Конжаковский горный массив. Траверс Острая Косьва-Тылай-Конжак. Май 2020

Пишет Дмитрий Савельев, 07.09.2020 13:14

Конжаковско-Серебрянский горный массив хорошо известен многим уральским туристам. Как следует из названия, все знают в основном две горы: Конжаковский камень –самая высокая точка массива и Серебрянский камень –самая доступная.

В честь праздника весны и труда и в рамках режима активной самоизоляции я решил исправить этот пробел и посетить другие вершины данного горного образования. Сначала хотел идти соло, но потом ко мне присоединилась давняя знакомая Оксана. Маршрут выбрали достаточно протяжённый: по технологической дороге на машине доезжаем до конца зоны леса, дальше пешком 5.5 км до горы Южный Иов, перед ним сворачиваем налево и стараясь не терять высоты двигаемся к подножью горы Острая Косьва, оттуда на седловину между Косьвой и Тылайским камнем, заходим на первую, заходим на вторую и далее уходим на Конжак с юга, спускаемся, выходим на тропу и возвращаемся к машине.

Конжаковский горный массив. Траверс Острая Косьва-Тылай-Конжак. Май 2020 (Горный туризм)

Пешее движение начали 2 мая в 10 часов с плановой точки на границе леса и курумов. По пути встретили ребят-фрирайдеров, которые разбили свои палатки прямо на обочине дороги (дорогой назвать сложно –скорее тропа) на краю обрыва. Позитивные пацаны. Перекинулись парой фраз, пожелали друг другу удачи и пошли дальше.
До отворота с тропы дошли быстро –часа за 2. Дальше надели снегоступы и ушли в целину. Надо сказать, что внизу под горой снега почти нет и температура +15, а там, куда ушли мы, снега было по прикидкам не менее 2 метров и температура -3. Кроме того, движение осложнял ветер с гор в 40 км/ч.

Без потери высоты дошли до истока реки Конжаковки. Хотели её пересечь в месте самого истока, но там крутизна около 60 градусов и лёд, т.е. без кошек и верёвок делать нечего, а лететь вниз есть куда. Пришлось спускаться вниз до более полого места. Нашли там чей-то каремат в скрутке, видимо у кого-то из туристов на вершине Конжака сорвало. (в личку могу сообщить GPS точку, где он лежит).
У Оксаны спуски на снегоступах не очень получаются, поэтому через некоторое время она их сняла и попробовала идти без них, т.к. имелся наст и он вроде держит. В результате через какое то время она провалилась, нога застряла между камнями, инстинктивно она её дернула и ботинок остался где-то под снегом в камнях, а Оксана в одном носке на ветру в снегу. Я был на 10 метров ниже по вертикали, поэтому быстро помочь не мог. Но опыт есть опыт –Оксана не растерялась, скинула рюкзак, достала пуховую варежку-верхонку и натянула её себе на ногу. Я поднялся к ней и совместными усилиями мы ботинок откапали. Больше экспериментов не ставили и шли везде на снегоступах. Скинули метров 50 высоты и форсировали речку уже в зоне лесотундры.

По плану ночевать должны были тут же, но время было только 18:30 и решили пройти ещё. В результате в первый же день подошли к подножью седловины Острой Косьвы и Тылая, тем самым преодолели 12 км.

Ветер был достаточно сильным: вершины всего снежного цирка вокруг украсились снежным флагами –прямо Гималаи))). Чтобы палатку не унесло, место под неё пришлось копать (с собой была лавинная лопата).

Переночевали без приключений. Оксана испытывала новый пуховой спальник от BVN и в нём замёрзла. Я в аналогичном весь упрел.
Встали в 8:30 утра, позавтракали, накипятили термосы, собрали лагерь и в 10 часов пошли на седловину. Надо сказать, что для сокращения пути пошли в лоб, поэтому уклон был достаточно сильным. За 2 часа зашли на седловину, там перекусили, оставили рюкзаки и убежали на Острую Косьву. Без рюкзаков передвигаться –это просто сказка: быстро легко и просто приятно (у меня рюкзак был 20 кг). Зашли, насладились видами на Косьвинский камень, я пофотографировл. Спустились к рюкзакам -треть плана осуществлена.

Дальше нам на Тылайский камень. Заход на него с юга достаточно крутой, рюкзаки тяжёлые, поэтому на эту гору мы шли дольше всего и труднее -приходилось петлять и искать более-менее пологие участки для подъема. Зашли на неё где-то к 16 часам. Попили чая, пофотографировали, двинулись на спуск на седловину между Тылаем и Конжаком.

Перепад высот между седловиной и Конжаком не очень большой, поэтом подъём на эту гору с юга не представляет вообще никаких трудностей. В 17:45 мы были на вершине.

По плану там и должны были ночевать на площадке рядом с крестом (вместо креста там сейчас круглый снежный нарост), но поскольку ночёвка на вершине это то ещё приключение в плане противостояния ветра и палатки, то мы решили не искушать судьбу и спуститься с горы по классике до Иовского провала и где-то там и встать на ночёвку.

Спустились быстро. До захода ещё 2 часа. Поразмыслили и решили установить свой маленький рекорд по дневному переходу - решили идти к машине. Надо сказать, что это решение было ошибкой, т.к. на этой высоте уже началась весна и технологическая дорога превратилась в сплошное снежно-водяное месиво иногда переходящее в горный поток. Добрались до машины уже в темноте с фонариками, еле живые с мокрыми ногами и сгоревшими лицами. Устали, как не знаю кто. Легли спать прямо в машине.

Итог похода: за 2 дня пройдено 31.14 км, подъемов 1551 метр, спусков 1532 метра, скорость движения 2.6 км/ч, общее время движения 12:10 часов. Но главное –это отличное настроение, перезагрузка сознания и почти полная самоизоляция )))).
Берегите себя!!! Всем удачи, и до встречи в горах!!!