В горах наши сердца... Продолжение.

Пишет А. Джулий, 28.02.2021 09:30

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)

Песни. Не знаю, что меня в свое время удержало в туризме… Но возможно именно самодеятельная песня как раз больше всего цементировала ту систему.

Романтика… Наш турклуб «Романтик» Одесского политеха – своего рода уникальная организация в туризме. Во всяком случае, нигде больше подобной организации я не встречал. Вероятно, такая структура устраивала и руководство института, недаром «Романтик» был на передовых ролях в студенческом туризме Одессы. Только задумайтесь: рядовые «Романтики», кандидаты в действительные члены клуба, посвящение, действительные члены клуба… Посвящение, надо сказать, порой выглядело через чур жестоким и чем-то напоминало дедовщину в армии. Одно это понятие «действительный член» чего стоит. Ничего не напоминает? Кандидат в члены КПСС, член КПСС. Или, там, гражданин-не гражданин. Структура ничем не хуже ЦК Комсомола. Может именно поэтому в тех условиях эта система и работала. Ладно. Скажу лишь, что больше нигде в туризме не встречал клуба, секции, где делили бы туристов на «правильных» и «неправильных», во всяком случае в таком явном виде. Что-то в этом есть отталкивающее. Наверно, время было такое. Но я же все-таки о песнях…

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)

…Пели мы всегда, сколько себя помню… Я все же «гарнизонное дитя», детство прошло от Камчатки и до Германии. И так получилось, что в школу с 5-го класса ездили за 30-40 км. Ну и пели – все подряд. В основном эстраду. Песняры, Самоцветы, Пламя, Антонов, Ротару, Пугачева и т.д. У нас с моей сестрой было несколько рукописных песенников тех лет. Жаль, пропали потом. У меня только один сохранился. А еще я любил Высоцкого, в каком-то ограниченном виде он уже тогда появлялся. Помню, «балладу о любви» я писал на магнитофон «весна» в кинотеатре, во время фильма «баллада о рыцаре Айвенго» (или просто «Айвенго»). Качество было то еще, но разобрать слова более-менее получилось. В фильме вырезан один куплет, так что много лет я знал только два куплета, а третий «добыл» уже где-то в 80-х, учась в институте. А в клубе «Романтик» у нас Высоцкого не пели, не знаю почему. Но он со мной всю мою жизнь, до сих пор. И будет…

А в турклубе «Романтик» впервые познакомился с этим странным жанром «самодеятельная песня». Некоторые называли «авторская». Только кто мне скажет, что «Самоцветы» исполняли не авторскую и не самодеятельную песню? Или, там, «Лесоповал» М. Танича? В общем, жанр – это ерунда полная, просто у нас были Визбор, Ланцберг, Окуджава, Городницкий, Кукин… Да еще наши клубные авторы с замечательными песнями. «Романтики в мыслях, мечтах и делах, не верим ни в черта, ни в бога. А верим лишь в то, о чем в песнях поем, и в то, что сулит нам дорога»… Это Саша Петров написал. А еще у нас был Арик Крупп. Для меня его песни – нечто особенное. Ведь он погиб в 71-м, то есть гораздо раньше, чем мне довелось услышать его песни. А живут они до сих пор. Мало кто поет, правда… «А все-таки, все-таки хочется жить, даже когда окончательно ясно, что выдуманные тобой миражи скоро погаснут, скоро погаснут, гаснут, а значит в начале пути снова ты брошен, а путь давно начат, трудно, а все-таки надо идти, хочется жить, невозможно иначе…» Или «Акселерация»… «довоенные, убогие, куда уж нам, девчонки длинноногие не по зубам…».

