О Ермаках - немного истории и чуть-чуть лирики...

Пишет Vikzhi, 11.11.2020 16:58

О Ермаках - немного истории и чуть-чуть лирики... (Горный туризм)

Наверное, не каждый, читающий эти строки, сможет назвать марки рюкзаков, которыми приходилось когда-либо пользоваться.

Люди ветеранского возраста, наверняка вспомнят сидор – эдакий брезентовый мешок, горловина которого перехватывалась петлёй из длинной лямки, пришитой концами к нижним углам того же мешка. Сколько этих сидоров было пошито – уму непостижимо! Достаточно сказать, что он был обязательным атрибутом экипировки как русской императорской армии, так и РККА.

Сидор – он и есть сидор, где лежало всё то, что имелось у человека-горемыки. Название невольно напоминало о “сидоровой козе”, которую нужно было постоянно нещадно драть. Может, именно поэтому человек по имени Сидор стал мучеником, да ещё и святым?

Впрочем, история не о нём и не о других моих рюкзаках, таких как абалаковский, яровский, «Турист», «Акме» или «Алтай», бывший самым крупным из перечисленных. В него входило ровно двадцать пять трёхлитровых баллонов, но пустых, разумеется, иначе о том, чтобы встать с ним даже не думалось! Ещё одна банка влезала в карман на задней стенке «Алтая», который был со слов одного соратника по походам, размером больше его рюкзака! Меж всех этих фирменных мешков затесалась пара–тройка самодельных. Но память моя чаще всего обращалась к «Ермаку», к названию которого всякий раз с ноткой уважения я добавлял отчество – Тимофеич, как бы в честь легендарного завоевателя Сибири. Этого отчества удостоился только один, отдельно взятый «Ермак», с которым я прошёл свою первую горную пятёрку ещё в 1980 году!

О Ермаках - немного истории и чуть-чуть лирики... (Горный туризм)
Пятёрка 1980 г. Перед уходом с Райской поляны. На пять абалаковских - один красный Ермак, ещё с брезентовой сумкой... (пятый абалак в кадр не попал, послужил подставкой для фотоаппарата в режиме автоспуска)

Днём он был рюкзаком, а ночью превращался в удобную миниатюрную койку, ибо тогда ещё не было синтетических ковриков, именуемых в просторечье пенками. И что только мы не подкладывали под себя, чтобы сделать ночлег уютным, а сон крепким!

Предвижу снисходительные усмешки владельцев современных эргономичных рюкзаков в адрес «Ермака» – малый объём, неудобен для лазания по скалам и зарослям из-за выступающих углов П-образной рамы, да и сама рама со спицами и перекладинами – лишний вес! А между тем рама именно «Тимофеича» спасла здоровье, а может быть и жизнь симпатичной девушке по имени Лена! Случилось это ещё в восьмидесятых. Она сама подошла к косой трещине открытого ледника на Эльбрусе, заглянула в неё и сделала ещё шаг… Глубокий провал как бы позвал её к себе! После того, как она просквозила по жёлобу около десятка метров, рама рюкзака заклинилась в сужении ледовых стенок, удерживая
«пассажирку» на рюкзачных лямках. Спустившийся вниз руководитель группы Шурик сумел высвободить её из лямок лишь перерезав их ножом, предварительно обвязав девушку верёвкой. Следом наверх вытянули и «Тимофеича»… Ей богу, как повезло Лене с таким окончанием неожиданного приключения! Остались только синяки на плечах от ремней после резкой остановки. Всё это мне в лицах рассказали участники похода, возвращая одолженный «Ермак» со следами ремонта.

В дальнейшем я неоднократно давал «Тимофеича» на временное пользование нуждающимся «безлошадникам» и вот с одной из таких «прогулок» домой вернулась целой лишь одна рама, с висящей на ней изодранной в клочья сумкой. Насилие над ней произошло в ущелье реки Дамхурц, где группа расположилась пообедать на уютной прибрежной полянке. В это время из леса вылез медведь и прокосолапил к лежащим на траве рюкзакам. Средь них его привлёк «Тимофеич», вернее тянувшийся из него запах не то колбасы, не то сала. Бесцеремонно подцепив рюкзак клыками и, оттащив к кустам на опушке, разодрал его, доставая лакомую добычу. На возмущённые вопли туристов он только рыкнул один раз, после чего настала скорбная тишина. Никто не посмел что-либо возразить против мишкиной философии, подкреплённой демонстрацией клыков – раз нашёл, значит моё!

Вот такой мне довелось выслушать рассказ, после чего я обозвал наглого медведя Кучумом, в полном соответствии с исторической аналогией событий шестнадцатого века и нынешнего времени.

Казачий атаман Ермак Тимофеевич и «Ермак Тимофеич» – туристский станковый рюкзак.

Сибирский хан Кучум, заставший ночью врасплох отряд Ермака в устье Вагая и кавказский косолапый бандит Кучум, ограбивший средь бела дня беспечных путешественников у притока Большой Лабы.

Там и тут стихия воды - сибирская река Иртыш, принявшая в себя атамана и кавказский Дамхурц, на берегу которого рюкзаку настал кирдык...

Хочу завершить историю на оптимистической ноте.

Как много в жизни передряг!
Опять "Поход!" труба играет.
Уходим «в греки из варяг» –
Дорогам нет коца и края!

44


Комментарии:
2

Как только в продаже появились красные Ермаки, купил себе такой. Целых 28 рублей стоил, когда обычный - 10р. Лет 5 с ним ходил, потом еще пару- тройку лет будущая супруга. Только когда в Чехии купил классный рюкзак, понял, что Ермак не самое лучшее изобретение. Но до этого был им очень доволен.


2

То же самое было у меня. Сначала приобрёл Ермак с сумкой из брезента. Прожил три сезона, потом стал приходить в ветхость. Второй Ермак, из синтетики, прожил благополучно значительно дольше до встречи с медведем...


2

Хороший был рюкзак, с непревзойденной близостью цт к спине.После "яровских" и "абалаковских" вообще космос.

Очень комфортный в переноске.

Но- раздельные и небольшие объемы, длинный жесткий каркас.


2

Я в своем центральную перегородку сразу же вырезал. А по поводу небольшого объема, я со своими ребятами договаривался, что несу не габаритные, но тяжелые вещи. Самое неудобное было зимой приспособить переноску горных лыж.


2

...Очень комфортный в переноске... - действительно небо и земля при сравнении с бескаркасными брезентовиками. Как говориться - в первое время пользования ими после приобретения не могли нарадоваться! Позднее наступил период усовершенствований...


Мне в своё время Ермак очень не рекомендовали - типа, из-за травмоопасности. Мол, при падениях бывает, что каркас ломается и элементы втыкаются в тело. И как то у нас их избегали на этих основаниях. А вот у водников частенько встречались...
Реально бывало, или байка?
А вот каркасные а-ля абалаковские из капронового авизента закупили с десяток, сняли с каркаса, перешили лямки и из авизентовой же обшивки каркаса выкраивали горловину.


1

К вопросу о травмоопасности Ермака из инета:

...Советская промышленность расположила металлическую раму так метко, что при падении на спину с небольшой высоты турист рисковал травмировать голову или даже сломать себе шею. Кроме того, та же рама была широковатой, и ходить по густому лесу с ней было так себе: рюкзак постоянно цеплялся за ветки. Не очень удобной была сама рама и для спины: при неправильной упаковке рюкзака туда впивались две мелкие металлические дуги. Выходило не так эпично, как у “колобка”, но тоже хлопот хватало.

“Ермак” тоже пережил несколько трансформаций, первой из которых был перенос верхней рамы, ломающей шею, на более удобный уровень...


5

с фотографии в заголовке темы-

четкая копия американских станковых рюков конца 1960х - начала 1970х годов. реально легенда, некоторые используют и сегодня. спасибо ТС за напоминание. +


3

У нас в клубе обычно укрепляли сварку капроновой ленточкой, пропитанной эпоксидкой, и меняли мешок на самошитый, обычно без карманов. Это мужской вариант, девчонкам хватало оригинала и без клея. Что интересно, если в поход туристом, то с Ермаком, если в экспедицию(альп), то уже с рюкзаком без рамы, хотя там тоже на подходах не мало таскали. Были ещё Ермаки с рамами на винтиках вместо сварки.


2

...Были ещё Ермаки с рамами на винтиках вместо сварки... Наверное, не винтики, а штифты, законтренные от выпадания пружинными кольцами?


1

Российский "Ермак" изобрел известный горный турист Виталий Кукушкин


1

У родителей как мин с 1980 года был махонький станковый рюкзак, младший брат Ермака, литров на 30-40. Красного цвета, каркас из дюраля наверное, сварной, желтого такого цвета. Мешок и лямки красные, из какой то хб ткани. Мешок и лямки сгнили, а станок где то лежит... не знаю модели.

Через 10 лет конечно уже все сильно поменялось. В 1990м году папа добыл на каком то парашютном заводе каландара, строп и авизента. Из каландра сшили в ателье два анарака и две теплые синтепоновые крутки, а из авизента мама сшила нам два рюкзака по 120л - с дюралевыми латами в спине, поясами и карманами. В качестве образца взяли несколько рюкзаков у витебских горников, один помню был литров на 140 как мин и папа сделал из их конструкций компиляцию. Этим рюкзакам в 1991м люто завидовал кажется весь а/л Каракол - коллеги по отделению ходили на подход с ВЦСПС-воской колбасой за спиной и абалаковским колобком спереди. Многие подходили и перерисовывали конструкцию. А у горников к тому моменту это уже было штатное снаряжение, главное ткань и стропы достать... пряжки-самосбросы на пояс пилили/гнули сами из дюралевых пластин или тырили с ремней безопасности в самолетах.


4

++пряжки-самосбросы на пояс ---- тырили с ремней безопасности в самолетах.++

а интересно что для американских станковых рюкзаков штатные пряжки поставлялись как раз авиационной промышленностью. вот например, пряжка штатовского "станка" 1970 года производства =

1582473207

взято отсюда, там еще несколько фоток и описание этого рюка


3

Судя по тексту на фото, пряжки не "поставлялись авиационной промышленностью", а "производились по лицензии" от авиационной фирмы ("mfgd. under lic." = "manufactured under license")


0

да, вы правы, не углядел (


1

Удивительно... Как всё-таки разнообразен мир. Как разнообразны человеческие вкусы и предпочтения. Это я к тому, что на мой личный взгляд "Ермак" — это и есть то самое вредительство по предварительному сговору.

Но ладно, попробую по порядку.

В 7-м классе, в самом начале 85-го, я под папиным руководством пошил себе абалак. Классический абалак из не менее классического ленинградского фильтра (мой даже был без дырок, если кто понимает, конечно же :).

img124_cr

Он был точной копией отцовского:

img439_cr

требовал аккуратной укладки, и отличался от большинства встреченных мной рюкзаков, которые назывались абалаковскими прежде всего формой дна — эдакой трапецией с закруглёнными большими сторонами. Такая форма (опять же при нормальной укладке) позволяла нормально уложить мешок на спину. Большой кусок жёсткой пены с кировского завода, который можно было бы уложить на спину в качестве основы т.н. "американки" тогда достать было проблематично. Поэтому правильный абалак был очень годным мешком. Но (во всяком случае в тех компаниях, где я начинал ходить в школьные годы (например, секция ленинградского педа или сютур)) абалак был крайне непопулярен. Прежде всего из-за большого количества магазинных поделок, продававшихся под этой ТМ.

Шить могли и хотели не все, поэтому большой популярностью пользовался "Ермак".

img482

Тут упоминали 10 рэ, у меня другие воспоминания: брезентовый "Ермак" — 25 рэ, капроновый — 48. Может память меня и подводит.

В те времена (84-85 г.г.) "Ермак" стал самым популярным коллективным подарком на ДР в нашей компании, а кому-то купили родители. И в коллективе этих "Ермаков" нарисовалось несколько штук.

Больше всего не повезло Вовке К., который уже тогда был весьма высок, и собирал торчащей дугой станка весь снег со всех окрестных веток. Впрочем, доставалось в этом отношении и мне, потому что считалось, что на радиалки надо брать именно "Ермаки" (что меня откровенно бесило).

Также владельцы "Ермаков" не носили шатёр, вставки (так мы называли вставляющиеся друг в друга котлы) и спарку. Потому что всё это в их мешки не влазило. Все это носили счастливые любители абалаков. Примерно похоже на отношения суперлегкоходов с сорокалитровыми оспреями и владельцев столитровых мешков в одной группе сегодня.

С пилой у "Ермака" тоже были некие проблемы. Форма мешка была, имхо, малопрактичная.

Застёжка на пояснике была откровенно опасной в критической ситуации. Мягкие лямки уже на 2-3 поход требовали серьезной доработки. К тому же мне всегда было странно их крепление к каркасу.

Ну и совсем личное: "Ермак" нельзя было нормально поставить, и на него нельзя было нормально сесть, поэтому весь ермакоколлектив рассаживался по свободным абалакам. А, заметим, регулярно бывает так, что не на всём рюкзаке можно невозбранно восседать. Ну и в транспорте они всегда доставляли массу положительных эмоций своим железом. (О! Я до сих пор люблю, когда кто-либо влезает в электричку со стодвадцатилитровым комодом, к которому снаружи прикреплены треккинговые палки и термос.)

В какой-то момент удивился, увидев "Ермак" в горах. Но моё удивление исчезло, когда ермаковладелец выгрузил на поляне из него "сосиску", с которой и ушёл на восхождение.

В общем, совсем-совсем не моё оказался этот "Ермак". Ну и нельзя исключать некоего недоумения по отношению к сотоварищам, которые считали, что теперь не надо учиться складывать рюкзак (кстати, до сих пор испытываю его, сталкиваясь с концепцией "хороший рюкзак укладки не требует").

P.S. Оценить "Ермак" получилось несколько позже, когда пришлось тащить большой газовый баллон на ощутимое расстояние. Но таки всё равно отсутствие полочки на каркасе требовало для этого активного колхоза. Самопальный станок оказался удобнее, но это уже другая история.


4

// "Ермак" нельзя было нормально поставить, и на него нельзя было нормально сесть //

странно, у американских станковых предшественников "Ермака" это всё было продумано. на фото, приведенное выше sashparsh видно что рюкзак спокойно стоит на полу. там же по ссылке на других фото видно почему это возможно и почему на рюкзак можно было сесть. странно, что не скопировали.

9282476308

6282473236


0

У "Ермака" не было полочки, как у этого.

(И да, я кажется случайно нажал вам минус).


0

Это типа не "полочка" а специальная хреновина для того чтобы рюкзак можно было ставить и чтобы снизу вентилировалась спина. На неё можно правда, подвесить снарягу, например коврик как на фото выше. А вот для сидения она совсем не предназначена, там где была опубликована эта фотка, был коммент:

"Наличие металлической рамы так и провоцирует использовать рюкзак как стул. После очень длительного (пару лет) использования рюкзака способом, изображённым на фотографии, рама начала тихонько перекашиваться, пришлось её выправить и требовать, чтобы её больше так не использовали."


3

У него центр тяжести высоко был. При спуске на лыжах при переходе с наста на перемет гарантированно носом в снег. Раз попробовал, не понравилось.


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru