Вело-ПВД на Тхачи

Пишет Сергей Вязьмитинов, 21.05.2020 15:23

Вело-ПВД на Тхачи ()
Была у меня как-то мечта - сходить в велопоход через Тхачи. Но с реализацией как-то не задавалось, то дожди, то пожароопасный сезон, то банальное отсутствие желания. В итоге, дождавшись когда снег в горах уже сойдет, а трава еще не вырастет, рванул в Fast&Light ПВД.
Вело-ПВД на Тхачи ()
Стартовал в пятницу вечером, перед закатом. Леса у нас все еще закрыты для посещения, потому хотелось особо не светиться на популярных дорогах. Идея была простая, ночью еду до упора при свете фонарика, немного сплю, и как начнет светать, выдвигаюсь дальше. Встретить в такое время егерей казалось невероятным, все они должны еще спать.
Первая часть плана далась довольно легко. Лесная, скучная, убитая машинами дорога, с набором высоты в километр, пролетела незаметно. Кто ездил на велосипеде по ночам, в местах обитания медведей, подтвердят, что скучно не бывает. Особенно, когда в кустах кто-то начинает ломать ветки. Выдыхаешь только когда этот кто-то начинает удирать от тебя.
Вело-ПВД на Тхачи ()
Ночевал на Бамбаках, не доехав километр до домика егерей (на самом деле пастухов). Сперва была обеспокоенность, как я при ветре, да без палатки, замерзну ведь? Но потом вспомнил, что я почти сертифицированный выживальщик, свернул в березовый лесок и нашел мягкую, удобную лежанку возле поваленной березы. Спал как на перине, ни в одной палатке так не устроишься - то камень под спиной попадет, то ямка. А тут травка, удобный уклон, еще и ствол дерева защищает от ветра. Благодать!
Вело-ПВД на Тхачи ()
Выехал рано, сильно до рассвета. Часов в 5 утра, когда поднимался к Шапке, сзади послышался шум от Уазика. Ну, приехали, подумал я. Но, сидевшие в машине егеря, совсем мною не заинтересовались. Видимо, у них есть задачи поважнее, чем ловить велосипедистов вдали от заповедника.
Вело-ПВД на Тхачи ()
Так как котелок у меня с собой всего один, то утром получилось поесть только сваренную с ночи кашу. Тратить время на приготовление кофе было не целесообразно. Пришлось искать безветренное место немного пройдясь, чтоб заодно и отдохнуть. Таковым и стал грот возле тропы на Сундуках. Грот неплохой, хотя в этот раз дул очень сильный южный ветер гулял даже внутри.
Вело-ПВД на Тхачи ()
На Сундуках дорога сменилась на неплохую пешеходную тропу. Местами по ней можно даже неплохо ехать. Год назад трава была высокой, грязь жидкой, а велосипед тяжелым, по этому ехалось с трудом. Сейчас же, мне местами мешал сильный боковой ветер. Как дунет, аж руль сворачивает. А с Восточного Ачешбока так и вовсе не удалось скатиться - тормозило встречным потоком.
Вело-ПВД на Тхачи ()
Местами, на северных склонах и в ложбинах, встречались снежники. В основном они неплохо держали и не проваливались, но были скользкими. Хорошо, что поехал в контактных сандалях, у них твердая подошва и они рубят ступени не хуже горных треков. Оказалось, что контактная обувь великолепна для походов - контактные педали мелкие и почти не бьют в голень.
Вело-ПВД на Тхачи ()Вело-ПВД на Тхачи ()
Вело-ПВД на Тхачи ()
Единственная проблема снежников - на них хорошо отпечатываются следы. Когда они пятипалые и с когтями, то это не очень приятно. По дороги от Сундуков до Чертовых ворот встретились туры, козочки и даже зубры!
Вело-ПВД на Тхачи ()Вело-ПВД на Тхачи ()Вело-ПВД на Тхачи ()
На Восточный Ачешбок карабкался с трудом. Не знаю какой там градиент, но в лоб я не смог его взять даже со своей легкой поклажей. Благо, травы нет, можно закладывать серпантины.
Вело-ПВД на Тхачи ()
На Чертовых Воротах ветер начал напоминать Патагонию. Местами нельзя было не только ехать, но и идти - на перегибах порывами буквально вырывало велосипед из рук. Если бы к нему добавить мелкий дождь, то увеличившейся плотностью воздуха сшибало бы с ног.
Вело-ПВД на Тхачи ()
Встретились и туристы - нарушители самоизоляции. Трое, шли с Тхачей ночевать за Воротину, а после обратно. Пугали, что дальше тропа теряется в снегу и с велосипедом будет тяжко. Как бы не так, это с их огромными рюкзаками должно быть тяжко! Велосипед сам едет, его только направляй.
Вело-ПВД на Тхачи ()
Чуть позже, внизу видел мотоциклистов, но с ними, к счастью, не пересекся. Людей в горах практически нет. Зверья за Воротами, тоже не встретилось. Странно. До этого видел и зубров и туров и козочек, а тут как отрезало.
Тропа, огибающая Малый Тхач, и в самом деле оказалась в неважном состоянии. Много снега и веток, но, преимущественно вниз. Да еще и меток кто-то на деревьях наставил, не потеряешься. На перевале Тхачинском из кармана вывалился фальшфеер. Подумал, что это знак, и переложил его поближе. Правда, медведи так и не показались. По плану, сегодня заночевать можно здесь, в балагане Ветренном. Но было всего пол второго, а на завтра обещали ливни, и у меня появился настрой проверить свою выносливость. Решил двигаться вниз, в цивилизацию.
Вело-ПВД на Тхачи ()
С перевала тропа зачем то пошла вверх, в сторону вершины Большого Тхача. Тропе виднее, подумал я, и начал толкать велосипед. Через какое то время начались кусты и курум. Дорога "вниз" нравилась мне все меньше и меньше. Сверился с картой - все нормально, видимо, огибает какой то распадок. В итоге, тропа ушла наверх, а мой трек пошел по хребтику вниз, без очевидных следов частого пребывания здесь туристов. Кто и зачем нарисовал на карте свой трек, неясно.
Через какое то время на хорошую тропу я все же вышел, шла она низами, и зачем было карабкаться на стенку Тхача - непонятно. Новая тропа сначала шла по красивому, яркому, весеннему буковому лесу, а затем вышла на поляны, с которых открывался вид на крутые скалки. Если бы не недавние ветровалы, по тропе можно было бы ехать не останавливаясь. Этой зимой были необычно сильные ветра и их последствия я встречал повсюду. В самых разных частях нашего района встречаются не только сухие ветки, но и здоровенные буки сломанные пополам.
Вело-ПВД на Тхачи ()
Вело-ПВД на Тхачи ()
В какой то момент захотелось устроить себе второй обед. На тропе встречаются небольшие ручейки, слегка заболоченные, и не очень располагающие к остановке у них. По этому я двигался все дальше и дальше, к очередной точке на карте, где был обозначен источник воды. В первый раз это оказался водопой для коров. До него я двигался примерно пол часа, предвкушая отдых в красивом месте. Следующей точкой должна была оказаться речушка, пересекающая дорогу. Но там оказалось болото. Дальше была река Ходзь, но до нее нужно было еще доехать, сбросив почти всю высоту. В общем, второй обед выдался в шесть часов вечера. Мораль - видишь воду и хочешь жрать - остановись и пожри. Воды дальше может и не быть.
Вело-ПВД на Тхачи ()
До дому оставалось еще 50 километров относительно хреновых дорог и чуть меньше километра набора высоты. Решил, что надо взобраться на Герпегем, а там искать подходящее место для ночлега, ведь спал я сегодня всего часа 3. В гидропак налил литр кофе с сахаром, дабы было веселее.
Вело-ПВД на Тхачи ()
Дорога хоть и стала лучше, но на ней появились лужи. В одну я красиво завалился, когда забитый грязью шип не выстегнулся из контакта. Ох уж это ощущения медленного заваливания прямо в воду! Если до этого, с мусорным мешком вместо велорюкзака, я выглядел как бомж, то теперь стал выглядеть как грязный бомж. Благо, через населенку ехать совсем недолго, всего километров 10.
Вело-ПВД на Тхачи ()
На хребет Герпегем поднимался по треку построенному с помощью gpsies. Он, вроде, должен был показать короткую дорогу с малым набором. В результате я не только пропустил закат шарясь по лесным дорогам, но еще и попал на засохшие грязи вытоптанные сотнями коровьих копыт, ехать по которым сущая мука. На самый верх хребта трек все равно вывел, так что и набор сократить не вышло. Мораль - где возможно, ездите знакомыми дорогами. Особенно, если время идет к закату.
Вело-ПВД на Тхачи ()
Двигаться дальше пришлось в кромешной тьме. Порой распугивал стада коров. Порой - табуны лошадей. Лошади в темноте, как сурикаты, пары глаз хорошо отражают свет фонарика, а они еще и головами в разные стороны качают. Вот и шатаются в темноте из стороны в сторону пары светящихся бусинок.
Заменил батарейку в налобнике и стал искать воду. В гидропаке у меня остался сладкий кофе, который не очень подходит для приготовления гречки. Второй раз за день накололся с водой. И опять пришлось медленно и печально двигаться до источника обозначенного на карте. Два километра - полтора - восемьсот метров - триста - а там очередная лужа для коров. Чуть выше, правда, нашлась чистая лужа, куда копытные не заходят, но вода все равно стоячая. Выпил кофе из гидропака, его оказалось почти две кружки. Заправился водой и двинулся искать место для ночлега.
Пока добрался до свертка к знакомому гроту, кофе отрыл мне второе дыхание и ни о каком сне уже не было и речи. Я бодро вкручивал в локальные подъемы, а на спусках так и вовсе приходилось себя сдерживать. Решил ехать домой, ведь оставалось всего каких то 15 км, преимущественно вниз.
Перед самым въездом в деревню, дорогу перескакал заяц. Леса так очистились от людей, что зайцы то ли заскучали, то ли совсем потеряли страх.
Дома был в 11 вечера.
Итого, если верить GPS, 128км за 18,5 часов ходового времени и 5000м набора высоты. Страва, правда, насчитала всего 122км и 3300м, но она явно срезала все локальные спуски и подъемы на участках траверсов хребтов. А было их очень немало и брались они совсем не накатом. GraphHopper, кстати, тоже порядка 5000 насчитывал, когда трек рисовал.
Маршрут оказался вполне проходимым с велосипедом в это время года. Чуть позже, подросшая трава будет мешать крутить педали. Часть крутых участков очень сложно преодолима с тяжелым велорюкзаком, по этому есть смысл максимально облегчить поклажу. На машруте есть гроты, в которых при необходимости можно переночевать, и не только те, которые я посетил в этот раз. При хорошем прогнозе погоды нет смысла брать с собой палатку. В целом, конечно, маршрут скорее пешеходный чем вело, но в наше непростое время организовать заброску и выброску довольно сложно.
Ссылка на трек

32


Комментарии:
0
Спасибо, интересно!
Добавьте нитку gps - может кому пригодится

Добавил, но сомневаюсь, что трек кому нибудь потребуется, там все довольно тривиально.
Целью публикации было показать красоты района Тхачей, хребта Агиге и Бамбак. А то создается впечатление, что о таком компактном, но очень красивом районе мало известно широкой публике.
Спасибо за отзыв.

0

Да-а , " ... компактный ...район ... " - что надо ! Были там ( до п. Никитино ) в начале мая 2018-го . Обязательно надо повторить , и не раз .... .

P.S. Естественно были "пешком" .


0
Классное путешествие! Говорят, что контактные педали, наоборот, мешают, когда дорога не совсем твердая. В воду падать не айс, но точно мягче, чем на асфальт.
Gpsies вроде бы все.

Я тоже долгое время считал, что мешают. Но оказалось, что скорее нет, чем да. А в воду падать совсем необязательно, просто после 12 ходовых часов внимательность притупляется.
Gpsies все, но он перековался в какой то новый сервис. Функционал пока особо не пострадал.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru