Бурятский "перевал Дятлова"...

Пишет miser, 26.05.2020 12:53

Недавно я нашел в интернете упоминания о еще одной, почти неизвестной катастрофе в горах.

Вот цитаты с сайта dyatlovpass.com

"В августе 1993 года на поезде прибыла группа туристов из Петропавловска-Казахского.
— Это совершенно голая часть гор, там только камни, трава и ветер, - приводятся на форуме слова Леонида Измайлова, бывшего замначальника Забайкальской региональной поисково-спасательной службы.
Несколько дней над горами шел снег с дождем. Выбившись из сил, группа встала на привал. Ниже, на расстоянии четырех километров, проходит кромка леса. Почему же туристы не спустились в лес, до сих пор остается загадкой.
— Утром 5 августа они собрались в путь, как вдруг около 11 часов у одного из парней изо рта пошла пена, полилась кровь из ушей. На глазах у всех Александру Крысину стало плохо, и он тут же скоропостижно скончался, - рассказывал Леонид Измайлов.
После этого, по словам выжившей Валентины Уточенко, в группе начался полный хаос. «Денис начал прятаться за камни и убегать, Татьяна билась головой о камни, Виктория и Тимур, вероятно, свихнулись. Людмила Ивановна скончалась от сердечного приступа» - такие данные были записаны в отчете о поисково-спасательных и транспортировочных работах со слов выжившей девушки.
А вот как описывают на форуме происшедшее казахские спортсмены:
«Через некоторое время падают сразу две девчонки, начинают кататься, рвать на себе одежду, хвататься за горло, симптомы те же, за ними падает паренек. Остаются девочка и парень, принимают решение оставить самое необходимое в рюкзаках и бегом вниз. Девочка наклонилась над рюкзаком, пока выкладывала, поднимает голову, последний парень с теми же симптомами катается по земле. Девушка побежала вниз. Ночь провела под камнем, на краю с лесной зоной, деревья валило рядом, как спички. Утром поднялась обратно».
«Отделившись от группы и не зная, как спасаться, туристы погибали поодиночке от переохлаждения и истощения. Растянулись по склону и умирали один за другим».
«Читал я про это несколько лет назад на сайте каком-то... Выдвигалась гипотеза о воздействии инфразвука: сильный ветер, рельеф специфический».
«Я слышал версию об отравлении каким-то газом...».
Увидев погибших, Валентина отправилась на поиски людей. Спасли ее украинские туристы-водники. Они сначала проплыли мимо, но решили вернуться - им показалось подозрительным, что девушка не отвечала на их приветствия. Несколько суток девочка не разговаривала. Трупы сняли практически через месяц, хоронили в цинке - погода, звери и птицы хорошо поработали...
Картина была жуткая, вспоминают спасатели. Почти все погибшие были одеты в тонкие трико, при этом трое босиком. Что же происходило на плато? Почему, замерзая, участники похода сняли с себя обувь? Эти вопросы остались без ответов. В Улан-Удэ было произведено вскрытие, которое показало, что все шестеро погибли от переохлаждения.

Общая информация:

Группа Коровиной
Время и место ЧП: август 1993 года.
Численность: 7 человек. Погибли 6. В живых осталась 1 туристка.
Судя по сообщениям на казахских форумах, группа запаниковала. Причина – внезапная смерть туриста.
Тела обнаружены практически в одном месте. На некоторых не было верхней одежды.
Каких-либо травм на телах не обнаружено. Официальная версия гибели: туристы замерзли."

Но из-за чего туристы повели себя так необычно и страшно - до сих пор неясно. Выдвинуты различные версии - горная болезнь, инфразвук, зона испытания секретного оружия, отравление, озон, конфликт с местным шаманом. ЧП пыталась расследовать и "Комсомольская правда", пробовали подключить телевидение. Но окончательного решения пока нет. И опять, как в группе Дятлова, есть признаки неожиданной паники. Может быть, кто-то сможет хотя бы частично объяснить эту катастрофу.

Мыло началось. Думаю коментов за штук 200 будет.

Первый пошёл! Феномен «Парадоксального раздевания». https://pikabu.ru/story/fenomen_paradoksalnogo_razdevaniya_4360445

Скриншоты документов, пожалуйста, на стол! Если нет - идите лесом.

Чего-то я разогнался. Да, документы предъявлять не надо, разберёмся. Ну и лажа!

Шли мы как-то на Эверест в начале 70-х. Вообще-то, тогда мы на него ездили каждые вторые выходные самолётом через Париж и потом электричкой на Тенгбоче - побухать, потренироваться и на вершинку Эверюги скарабкаться пару-тройку раз вечерком и домой. Брали там шерпов для подноса выпивки и колбасы, быстро лазали на вершину туда-сюда пару раз с кандибобером, потом долго парились в русских банях Тибета, и домой. Всё просто, быстро, отработано. Молодые были, минусаторам в рыло сразу ногой ибашили.

А тут вот случилось. Напал на нас ведьмак местный. Черный, волосатый, и главное, какой-то прозрачный. Ночью придет и начинает лапой по нашим мордам водить. Типа, ищет чо-та. Но не находит. И эта, растянет нас по склону и давай умерщвлять одного за другим. Мы все в акуе. Страшно. Многие со страху ссались, многие срались, а многие просто свихивались. Так прямо мы в официальные (!) отчёты местным федерациям альпенизьма и писали: "Петров и Иванова свихнулися нах". И главное, телы обнаружены практически в одном месте, на некоторых не было верхней одежды, только тапочки Адидас.

Вот и уехали мы домой, только на вершинку Эвереста сбегали раза три за вечер, но без русских бань. Дома стыдно было, что рано приехали, ну мы и выдумали, что в русских банях Тибета веники кончились, вот мы и отчалили. Вощем, скажу я вам, альпенисм это така опасна штука, это не для всех а только для нас, для смелых. Как-то так. Или нет?

