Не только в Альпах тают ледники..

Пишет YuS, 16.08.2020 21:42

Неделю назад были в Софийской седловине, сделали несколько фотографий. И я решил сравнить их со снимками далёкого 2007 года. И вот что вышло...

Вид на Софийский и Софийский Восточный ледники, август 2007 г.

Вид на Софийский и Софийский Восточный ледники, август 2020 г.

Софийский ледник. Вид на пик. Кисловодска, август 2020 г.

Вид на Софийский ледник, август 2007 г.

Вид на Софийский ледник, август 2020 г.

Вид на Софийский Западный ледник, конец июля 2007 г.

Вид на Софийский Западный ледник, август 2020 г.

Нет фотографии этого года Западного Софийского ледника сверху.

Если кто пойдёт в этом году 3А на Софию рекомендую взять с собой пару-тройку ледобуров - в средней части ледника появились 2 верёвки довольно крутого льда. В верхней части рекомендую обойти трещину (шириной ~ 3 м) по бараньим лбам, что справа от неё.

печальное зрелище(

Вчера вернулись. Ходили упомянутую автором 3А. Льда под Кожухова нет. И возможности докопаться тоже нет. Утром смерзшийся фирн. Вбить ледоруб невозможно. Во второй половине дня - фирн отпускает, но докопаться до льда возможности нет. Если намеренно лед не искать, то по состоянию на сейчас буры не нужны (протаскали зря). При нормальной личной технике все ходиться без затруднений. Нужно преодолеть 3 разлома. Первый (снизу) прыгали - ширина чуть больше метра, второй - по мосту (вполне надежен), третий перед Кожухова обходили, траверсируя, справа ближе к скальному острову. От последнего вверх 80 метров 40-50 градусного фирна/снега. Шли одновременно. От Песчаных ночевок до седловины Кожухова - 3 часа.

Мы шли по центру ледника, где меньше всего насыпано камней. В средней части ледника был лёд, и я крутил единственный ледобур 3 раза, шли мы там попеременно. Шли с девушкой, и поднялись за 1,5 часа от озера до пер. Кожухова (нормального хода 2 года назад только по фирну и через мостик на последней трещине было 1 ч вверх, 25 мин вниз).

Возможно, вы прижимались максимально влево к основанию Софии. Это небезопасное место для подъёма и спуска, учитывая длинную осыпь на полке вверху (маршрут 2А), по которой, кстати, тоже может кто-то подниматься или спускаться.

Посмотрите на фото Софийского ледника (Вид на Софийский ледник, август 2020 г.), на Софийском западном леднике точно такой же бутылочный лёд, скалывающийся линзами.

Ледопад жаль. Я его успел ещё застать, году в 12м, в прошлом его уже не было.

И язык, что свешивался из-за Мелиоратора (на фото есть), совсем исчез.

Не говоря уже о леднике Ак-Айры, на месте которого теперь песчаные ночёвки.

Народ, хотим Аманауз Архызский по южному гребню (от пер Торнао (Малый Аманауз)) сходить.Кто сможет проконсультировать:

- общее описание;

- ключевой участок;

- общее время подъем+спуск;

- камнепады и прочие неприятности.