не понимают вопроса/темы, а слушают внимательно, и потом уже анализируют и возражают. если считают, что руководитель заблуждается.


3

Никто кроме вас не знает что вам надо и что в хотите. Просто основа, это получение правильных навыков. Лазить по разным формам рельефа, правильно страховаться и страховать. А получить удовольствие от природы можно даже на закатке с балкона в центре города. Хотя если лежа на теплой крыше, более романтично. Вы хотите ходить в горы? В зависимости от категории и набирайтесь знаний и навыков. А ваш вопрос ".... как учиться самому, а в том, как учиться тому, что нужно именно тебе и так, как ты считаешь для себя возможным.." Это не совсем корректно.


6

Вам, в любом случае, нужно получить базовые знания опираясь на которые в сможете понять что вам больше нравиться и в какую сторону интересно развиваться.
Базовые знания получить можете в альпклубе/турклубе в своем городе и/или съездить на значок/третий разряд в альплагерь. А потом можно в "клетку" продолжить ходить(или не ходить), съездить на курсы к С. Нефедову/М. Ситнику/ШколуИТО/etc в Крым и другие места. А там уже контактами и знакомствами обзаведётесь и появятся цели в соответствии с которыми будете дальше развиваться.


4

При чём здесь насмешки, снисходительность, менторство? Просто есть некоторый опыт. Вы же совета спрашиваете? Самообучение - хорошо, но только вопросы безопасности оно ставит на последнее место, а я - на первое!


4

Как достигнуть ясности?

Это почти что - Как понять смысл жизни...


10

Представьте новичка в дайвинге. Он насмотрелся разного в ютюбе и сложил свое мнение, что и как ему нужно изучить, что бы стать крутым дайвером. Он приходит к ... (да не важно к кому: в секцию, к гиду, к тренеру, - если это только не серийные убийцы своих клиентов утоплением ), и НИКТО НИГДЕ не пойдет у него на поводу чему и как ему учиться, а предложат или учиться по утвержденной и отработанной программе, или идти гулять боком.


7

Категорически поддерживаю.

Например, приходит пацан в первый класс и говорит, что хочет стать космонавтом.

1.Мудрый учитель не будет над ним смеяться, а скажет: Замечательно! Я готов тебе помогать, но ты и сам должен стараться. Для начала ты выучишь алфавит. Потом я научу тебя читать. Потом...

2.Приходит человек в клуб или секцию и говорит, что хочет стать альпинистом.

Опытный тренер радостно говорит ему (любому тренеру радостно, когда люди хотят стать альпинистами): Мы тебе поможем. Надеемся, ты будешь усердно учиться этому...

Новички очень любознательный народ и готовы постоянно о чем-нибудь спрашивать. Я своим участникам говорил - если что-то забыли или не поняли, разбудите меня ночью, я вам снова все объясню и буду огорчен, если вы постесняетесь, а на маршруте не сможете правильно завязать узел, страховать или зарубаться, потому что в горах от ваших действий зависит не только успех восхождение, но и безопасность ваша и всей группы.

Всё равно забывают, делают неправильно, не умеют. Пока не умеют. Но если спрашивают и стараются, значит, уже почти наш человек. Тренеру остается лишь учить и поддерживать интерес.

Как-то на тренировке по карате присутствовал. Один из учеников при отработке приема все время выдумывал, что-то свое и спрашивал тренера: а если вот так сделать или вот так? Тренер ему ответил: Выучи, отработай, отшлифуй один прием и на его базе сможешь придумать десять своих.

То есть, с нулевой базой человек не сможет сам решить, чему ему надо учиться.

В клубе, секции, альплагере, есть свои правила и программы. За многие из них было заплачено человеческими жизнями. Остаются те, кого эти правила устраивают. Другие в лучшем случае уходят, в худшем - увеличивают статистику НС.

Самое главное в альпинизме вершина. А для ее достижения – безопасность. Человек, который приходит в альпинизм учиться тому, что придумал сам, и чего у нас нет – авантюрист, то есть потенциальный покойник и убийца.


