Пишет Кирилл Казаков, 12.01.2021 14:59

Меня зовут Кирилл Казаков и я рад представить результаты своей двух летней работы.
Живу и работаю в небольшом городе - Сысерть, (родине писателя П.П. Бажова), занимаюсь детско-юношеским туризмом. По долгу службы мне удалось собрать не мало информации о своем земляке-альпинисте, которого я никогда не видел - Гусеве Борисе Константиновиче. Предлагаю и Вам познакомиться с биографией человека, который, как и мы все, любил горы и не мог без них.

Б.К. Гусев

1938г. – Борис Константинович родился в Архангельской области, далее переехали под Ленинград, а когда началась война его семью успели вывезти последними поездами из блокадного города под Ярославль.
Окончил школу в Узбекистане и поступил в УПИ (Екатеринбург) на факультет металлургии.
Далее работал на заводе Уралгидромаш, в г.Сысерть.
1975г – главный инженер на заводе;
Его знали на заводе не только как альпиниста, он был всесторонне развит. Участвовал в художественных постановках на заводе, пел в хоре, хоть и не имел слуха, но репетировал дома постоянно. Вместе с Показаньевым Борисом Александровичем исполняли «Камаринскую» на фестивалях искусств и концертах, ее высоко ценили.

Гусев, незабытый альпинист. История жизни первопроходца-провинциала, напарника Е. Завьялова. (Альпинизм)"Камаринская" в исполнении Б.Гусева и Б.Показаньева.

В альпинизм пришел случайно, без наставников.
1972г. – отправляется впервые в конный поход вместе с женой, на Алтай.
После этого начинает самостоятельно осваивать альпинизм, ездить в Киргизию натурбазу КСАВО в Тамге. На турбазе он работает инструктором, водит группы в горы. Особенностью Бориса Константиновича, как проводника, являлось желание показать всем участникам горы с самого лучшего ракурса и увидеть самые запоминающиеся панорамы. Зачастую для этого приходилось сходить с тропы и рисковать. Но именно за это его ценили.
Как и многим инструкторам в альпинизме ему были присущи ответственность и строгость. Вот некоторые выдержки из отчетов про инструктора «дядю Борю»:

«Началось то, о чем мы даже не мечтали. В 06.30 почти «демократичный» стук в дверь – на зарядку»;
«Вырабатываем тактику борьбы с «дядей Борей», хотим умерить его пыл и темперамент»;
««Дядя Боря» вцепился в нас бульдожьей хваткой, опять зарядка»;
«Инструктор ведет нас тайными тропами по принципу «нормальные герои всегда идут в обход»;
«Солнце не лучше инструктора. К нам жалости не испытывает. Они в союзе: горы, солнце и инструктор, против нас - пузогреев»;
«Этот фантомас не знает пощады»;
«Начинаю ныть. Если бы инструктор смог читать в наши душах… хорошо что это не дано ему богом»;
«Борис всегда поражал запасом деятельной энергии, но его спокойная уверенность, что все идет как надо, восхищала еще больше. Что ни говори, а эти качества нашего предводителя помогли нам здорово»;

Гусев, незабытый альпинист. История жизни первопроходца-провинциала, напарника Е. Завьялова. (Альпинизм) На фоне водопадов, Киргизия.

Гусев, незабытый альпинист. История жизни первопроходца-провинциала, напарника Е. Завьялова. (Альпинизм)На перевале

"Вышли"

В 1978г. Познакомился в Тамге с Евгением Завьяловым, альпинистом из Питера. Первым Снежным Барсом СССР. Продолжал ходить с ним в связке 10 лет. «Надежнее его, я человека в горах не встречал», говорил Борис.
Маргарита Завьялова, жена Евгения: «Боря приехал на восхождения, они готовились, тренировались. Помню, что Борис был очень рад , что опять с Женей, что будут интересные маршруты и вершины. Боря очень любил и уважал Женю.»

Гусев, незабытый альпинист. История жизни первопроходца-провинциала, напарника Е. Завьялова. (Альпинизм)Связка на 10 лет

В 1981г. Они делают успешный первопроход Арашанской пилы (Белоснежки???) на Тянь-Шане. Название вершины остается за ними по сей день. Но об этом подвиге мы узнаем лишь спустя двадцать с лишним лет, пока в 2003, группа Питерцев не найдет их записку с вершины. С 2003 года, все официальные подъемы на данную вершину завершались неудачно.

Первопроход, записка с вершины.

Из отчета группы недошедшей до вершины.

Гусев, незабытый альпинист. История жизни первопроходца-провинциала, напарника Е. Завьялова. (Альпинизм)Гусев и Завьялов на вершине.

Но все крупные походы проходили во время отпуска, в Центральной Азии. В повседневной жизни он работал на заводе и уделял время семье. Жена – Людмила Николаевна и трое дочерей: Алена, Мария и Наталья, которые по его воле, так же имели знакомство с горами:

1978 – ходили всей семьей по Тянь-Шаню;
1980 – ходил в горы вдвоем, с женой;
1986 – ходил с дочерью по Терскей Алатоо;

«Мы были в таких горах, где вершины стоят в глазах и ты никогда этого не забудешь»;

Гусев, незабытый альпинист. История жизни первопроходца-провинциала, напарника Е. Завьялова. (Альпинизм)На спуске в ущелье, Киргизия.

В Сысерти для Бориса Константиновича туризм не заканчивался. Он постоянно поддерживал физическую форму, бегал, готовил снаряжение для грядущих вершин (самостоятельно изготовил карабины на заводе).
«Как он готовился к походу – я тебе скажу. К примеру: он уходил на В. Сысерть, у него где-то там была тропа, в полном снаряжении, с палаткой, продуктов нагружал, веревки – килограмм 15. Бегом бежал до Талькова Камня и там лазил по скалам. Потом бежал до Маркова Камня, через болото, по своей же тропе и там тоже тренировался. » Кармацкий В.В.

Был избран в ДСО «ТРУД», занимались туризмом, лыжами, горной подготовкой. В группе у него было около 20 человек. Тренировались на стадионе «Труд», здесь же держали инвентарь. Ездили на соревнования.

Существовала секция на стадионе «ТРУД». Ее посещали разные жители Сысерти, работники завода. Скатинцев Владимир Михайлович и Абабков Анатолий – участники данной секции, позже они помогали в судействе на учительских слетах, а так же ходили в походы по окрестностям, готовились к серьезным маршрутам. Борис Константинович водил секцию на Марков камень, Тальков Камень, Храпы, Березовый Увал и многие другие вершины и озера. Зимой ночевали на деревянном настиле, чаще под пленкой, т.к. палатки были тяжелые и оледеневали и их тащить не целесообразно.

Из Сысерти в Киргизию с ним никто не ездил.

Гусев, незабытый альпинист. История жизни первопроходца-провинциала, напарника Е. Завьялова. (Альпинизм)Вышка на Марков камне, Рудник Асбест.

Гусев, незабытый альпинист. История жизни первопроходца-провинциала, напарника Е. Завьялова. (Альпинизм)На стадионе "ТРУД", Сысерть.

Помогал дому пионеров, проводил семинары для руководителей туристской работы в школах и предприятий. Разрабатывают карту от 1985г «По Бажовским местам».
1967/1968г - Совместно в Валентиной Викторовной Ивановой начали проводить районные туристские слеты, где он был главным судьей. Именно Валентина Викторовна, в дальнейшем, посвятила слеты учителей памяти Гусева.
«Когда проходили первые слеты - по району не было снаряжения. Борис привозил с гор брошенные иностранцами веревки и их мы использовали для этапов, а так же вязали из них страховочные системы».

Подготовка турслета, Сысерть, Тальков камень.

Главный судья слетов, Сысерть.

Борис Константинович никогда официально не оформлял свои вершины. Он говорил, что «ходит в горы для души». Даже в городе, на выходные, он старался выбираться в лес, для него это была отдушиной, быть на природе. «Есть вещи более важные. Я хочу быть первым, но я понимаю насколько у меня есть сил».

Гусев, незабытый альпинист. История жизни первопроходца-провинциала, напарника Е. Завьялова. (Альпинизм)С ледорубом.

1985г, август – совместный поход на пик Александровский (Гусев, Завьялов, Мироненко и Капустин Вадим). «На следующий день, после ночевки на леднике, мы поднялись на вершину втроем. Вадим в самый последний момент не пошел, остался в лагере. А мы поднялись по километровой 75-ти градусной ледяной стене на вершину благополучно вернулись в базовый лагерь. Я весь процесс снимал на кинокамеру.» В.Мироненко.

Гусев, незабытый альпинист. История жизни первопроходца-провинциала, напарника Е. Завьялова. (Альпинизм)Б.Гусев, В. Мироненко и Е.Завьялов, под пиком Александровский.

Уроки наузистики для В. Мироненко.

Гусев, незабытый альпинист. История жизни первопроходца-провинциала, напарника Е. Завьялова. (Альпинизм)На подходе к пику.

1987г. – Борис Константинович сводит в горы свою последнюю группу и начнет подготовку к самой главной вершине своей жизни.

1988г. – Борис Константинович отмечает свой юбилей и решает сделать себе подарок, вершину пика Коммунизма (Сталина) на Памире (7495м). Перед отправлением он уже не работает на заводе, а трудится в буровой бригаде геологической партии Сысерти.
Ранее, в 70-х он уже бывает здесь, на Памире. Проходит подготовку в лагере инструкторов в г. Джигарталь (Вахдат). Имеет знакомых среди инструкторов и спасателей.

Гусев, незабытый альпинист. История жизни первопроходца-провинциала, напарника Е. Завьялова. (Альпинизм)На фоне ледников.

Сентябрь, 1988г, Памир.
Для успешного подъема на пик Коммунизма необходима акклиматизация. Вместе с Завьяловым они выбирают пик Четырех (6380м), как акклиматизационную вершину. Успешно совершив подъем связка приступает к спуску в лагерь. Спустившись на 6200м, решают идти с самостраховкой, расцепляют связку и идут самостоятельно. В один момент происходит срыв и Борис Константинович пропадает из видимости. Подойдя к краю, его напарник услышит далеко снизу, что Борис Гусев больше не сможет продолжать движение, у него раздроблена нога.
Вероятнее всего, Евгений перенес палатку к Борису, оставил ему пропитание и аптечку, а сам, налегке, ушел за помощью. К спасателям он долго выходил, блуждал около недели.

Гусев, незабытый альпинист. История жизни первопроходца-провинциала, напарника Е. Завьялова. (Альпинизм)Связка.

Слайды Б.Гусева.

Гусев, незабытый альпинист. История жизни первопроходца-провинциала, напарника Е. Завьялова. (Альпинизм)"В работе".

16 сентября Бориса Константиновича не стало. Возможно, ход событий во время трагедии был немного другой, т.к. все информаторы выдвигали свою, но в целом схожую, версию.
О трагедии сообщили родным, жена - Людмила Николаевна, приняла решение, что мужа необходимо спустить и доставить домой. Из Сысерти, на данный подвиг, согласились поехать трое его коллег: Анисимов В.И., Макеев Владлен Павлович и Показаньев Борис Александрович.
С вертолета были сняты даже двери, спасатели, рискуя жизнью смогли подняться на нужную высоту и забрать тело Сысертского альпиниста.
Борис Константинович был похоронен в Сысерти. «Его хоронил весь город».

Альпинист.

На этом моя исследовательская работа окончена, к сожалению мне не удастся опубликовать многие собранные материалы и до мелочей рассказать о нашем альпинисте. Я надеюсь, что благодаря собранному архиву информация о нашем земляке будет жить и люди будут знать, что и в нашей провинции были свои герои. А благодаря публикации на сайте, я надеюсь, что найдутся люди, кто был с ним на вершинах и тропах, у кого есть фотографии и воспоминания об этом человеке. Буду рад любой информации: WhatsApp, 89827644980.

Источники информации:

Наталья Борисовна Гусева – дочь;
Анисимов Виктор Иванович – спортивный руководитель на заводе;
Маргарита Завьялова – жена Евгения Завьялова;
Алексей Цветков – автор статей об инструкторах в Тамге;
Вячеслав Мироненко – друг, участник восхождения на пик Александровского;
Деменев Н.П. – руководитель похода, снявшие вторую записку;
Степанов Никита Ростиславович – автор хронологии инструкторов и руководителей, погибших на Тянь-Шане;
Кармацкий Виктор Васильевич – ученик Гусева;
Показаньев Борис Александрович – напарник по художественной деятельности на заводе, почетный гражданин города Сысерть, руководитель Дворца Культуры УГМ;
Скатинцев Владимир Михайлович – участник туристской секции при заводе, судья слетов в Сысерти.

Фотографии – Абабков Анатолий, Н.Б. Гусева, архив Ивановой В.В. и другие.