Пишет ayelkov, 07.05.2020 12:02

30 лет назад состоялась Советско-Американо-Китайская экспедиция «Восхождение Мира на Эверест». В составе интернациональной команды на вершину поднялся выдающийся украинский альпинист Мстислав Горбенко, который рассказал об этом событии:

В 1990 году, в мае 7, 8 и 10-го было совершено уникальное по тем временам восхождение на Эверест с севера по СВ гребню. 20 участников международной экспедиции Everest Peace Climb, альпинисты трех стран – США, СССР и КНР достигли вершины.

К юбилею исторической экспедиции «Восхождение Мира на Эверест». Сообщение от Мстислава Горбенко (Альпинизм, эверест-1990, мстислав горбенко)

Мне повезло представлять Украину в этой экспедиции. 8 мая я провел на вершине мира в полном одиночестве более одного часа. В те давние времена действовали совершенно адекватные правила восхождения – 1 маршрут – 1 экспедиция, т.е. на маршруте работала только наша экспедиция. Каждому участнику выпала возможность поработать первым, участвовать в забросках грузов и достичь вершины. Работали мы, как всегда, самостоятельно без шерпов, без применения кислорода (до 8300 м) и ещё очистили гору от мусора.

Подробности этой экспедиции можно прочитать в интернете в моей первой книге «Восхождение Мира на Эверест».

Сегодня я вспомнил об этом самом интересном и важном для меня событии в альпинизме потому, что многие восходители, тренеры этой экспедиции собрались отметить 30-летний юбилей на встрече в Любляне в гостях у моего напарника по связке Андрея Целищева. Всемирный карантин спутал все наши планы, но я предложил моим друзьям Владимиру Шатаеву, Эрику Ильинскому, Саше Токареву, Андрею Целищеву, Виктору Володину, Лаверн Вудс, Эду Вистурсу, Иену Уэйду не огорчаться и перенести эту встречу, как и Олимпиаду, на 2021 год!
У каждого из нас, конечно, были гораздо более сложные маршруты и экспедиции, но наша совместная подготовка в горах на многочисленных сборах в разных горных районах мира и два месяца под Эверестом сделала нас большими Друзьями.

К сожалению, с нами не будет восходителей на Эверест Григория Лунякова, Сергея Арсентьева, Кати Ивановой, Анатолия Мошникова, погибших в горах. Нет с нами и доктора Эдика Липеня…
Пришло письмо от руководителя нашей экспедиции, первого американского восходителя на Эверест Джима Уиттакера, как всегда с юмором : «Спасибо за приглашение на встречу – это хорошая идея, но мне уже почти сто лет (91 год), и я смогу быть с вами только мыслями и на расстоянии».

Надеюсь, что в эти майские дни китайские альпинисты достигнут вершины Эвереста по маршруту первопроходцев с севера спустя 60 лет. Пожелаем им удачи! Возможно, что там будут участвовать и наши тибетские восходители на Эверест 1990 года, но с ними у меня связь потеряна.
До встречи в 2021 году!

Разрешите Вас всех поздравить с этим Великим юбилеем. Светлая память ушедшим в мир иной. Врачевал Гришу Лунякова и Толю Мошникова. Имел честь работать с Эдуардом Липенем во время совместной экспедиции зимой на пик 7495 и жалею, что было так коротко и жалею, что этих людей больше нет среди живых

Советско американо китайская экспедиция , откуда взялся украинец ? Просочился ?

)))

Там еще казахов толпа :)

Поздравляю, Слава с Юбилейной датой восхождения.

Поздравляю с таковым Эверестовским тридцатилетием!
Очень полезное и знаменательное напоминание о том дружесплочающем и отважном событии времён СССР. И память об ушедших.

В 2020 году могло бы состояться нечто аналогичное:

В этом феврале Министерство обороны Непала направляло в военные ведомства России, Индии, Китая и США приглашения на совместное, международное восхождение в этом году на Эверест в мае. Причём расходы на подъём брала на себя армия Непала. (Посол Непала в России обронил, что восхождение одной команды численностью 20−25 человек стоит более 50 тысяч долларов.)

* * *
!! Автору поста и Мстиславу Горбенко: если Вас интересует, как попытаться восстановить связь с тибетскими спутниками-восходителями 1990 года, то, на мой выпуклый морской глаз, есть не безнадёжный вариант. Если интересует, изложу.
Спасибо за упоминание о Книге, и за гиперссылку на неё. Открыл. Работает.