Если есть на свете рай, то это Киргизия

Пишет Эндер Мамонт, 27.05.2020 12:25

Если есть на свете рай, то это Киргизия (Горный туризм)

Как правило любое серьезное мероприятие планируется за разумно долгий срок. То, что мы идем в горный поход 5 кс стало известно где то в конце осени 2018-го, мы начали собираться, обсуждать маршрут, тренировки, раскладку, логистику и десятки других важных и увлекательных вещей. Сам процесс подготовки - доставляет особое удовольствие, командная работа начинается задолго до выхода на маршрут и заканчивается после.

Была у меня уже пара лет идейка - сьездить в Крым с товарищами, скальные сборы и все дела. Так как навыки надо приобретать и оттачивать. Но получилось, что продвинутая часть горной школы как раз туда и поехала, а я повел ребят в поход в двойку на Сайрам. Тоже полезно и приятно. Хотя и немного досадно. Или нет, сборы сборами поход походом ) Как там говорится, если этот пост наберет один лайк, то я потом напишу отчет еще по весенней двойке. )

Весна, Сайрам, Молодость, Снежный Хардкор двойки в межсезонье. Если вкраце, содержимое этой серии: через несколько дней кое кто из участников уже подумывал о сходе с маршрута, но некуда. К концу похода меня начали ненавидеть. Через два дня после завершения спросили "а не хочу ли я их/не могу ли я сводить в тройку в ближайшее время". Ребята замечательные, я то с удовольствием, но планы...

Первая ласточка судьбы помахала ластами прямо когда мы ехали домой. Берт, который собрал нашу группу в пятерку, упал на сборах со скалы. Повредил многострадальную ногу. Те, кто говорит что спорт это здоровье - все же немного лукавят. Мы не унывали, впереди еще лето, купили билеты, расфасовали продукты, разобрались с бюрократией- заявка на Кубок России, со сборной и так далее. Все же не срослось. И об этом стало известно в конце августа.

Тут я кинул клич "Ребята, айда в поход!". Первым делом среди своих двоечников, затем просто по клубам. Честно говоря набрать людей за короткий промежуток времени не так уж и просто. Оставалось меньше трех недель до старта. Тут надо очень быстро взять отпуска, определиться со снаряжением, продуктами, маршрутом. Сам по себе поход в межсезонье уже тяжелее, опаснее и менее предсказуем чем обычно. Холод, сырость, снег - и прочие радости гор.

В итоге в поход на собралось шестеро. Илья Шлентов, реммастер, молодой перспективный горник )), с опытом двойки по Сайраму. Илья Верясов - мой старый товарищ, опытный завхоз, бывший в тройке. Вадим Семенов, логист от бога и финансист, если вы хотите бюджетно сходить на южный полюс или слетать на Марс - задача ему по плечу, у Вадима опыт максимум еденичка в больших горах, но + Эльбрус. Мой опыт 4ГУ и 2ГР. Завснаром был Дима Герасимов, так как по работе ему постоянно приходится иметь с ним дело - должность была в надежных руках, опыт еденичка горная + еще два альплагеря. Прекрасная половина нашего похода была представлена в виде Гульбахет, медик с двумя двойками за плечами.
В итоге - два Ильи (по тексту дальше Младший и Старина), два Вадима (один из которых ваш покорный слуга), Дима и Гульбахет. На первом собрании группы мы Диме предложили "может тебя для сохранения вселенской гармонии будем тоже называть Гульбахет", но он почему то отказался ).

Сроки были у нас были крайне скомканные. В серьезный поход сборы длятся месяцами, но вариантов особо не было. Было несколько вещей которые вызывали серьезные опасения. Даже сам район выбрать было нелегко. Осенние осадки и связанные с ними лавины. Возможная обильная тропежка и прочие, не очевидные мелочи, которые могут сильно усложить поход. На помощь пришел Олег Лукьянов, опытнейший горник, знающий все в некоторых районах вплоть до каждого камушка. "Идите по моему маршруту 14-го года". Киргизский хребет, достаточно сухие места, отличная транспортная доступность, нормальный километраж, интересные препятствия. Ну и подробнейший шикарный отчет.

Вторая вещь - логистика. За неделю другую до выхода на маршрут купить билеты на самолет в другую страну - недешевое удовольствие, да и кого то участников сливать из за бюджета если их всего 6 человек - плохая идея. Поезд же съедает прилично по времени. Схема в итоге у нас получилась такая. Мы едем до Соль-Илецка на авто (тут нам сильно помог Руслан с волшебным Русланомобилем), дальше поезд Соль-Илецк - Отар. Жд перевозки внутри Казахстана очень бюджетны. не понятно как у них так получается - пересечь пару тысяч километров - плацкарт 700 р, купе около 2х т р. В Отаре мы садимся на машину Ербола и мчимся до границы с Киргизией, переходим пешком, далее на микроавтобусе делаем заброску и приезжаем в Ала-Арчу. Обратно последовательность та же.

Третья - касалась топлива. Весной у нас были проблемы с горелками на бензине. Мы решили попробовать идти на газу. Тем более у меня были контакты, если не удастся провезти газ, где взять его в Бишкеке.

Четвертая -"Можно ли в Казахстан со своей Гульбахет". У Гули красивое казахское имя и неплохой повод для шуток )

Выехали мы 21-го рано с утра.

Если есть на свете рай, то это Киргизия (Горный туризм)
Проводы в клубе рано утром.

Дорога в Соль-Илецк ничем ничем особо не примечательная. Запомнилась лишь дискуссия - почему в Ишимбае не растут такие же замечательные арбузы как ну пару сотен километров южнее.

Дорога до Отара тоже не особо примечательна, весной хоть маки краем глаза видно, а тут лежишь, читаешь, ешь и так далее. Отар сам по своей сути гигантский танковый полигон времен Советского Союза. Находится в степи. До сих пор военный городок.

Если есть на свете рай, то это Киргизия (Горный туризм)
Отар. Памятное фото с Ерболом.

Полтора часа - мы на границе с Киргизией. С обоих сторон куча таксистов круглые сутки.
Проходим быстро, прыгаем в микроавтобус, закидываем заброску 2 и вскоре мы уже в Ала-Арче. Ура, поход начинается!

День первый. Акклиматизация и заброска.

Ала-Арча встретила нам туманом.
Прямо таки Сайлент-Хилл

Прибыли мы уже после обеда. По плану у нас сегодня налегке заброска продуктов на вторую часть маршрута и акклиматизация. В Ала Арче куча домиков, автобусы со школьниками, какие то отдыхающие, но видно что уже не сезон, летняя часть домиков закрыта. Нашли телефон местной тетки, там где говорил Олег, договорились о ночлеге по 250 сомиков с человек ( местная валюта меняется по отношению к рублю где то 105 к 100)

Следующая задача- подняться налегке 5 км вверх по ущелью, спрятать заброску в место куда мы выйдем в конце четвертого дня. Заодно мы немного набираем высоту, тоже полезно.
Если есть на свете рай, то это Киргизия (Горный туризм)
Осенняя пора, очей очарование.

Продукты прячем под кустами внизу насыпи.

Вернулись уже когда стемнело.

День второй. Первые страдания.
Если есть на свете рай, то это Киргизия (Горный туризм)
Фото памятное с козлом. Козел сзади на постаменте.

Поход у нас логически состоял из трех частей. Первая - мы аккуратно набираем высоту, немного страдает от горняшки, акклиматизируемся.

Вторая - берем еще пару основных препятствий, ходим по ледникам в связках и развлекаемся с веревками. К концу этого этапа мы набираем уже все что надо на минимальную тройку.

Третья часть - вишенка в торте - дополнительный перевал и набор километража.

Честно - я уже как то не юн, мне ближе подход старшего быка из очень бородатого анекдота:

Как то прислали опытного быка к молодому производителю наставником, дабы улучшить демографические показатели стада. Стоят они вместе на холме, смотрят вниз.

"Давай, давай побежим к вон той корове с чудесными лиловыми глазами и приласкаем ее" - волнуется молодой.
"Нет" - говорит инструктор.
"Давай, давай к той с чудесными рогами и звездочкой на лбу" -снова торопится влюбленный юноша.
"Нет" - мычит второй.
"Давай, давай к той шаловливой рыжой попрыгунье с поджарым крупом".
"Нет, мы сейчас без спешки спустимся с холма и по пути отлюбим все стадо"

Так вот, при акклиматизации спешить нельзя. Резкий набор высоты - может иметь достаточно разнообразные последствия, обычно негативные. Был еще один момент. Как всегда почти - некоторые участники заявили "нам дают две недели отпуска, больше не получается". В результате у нас 12 ходовых дней, запасных нет, что честно говоря не радует. Осенью световой день короче, погода неустойчивая. Я подумал "ребята сильные", набор приличный, но в принципе терпимый, попробуем как выиграть на первом участке один день. Забегая вперед скажу - не получилось ничего. Все вышло по графику. Была бы группа послабее - вообще могло негативно сказаться.

Встаем часа в 4 по Уфе, часов в 5 по местному времени, завтракаем и выдвигаемся. Спускаемся немного ниже по течению Ала-Арчи, ее так просто не перебродить, течение ту бурное, там судя по отчетам там спортивный мост. Судя по тому что мы видим - мост стал уже невероятно спортивным и вот вот потребует разряда по спортивной акробатике для прохождения. Если переживет еще хотя бы одну большую воду.
Если есть на свете рай, то это Киргизия (Горный туризм)
Перед выходом на маршрут в следующем году советуем узнать есть ли еще этот мост.

Бродим и поднимаемся по тропе в долину...... Золотая осень в Киргизии в то же время что и у нас.

Проходим мимо мемориала погибшим альпинистам, выходим из леса, тропинка, плановый набор высоты. Тепло, комфортно.
Не спеша, чуть позже обеда по времени, приходим на место предполагаемой ночевки, набрали уже почти километр. Самочувствие хорошее. Я знаю, что кроет не сразу, знаю, что скоро может стать тяжко, но как выше написано - межсезонье, погода, нужен запас по времени, да и высота в принципе не такая уж большая можно рискнуть. Подняться под перевал, на следующий день сбегать на вершинку 30 лет ВЛКСМ, провесить веревки на перевале, если понадобится, и через день свалить вниз. Даже ребят спросил "Здесь стоим или рискуем учитывая вышеизложенные факторы?". Решили - мы ребята из стали и только алга.
Был вариант заночевать тут

Моренная ступень. Красный пунктир путь группы.

Вид на вторую моренную ступень. Начинается снег

Где то ближе к 3500 по высоте тропинка кончилась, появился снег, камни моренные и стало идти как то немного грустнее. Начала сказываться высота. Особенно страдал Дима.

Верховья ледника Адыгене, где под перевалом Саватор-Ашу мы думали встать в этот день, уже покрыты снегом. Это значит передвижение в связках и необходимость топить воду для еды.
В результате мы сделали ход конем, встали на озере в районе глицеостанции.
Если есть на свете рай, то это Киргизия (Горный туризм)
Там течет ручеек, есть места для стоянок, есть где укрыться, и даже будка для медитации, без двери, но с видом в сторону Бишкека.

Глицеостанция
Красивый домик )

Народ в этот вечер страдал. 1300+ метров набора сказалось на всех. Вечером Гулина аптечка пользовалась большим спросом пока я не начал ругаться, запретил трогать аспирин и не выдал особо страждущим диакарб. Любят люди есть все лекарства подряд, что в лучшем случае не имеет смысла. Аспирин мы используем большей частью для профилактики обморожений, а диакарб обладая мочегонным действием снимает отечность и несколько помогает от некоторых симптомов горняшки.

Спали все очень беспокойно. Дима где то в районе полночи куда то вышел, я думал по делам там гигиеническим, но когда через 15 минут он не появился я забеспокоился. Кто знает как может проявится горняшка, может поплавать решил или сбегать для дополнительной акклиматизации на соседнюю гору. Пришлось вылазить из теплого спальника и идти искать. Нашел, немного поругался, убедился что все хорошо, и пошел ворочаться почти до утра.

День третий. 30 лет ВЛКСМ.

На территории бывшего СССР прямо таки куча вершин связанных с комсомолом. Пару лет назад я был на 40 лет ВЛКСМ, в этом походу нам довелось побывать на 30 лет ВЛКСМ. Это для нас было не основное препятствие, больше чисто для акклиматизации.

Если есть на свете рай, то это Киргизия (Горный туризм)

Особо рассказывать о нем нечего. 1Б- простенькая вершина, осыпь, небольшие разрушенные скалы.
В процессе.

Прогулка на несколько километров в связках по закрытым ледникам, набор пары-тройки сотен метров высоты. Альпинисты своим новичкам дают после таких значок. Подвиги тут особо не делаются при разумном подходе.
На вершине

В лагерь вернулись где то после обеда, на перевал решили не идти, сказывался вчерашний день.

День четвертый. Первый перевал Саватор-Ашу.

Вид снизу.

Перевалы в горном туризме бывают разные. От "да че там не спеша, по тропе, за пару часиков проидем", до "з№;!!!ц!! Как бы не убиться, хочу домой к маме" ) Или правильнее пишутся от 1А до 3Б. Самые типичные для 3 кс - это перевалы 2А, сложность начальная средняя, обычно проходятся на личной технике + несколько веревок (у меня бывало от 1 до 12 в разных походах). Все сильно зависит от времени года, состояния снежного/ледового покрова, самочувствия и уровня подготовки группы.

Мы шли в межсезонье. В это время уже бывает снег. Снег с одно стороны добавляет опасности в виде лавин, затрудняет передвижение - приходится больше ходить в связках и тропить, некоторые вещи может сделать совсем непроходимыми. С другой стороны некоторые вещи позволяет проходить проще.
На седловине
Так и получилось. Там где предыдущая группа наших товарищей под руководством Олега Лукьянова ходила по леднику просто так, мы прошли в связках. Там где они вешали на подъем веревки - мы прошли на индивидуальной технике с ледорубами. Там где летом потенциально были камнепады - у нас все было подмерзшее. В итоге мы шустро по осыпи и снегу поднялись на седловину перевала ничего не провесив. Спуск же уже потребовал пару веревок по скалам, дальше выполаживание и начался комфортный для спуска снег.
Дальше аккуратно по моренам, через бараньи лбы и прочие прелести высокогорной долины сбрасываем высоту к реке Ала-Арча к нашей заброске. Переходим реку по очень хреновому мосту и наслаждаемся заслуженным отдыхом. Первая часть нашего путешествия завершена.
Ракотерапия

День пятый. Прощаемся с Вадимом и идем в сторону Медика.

Долина Ала-Арчи

У Вадима есть глаз. Понятно что для характерно почти для любого человека, но тут есть ньюанс. У него это слабое место. Пару лет на Эльбрусе глаз покраснел, воспалился и пришлось с ним лежать 2 месяца в больнице. Поэтому все, кто идет в поход с Вадимом Семеновым, очень трепетно относятся к цвету его глаза, так как аварийная эвакуация участника с маршрута - это ЧП. Еще вчера Вадим сказал - начались проблемы.

Участники могут сойти по маршруту по разным причинам. У кого то не хватило духу, кто то серьезно заболел или вот вот это случится. Вадим физически сильный и морально устойчивый участник, но ему пришлось выбрасываться в Бишкек. Неприятно, мы договорились что он вернется, если все будет хорошо, буквально дня через три, когда мы будем забирать вторую заброску. Отдали ему палатку двушку, сами дальше пошли с четырехместной.

Я давно хотел купить нормальную большую палатку и для семьи и для походов. Взял нормаловскую Камчатку, силиконка, внешние дуги и все дела. Впятером мы достаточно комфортно в нее помещались. Единственное - слабоваты резинки в дугах.

Средняя часть Ала-Арчи на участке между впадениями правых притоков рек Туюк и Топ-Карагай представляет собой достаточно пологую часть долины, с плесами и многочисленными рукавами возле устьевых участков.

Движение вверх по долине начинаем с тропинки которая идет прямо от нашей стоянки у моста.

По правому берегу Ала-Арчи на этом участке проложена хорошая тропа – она продолжается вниз, до разливов Топ-Карагая. Идти по такой очень приятно и комфортно.

Хорошо видны крутые борта долины: скалы и прижимы перемежаются крутыми осыпными кулуарами. Осыпные склоны окаймлены снизу участками зелени (или желтизны в это время года), простирающейся до берегов реки. Визуально эта часть долины заперта одноименной вершиной, возвышающейся над ней прямо по центру. Видны притоки – река с ледника Голубина, и реки с ледников долины Туюк.
Останавливаемся на дороге, не доходя 200 метров до устья реки Туюк – здесь, на склонах мы ищем тропу. Тут есть важный момент. Нам надо на ледник Голубина, но на него в лоб не подняться, там каньон и вообще все грустно и практически непроходимо. Идем через долину Туюка, летом тут пасутся лошадки, осенью живности нет.
Долина Туюка вид сверху

Тропинка выводит нас на моренный вал. Поднимаемся по складкам местности, огибая вершинку с автоматической метеостанцией – затем по тропе выходим на гребень, разделяющий долину Туюк и ледник Голубина.
Тут можно заметить живописные развалины метеостанции. Ледник и морена потихонку движутся, соответственно домик сильно от этого пострадал. Выглядит очень опасно, даже заходить не охота.. Вокруг бардак – всюду валяются различные части приборов и снаряжения, стальные тросы и инструменты для гляциологических исследований.
Если есть на свете рай, то это Киргизия (Горный туризм)
Илюха Младший ищет что поесть...

Путь по леднику простой – в этом месте нет трещин, ледник открытый, лишь в некоторых местах припорошенный снегом. Поднимаемся вдоль правого борта ледника, уклон небольшой – до 15°, встречаются ледниковые ручьи.

Так проходим всю пологую часть и оказываемся под валом ледниковой ступени – она образована впадением ледовых притоков с бортов верховий ледниковой долины. Левая часть ледниковой ступени изрезана крупными трещинами, правый борт имеет плавный выкат и спокойное течение.

Ставим бивак прямо на леднике, недалеко от ручья. Тут ровная поверхность и есть жидкая вода, что на самом деле очень круто. ) Топить снег это достаточно долго, требует больше топлива и времени. А пить частенько хочется здесь и сейчас.

Наш колодец.

День шестой. Перевал Медик (2А). Немного огребаем

С утра погода- переменная облачность с уклоном в сторону пасмурности, ветер, периодически легкий снег, видимость километра 3-4. Терпимо, безопасно, но уже неприятно. Настораживает на самом деле. Как правило в больших горах после обеда все становится намного хуже.
Нам туда

От места ночевки на леднике Голубина, начинаем подъем на пологую ступень ледника (сразу надеваем кошки). Она выводит нас на простор верховий ледника Голубина – становится видна горная цепь Главного Киргизского хребта. Ветер усиливается.

Течение ледника спокойное, трещин нет, ледник становится закрытым, идем в связках.

В результате на этот перевал поднялись тоже не провесив веревок.

Седловина представляет собой широкое поле с небольшим уклоном в сторону ледника Голубина. С юга ее окаймляет узкий скально-ледовый гребень, выводящий на вершину пика Медик. С севера – гребни скальной разрухи.

Ветер не ураганный, но уже очень сильный, метет снег.
Радуемся жизни на Медике

Вниз, в сторону ледника Голубина, нависает небольшой надутый карниз. Ветер как из аэродинамической трубы, продувает насквозь, холодно. Снегопад усиливается, погодные тенденции не понятны. Записку написать не удалось, бумага мгновенно промокает.

Было два варианта развития событий - либо ночевка на перевале, либо экстренный спуск. Так как к утру лавинная обстановка могла стать заметно хуже, выбрали второй вариант.

Спуск с перевала начинаем со скального выступа с северной части, находим надежное место для организации станции при помощи расходной веревки. Станции на перегибе ледника (где ее делают летом) делать не стали - непонятная снежнолавинная обстановка. С вершины Медика сыплет снегом.

С первой станции спуск не просматривается полностью, лишь нижняя часть склона – поэтому, пользуемся рацией. Первая веревка на спуске – по снежно-ледовому склону 50°.
Работаем на спуске

Станцию делает Старина и уходит вниз, замыкает и сдергивает Младший.

Вторая станция на ледорубной пушке, склоны становятся положе, снег толще, лед уже глубоко. При этом снег хороший, не видно следов кристаллизации глубинных слоев.
С юга, со склона пика Медик постоянно сыплется снег, забираем при спуске севернее, к осыпи
К концу второй веревки склон выполаживается до максимум 30 градусов. Спуск продолжаем в связках.

Тут становится попроще

Доходим до выходов льда с вкраплениями камней средних размеров. Тут как громыхнет. После такого есть вероятность, что придется отстирывать штаны. Звук как будто отвалился и упал огромный кусок скалы или здоровенная лавина. Оказывается это был гром. Гроза снежная.

Здесь собираемся вместе, площадка безопасна, можно отдохнуть и собрать снаряжение. Сильно не засиживаемся. Гроза это серьезно,

Ледник закрытый, связываемся, идем правобережной боковой морене ледника Туюксу Северный – здесь удобно делать стоянку. В центре ледника зона трещин, хоть сверху навалило снегом - их четко заметно, обходим справа.

Сегодня мы первый раз столкнулись в этом походе не с очень хорошей погодой. Потеряли наверху прилично времени готовясь к спуску, было видно что участникам тяжело, у Гули даже слезы на глазах выступили, но при этом никто слова не сказал, так закаляются горники )

Ночуем на высоте где то 3850, до следующего перевала рукой подать.

Устал вставлять фото и редактировать. ) Целиком тут, если интересно https://ender-mammoth.blogspot.com/2019/11/blog-post.html