Я тут как-то пытался понять, как они (самодеятельные песни) приживались в нашей среде. Ведь к примеру, если брать непосредственно туристические песни (есть и такое название, или альпинистские), то это у Визбора, Высоцкого, Круппа, а, к примеру, у Окуджавы, Митяева, Ланцберга в общем-то нет ни одной, у Городницкого – разве что «Перекаты…». Но ведь поем… В том числе и Визбора совсем не туристические. Я, к примеру, одинаково люблю «Кончилось лето жаркое…» и сорокалетье «Нас исполняет музыка по лицам». Но больше всего, наверно, «О моя дорогая, моя несравненная леди…». Или Розенбаума «Уже прошло лет 30 после детства…». Но почему-то Розенбаума, Трофимова и еще многих в нашей среде не исполняют, за редким исключением. Хотя что поют сейчас – я можно сказать и не знаю… Может уже и не поют вовсе. А тогда… Наверно, в первую очередь прикладное, т.е. для меня – горное. «Опять ночуем в облаке, прижав друг к другу спины…». Или там, «ну вот исчезла дрожь в руках, опять на верх…». Или совсем простенькие, для души… «Знаешь ли ты, как память в эти часы остра. Стиснутые горами семеро у костра…». И в ритме марша, конечно… «Суровой необходимости, оборванным и обросшим, хорошей вам проходимости, погоды вам всем хорошей…».

Можно посчитать, сколько гитар «погибло» у меня в горах… Домой целой не вернулась ни одна, правда в походы сложнее 3 к.с. я гитару уже не брал. А в институте – один поход – одна гитара… Даже железная – уникальное изделие советской промышленности – свой поход не пережила. Не помню уже, действительно ее сломали, или ее звучание нас тогда доконало, но домой она не доехала. А вот в Китайские экспедиции мы в наш базовый лагерь под п. Военных топографов гитару закинули. И вполне она нам послужила… Не знаю, получится ли когда-нибудь ее откопать снова…

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)Под пиком Военных Топографов, Китай 2006.

Наверно, песня нам всегда помогала. Но запомнился больше всего случай как раз «эстрадный». Мы с Владом тогда вдвоем лезли на Ленина, ну и так получилось, что на седле пер. Раздельный никто кроме нас не ночевал в ту ночь. А у Влада был приемник небольшой, с наушниками… Снаружи завывает, а мы лежим и слушаем радио, у каждого по одному наушнику. Ловилась одна программа – «радио Алла». Это был канал Аллы Пугачевой, по-моему. Очень тогда эти песни к месту пришлись…

А еще были песни, к которым писали «автор неизвестен» или «слова народные»… Наверное, сейчас в интернете можно отыскать и авторство этих песен. А может, так «народными» и останутся.

В общем, как-то так… «Пьем чаек у друзей, и причем тут лавины, а что было вчера – белой ниткой в виски».

Рельеф.

Конечно, по большому счету есть только два вида рельефа на земле – суша и вода. Так и в горах… Если брать сушу – она, в основном, везде твердая. Но, в основном благодаря воде (или под действием воды) разрушается… Да и биомасса накапливается, образуя почву. Все это превращается в формы горного рельефа. На суше это трава, осыпи, скалы, всего лишь. Лес, конечно, тоже, но по деревьям мы не ходим. А вода… Вот уж где разгул разнообразия. В жидком виде в горах это реки и озера.

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)Иссык-куль.

Правда некоторые больше похожи на море – Байкал, Иссык-Куль… И в твердом виде – снег, лед… И все это течет, по законам физики… Течет всегда – зимой, летом, твердое, жидкое… Потому, что это вода и ей положено течь… Но стоит отметить, что с геологической точки зрения суша на самом деле тоже течет, причем эта, в отличие от воды, может «течь» и вверх, откуда и взялись наши горы… Жидкая вода бурлит, образует водопады, тащит мусор, порой далеко не мелкие камни… Порой симбиоз воды и суши образует сель – пожалуй, самое страшное природное явление. Даже теории выживания попавших в сель не существует – просто шансов нет никаких. Только удрать, если успеешь. Твердая вода, стекая, рвется, образуя разнообразные трещины. На снегу это бергшрунды и рантклюфты, на льду – разнообразные трещины. Граница снега и льда весьма условна, так как большая часть льда в горах – это просто уплотнившийся снег… Иногда снег съезжает под действием собственного веса и сопутствующих причин, превращаясь фактически в жидкость. И сходят лавины. Лавины, они такие маленькие и красивые, когда на них смотришь со стороны… Но когда оказываешься внутри, они перестают быть маленькими и красивыми… Лед тоже иногда превращается в «жидкость» и стекает ледовым обвалом. И это тоже лучше наблюдать со стороны… Так вот. Горы в моем понимании начинаются там, где вода в основном находится в твердом виде. Все остальное – это предгорья, подходы. Или зона отдыха. Можно в какой-то мере сказать, что горы начинаются от ледников или границы снега. Ну и горный туризм – альпинизм.

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)В высоких горах воды гораздо больше, чем суши... Просто она твердая...

Есть и другие результаты симбиоза воды и суши. Самый неприятный из оставшихся – это конгломерат. В какой-то мере это высохший сель. Ну, или смесь, в которой суши сильно больше, чем воды. Раскисая, он превращается в грязь, зачастую непроходимую, а дальше – в сель, пусть даже и маленький.

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)Конгломерат.

Высыхая, превращается почти в камень, ходить по которому практически невозможно. Как и обеспечить надежную страховку. Конечно, как и везде, все зависит от крутизны таких склонов. И конечно, морены – тоже результат симбиоза воды и суши… Особенно хорошо «читается» на больших ледниках, где каждый отрог, вершина образуют свои дорожки. Ну и конечно, вода течет, так или иначе, образуя реки и трещины… А значит нужно еще и уметь переправляться… Через воду, или через трещину… Ну и, раз мы там лазим, неизбежны несчастные случаи, а значит еще нужно умение проведения спасработ – и тоже на разных формах горного рельефа… Да еще умение оказать первую помощь в полевых условиях…

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)Ледники и морены...

Принято все делить на простые формы горного рельефа и сложные. И тут вполне уместно сказать, что к простым формам относятся все, так же, как и все могут быть сложными… Все это разнообразие немного попробую показать в фотографиях…

Ну и по формам горного рельефа сформировались и «Техники передвижения в горах». Они тоже строятся от простого к сложному, и одним из лучших пособий по технике сам я считаю «Начальную подготовку…» Пал Палыча Захарова, претерпевшую несколько переизданий в разные годы.

Ну что же, передвигаться в горах нужно уметь по всем этим формам. А значит нужно этим владеть. И в целом система обучения, что в туризме, что в альпинизме нацелена на одно – научить правильно и научить за короткий промежуток времени. Самостоятельное обучение тоже возможно, но получится сильно ограниченным и как правило, неполноценным. И чем же надо владеть? Вот он, краткий перечень:

- техника передвижения по травянистым склонам;

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)С вертолета...

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)

Трава и осыпи...

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)В большинстве случаев трава - это не сложно...

- техника передвижения по осыпям;

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)Конгломерат... Проходимый...

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)Применение веревки на конгломерате.

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)Осыпь...

- техника передвижения по снегу;

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)Снег - он очень разнообразный...

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)Снег...

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)Простой снежный склон...

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)Бергшрунд. Вниз - просто.

- техника передвижения по льду;

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)Лед вниз...

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)и вверх...

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)Подъем через бергшрунд. Лед и снег.

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)Трещина, переправа.

- техника передвижения по скалам;

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)Скалы...

- переправы;

В горах наши сердца... Продолжение. (Горный туризм)Переправа через рантклюфт. Памир.

- спасработы.

В эти «техники» входит и организация страховки и самостраховки – организация станций и промежуточных точек, одновременная и попеременная страховка, групповая страховка и т.п. Ну и понимание-практика владения всем имеющимся современным арсеналом для передвижения в горах. Конечно для решения разных задач Вам понадобится разный объем знаний и навыков, но чем больше Вы умеете, тем выше вероятность успеха в поставленных перед собой задачах. В том числе и возможности кому-то помочь. И самому не вляпаться в какую-нибудь неприятность...

Ну да, и это не все, еще нужно организовать ночлег, и кушать готовить. Про это, наверно, в следующий раз…

71


Комментарии:
9

Ну да, самодеятельная песня была одним из триггеров как туризма, так и альпинизма! Вряд ли кто то из рисковчан будет это оспаривать...разве что miser. У меня до сих пор где то лежат блокноты с этими песнями, записанные корявым почерком в две руки у походных костров,которые мы привозили из маршрутов и а/лагерей! Тексты были зачастую без авторов и названий... Может я не прав, но по моему, польза от песнопения в горах, ещё была и чисто физиологическая-она несомненно способствовала акклиматизации, и уж точно - согревала...


6

Прямо -бальзам на душу... Как приятно такое почитать. Всё так и было...


4

Как всегда - здорово! Пишите ещё!


1

Толя, не понял - ты начал с песен, а заканчиваешь самоучителем для чайников по передвижениям по различным видам рельефа? В чём соль?


11

Нет, Никита, в первой части я писал про снаряжение и звезды, а это - продолжение... Но в целом эту серию рассказов, или одного рассказа в своих исходниках я так и назвал - "Обо всем и ни о чем". Это лишь штрихи к портрету под названием "Горный туризм". Ну и альпинизм, конечно, так как это по большому счету одно и тоже. Так что будет еще 2-3 фрагмента, а может и больше... Только писать особо некогда, не дают. Сегодня вот улетаю опять, в Якутию, в небольшой городок Алдан, который у меня ассоциируется с "Понедельник начинается в субботу" Стругацких, там компьютер был "Алдан". Одно из моих любимых произведений... Погреться, там уже весна, ниже минус сорока не опускается...


5

Всё правильно, Толя! Для ветеранов - бальзам на душу, начинающим - смотрите, как надо, по-дружески, без обид!


2

У Митяева как минимум одна туристическая - "Таганай"


3

Наверно... Но она мне не нравиться просто. Я уж лучше "Изгиб гитары желтой..." спою. Но больше люблю "Авиатора" - "Вот и снова грибная пора, редкий штиль в суете городской...", "Самою любимою ты была моею", "Давай с тобой поговорим...". Ну и "Лето - это маленькая жизнь...", конечно. Да, все знать невозможно, к сожалению.


6

Песенной передачи между поколений не произошло...к сожалению. Молодежь сейчас (в лесу, в горах, под гитару) поет другие песни...


3

Это да, по своему старшему вижу... Правда он к спорту совсем никак. Но попеть периодически собираемся... Так я даже авторов таких и не слышал...


8

Ага..."у любви моей села батарейка...ааа" бл..., в горах поют.


10

Спасибо за песни в горах! Очень душевно и до мурашек. Сразу вспомнились все мои походы, которые были с гитарой. И из всех гитара возвращалась домой. Даже 4-ку в Фанах прошла честно и без травм. А вот двойку в Дугобе не пережила((, но это только потому, что я сдалась под тяжелым весом рюкзака и отдала более сильному участнику. Когда сам играешь и сам носишь, значительно бережнее к ней относишься. Была ещё одна гитара, оставленная в поезде, когда возвращались с Киргизского, арбузы, дыни, рюкзаки и участник со сломанной ногой... Вот в суете и осталась где-то на 3-ей полке. И отдельное спасибо за Круппа, не знала, что песня акселерация его)), просто видимо вопросом поиска автора не занималась, пел у нас ее Леня Курбатов, хорошо пел))) душевно)


7

Спасибо Анатолий !

Песни ведь еще и объеденяют народ !!!

И пели не только в горах и походах, пели на слетах и тренировках, в поездах и электричках !!!

Но пели, конечно, в основном именно бардовские песни. Это душевные и правильные песни, которые во многом способствовали тому, что я увлекся туризмом и походами.