2

**Первый раз оказавшись в горах, я испытал такуюже потребность, какую испытал в детсве, когда потянулся к книге!...**

А почему не к людям? Нет, я серьёзно! Для Вас наверное не секрет, что масса книг "про альпинизм" весьма условного и неоднозначного наполнения... а некоторые, так и вообще УГ. Да, есть учебные пособия по различным альпинистским техникам (передвижения по различным формам рельефа, использования различного снаряжения итд. тд.тд...), но я очень сомневаюсь, что вы самостоятельно сможете связать всё ВСЁ ЭТО в рабочую СИСТЕМУ. То же самое можно сказать и о фильмах, и роликах на Ютюбе, но и тут за редким исключением узкотематических учебных роликов (Максим Фойгель, привет!)

Альпинизм и наравне с ним туризм занятия довольно далёкие от кабинетной деятельности и тут огромную роль для успеха и безопасности при восхождении/походе играет ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ... Я даже перечислять не возьмусь все виды взаимодействий, это неисчерпаемая тема... Постичь для себя вот это вот всё, нужен не один год АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в горах, в коллективе сверстников ...и наставников - старших товарищей уже посвятивших этому большую часть своей жизни и Души. (Но и таки книги, при всём сказанном, исключать тоже нельзя ;))

...С вашей точкой зрения можно провести аналогию - "Как научиться УСПЕШНОЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ читая книги?" ... Тут, пардон, как говорится, и до "резиновой женщины" один шаг... :)


3

Павел, Вы отличный преподаватель :)

ИМХО ответ на Ваш вопрос вот тут: "...меня раз за разом накрывает.. "Чёрт, вот оно как, так вот зачем была нужна эта теорема!"

В жизни редко бывает полное совпадение стиля преподавателя и ученика. Это в любой профессии, в любом предмете так. Любой ученик "переваривает" полученную информацию под себя, обдумывает ее и структурирует так, чтоб стало яснее. И стиль разных преподавателей и разных учебников может быть тебе ближе или нет. А ты получаешь в голове набор разнообразных кусочков знаний, из которого нужно взять нужное, отбросить лишнее и построить логичную структуру.

А полной ясности добиваешься тогда, когда пробуешь других научить тому же самому - вот тут-то и становится все ясно (но тебе, а не ученикам :) ). Ученики же должны пройти этот путь сами со старта до финиша.
Только накануне говорили о похожем с одноклубниками, про альпинизм. Вот же совпадение. :)

Короче, надо пробовать разное, и учиться разному, по-разному и у разных людей. Попутно, видимо, выходить из зоны комфорта. Потом уложится.


1

Очень добрый и содержательный посыл Вы мне дали!
Благодарю!
,)


3

Шестопалов Павел, у меня какое-то странное ощущение, что это разговор ради разговора. Я, когда сходил первый раз (в 26 лет) в горы, просто понял, что без походов жить не могу. И после похода сразу же начинал планировать следующий, хотя впереди был еще год. И учился у ребят и книги читал и т.п. Потом сам тренировать начал и группы водить. Вы просто поймите для себя: любите Вы горы или Вам просто хочется что-то такого... Вопрос - чего?.. Может все гораздо проще?.. Про обузу - ерунда. Я брал таких людей, которые спрашивали текут ли в горах реки и т.п И ничего, после похода спасибо говорили. Обучаться - клубы, альпинисты, туристы, книги, интернет... Есть тяга к горам - все будет, нет - тогда подумайте - надо ли...


2

**В жизни редко бывает полное совпадение стиля преподавателя и ученика.**

Да, всё верно! Но уточню маленько :) Это в жизни редко, а в альпинизме (и уверен, много где ещё), на занятиях в школе инструкторов "проходили" методический раздел (емнип) "психологические типы восприятия и обучаемости" (это про наблюдатель\деятель\мыслитель... ну, вы поняли;) ), и как оптимально доходчиво объяснять один и тот же материал занятий, ученикам с разными типами. И насколько важно это учитывать, и применять на начальном этапе, в работе с именно "молодёжью"...

Это я к тому, что без активной, регулярной при обучении, обратной связи учитель-ученик (инструктор-участник НП) ... по книжкам и роликам. Освоить и усвоить новую, многогранную информацию, такую как успешная и безопасная деятельность в горах - НЕРЕАЛЬНО. Про навыки тут вообще говорить нечего...
"Закатанные" с младых ногтей ошибки (полученные в т.ч. из опечаток в тексте, режиссёрских, блин, находок в фильмах) в реальных горах исправляются большими шишками... иногда кровью и болью, увы.

Ну, и в свете вышесказанного (но это уже не к Вам, Черепашка :))... собрать по интернету из самого "разношерстного" народа коммерческую группу, что то там им всем рассказать\показать, и через два-три дня вести их всех на категорийный маршрут? ... 3?4?? 5000т.м.н.у.м.??? Что? Это всего лишь 1Б, 2А... + расширенная страховка, говорите???
...Господа коммерсанты от альпинизма, а вам эти деньги кровью не пахнут?

Ну, а так то, да... Павел отличный преподаватель... наверное... но по математике ;)


5

"- Вы доктор?

- Да, математик.

- Там человек не дышит, может поможете?

- Минус один. "©

...просто анекдот, безотносительно кого либо или чего либо ;) ... музыкой навеяло :)


0

Как обрести ясность... А что это такое?
Невозможно дать ясное объяснение неясным понятиям при неясных условиях.
Даже в своих попытках объяснить, что Вы под ясностью понимаете, Вы смешиваете несколько ее аспектов, а именно: цель (зачем), способ (каким образом) и эмоции.
Вас интересует поиск "ясности" в процессе горовосхождений, когда происходит взаимодействие человека одновременно с природой и с другими людьми, в силу обстоятельств оказавшихся рядом. Разнообразие природных и погодных условий, эмоционального и физического состояния людей, а также цены и усилий, которые нужно заплатить за результат - бесконечно. При этом каждый раз разными оказываются соотношения вышеуказанных аспектов.
По-видимому ясность (прозрачность, очевидность, понятность ...) наступит у Вас тогда, когда сумеете для себя дать ответ на каждый из перечисленных (а также ряд других сопутствующих) вопросов. И тогда результатом будет - радость.
Удачи!


5

Вот вопрос, хотел бы я с таким напарником в горы пойти? На маршруте надо быстро и надёжно работать, а не ясность искать. Ясность - это к психотерапевту, их сейчас много и на любой вкус, а в горах - "..вперёд и вверх, а там...". Как говаривали у нас в ВДВ - Попал в ВДВ - гордись, а не попал - радуйся! Если попробовать переложить применительно к горам получается - Попал в горы - гордись, не попал - радуйся))) Хотя...

Опять же, возвращаясь к вопросу ясности, если мой напарник стоя на страховке начнёт ясность искать и задаваться вопросом, что я на этой полке вон с тем лезущим , собственно, делаю - да нахер он в горах нужен, такой напарник?


5

Я понимаю, о чем Вы. Когда на 1-м курсе весь семестр прошел по выездам и тренировкам и за неделю до экзамена начал читать матан. Сначала как бред потом находил знакомые буквы, потом зубрил формулы, опять читал. Под утро что то щелкнуло, понял все, утром сдал и ... забыл. Но ощущение красоты и стройности запомнил навсегда. Когда учился летать. То ветер сильноват- страшно, то слабоват-не держит. То ли крыло плохое, то ли эти гады сами летают а от меня что то важное скрывают. А потом все мелочи сложились в стройную картину и рефлексы наработались и страх рассосался. Щелкнуло что то и вот он кайф. А вот в альпинизме почему то каждый выезд заново, сначала тяжело и страшно немного, потом проходит страх, приходит легкость, потом пора домой. Причем, с годами период кайфа все меньше, того и гляди сойдет на нет. Короче, надо тренироваться.


3

Есть вторая сторона медали. Сейчас меньше энергии тратишь когда лазишь по скалам. Особенно если они хоть чуть чуть лежат. Можешь стоять просто на ногах. А в молодости больше руки держался. Руки наверное слабые стали


4

Тоже заметил. Сейчас по скалам ,именно что, ногами идёшь А раньше то же самое лезть приходилось и руки сильно забивались. Может навык пришел?))


6

Как достигнуть ясности? Читай Жванецкого:

"Шпокнули мы по первой – сразу стала голова проясняться.

Шпокнули по второй – голова ясная как стеклышко!

Шпокнули по третьей – свет невозможный, яркий.

Сам легкий, как ангел. Все соображаешь.

Я из своего окна Невско-Печерскую лавру увидел. Голова ясная как хрусталик."


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru