Перевал Дополнительный (1А) со спуском в долину реки Черек Балкарский.

Пишет shprot, 18.10.2020 12:36

В программе пилотного тура в районе Безенги в ряду с категорийными перевалами «1Б» и «2А», Дополнительный (1А) воспринимался как «проходной»

Поднялись мы на него со стороны Коштана (1Б) к 12-и или даже раньше. И тут, неожиданно выяснилось, что спуск в долину реки представляет из себя узкое ущелье с крутой, не держащей сыпухой, местами чуть разбавленной травкой, не улучшающей сцепления. Неспортивной группе с тяжёлыми рюкзаками просто так спуститься не получится. Пришлось организовывать сначала один, а затем, по необходимости, и второй дюльферы по 2 верёвки каждый, с перестёжкой на узле. И заняло это очень много времени, так как группа большая (11 человек, включая двух гидов) и не все обладают уверенными навыками спуска по верёвке. Хорошо, что ОФП у всех участников была на приемлемом уровне. Энтузиазма тоже хватало, никто не жаловался.

По счастью, в составе имелся опытный и сильный скалолаз, который активно участвовал в разведке, провешивании и, что особенно важно, снятии, перил. Мне трудно представить, как бы, и когда бы группа спустилась без его помощи. Тем не менее, после двух протяжённых по времени перильных спусков и последовавшего, тоже непростого участка раскисшего крошева, группа оказалась на крутом склоне, представлявшем из себя смесь влажных неустойчивых камней и сырых травянистых участков.

Начало вечереть. В надежде на скорое достижение выполаживания (перевал-то «1А»!) мы предприняли спуск в нарастающих сумерках, включив фонари. Однако, рельеф и характер «тропы» и не думал меняться, так что пришлось тормознуть уже в полной темноте. Остановились на крутоватом склоне с борщевиком, без воды (её запасы уже у всех вышли), без возможности поставить палатки или приготовить ужин. Кое-как разместились кто – где и стали дожидаться рассвета. "Холодная" ночёвка в коммерческом туре! Об этом можно было только мечтать:)

На утро, наши мытарства продолжились. Спуск был по прежнему крутым и, местами, неочевидным. Так что Главный регулярно бегал на разведку, что не прибавляло ему здоровья, учитывая возраст, а группе скорости.

В общем, спуск с перевала мы завершили часам к 2 дня, больше суток питаясь перекусами, после «холодной». Я заметно намял ноги, несмотря на использование ботинок, ни разу меня до этого не подводивших. До конца дня ещё блуждали по лесу, так как хорошей тропы не было и на место стоянки, куда мы должны были выйти ещё вчера, прибыли где-то после 6 вечера сильно уставшими.

Так что на преодоление перевала 1А был потрачен запасной день, предусмотренный в графике. А ведь всё это только начало маршрута и впереди нас ещё ожидали «великие дела»!

Данный текст написан с целью прояснить возникший у меня вопрос к тем, кто ходил перевал Дополнительный ранее (а место это худо-бедно посещаемое): может мы чего-то пропустили, какое-нибудь боковое ответвление? Это конечно, маловероятно, несмотря на периодические волны тумана.

Тогда хотелось бы услышать мнения и впечатления очевидцев об этом перевале. Тем более, что в теперешнем состоянии, и подъём по пути нашего спуска, по оценкам присутствовавших экспертов, так же сильно перекрывает заявленную «1А».

Последняя записка, найденная нами на перевальном, седле была датирована 2016 годом (откуда и куда шли из неё неясно). При разработке маршрута гид опирался на описание 2008 года.

Ну, есть что кому рассказать? Очень хочется побольше узнать про замечательное место, где оставил столько здоровья :)