9

На мой взгляд, пост интересен тем, что выделяется на фоне других опубликованных. Для кого-то это - ликбез, а для других - повторение пройденного. Но если азы техники прохождений различного рельефа и прочее для кого-то уже не актуально, то мимо авторской самодеятельной песни и всего, что с ней связано, пройти невозможно. Каждый из нас столкнулся с этим явлением, как неотъемлемой частью того, что по-прежнему нас волнует. Не секрет, что гитарист в компании всегда является очень заметной и популярной "фигурой" как и гармонист на деревне. Песни никого не оставляют равнодушными, тематика различная, но для нас навсегда самыми близкими останутся те, которые когда-то впервые тронули душу и определили нашу дальнейшую жизнь.
Так что "лыжи у печки будут стоять" еще не у одного поколения любителей гор!


6

Спасибо Анатолий!

Действительно, без песен, даже и не помню походы в горы.

Всегда пели. В основном всех известных бардов и авторов.

Но в 89 в Фанах, в Артуче, попал как-то на вечерне-ночную посиделку.

Тогда уже в лагере набиралось максимум 50-70 участников, по сравнению с сотнями в предыдущие года. Так вот, столько новых авторских песен от Сибиряков, Уральцев, Москвичей и Питерцев, я никогда в своей жизни не слышал за предыдущие 10 лет...Ну и исполнение было на высшем уровне...

Как такое могло взять и почти исчезнуть, не могу себе представить...очень жаль...


4

Не исчезло это совсем. Есть ещё те, кто поют те самые старые и новые песни, где хорошие, настоящие, качественные стихи, гармонично положены на музыку. Но конечно молодежь такие песни поет все реже и реже. Я иногда чувствую себя динозавром, попадая в такие компании и слушая, что поют. Хорошо, если хотя бы русский рок))). Но знаете, для меня было показательно. В июне попала в коммерческую группу, которую вывозили у нас на Шихан (Южный Урал). Все молодые, есть гитара (я свою не брала), парочка людей поющих. Открывают смартфоны и с экрана воспроизводят что-то похожее на песни. Слушать сложно. Но и компания не моя, да и меня там никто не знает, я почти мимо проходила))). И тут в какой-то момент просят спеть Белую гвардию (конечно не меня, а своих исполнителей). Ну, думаю, надо попробовать, спою и отдам гитару))) Все же исполнительское мастерство - это мастерство и оно в таких ситуациях играет не последнюю роль. Что удивительно, я потом несколько часов пела, и бОльшая часть тех, кто сидел у костра слушали с удовольствием и просили ещё. Причем ведь слушали песни, которых не знают и очень искренне благодарили за "концерт".


3

Шел далекий 1976 год.... Начало второй половины 20 века... Вроде бы так недавно, но так жутко давно...

Налибоксая пуща, "Люди идут по свету..."


6

Да-а-а, тема прямо зацепила. Сколько перепето, а сколько переслушано! До сих пор душа просит, а многие песни такие воспоминания навевают...Песни эти бардовские - они нас объединяли и сближали, просто проявляли родство душ. В горы редко гитару брали, если в категории ходили, но в посиделках своих компанейских без них никуда. Да и в походах просто пели, даже если гитары не было. Душа просила. И, кстати, в ходу много песен было совсем не туристских авторов - А.Дольского, А.Суханова. После концерта Суханова, который при полном аншлаге проходил, потом его пели только в путь. И "Зеленую карету" и "Апрель", да много чего еще. Кстати, Владимир Ланцберг очень хорошо песни А.Круппа пел, целый его концерт на пленку по случаю записал. Лежит кассета, хотя кассетника уже нет. Кстати, не соглашусь, что Ланцберг не туристский автор. У нас в клубе его вещь "Пора в дорогу, старина, подъем пропет" очень даже в ходу была. "Дожди размоют отпечатки наших кед, загородит дорогу горная стена, но мы пройдем и грянут волны в парапет, и зазвенит бакштаг, как первая струна". Тонкий человек был, довелось пообщаться в бытность его туапсинскую. Жаль рано ушел.

А "Метеостанция Ходата" - Крупповская вещь. "До весны мне всего лишь неделя разлуки

и всего лишь неделя зимы до тебя..." Спасибо за тему, Анатолий.


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru