Дигория и Мидаграбинские водопады. Ледолазание на Кавказе.

Пишет Ратмир Мухаметзянов, 02.03.2021 15:45

Подводим итоги курса ледолазания вместе c Надей Оленёвой.

Дигория и Мидаграбинские водопады. Ледолазание на Кавказе. (Ледолазание/drytoolling)

Все в этой жизни начинается с идеи. Идею подобного курса мы вынашивали больше года. И вот, наконец, прошлой осенью она начала принимать четкие очертания в виде места, конкретного времени и целей. Хотелось сделать не альпинистский курс по ледовой технике, а именно ледолазный. Поэтому в основу мы заложили упражнения на технику лазания по льду, постановку ног в кошках, расположение тела, вбивание инструментов, кручение буров с лазания. Конечно, прохождение многоверевочных маршрутов невозможно без взаимодействия, поэтому схемы передвижения в связках-двойках и тройках мы также повторили.

Для проведения курса выбрали два района и не случайно. Дигория - компактная. Ущелье находится недалеко от гостиницы, идти под ледопады не далеко. Там мы смогли провести основной блок занятий, не тратя короткий световой день на подходы, а максимум времени уделяя лазанию. Три полных дня занимались техникой и упражнениями. На четвертый день пошли дальше по ущелью и пролезли новые линии, на которых ребята смогли уже фактически самостоятельно применить все навыки на практике. Затем мы сели в машины и переехали в Мидаграбины. Это ущелье славится своими длинными линиями по 100-200 м. В течение двух дней мы сделали несколько восхождений на ледопадах Время Ч, Штора и Малый Зейгаланного про районы.

Логистика достаточно простая - перелет во Владикавказ, оттуда 2,5 часа на машине и вы в Дигорском ущелье. Для проживания есть несколько баз и гостиниц, условия от самых простых и не дорогих до очень комфортных. Мы жили на базе Порог неба, от которой 10 мин на машине до ущелья. Вообще в районе очень много ледопадов. Ближайшие, на которых мы лазали, находятся в каньоне реки рядом с альплагерем Таймази. Тропа идет прямо от альплагеря по левому (по ходу движения) берегу реки. В каньон к ледопадам нужно спускаться дюльфером. Подход от 15 мин до часа. Высота 30 - 50 м. Также, около Таймази есть ледопад Кубус 2000, на склоне одноименной горы. Подход занимает около 30 мин (при большом количестве снега), высота 60 м.

В соседнем ущелье реки Танадон есть много интересных и малоразведанных линий. Подход туда значительно дольше и в условиях большого количества снега, как было у нас, может затянуться на несколько часов.

Наша версия категорий сложности пройденных ледопадов:

Стенка левая часть 30 м WI III,

Стенка правая часть 30 м WI IV,

Дальние ручейки левая часть 60 м WI II-III,

Дальние ручейки правая часть 50 м WI IV+,

Голубая волна 40 м WI III

Кубус 2000 60 м IV

Из Владикавказа в Мидаграбины есть две дороги, одна крутая, другая еще круче. Если хочется приключений езжайте по короткой через ГЭС. Через Кармадон немного длиннее, но значительно положе.

В ущелье одна единственная гостиница - Ирбис, в поселке Даргавс. Но приезжая в нее, как будто попадаешь в зазеркалье: ворота с каменными статуями-кошками, мраморные полы, кованые лесенки и опоры потолка, сделанные из натуральных вековых стволов деревьев, не известно, как очутились здесь, в глуши ущелий, после многих километров грунтовых дорог и перевала.

В Мидаграбинском ущелье все ледопады находятся в одном цирке, как на ладони. От гостиницы ехать около 30 мин и после пешком до ближайшего 20 мин, до самого дальнего - около часа. Всего здесь 9 ледопадов, мы лазали на трех. После сильного потепления состояние некоторых было не очень хорошим. Левая часть Время Ч совсем растаяла, но правую удалось пролезть. Зейгалан традиционно хороший и Штора впечатляющая.

Время Ч (правая ветка) 120 м WI IV,

Штора 220 м до большой полки WI IV, выше большой полки WI V,

Малый Зейгалан (нижняя ступень) 150 м WI IV+/V

Погодные условия в этом году были не самыми удачными. Сначала было очень тепло и много снега, что усложняло подходы. Потом подморозило, но в Мидаграбинах был сильный ветер. Не смотря на это, нам удалось осуществить всё задуманное. Очень повезло с участниками! Ребята приехали с большим желанием учиться и мочить лёд. Дни пролетали незаметно. Большое количество практики переросло в качество.

Лазание стало намного уверенней и техничней, результатами все остались довольны.

В планах на следующий год повторить такой курс, и вероятнее всего, провести еще один с другими локациями, ведь ледопадов на Кавказе очень и очень много!

Текст: Ратмир Мухаметзянов, Надя Оленёва.

Фотографии: из архива участников.