Полпохода плохая погода, или Как стать синоптиком без гугла

Пишет Егор Горкин, 23.03.2021 18:20

Полпохода плохая погода, или Как стать синоптиком без гугла (Горный туризм)

Здорово, если удалось посмотреть прогноз погоды или поймать на перевале свежую сводку, но, кажется, нет ничего постоянней непостоянства погоды в горах! О “народных” способах определения погоды пост.

С праздником, дорогие Рисковчане! Сегодня – Всемирный метеорологический день, который ежегодно отмечается 23 марта в честь “вступления в силу Конвенции об учреждении Всемирной метеорологической организации в 1950 году”. Но, если честно, этот пост мне хотелось написать не поэтому.

Погода в горах словно местное капризное божество: оно может наказать за неуважение или невнимание, стать благословением и помочь совершить чудо, часто в её руках вся удача, что у нас есть, да и коньки из-за неё отбросить тоже можно (в прямом и переносном).

Данная статья носит развлекательно-познавательный характер, представляет собой подборку из открытых источников и имеет цель привлечь внимание к погодным условиям. Я не являюсь профессиональным метеорологом, но предлагаю рассмотреть достаточно распространенные способы определения характера погоды. Если вам есть, что добавить - милости прошу в комментарии!

Полпохода плохая погода, или Как стать синоптиком без гугла (Горный туризм)
Вообще при отсутствии интернета ткнуть пальцем в небо не такая уж и плохая идея: так вы увидите облака, которые могут стать подсказкой о появлении теплого или холодного фронта (один из катализаторов перемены погоды).

Теплые фронты движутся примерно вдвое быстрее, чем холодные, редко вызывают сильную непогоду, но выпадающие в них осадки могут задерживаться на длительные периоды времени. Они обычно переходят от тонких перистых облаков высокого уровня к низким плотным слоистым облакам.

Это перистые облака.

Полпохода плохая погода, или Как стать синоптиком без гугла (Горный туризм)

Они могут предшествовать фронту на целых 48 часов и являются хорошим признаком изменения погоды.

А это уже плотные слоистые.

Низко висящие однотонные слоистые облака сулят вам повышенную влажность, в которой и без дождя может быть сыро.

Полпохода плохая погода, или Как стать синоптиком без гугла (Горный туризм)

Кучевые (плотный, дымчатый вид, среднего уровня) иперисто-слоистые (серый, толстый, низкий уровень) облака приходят дальше и, как правило, несут осадки от мороси до устойчивого дождя или снега.

Кучевые облака.

Холодные фронты вовлекают холодные воздушные массы, которые втискиваются под теплые воздушные карманы. Холодные фронты могут быстро развиваться и двигаться быстро, вызывая падение температуры, изменение направления ветра, а так же падение атмосферного давления.

***

Перед тем как заделаться штатным буревестником, важно помнить:

- Предсказывать погоду нужно по совокупности нескольких признаков, а не по одному;

- При противоречивости признаков лучше брать в расчет наиболее выраженные из них (в которых вы уверены);

- Если резко изменился какой-то один признак, то стоит проследить за изменениями других признаков, с большой вероятностью приводящим к изменению погоды.

"Симптомы" хорошей погоды

1. Атмосферное давление остается высоким или растет.

2. Холодный ночной ветер стабильно сменяется теплым в утренние часы (около 9 утра) и в обратном порядке к вечеру.

3. Слабый ветер на больших высотах и небольшое скопление облаков у вершин.

4. Кучевые облака распадаются, как вата, и находятся на большой высоте после захода солнца.

5. Ночью образовался туман в долине, но к утру расползается серыми клочьями.

6. Днем жарко, но не душно, малооблачно, в воздухе как будто дымка.

7. Закат безоблачный, желтый или розовый, восточная часть неба темно-синяя. После заката долго наблюдается серебристо-белое сияние.

8. Вечером обильная роса или иней, сохраняющиеся до утра.

9. Ночью прохладно или холодно, ветер слабый, звезды светят неярко, мерцание звезд едва заметно.

10. Дым костра поднимается вертикально вверх, угли быстро покрываются золой, тускло тлеют.

11. Обильная паутина на растительности.

12. Очертания луны или месяца четкие.

Дело "дрянь", если

1. Атмосферное давление понижается.

2. Нарушается регулярная смена долинного ветра и ветра с гор.

3. Появляются перистые облака, их плотность увеличивается.

4. Быстрое перемещение облаков в верхних слоях по отношению к низким облакам, иногда слои движутся в разных направлениях.

5. Резко меняется направление ветра, ветер усиливается.

6. Появляются кучевые облака, быстро нарастающие по ширине и высоте.

7. Около вершины концентрируются плотные облака и увеличиваются в размерах.

8. Закат ярко-красный или багровый.

9. Нет росы или ее очень мало.

10. Заметно сильное мерцание звезд.

11. Вечерний туман в долине не расходится утром, а уплотняется.

12. Дым костра клубится и стелется по земле. Угли костра тлеют ярко.

Быть грозе

1. Днем жарко и душно (высокая влажность воздуха).

2. Кучевые облака днем быстро нарастают вверх в виде башен.

3. Плотные облака принимают темную окраску снизу, быстро надвигаются. На их фоне могут появляться полосы облаков пепельного или желтого цвета — это признак града

4. Если дневная гроза не принесла похолодание и к вечеру остались высокие кучевые облака — ночью может быть гроза.

5. Отсутствие вечернего тумана — вероятность ночной грозы.

Не распогодится

1. Штиль или слабый ветер со стороны появившегося ненастья.

2. Сплошная облачность, затяжной мелкий дождь, снег с небольшими перерывами.

3. Днем по долине растекается туман.

4. Вершины окутаны плотными облаками.

Ждём перемен

1. Давление воздуха растет.

2. Наблюдается смена долинного теплого ветра на холодный ветер с гор вечером или ветра с гор на долинный утром.

3. Резкое похолодание во время дождя.

4. Ветер резко меняет направление.

5. Просветы и разрывы в облаках, нарушается монотонность дождя или снега выпадением обильных осадков.

Видео о том, как переменчива погода, особенно в горах.

В дополнение к "народным" приметам очень рекомендую посмотреть лекцию Сергея Веденина про погоду в горах, очень познавательно.

БОНУС: А если вдруг есть интернет :)

mountain-forecast.com

snow-forecast.com

meteoblue.com

***

Спасибо за ваше внимание! Замечаете ли заранее погоду в горах? Применяли ли какой-нибудь из приёмчкиов или доверяете собственным коленям?

Кстати, покидайте в комменты фотки или видео реально плохой погоды!