Фоторепортёры налетели — и слепят, и с толку сбить хотят... Владимир Высоцкий

Пишет Дед Барадед, 25.02.2021 11:26

Mingma G на K2 несколько недель назад. Кадр из видео на FB Mingma G

Это был очень напряженный месяц для всех непальских восхождений на вершину К2, но руководитель группы Мингма Гьялже (он же Мингма G) встретился с ExplorersWeb между отъездами, чтобы прояснить некоторые вопросы об этом историческом восхождении. Он кратко прекращает споры вокруг любых «обрезанных» веревок, поскольку никто не может говорить с большим авторитетом: он был последним, кто спустился вниз во время их спуска с вершины.

Мингма также подробно описывает момент восхождения, когда все непальцы вместе сделали последние несколько шагов (к вершине – ДБ). Несколько комментаторов отметили, что на видео их с вершины можно увидеть только восемь альпинистов, в то время как другие (включая ExplorersWeb) задавались вопросом об отсутствии групповой фотографии с вершины , которая, несомненно, стала бы культовой.

Вот что говорит Мингма Джи:

«Думаю, в видео есть три кадра, на которых реально видно 10 человек. Имейте в виду, что мы находимся на высоте 8611 м, где каждый шаг занимает несколько секунд, и мы не совсем на одной линии. Некоторые немного отстают, но мы в шеренге».

Фоторепортёры налетели — и слепят, и с толку сбить хотят... Владимир Высоцкий (Альпинизм)Фотографии - кадры из видеозаписи восхождения в непальцев, имена которых отмечены черным Мингмой Дж.

Фоторепортёры налетели — и слепят, и с толку сбить хотят... Владимир Высоцкий (Альпинизм)М2

Фоторепортёры налетели — и слепят, и с толку сбить хотят... Владимир Высоцкий (Альпинизм)м4

Фоторепортёры налетели — и слепят, и с толку сбить хотят... Владимир Высоцкий (Альпинизм)м5

 «Мы можем видеть: Дава Темба в желтом, Нимс [Нирмал Пурджа] в красном без маски O2, Мингма Тензи в светло-желтом, Мингма Дэвид в черном немного позади меня, я в красном с красной шапкой, и Кили слева . Последний, держащий непальский флаг, - Гельже». [Посмотрите на другие изображения, отмеченные Мингмой Джи, чтобы найти Сону, Пем Чхири и Дава Тенджин.]

 «[Достигнув] вершины, все начали фотографироваться для своих спонсоров со своими знаменами и непальским флагом. В какой-то момент Нимс начал спускаться, никто не заметил когда, и мы все последовали за ним. Думаю, у Нимса есть только одна фотография с вершины. Причина в том, что мы очень опоздали на вершину, и ветер усиливался, поэтому у нас не было времени делать групповые снимки».

Когда Мингма Джи, Кили Пемба и Дава Тенджин сделали фото для спонсоров, другие альпинисты (сзади) начали спускаться вниз. Фото: предоставлено Mingma G.

«На видео вы можете найти всех 10 шерпов. За исключением Давы Тенджина, Кили и меня, все пуховые костюмы были разными, и вы можете легко определить, сколько всего человек».

Веревки над лагерем 4

По поводу проблемы с срезанными веревками Мингма иронично говорит: «Конечно, достигая вершины на закате и при усиливающемся ветре в такое критическое время, нашей единственной мыслью было перерезать веревки - это потрясающий расчет! … Спуститесь по крутому льду, борясь с истощением и при температуре -50ºC - как вы думаете, мы бы благополучно вернулись, если бы попытались перерезать веревки? »

Этот слух распространил известный пакистанский альпинист Назир Сабир . Однако Нирмал Пурджа подтвердил в интервью, что все веревки оставлены на месте. Вскоре после этого Мингма Давид поделился двумя фотографиями из Лагеря 4 выше. На одной из них внизу изображен Шерпа Гельже в нижней части Бутылочного Горлышка, привязанный к желтой веревке, отбрасывающей тень на снег.

Гекже Шерпа приближается к Бутылочному Горлышку на К2. Фотография: Mingma David Sherpa

Мингма Джи также упомянул эту конкретную фотографию в своем разговоре с ExplorersWeb. «Я спустился последним, поэтому я знаю, что все веревки остались», - объяснил он. «Эта желтая веревка на фотографии М. Дэвида - первая веревка над лагерем 4. [Продолжение веревки] от этой точки до вершины».

(Кстати, в другом интервью он уточнил, что вместо якоря на одной из веревок он оставил свой ледоруб - ДБ).

Мингма Джи также отметил, что, начиная с 250-300 м над лагерем 3, непальцы закрепляли веревку на всем пути до лагеря 4. «Нам потребовалось более восьми часов, чтобы преодолеть это расстояние во время фиксации 15 января [после чего они вернулись в лагерь 3]. После ремонта на следующий день [день восхождения] нам потребовалось всего три часа ». Они также поместили веревки через трещину.

K2 как Чемпионат мира

Что касается секретности, в которой хранился весь ход восхождения, Мингма ранее объяснил, что он и Нирмал Пурджа договорились объединить силы для восхождения от имени Непала.

Мингма сказал ExplorersWeb: «Когда проходит чемпионат мира по футболу, вы когда-нибудь хотели, чтобы ваша страна проиграла? Нет, никогда, вы всегда хотите, чтобы ваша страна получала трофей. И команда, и тренер всегда держат стратегию в секрете, чтобы реализовать эти желания. На этот раз мы были такими же на К2. У нас был план стать первыми, но мы никогда не угрожали перерезать веревки. Когда мы закончим восхождение, для нас не имеет значения, кто поднимется позже ».

Споры по поводу секретных планов непальского саммита в основном связаны с тем, как они повлияли на собственные планы Джона Снорри, Али Садпара и Саджида Садпара. Когда непальцы готовились двинуться к вершине 4 января, Снорри и Садпара находились в лагере 2, планируя перейти в лагерь 3 на следующий день.

Некоторые спрашивают, почему команда Снорри не присоединилась к непальцам?

В предыдущих интервью Мингма Джи объяснил, что решение Снорри остаться в Л2 15 января было связано с разными прогнозами: Снорри ошибался, непальцы были правы. Также в Лагере 2, где находился Снорри, было более ветрено, чем в местоположении Мингмы Джи в Лагере 3. Смотрите видео Лагеря 3 Мингмы Джи, в котором их палатки нисколько не трепещутся.

Некоторые источники предположили, что Джон Снорри и Али были введены в заблуждение, думая, что непальская команда не собиралась на восхождение. Но Мингма Джи отрицает какую-либо роль в решениях команды Снорри - или вообще в их экспедиции.

Палатка Мингма Джи в лагере 3, незадолго до того, как непальская команда начала успешный штурм. Кадр из видео Мингмы Джи

«Я не обменялся ни одним словом со Снорри», - сказал Мингма Джи. «Мы никогда не были в лагерях друг у друга».

Мингма Джи добавил: «У них было два низкочастотных радиоприемника, подходящих для стройки, но не для гор. Вот почему Саджид не контактировал с командой восхождения [5 февраля]. Он мог связаться с базовым лагерем, но не с альпинистами ».

«Что касается 14 и 15 января, прогноз погоды команды Снорри провалился, и они не смогли добраться до лагеря 3 15 января… Он также опубликовал 15 января видео из лагеря 2, показывающее довольно сильный ветер - более чем достаточно, чтобы заставить любого покинуть лагерь… зима…"

К тому времени, когда альпинисты SST и команда Джона Снорри начали свое собственное восхождение на вершину в начале февраля, Мингма Джи уже покинул базовый лагерь. Однако, как аккредитованный и очень опытный горный гид, он поделился некоторыми мыслями: «Некоторые из альпинистов в команде были очень опытными, и 23 января у них был ветер более 120 км / ч, поэтому им следовало все проверить, прежде чем принимать решение - начать движение на вершину [в начале февраля] », - сказал он. «Это причины, по которым я на этот раз не принял коммерческих клиентов - потому что я видел [то, что произошло] на K2 прошлой зимой».

В прошлом году Mingma G отправился в коммерческую экспедицию на зимнюю K2 с Гао Ли из Китая, Томазом Ротаром из Словении и Джоном Снорри из Исландии. Экспедиция была отменена из-за проблем со здоровьем у Мингмы Джи и одного из его альпинистских шерп. А Гао Ли к этому времени уже покинул экспедицию.

Вернувшись домой, Джон Снорри и Томаз Ротар опубликовали весьма критические комментарии об управлении экспедицией Мингмы Джи и сомневались, что он когда-либо намеревался попытаться достичь вершины. В этом году Джон Снорри начал свою собственную экспедицию, а Томаз Ротар присоединился к группе Seven Summit Treks. Как мы знаем, Снорри пропал без вести во время штурма вершины. Ротар достиг почти 8000 метров, прежде чем развернуться, когда он не смог найти способ обойти огромную трещину.

Главный голос, все еще почти безмолвный, - это Саджид Садпара. Саджид - тихий человек, который плохо говорит по-английски. Тем не менее, ExplorersWeb связался с его ближайшим окружением для получения дополнительной информации о событиях 5 февраля, а также о том, как были приняты решения 15 января, когда Снорри и Али Садпара остались в лагере 2, а сам Саджид нес грузы в лагерь 3, где он встретился. Сержи Минготе и Хуан Пабло Мор...

(Только что вышло это интервью - смотрите немного ниже -ДБ)

Отрывки из статьи Алессандро Филиппини о безосновательных обвинениях в экспедиции на К2

25 февраля 2021 г

Сегодня маневры, бросающие тень на непальский триумф 16 января на K2 , уже уступили место поиску компромата, который дискредитировал бы агентство Seven Summit Treks . Агенство, которое организовало коммерческую экспедицию - даже не первую этой зимой на вторую по высоте гору Земли, как мы все видели...

Вновь подтвердив, что ни у кого не было акклиматизации, достаточной для того, чтобы следовать за Мингмой Г. и его 9 товарищами, обсуждения касались «неверного направления» движения Джона Снорри , который с Мухаммедом Алии Саджид Али Садпара был первым, кто прибыл в базовый лагерь, но дошел только до Л2 (дважды).

И сам исландец так озвучивал свою программу: подняться 13 числа на Л2, подождать там 14-го из-за ожидаемого ветра, подняться 15-го на Л3 и попытаться перейти в сторону Л4 на 16-е.

На самом деле, только Саджид Али прибыл 15-го на Л3. принося палатку (позже использованную 4 февраля), а Снорри 13-го написал, что они прибыли очень уставшими на Л2, а 14-го он подтвердил, что там сильный ветер и очень холодно.

Для акклиматизации этого было недостаточно, и факт, что оператор Элиа Сайкали (с Пасанг Каджи Шерп) прибыл в Пакистан только 17-го числа. Снорри нанял его (вместе с двумя другими шерпами), чтобы они продолжили восхождение на К2 ...

Что касается закрепленных веревок, помимо того, что Мингма Г. уже заявил в своем интервью. в котором… он не скрывает, что из патриотического духа они не раскрыли свои планы, мы можем добавить деталь, что он оставил свой ледоруб на последнем месте как якорь . Однако веревки были необходимы для спуска его и его товарищей, так как над «Бутылочным горлышком» везде был живой лед . На вершине горы не было снега.

А вот, наконец, и долгожданное интервью с Саджидом Садпара ( Д.Б.)

Саджид Садпара в базовом лагере. Фото: Элиа Сайкалы

K2: История Саджида Садпара. Интервью с А. Бенавидес.

Летом 2019 года Саджид Садпара стал самым молодым альпинистом, покорившим вершину К2. В этом году 22-летний парень мечтал стать самым молодым, ступившим на самую высокую гору своей страны зимой. Вместо этого он пережил травматический одиночный спуск с горы, оставив на Горе своего отца…

Вернувшись домой, ему пришлось иметь дело как со своей собственной бедой, так и с печалью своей семьи. Ему также приходилось обращать внимание на незнакомое ему внимание - почести, общественное восхищение и требования средств массовой информации выслушать его историю. Часто в этих опубликованных отчетах были неверно истолкованы технические детали (часы работы, местоположение) или были сделаны реальные ошибки, такие как последние слова между Саджидом и его отцом у подножия Бутылочного Горлышка.

Би-би-си, например, недавно предложила версию, что Али настаивал, чтобы его сын продолжал идти на вершину любой ценой, несмотря на проблемы с его кислородной маской, хотя на самом деле все было совсем наоборот.

Близкие друзья Али Садпара, Рао и Мойра Ахмад, любезно перевели наши вопросы Саджиду и передали нам его ответы, а также помогли подробно рассказать о событиях 4-5 февраля. …

15 января - Непальское восхождение.

Джон Снорри и Али были в лагере 2 второй день. Первоначально они планировали подняться в Лагерь 3, но пессимистический прогноз и сильный ветер не позволили им идти дальше. Тем не менее, они послали Саджида принести кое-какое снаряжение в лагерь 3.

Саджид достиг нижнего лагеря 3 на высоте 7000 м, где он встретил Сержи Минготе и Дж. П. Мора. Минготе спросил Саджида: «Ребята, вы не собираетесь на восхождение с непальцами? Они выходят завтра ».

Команда из трех человек: Джон Снорри (в центре), Саджид (слева) и Али Садпара. Фото: Джон Снорри

Снорри и Али ничего не знали о планах непальцев и узнали об этом только тогда, когда Саджид вернулся в лагерь 2, под Черной пирамидой, слишком далеко, чтобы присоединиться к штурму.

В тот день Mingote написал, что они были в японском лагере 3, и «две сильные команды с кислородом [имеется в виду Purja и Mingma G] на один лагерь выше. Имея хороший прогноз на завтра, они могут попробовать это [восхождение] », - заключил Минготе, позже упомянув, что он видел Саджида раньше, когда тот приносил снаряжение Снорри в Л3.

В конце своего поста Mingote пожелал командам Purja и Mingma G всего наилучшего. Больше сообщений от Mingote не было. 16 января непальцы взошли на вершину, и Минготе трагически погиб во время своего спуска.

4-5 февраля - Вторая встреча на восхождении.

Около 40 человек стартовали на К2 в начале февраля, чему способствовало короткое погодное окно, предсказанное на 5 февраля. Хотя шансы на восхождение были низкими, и хотя некоторые из альпинистов отступили из Лагеря 1, около 20 человек достигли Лагеря 3 третьего февраля вечером и около 20:00 4 февраля.

Первым был Колин О'Брэди, затем его шерп со своей палаткой, затем Хуан Пабло Мор, который также нес крошечную двухместную палатку для себя и Тамары Лунгер. Али нес палатку, которую он разделит с Джоном Снорри и Саджидом. Судя по всему, у одного из шерпов была другая палатка. Вот и все.

В конце концов, Снорри и Садпара делили свою палатку как минимум с тремя людьми, которые не могли лечь, сменить носки, поесть или растопить снег для получения воды. А главное, они не могли отдохнуть перед финальным рывком. По этой причине все трое отправились к вершине позже, чем планировалось.

Снорри, самый медленный в команде, ушел в 23:30. Али, всегда постившийся в горах, последовал за ним в 2 часа ночи. Оба использовали дополнительный кислород – у каждого было по два баллона.

Фоторепортёры налетели — и слепят, и с толку сбить хотят... Владимир Высоцкий (Альпинизм)К2 под звездами. Фото: Тамара Лунгер

Саджид отправился в путь в полночь, на два часа раньше своего отца, так как он не использовал дополнительный кислород. Он хотел попытаться взять вершину без O2 (рекорд для Пакистана), а также побить рекорд зимнего возраста, так как он на пять лет моложе Шерпа Гельже, который был самым молодым в непальской команде, покорившей вершину тремя неделями ранее. Тем не менее, он взял с собой один баллон на случай чрезвычайной ситуации и дополнительный баллон для Снорри.

По пути он пересекся со словенцем Томазом Ротаром, который спускался вниз, не сумев пересечь то, что он описал как «непроходимую трещину шириной 2,5 м» на высоте около 7800 м.

В конце концов, Али догнал Саджида, и они увидели Снорри и Мора на краю трещины. Вместе они перепрыгнули расселину. Саджид уверен, что перил не было, а прыжок был очень длинным и «довольно страшным». Но они не использовали и не закрепляли никаких веревок.

Где они пересекли трещину?

Это одна из самых запутанных частей истории. Саджид сказал, что трое из них знали о трещине, потому что непальцы рассказали им об этом после встречи на восхождении. Однако Мингма Джи объяснил, что, не сумев найти способ преодолеть это препятствие на маршруте Абруцци, он и те, кто был с ним, отступили почти обратно в Лагерь 3, где они пошли другим путем, более или менее следуя маршруту Чезена. Они нашли проход вокруг трещины с очень крутым спуском с другой стороны.

Мингма Джи отметил, что сразу после лагеря 3 веревки не было, но фиксированная линия начиналась в 250–300 м над лагерем. Затем он продолжил весь путь к вершине. Он также отметил, что трещина была провешена веревкой.

Саджид Садпара в базовом лагере, позади - Великая вершина. Фото: Элиа Сайкалы

Могли ли Снорри, Садпара и Дж. П. Мор пойти другим путем, следуя по ребру Абруцци, а не по Чезену, и поэтому пересечь трещину в другом месте, вдали от канатов? Если так, команда вскоре вернулась на главный путь, потому что у Бутылочного Горлышка были веревки, - говорит Саджид, когда вернулся.

Отступление Саджида

Саджид говорит, что когда они продолжили движение, у него сильно заболела голова . Вот почему его отец сказал ему начать использовать O2 до того, как они перейдут к Бутылочному горлышку. Они были на высоте 8 200 м, а было 10 утра. «Светило солнце, все поднимались хорошо и чувствовали себя хорошо», - сказал Саджид.

Но когда Саджид попытался включить кислород, его регулятор вышел из строя, из-за утечки кислорода. Затем Али дал ему рацию и сказал, чтобы он вернулся и подождал в лагере 3. Саджид, уже страдающий от симптомов AMS, признается, что не может хорошо вспомнить спуск. «Примерно в полдень я вспоминаю, как оглянулся и увидел своего отца и остальных на вершине Бутылочного горлышка, собирающихся начать выход к вершине, но я больше не уверен, было ли это на самом деле или мне это приснилось», - сказал он.

Каким-то образом он снова пересек трещину. «Я чуть не упал, - сказал Саджид. «Я прыгнул, и только одна моя нога достигла другой стороны».

Ему удалось благополучно вернуться в лагерь 3 к 16 или 17 часам. «Я не знаю, почему мне понадобилось так много времени, чтобы добраться туда», - признался он.

Он заварил чай и связался с базовым лагерем. В 19:00 погода испортилась. Около 11 часов вечера Саджид вышел на улицу и поискал фонари своего отца и других, но ничего не увидел. На следующее утро команда в базовом лагере убедила его, что он должен спуститься, чтобы спасти свою жизнь.

«Я не думаю, что они заболели, они чувствовали себя хорошо», - сказал Саджид. «Должно быть, произошла какая-то авария».

От начала Бутылочного Горлышка до вершины проходит около пяти часов. Если бы все прошло хорошо, то к 15.00 они могли бы подняться на вершину.

Саджид, вдова Снорри Лина, Рао Ахмад и весь Пакистан желали покорения вершины до самой смертельной аварии. Дело в том, что никто не может знать наверняка. Согласованный звонок с вершины так и не поступил ни со спутников альпинистов, ни с их трекеров InReach, которые могут отправлять SMS-сообщения.

Тщательное расследование, которое последовало за исчезновением альпинистов, показало, что спутниковый телефон Снорри Thuraya, по всей видимости, пытался позвонить в 19:00 в тот день. Но, как подтверждает Мойра Ахмад, коммуникационная компания не может определить ни место звонка, ни номер, по которому Снорри пытался дозвониться.

Более поздние полеты вверх и вниз по их маршруту, самолет с инфракрасными камерами, поиск на ребре четырьмя альпинистами из Али и деревни Саджида… - все это не нашло никаких следов троицы. Таким образом, их судьба принадлежит Горе… Неизвестно, по крайней мере, до тех пор, пока их тела не будут обнаружены, и доставлены нам, чтобы предположить, что могло заставить их исчезнуть в пасти K2...

А тем временем в Катманду…

Фейсбук С. Моро - Simone Moro 22 февраля, 15:30 ·

(перевод не литературный -ДБ)

"Сегодня заканчивается моя зимняя экспедиция в Манаслу в качестве участника экспедиции Алекса Чикона.

Это третье прощание с Зимним Манаслю, после 2015, 2019, и даже в этом 2021 хочется попрощаться.

Горные и погодные условия даже в этом году приводят меня к отступлению.

Мои пределы и возможности сильно уступают горе, с которой я столкнулся в эти три зимы.

Принятие этого позволило мне пережить свои мечты и заставить мою голову преобладать над сердцем.

Я был частью удивительной группы, которая приняла меня и позволила мне жить с ними в альпинизме, сохраняя независимость и свободу, и это заслуга и спасибо, которое я хочу высказать Алексу и его группе. Никакого разногласия, никакого осуждения, общая мелодия подтвердила братскую дружбу, которая у меня с ними, и поддерживается с Алексом даже после моей капитуляции.

Это было трагическое и непростое начало года для всех альпинистов, и мы тоже должны были эмоционально справиться с потерей своих друзей и товарищей по связке, которые так и не вернулись с К2…

Трещины, с которыми мы столкнулись на обычном маршруте в середине января и новый вариант Alex, открытый нами, поглотили самые красивые и стабильные дни, которые я встречал за всю мою зиму. К сожалению, когда вариант был завершен, зима Манаслу вернулась к привычному - сильный ветер с интервалами на высотах, от нескольких дней туч и туман и обычные, хотя и слабые снегопады в этом году. Ветер сорвал снег с гребней и помещал его на середину нижней части горы, и движение всегда было борьбой с огромными усилиями по пробитию трассы, часто тонущей до пуза, даже со снегоступами.

Карл Габль был моим, нашим молчаливым партнером по связке. Кроме его бюллетеня, мы и с другими метеорологами обращались и почти всегда прогноз совпадал.Человек несовершенен и уязвим, и я первый... Получил последний бюллетень от Габля, прогнозирующий сильный ветер свыше 175 миль / ч до начала марта. Решил продолжать доверять ему и предпочел отказаться от стоического сопротивления после февраля.

Зима заканчивается 20 марта, подтверждаю, но срок действия разрешения истекает 28 февраля. Можно попросить продление и возможно именно это рассматривают Алекс и его товарищи по команде, несмотря на профессиональные и семейные обязательства.

Я тоже об этом думал, но я думал о знаках, которые мне прислала судьба и трагические события этого 2021 года.

Я делю все зимнее время между 21/12 и 28/2 ... Идеально и улучшается все в стиле и режиме, но временно ′′ недоступно» .

Хочу продолжить сохранять эту характеристику, принимая в этом году третий отказ от Манаслу и неизбежную (обычную) личную критику и атаки, которые дают всем… возможности. Если социальные сети дают славу, то только правильно, что они тоже критикуют. Если вы успокоите, или критикуете актуально, я буду благодарен, как всегда.

Благодарю тех, кто научил меня осторожности и боязни, благодарю тех, кто следовал за мной, тех, кто поддерживал или терпел меня, компаниям, которые доверяли мне больше 30 лет и НИКОГДА не просили меня рисковать или выигрывать любой ценой. Это богатство, которое мое отступление не заберет у меня. Мысль уходит к друзьям, которые покинули нас в этом начале 2021 года, не только в Гималаях, но и в горах дома и в остальном мире.

В заключение я направляю положительную энергию и спасибо Alex, Inaki, Eneko, Anna, Aitor, Phelipe, за два совместных месяца. Поддержу их эмоционально и морально в решениях, которые они принимают в ближайшие дни. Они точно будут для них подходящими.

Объятия и скоро увидимся, потому что перевернуть страницу не значит закончить книгу. Все еще жажду действий и список мечтаний длинный"...

Фоторепортёры налетели — и слепят, и с толку сбить хотят... Владимир Высоцкий (Альпинизм)Встреча на высшем уровне в Катманду

(от Алессандро Филиппини)

Фоторепортёры налетели — и слепят, и с толку сбить хотят... Владимир Высоцкий (Альпинизм)Встречи на высшем уровне в Катманду . На видео вы можете увидеть Симоне Моро, только что после неудачной зимней попытки на Манаслу, с тремя из 10 непальцев, совершивших первое зимнее восхождение на К2, Мингма Давид, Нирмал Пурджа и Мингма Гьялдже.

Фоторепортёры налетели — и слепят, и с толку сбить хотят... Владимир Высоцкий (Альпинизм)10

Фоторепортёры налетели — и слепят, и с толку сбить хотят... Владимир Высоцкий (Альпинизм)11

Фоторепортёры налетели — и слепят, и с толку сбить хотят... Владимир Высоцкий (Альпинизм)12

В четырех они сочетают «красоту 58 500 метров первой зимы» (3 × 8611 метров K2 для трех непальцев, плюс 8026 метров на Шиша Пангма, 8481 на Макалу, 8035 на Гашербрум II и 8125 на Нанга Парбат для Бергамо).

Теперь немного от себя. Учитывая, что обработка информации для данного поста проводилась на двух компьютерах, ибо ноутбук не тянет данный объем инфы, привожу данные сайтов. Ежели кому надо подробнее- пишите в личку. Совершенно нет времени давать конкретные ссылки на конкретные источники. Спасибо за понимание))) - ДБ

Итак, источники информации - сайты https://explorersweb.com; http://alpinistiemontagne.gazzetta.it;

Ну а на Фейсбук, думаю, ссылку давать не надо?)))