Иткол с запада 2А

Пишет Vorontsov, 08.06.2020 02:10

Иткол (3531 м) - гора, которая находится прямо напротив посёлка Терскол (Кабардино-Балкария). Живя в Терсколе, часто смотрю на неё из окна, и на днях решил сходить на неё. В интернете можно найти описание 2 маршрутов: из цирка Суаккалар и по юго-западному гребню. Первый отмёл, так как он длинный и логичен в качестве дополнения к восхождению на Сарыколбаши, а маршрут по гребню показался скучным. Решил идти с запада «в лоб»:Иткол с запада 2А (Альпинизм)
Красная линия - маршрут по гребню, зелёная - описываемый маршрут (фото с сайта http://кбр07.рф)

Подход: из села Терскол начать движение по автомобильной дороге ведущей к обсерватории, на первой развилке свернуть в сторону указателя «водопад Терскол», перейти реку по мосту, далее подъём направо крутыми полями к лесному массиву.Иткол с запада 2А (Альпинизм)Мост через реку Терскол

После выхода на верхнюю часть лесного массива движение строго вверх; всегда виден ориентир - скальная гряда перед предвершинным взлётом.Иткол с запада 2А (Альпинизм)После выхода из лесного массива; слева виден массив через который проходит маршрут по гребню

Иткол с запада 2А (Альпинизм)Нить маршрута, заканчивающаяся скальной грядой

По пути попадаются короткие скальные участки с четвёрочным лазанием, скалы надёжные, лазание приятное.Иткол с запада 2А (Альпинизм)Промежуточные скальные участки на фоне Чегета

При желании участки легко обходятся. Скальная гряда - ключевой участок маршрута. Гряда в очень разрушенном состояни, в любом месте идти надо очень аккуратно.Иткол с запада 2А (Альпинизм)Под скальной грядой. Из кулуара слева летят камни

Иткол с запада 2А (Альпинизм)Прохождение гряды

Сначала попробовал в лоб, уткнулся в короткий участок 4с над неприятным сбросом и перспективой десятка метров 4с/5а над ним, отступил. Сдвинулся левее, в кулуар, по кулуару 20 метров вверх (довольно опасно, из кулуара летят камни с футбольный мяч - держаться правого края; под ногами крайне ненадёжная сыпуха), далее ушёл направо по сыпухе в каменный угол (4б), 20 метров вверх пока не встретится ручей. Лазание крайне неприятное, был момент когда ушли 2 точки опоры из трёх.Иткол с запада 2А (Альпинизм)Взгляд от ручья вниз

От ручья кажущийся логичным уход вправо заканчивается ступенью 4с/5а с плохим подходом и неясными перспективами. Вернувшись к ручью, пролез по нему вверх 5 метров, слева чуть за углом началась немного более пологая сыпуха, проход по которой завершил скальную гряду. Дальше подъём по каменной сыпухе с обходом снежных пятен (это начало июня) вплоть до вершины.Иткол с запада 2А (Альпинизм)Снегометр

Иткол с запада 2А (Альпинизм)

Иткол с запада 2А (Альпинизм)Цирк Суаккалар с вершины

Спуск по маршруту «по ребру» очевиден и прост, держаться обрыва слева вплоть до травянистого кулуара (в темноте можно пропустить), далее ориентироваться на лес.Иткол с запада 2А (Альпинизм)Спуск

Иткол с запада 2А (Альпинизм)Донгузорун прощается

Резюме:
Маршрут оказался неплохим. Отличные виды, скальные участки «на подумать», весной западный склон быстро освобождается от снега, практически моментальный подход из Терскола. Неплохой набор высоты (1400 метров). При возникновении трудностей на скальной гряде можно спуститься вниз на 100 метров и уйти направо на ребро. По времени маршрут занял 4,5 часа вверх, 2 часа вниз. За скальную гряду оценил маршрут в 2А