Те самые скальники: До и после Мариахеров

Пишет La Sportiva, 23.12.2020 14:56

Те самые скальники: До и после Мариахеров (Скалолазание)

Рассказываем о легендарных моделях скальников, которые повлияли на жизнь скалолазов и скалолазание в целом. Начнем с Мариахеров – тех самых фиолетовых скальников, которые можно считать безусловной отправной точкой в истории скалолазания. И не только спортивного.

В материале использован перевод статьи Винисио Стефанелло “Before and after the Mariacher” (2018).

Почему “до” и “после” Мариахеров? Новички и опытные скалолазы начала 1980-х годов стали свидетелями того, как фиолетово-жёлтые скальники La Sportiva авторства Хайнца Мариахера вызвали сдвиг парадигмы и привели к смене эпохи, если угодно.

Те самые скальники: До и после Мариахеров (Скалолазание)

С чего начинается эта история? С одной стороны, она всегда начинается одинаково: молодежь постоянно ищет новые пути и маршруты, открывает и изобретает… Но скальники и новая этика возникли не на пустом месте.

Если немного вернуться назад, в 1930-е, можно увидеть энтузиастов-исследователей внушительных скальных стен в Доломитах в туфлях на фетровой или верёвочной подошве. Речь об Анджело Дибона, Луиджи Рицци, Эмилио Косичи и прочих скалолазах, вписавших в историю 6-ю категорию сложности.

Затем появились ботинки с резиновой подошвой Vibram с их неоспоримым преимуществом: резина не стиралась так быстро и не рвалась внезапно, как прежние туфли. Но, с другой стороны, это изобретение сильно повлияло на технику. В тяжёлых жёстких ботинках лазать приходилось преимущественно краешками, “на цыпочках”, выверенными статичными движениями всегда фронтально и без контакта со скалой. Это разительно отличалось от динамичности и вариативности техники “акробатов 6-й категории сложности”. Причем настолько, что в 1950-х и 60-х годах большая часть маршрутов пролезалась на ИТО по так называемым классическим прямым линиям, диретиссимам (direttissime), то есть по пути падения воды с гор вниз.

Не то, чтобы этой эпохе не доставало выдающихся альпинистов. Вспомните хотя бы Чезаре Маэстри и Рафаэля Карлессо. Но свободное лазание тогда было далеко не в приоритете. Даже сама концепция свободного лазания в те времена отличалась. Нужно было дождаться конца 70-х, то есть по факту смены поколения скалолазов, чтобы свободное лазание вышло на авансцену и открыло новые горизонты в лазании.

Те самые скальники: До и после Мариахеров (Скалолазание)

Оливер Перри-Смит (Oliver Perry-Smith) - один из "праотцов" категорийного скалолазания. Фото UweDaniel.de

Возможно, началом всему послужил классический стимул: прогресс. Молодые скалолазы хотели стать лучше своих предшественников. Но ничего могло бы и не случилось, если бы не изменилась сама точка зрения: желание выйти за рамки обыденности пронизывало всё, и скалолазание не стало исключением. Всё ставилось под сомнение. Свобода исследований трансформировалась в свободное лазание, выход за пределы казавшегося невозможным, желанием пойти дальше вершины и не не ограничиваться её покорением. Фокус сместился на движения и красоту пролаза. Так скалолазание стало лабораторией движений и идей. Каждому хотелось привнести нечто личное в процесс, все хотели отличаться и постоянно меняться.

Менялось всё, включая одежду и обувь для скалолазания. Первые комбинезоны, купленные на местном рынке, джинсы вместо традиционных бриджей альпинистов, а потом и лосины, взятые тайком у подружек. Когда жёсткие ботинки предков начали исчезать, стала появляться обувь намного больше напоминающая ту, что носили праотцы 6-й категории. Они назывались ЕВ, имели подошву из гладкой резины вместо фетра и напоминали баскетбольные туфли. В те годы, до конца 1970-х, в Италии их было днём с огнём не сыскать. Возможно, именно поэтому многие скалолазы экспериментировали с гимнастическими туфлями — первоклассными кроссовками Superga — на скалах и стенах в Доломитах. Не говоря уже о распространении “легенд” о безымянных кроссовках, купленных на распродаже в супермаркете, с отличным трением. Конечно же, это были всего лишь слухи.

Фактически гонка за идеальными туфлями началась уже наравне с гонкой за категориями, и границы возможного в обоих направлениях отодвигались изо дня в день. Прототипы новых туфель разрабатывали, тестировали и рекламировали практически все пророки от скалолазания. Большое значение имела подошва, точнее магическое трение, позволяющее лазить по “лежачкам” и вертикальным стенам, ещё никем не пройденным. Тогда же появлялись слухи среди скалолазов о новой супер-резине…

Самой известной резиной была Аирлайт для сабо. Увы, очень мягкая резина невероятно быстро стиралась: говорили, что её достаточно было для одного мультипитча в Доломитах. Но вот появились Mariacher от La Sportiva...

1982 год стал стартовой и отправной точкой, которую все ждали. И если новый стиль лазания представлял собой свободу исследования новых движений, то туфли стали инструментом для этого.

Те самые скальники: До и после Мариахеров (Скалолазание)

Начало эволюции, о которой тогда все ещё только мечтали, было положено. Для лучшего результата и сохранности формы, скалолазы носили туфли на 3-4 размера меньше. В результате ноги нестерпимо болели и популярными становились различные способы упростить процесс, такие как засунуть ноги в таз с горячей водой, конечно же, в туфлях. А так же трюк с пакетиком, с помощью которого можно засунуть ногу в очень узкие скальники. Начиналась эпоха свободного лазания, которое теперь становилось к тому же спортивным, включая появление соревнований.

"Те самые" Мариахеры

Репертуар скалолазных движений тем временем непрерывно развивался. И за первым скачком в производстве тех самых скальников последовал новый. Так, например, родились в 1984 году, также у La Sportiva, первые скальники-слипперы.

Те самые скальники: До и после Мариахеров (Скалолазание)В 1984 году появилась новая модель Balerina, которая в дальнейшем дала название целой категории туфель - Slippers.

Слипперы сегодня – модель Cobra 4:99

Идея свободы вместе с концепцией свободного лазания витали в воздухе. Между тем, к 1986 году в магазинах появились скальники Mega: обувь, специально разработанная для первых соревнований Rock Master. Это подтвердило идею о отсутствии единственной идеальной модели для всех скальных пород и стилей лазания, а также необходимость адаптировать скальники под скалолазов и потребности скалолазания.

Те самые скальники: До и после Мариахеров (Скалолазание)Дидье Работу в Вердоне в скальных туфлях слипперах La Sportiva

Воспоминания Симоне Моро:

Крохотные туфли

Скальники Мега были самыми крохотными из всех моих скальников. Их размер был 37,5 при моих 42,5. Помню, что разносить мне их помог друг с меньшей ногой. Разнашивание скальников по ноге начиналось с кого-то, у кого нога была меньше — друга или, возможно, девушки, — которые начинали их носить. После этой начальной фазы, скальники начинал разнашивать по ноге уже их обладатель, пока не получал туфли исключительно точно сидящие на ноге, как перчатка. Это было безумием. Вы пробовали когда-нибудь надеть скальники на 5 размеров меньше?

Наше представление о том, как необходимо пользоваться скальниками базировалось на постановке скальника на краешек подошвы и жёсткости туфлей. Недостаточную жёсткость подошвы мы компенсировали компактностью размеров обуви. Тогда ещё не существовало такого понятия, как ставить ноги в трение. Подошва была прочной, чтобы скальников хватало надольше. Когда стирались края, и носок становился круглым, приходило время их менять. С появлением более тонкой подошвы, такой как Kendo, техника работы ног изменилась.

Те самые скальники: До и после Мариахеров (Скалолазание)Легендарные Mega и Mythos

Туфли Маноло

Чемпионом среди всех атлетов La Sportiva, подлинным идолом и моим вдохновителем был и всё ещё остаётся, лично для меня, Маноло. Вместе с Месснером он для меня легенда в скалолазании и альпинизме.

Когда появились скальники Маноло, они должны были быть лучшими из всех существующих скальников. Технологическим прорывом La Sportiva. Вышло наоборот. Эти туфли, несмотря на то, что многие идеи, которые использовались при их разработке, были успешными, стали одним из наименее успешных проектов La Sportiva. Это были симметричные туфли, в которых хотели решить проблему истирания носков с одной стороны и утраты точности движений за недлительный период носки. Двусторонние туфли, которые можно было менять местами, должны были удвоить их износостойкость. Идея была интересной. Ещё одной превосходной идеей была лента для поддержки пятки. Я помню как увидел их на ногах Маноло, зелёные, хотя я тогда не знал, что это были не двусторонние прототипы, как те туфли, что у меня. Я получил пару таких туфель, и по правде говоря, никогда не менял их местами.

Было очевидно, что они не так хороши как Мариархеры и не так хорошо работают, но я носил их довольно долго, потому что они назывались Маноло, а Маноло был моим кумиром. Мои наивность и мечтательность заставляли меня упорствовать в попытке убедить себя, что лучший атлет команды La Sportiva в любом случае обязан создать лучшие туфли. Я всё такой же и, в конце концов, я нахожу это забавным и не отрицаю. Я всегда был убеждён, что разница между тем, чтобы сделать и не сделать всегда связана с личностью, с человеком. Не от скальников это зависит, а исключительно от меня. Я был тем, кто в конце концов, компенсировал разницу и научился делать тоже, что и Маноло. Фактически, я слышал, как люди говорят, что всю свою карьеру, даже когда все считали то, что я делаю странным или невозможным, я никогда не прекращал попытки. Именно поэтому, в определённом смысле, я думаю, у меня получилось. Скальники Маноло были абсурдными, но у них была душа и мечта. Возможно, они не помогли мне лучше лезть, но они, безусловно, помогли мне стать тем, кем я есть: мечтателем и идеалистом.

Те самые скальники: До и после Мариахеров (Скалолазание)LaSportiva Manolo

***

С тех пор искусство скалолазания продолжает развиваться на скалах, боулдеринговых камнях и искусственных стендах по всему миру, а туфли продолжают меняться вместе с ним. Теперь всем известно, что для каждого типа ноги и типа лазания есть свои идеальные туфли: скальники, специальные разработанные для женщин и детей, для лазания по нависаниям, лежачкам или гранитным щелям. Лазание на стендах представляет новый пласт бесконечных возможностей.

Большой радостью для нас стало то, что скалолазание впервые будет представлено на Олимпиаде. Так что, движение вперёд продолжается, свободное лазание постоянно меняется и идет в ногу со временем. Очевидно, скальные туфли будут совершенствоваться те ми же темпами.

Спасибо, что прочитали нашу статью! А вам доводилось лазать в легендарных скальниках?