Шутки шутками, а кое-что автору на его вопросы ответить можно. Не объективно, конечно, что там случилось точно уже никогда не узнать, но можно ведь и из собственного опыта и знаний. Во-первых сразу вопрос : почему "почти неизвестная катастрофа в горах"? Очень даже известная. Я разных людей водил, и в посиделках у костра со страшилками эта всплывала постоянно. Теперь по существу вопросов. Горная болезнь на таких высотах возможна, но очень маловероятна. Четвертый день, меньше двух с половиной тысяч, да ещё и у всех сразу одновременно? Ерунда. Я горняшку один раз на 2500 хватанул, но тогда я с обеда до вечера в первый же день больше тысячи взлетел, кроме того предыдущую тысячу меня такси подняло. Да и то, не очень уверен - может это два пьяных дня поезда отыгрались. С инфразвуком сложнее. Эта версия выдвигалась не только по группе Коровиной, я неоднократно встречал её и по другим загадочным смертям. Одно из объяснений феномена "Летучих голландцев" как раз связано с инфразвуковыми частотами, порожденными в сильный шторм большими волнами. По сути эти частоты действительно могут привести к плохому самочувствию и неадекватному поведению, а как следствие - к смерти. Проблема здесь в мощности. Ветер, конечно, может заставить вибрировать какой-нибудь камень с необходимой частотой, только вот для 16Гц длина волны получается двадцать с чем-то метров, соответственно для создания необходимой мощности и источник должен быть не меньше. Такие каменюки редко встречаются на ровных плато, покрытых мхом и травой, да ещё и так, чтобы с вибрацией. Во всяком случае и по видео и по известным фоткам ничего подобного вокруг не было. Хотя такая волна плохо гасится и может распространяться достаточно далеко. Да и про резонансы забывать не следует - они вообще всё что угодно сотворить могут. Но вояки, на сколько мне известно, довольно много мудрили с инфразвуковым оружием, да так ничего и не намудрили. Итог: наверное возможно, но уж очень маловероятно. Далее всякие кислотные дожди. Как бы я скептически не относился к полноценному вскрытию через месяц лежания трупа на горе, ядовитую химию или результат её воздействия врачи бы, я думаю, нашли бы. Правда, с вскрытием информация мутная - Александр видимо перенапрягся от неподъёмного рюкзака, а Коровина умерла от инфаркта. Так почему тогда всем шестерым пишут переохлаждение? На собственном опыте могу рассказать, что я снимал один раз труп с горы после двух недель, и прекрасно помню, что вскрытие уже ничего не могло показать. В заключении писалось что-то типа "необратимых изменений гнилостного характера". Скорее всего результат писался по общим данным со слов спасателей, просто, что криминала не было. Правда где-то всплывала фраза о белковой дистрофии. Вот это странно. Тушенку они ели, банки потом нашли, то есть не голодали и не всякие горные имбецылы-веганы, не на морковке шли. Но до белковой дистрофии за четыре дня дойти довольно трудно. Даже учитывая, что гнали маршрут из-за плохой погоды и отставания от графика. С другой стороны, люди молодые, жировых запасов нет, холодно, мокро и шли с шести утра и до сумерек. Может и можно. Не голодовку же они перед походом устраивали. В общем, со вскрытием мутновато, но объяснимо. Озон? Нет. В этом же районе, недалеко от места трагедии потерялась другая группа, у них никаких проблем не было. Да и Валя тогда почему не погибла. Эта логика, кстати, применима и к химическому отравлению от дождя. Отравиться чем-нибудь съедобным они, конечно, могли, но это вряд ли может иметь отношение к сердечным приступам. Версия, что после смерти руководства, часть группы уселась есть какую-то дрянь не выдерживает критики. Древние заклятия и инопланетяне тем более. Теперь про Валю. В отношении её рассказа есть определённые сомнения. Рассказ сбивчив, маловнятен, наполнен явными нестыковками. Совершенно отчетливо проглядывает неприязнь к сопоходникам. Я не хочу сказать, что она в чём-то виновата, но не очень доверяю её словам о сумасшествии ребят. Она была в шоковом состоянии, что-то могла придумать, что-то померещилось, потом она совершенно же была больная, когда её нашли. Поход был явно очень тяжелый, что для молодых и неопытных людей чревато конфликтами, она может скрывать то, что просто бросила людей на горе, психанув ломанулась в лес, а потом нашла трупы и нафантазировала. Это только версия, я не обвиняю, но хочу подчеркнуть, что веры её словам не сто процентов. Теперь почему лагерь стоял на ветру, а не в лесу. Вот тут всё объяснимо. Они шли поверху, потому что траверсировать мокрый каменисто-травяной склон сложно. Опаздывали на встречу с другой группой, спешили, шли до позднего вечера. До леса несколько километров. По мокрому склону, смертельно уставшим - это может быть и часа полтора спуска. А наутро обратно подъёма. Я в такой ситуации поступил бы точно так же. Палатка, спальник, сухая одежда, которая должна быть всегда, чашка горячего чая - я в таких ситуациях бывал, бывал и покруче. На Приполярном Урале примерно по такому же сценарию неделю шли, холодно, мокро, ветер с ног сбивает, тяжело ужасно, но все живы и здоровы. Сыну моему тогда всего 11 лет было, всё выдержал. Сложно только утром в мокрое одеваться. Но выхода нет - иначе вечером не будет сухого. Руководитель за этим должен следить обязательно. Если Коровина за одеждой ребят не следила, то становится понятным, почему они так странно были одеты - просто они замерзали и паниковали, а согреться было нечем. Потому и обувь сняли. Насквозь мокрые ботинки ночью замерзли, их просто пришлось снять, чтобы хоть как-то разморозить ноги. Неадекватность их поведения после гибели, да ещё и руководителя вполне объяснима. Однажды в походе у меня погиб товарищ. Несчастный случай. Нас было трое и я очень хорошо помню, как плохо работал мой мозг опытного туриста, готового, казалось, ко всякому. Я делал совершенно нерациональные вещи, зачем-то глубокой ночью в грозу и проливной ливень ушел от палатки на реку за водой, в темноте заблудился, больше часа бродил, пока нашел палатку. Почти сутки не отпускало. И это взрослого человека так долбануло. А что уж тут про почти детей говорить.Уставшие, не знающие что делать люди погибли от переохлаждения очень быстро. Вспомните страшную историю в Хибинах, когда отставшая от группы четверка ребят села в кружок вечером на камни отдохнуть, да так там и осталась навсегда, хотя и дождя со снегом не было, и ситуация вроде совсем обычная. Итог: по моему мнению в этой трагедии, при всех недосказанностях, всё довольно объяснимо. В отличие от Дятловцев, где тоже можно было бы объяснить вполне природными обстоятельствами, если бы не наводящая на определенные мысли реакция гбшников.

Тут тоже не все ясно. Почему при такой клинической картине (пена изо рта, катаются по земле, рвут одежду), причем у всех одновременно, судмедэксперты поставили причиной смерти переохлаждение? Измененное состояние сознания у шестерых одновременно? Есть загадочный рассказ выжившей девушки про какой-то липкий туман. Есть информация о том, что семьи погибших почему-то получили большую денежную помощь. И это в бедном 1993 году!

miser, как Abadgum уже объяснил, доверять тому, что рассказала Валентина, нельзя.

Что мы знаем достоверно: в плохую погоду большинство участников группы замёрзло.
Это трагедия, но такие трагедии случаются достаточно регулярно и могут быть объяснены естественными причинами.

Ну, липкий туман - это, конечно, фантазии. Точнее, сам туман вполне может быть мезким, но вот по поводу одновременно выявившихся симптомов от сердечных приступов до неконтролируемой агрессии и сумасшествия - это уже конспирологические версии. Может там эсминец "Элдридж" рядом проплывал и вся ситуация - последствия филадельфийского эксперимента? А вот про большие компенсации не знал! Могу предположить, учитывая странности медицинского заключения, что таким образом постарались замять дело. А то время было нестабильное, всякие проверки, полетели бы головы. Потом ещё почему-то очень тянули с вылетом спасателей, при известном маршруте и даже наличии карты с маршрутом у той же Вали долго не могли найти место трагедии. Тут и халатностью вполне может попахивать. Но всё предположения.

Ну все равно барышня не простая. Аернулась, нашла группу и закрыла всем глаза.
Это сильно...

На Ергаках, в обычный ходовой день, вошел в состояние измененного сознания. По другому это не назову. Погода стояла обычная, я был трезв, грибов не ел, был не уставший. Но гамму чувств испытывал очень далёкую от нормы. Описать, что со мной происходило, сложно. Но с тех пор стал гораздо меньше считать, что всему есть рациональное объяснение.

Вот в Ергаках-то, со всеми этими "висячими камнями" как раз версия с инфразвуком выглядела бы чуть менее фантастично. Не знаю, бывают ли там очень сильные ветра, наверное бывают - они во всех горах бывают, мне повезло с этим. Два раза шастал, и всё штиль!

Если тогда по свежаку не определились, то сейчас это гадание на том , кто к чему привык.
Можно тоько сожалеть о случившемся.
И согласен, смерть которая была описана может многих вогнеть в состояние которое потом не объяснишь, и возраст половины группы 15, 16, 19 лет

Иногда, наоборот, только намного позже удается выяснить все подробности. Например, только недавно историк-исследователь Александр Кочетков, анализируя документы, с которых сняли гриф секретности, смог объяснить все загадки перевала Дятлова. Результат оказался неожиданным! https://zen.yandex.ru/id/5eb0a56b5daea10b5d956046
Может быть, и тут когда-нибудь рассекретят документы?

да, интересная версия

По поводу "версии Кочеткова" о дятловской трагедии - мой комментарий:
Это никакая не "версия", - это полный сумбур в голове. Никаких следов криминального преступления на месте трагедии не обнаружено (и в "Деле" их нет). Убить группу из 9 человек и не оставить следов? Извините, - это невозможно на девственных снегах Урала. "Версия" должна связывать известные события и факты. И не приделывать к ним никаких событий и фактов, не имеющих никакого подтверждения. Любая "сущность" без необходимости - это выдумка. Все "злодеи" в этой истории - выдумки. Все техногенные факторы (вроде ракет или ядерных взрывов - выдумки. Если кто-то хочет понять, что и как там произошло с группой Дятлова - прочтите нашу книгу "Тайна гибели группы Дятлова" Буянова Е.В и Слобцова Б.Е - мастеров спорта с большим опытом (из 4-х печатных изданий рекомендую последнее - издательства "Родина", 2018 г.). Я 15 лет расследовал эту историю и вижу её насквозь. Трагедия произошла из-за схода небольшой лавины-осова ночью на палатку. И из-за прихода фронта арктического циклона в ночь трагедии с морозом минус 28 и ураганным ветром на открытом склоне горы (где стояла палатка), Группа Дятлова последовательно уходила сначала от опасности гибели в обвале, а затем - от опасности быстрой гибели на открытом склоне горы от холода и ветра (о такой опасности гибели их предупредил вижайский лесник Ремпель). Травмы у дятловцев - типично лавинные, от компрессии (сдавливания потоком лавины) - без внешних повреждений. Никакими "прикладами" или "взрывами" такие травмы нанести невозможно. Трагедия имела и глубинную аномальную причину: она произошла на пике экстремального 19-го цикла солнечной активности. Отсюда - и такие мощные циклоны, и такие аномальные условия зимы. На этом пике аварийность в те годы в туризме и альпинизме подскочила так, что даже спортивный туризм закрывали постановлением секретариата ВЦСПС от 17.03.1961 г.
Но... знаете, у дилетантов тяжелейшие условия возникшей ситуации и физика экстремальных погодно-климатических условий в голове не укладываются. Поэтому они - сотни людей всякие глупости сочиняют криминального плана. Без единой улики и единого факта. Прочтите нашу книгу, коллеги, - в ней ответ на все главные вопросы дятловской трагедии нами дан. Кочеткову: извиние, Вы сочинили очередную небылицу криминального "чтива". Но ни одного факта в пользу криминала у Вас нет.
С уважением, Евгений Буянов.

В Крыму на Ялтинской яйле стоит памятник погибшей группе из Донецка. Не укладывается в голове: как это могло произойти. Спустись чуток и ты в лесу. Не мистика. Но все же.

На этой самой Ялтинской яйле в нектором году в мае, мои друзья с детьми, вся группа больше 50 чел. попали в ураган со снегом. Сламало почти все полатки. Было несколько опытных ребят которые собрали в повалку всех в уцелевших палатках и дождались завтра.
Всякое бывает, мало чему приходится удивлятся. Сейчас некоторые случаи вспоминаешь с улыбкой, как на одну и туже ситуацию по разному реагируют люди.
А тут в группе были дети и остальные думаю все новички.

там были студенты 16-18 лет

Олег, там чтобы спуститься в лес, нужно тропу найти. Были весной 2015г. возле этого памятника, тропа совсем рядом, но была занесена снегом. Если бы меня не ткнули в нее носом, ни за что бы не нашла.

Я за энцефалит или похожее заболевание... вполне возможно группа на заходе попила молочка от больной коровы или ещё чего съела заразного и подхватила вирус, на 3-5 день при ослабленном организме острое течение заболевания... от энцефалита целые группы геологов в тайге умирали, да и врачи, которые целенаправленно его исследовали...

И у всех шестерых он развился абсолютно одновременно? А потом экспертиза не нашла никаких его следов?

как не странно но соглашусь с кем то предыдущим
Очень правильный диагноз, переохлаждение
Дело можно закрыть и не парится

Это если стоит задача закрыть дело. А если задача - выяснить, что произошло, надо разбираться, что и почему там творилось.

Люди которые работают на земле, они более приземленные.
Это как бугалтерия, закрыть цифирки, и это хорошо

Вообще есть ли какие-то официальные документы в доступе по этому происшествию в Бурятии?
По группе Дятлова таких документов - масса: акты мед.экспертизы, материалы УД,
отчёты поисковых групп, радиограммы и т.д.
А тут - ничего такого, да ещё устные пересказы свидетельств выжившей участницы - возможно,
уже с отдалением от изначально сказанного.

По истории гибели 6 человек группы Коровиной могу дать ссылки:
Последняя ссылка - наиболеее достоверная статья, - у меня почему-то сейчас не открывается (может, старый броузер).
У этой истории аналогов (по фактам и событиям) с трагедией группы Дятлова мало.
Сделать по ней определённые выводы трудно ввиду ограниченности информации, хотя после неё осталась свидетельница. Но свидетельство очень скупое. По разным причинам свидетели могут что-то недоговаривать - просто по непониманию ситуации, от психологического шока, от того, что они что-то важное не увидели.
Ясно, что по какой-то причине у 4-х туристов произошло нарушение психики, которое выразилось в неадекватном поведении и гибели участников. Руководитель группы погибла от сердечного приступа после гибели первого участника. Причинами могли быть переохлаждение (в условиях намокания) и упадок сил, пищевой отравление или что-то такое, что мы не видим. Если верить показаниям свидетельницы (насколько помню, Вали Уточенко). Отравление каким-то газом, думаю, не было просто потому, что на двух человек
оно не подействовало. Механизм переохлаждения в условиях намокания (в т.ч. намокания одежды) мог нарушить кровообращение и кровеснабжение головного мозга (против этого утверждения - факт, что они не потеряли подвижность, т.е. не было отказа конечностей от замерзания). Причём это могло произойти во сне. Отсюда - и неадекватные действия.

По третьей ссылке и на моём ноутбуке толком не открывается.
Подозреваю, что это тоже статья, типа первых двух.
Но это всё же не официальные документы.