Спасработы-2 Уллутау-чана, август 2004 г.
Друзья, нашел -таки записи в архивах. Публикую. Может быть кому-то пригодится в горах. Этот материал я давал в газету, поэтому и стиль такой. Буду вставлять и конкретную информацию.
3 августа 2004 года.
Солнце катилось к западу, отбрасывая длинные лучи на грандиозную заснеженную стену горы Уллутау. После тяжелого пятидневного цикла учебных занятий с молодыми спасателями Дагестанского ПСО МЧС России я уже заканчивал спуск с тренировочной вершины и, лавируя между палаткам, подходил к базе. В горах был разгар сезона. Разноцветье палаток лепилось около базы, на штурмовых ночевках. Наиболее экстремальный и спортивный народ России и других стран стремился как можно полнее использовать погожие дни для завершения своих программ восхождений.
Горы сияли снегом, лица- улыбками. Ниже белых пятен снегов зеленели альпийские луга. Чистые ручьи звенели в тишине гор. Как говорится, ничего не предвещало...
Сообщение от руководства базы о ЧС в раойоне вершины Уллутау я получил в 19.00 ( На связи двойка Плешивин- Беширов, Ток--44: маршрут Мальцева ЧП,один участник в тяжелом состоянии, удар камнем-П.Л.) Несчастье случилось в группе восходителей из Великого Новгорода. Внезапный камнепад обрушился на альпинистов, когда те находились всего в 200 метрах от вершины. Как потом мы выяснили, тяжелую травму получил руководитель группы Вячеслав Иванов. Он затем смог пройти еще одну веревку, так как в группе были три девушки. Вячеслав выполнил свой долг мужчины и альпиниста до конца. Его последними словами были: " Девочки, перила, страховка готовы..." Оставшиеся травмированные участники не смогли сразу подойти к пострадавшему. Когда девушки распаковывали рюкзак руководителя, то уронили спасительную рацию. По этой причине информация о ЧС поступила к спасателям с опозданием почти на сутки. Девушки смогли докричаться до группы, которая и сообщила о ЧС. Эти подробности мы узнали лишь через сутки. А пока ситуация была неясной. Неизвестен был и характер травм и состояние группы.
В 19.30 информация ушла в ПСО "Шхельда". Оповощены все группы аб "Уллутау".
В 20.00 группа Евгения Блошко ( г. Черновцы) вышла с Чегетских ночевок на перевал Гарваш.( Ток-3).
Совещались мы недолго. Решили, что сегодня в полночь выходят спасатели Эльбрусского ПСО, Одессы и Москвы. Дагестан выходит чуть позже. Спасателям предстояло преодолеть перепад 200 метров и подойти к пострадавшим.
23.20. Барабанов Сергей ( МЧС), Олик Анатолий ( Одесса), Карасев Игорь ( Москва) вышли из лагеря.
.... Растянувшись длинной цепочкой, тяжело нагруженные снаряжением, продуктами, медикаментами, спасатели двинулись вверх.. Передовая группа "Эльбруса" светилась огоньками фонариков далеко вверху, и я старался не догонять своих коллег, памятуя о том, что силы надо беречь и каждая группа должна заниматься своим делом. Задачей "Дагестана" была помощь "Эльбрусу" в работе на вершине, после того, как они подойдут к пострадавшим ( мы вышли в 4 утра).
В 7.50 группа Украины ( Блошко) сообщила, что они двигаются от перевала ко 2-й западной Уллутау. С ними 3 человека из МИФИ.
8.30. МЧС: вертолета не будет, 4 спасателей выехали ("Шхельда).
10 часов 4 августа. Девушка из пострадавшей группы в тумане вышла на Гарваш к палаткам МИФИ и сообщила, что вчера на спуске потерялся Фофанов Василий из группы Великого Новгорода. Высота примерно 4000 метров. А ночью мороз был -6 градусов.
Наша задача существенно осложнилась. Две девушки на стене( в двух веревках от гребня) вторые сутки ждали нашей помощи. Один альпинист исчез бесследно.
Решили, что "Эльбрус" продолжит движение к пострадавшим, а "Дагестан" начнет поиски парня.
И мы продолжили подъем вверх. Туман, непогода. Но в разрывах мы заметили нечеткие следы, которые вели на отвесы Южной стены. Вдвоем с самым опытным спасателем начинаем осторожный спуск в неизвестность.. погода испортилась совсем. Потемнело. Засверкали молнии и снег стеной повалил на гребень. Оставляю часть группы на гребне в палатке. Они готовят и чай и ждут нашего возвращения.
По крутому снежному склону проходим несколько веревок вниз. Снег глухо ухает подо мной. Проваливаюсь почти по пояс. Да и сверху тоже небезопасно- нависли снежные карнизы. Видимость снижается до расстояния вытянутой руки. Движение в "молоке" непредсказуемо. Благоразумно ухожу вправо на борт кулуара под защиту скально карниза. Без всякой надежды на успех начинают звать пропавшего : "Вася-я-я!". Голос вязнет в тумане и свисте поднявшейся пурги. Зрением, слухом о обонянием впиваюсь в эту круговерть. Ничего, ни звука!.
Решаю, что пропавший альпинист уже лежит тысячей метров ниже, засыпанный многометровой толщей снега и льда.
Сооблазнительно вернуться наверх в палатку, силы на исходе, а там готов лучший из напитко- чай с лимоном!
Борюсь с минутным малодушием. Все ж время и мое состояние еще терпят. Решаю работать дальше.
Снова ору в туман. И вдруг! Откуда-то из бездны доносится слабое:"Я здесь..."
Каждому спасателю знакомо это чувство, не знаю как его назвать, когда после, казалось бы бесплодных поисков, он выходит на ясный и понятный след. Пострадавший где-то здесь! Живой! Подает голос! Силы мои увеличиваются многократно. Снова кричу несколько раз. Тишина. Только шорох снега . Не помню, но полчаса точно орал. Сорвал глотку.
Начинаю сомневаться. Так, думаю, после горы сразу спасы, без еды, воды. Ну точно глюки у меня.
Погода чуть проясняется, видимость до нескольких веревок... Всматриваюсь и замечаю далеко внизу подобие следов ( снова глюки?). Снова на тщательной страховке очень медленно двигаемся вниз. На частых остановках смотрю в разрывы тумана. Мое терпение было вознаграждено: на противоположном крае отвесной скалы ясно вижу сидящую в позе эмбриона фигурку. На мой окрик фигурка медленно выпрямляется, стряхивает снег.
- Вася, это ты?
-Я...
- А почему не отвечал?
-Я уснул...
Измученный многосуточной борьбой за жизнь альпинист, услышав голос спасателя тут же уснул, сидя на рюкзаке.
- Как самочувствие?
-Нормально
-Идти можешь?
-Могу.. Я заблудился...
Все, парень, теперь ты не заблудишься, ты в надежных руках.
Внешне он выглядит измотанным, но держится отлично.
Ну дальше- дело техники. Но снова гроза. Очень опасно! Противно закололи кончики пальцев, волосы из под каски засветились. Спускаемся на Гарваш, где отдаем парня сердобольным и ласковым московским студенткам. Русские женщины..Эх, с ними не пропадем!
Мы работаем сегодня уже 20 часов кряду. Усталость валит с ног. Убаюканный заботами альпинисток Москвы, я мгновенно проваливаюсь в сон.
Немного о том, как прошел день 4 августа у других.
13.00 Радиосвязь. У Вячеслава сломаны ребра. У девушки сотрясение мозга ( удар камнем). Ток-44 на 2-м взлете в палатке. К ним присоединился Барабанов и они должны идти по гребню к пострадавшим.
14.00 Черновцы двигаются к "Утюгу", за ним Барабанов, Олик, Карасев
15.00. Ток-3 на гребне. Гроза! Ток-44 на гребне тоже.
16.00 "Дагестан"- нашли Фофанова!
Наступило утро 5 августа.
10.30. Спасатели встретили двух девушек. Теперь задача "Дагестана" снова идти наверх с запасом продуктов и снаряги. " 13.15- Эльбрус" Толя Олик - Одесса сообщил, что девушки могут идти, но очень слабы и нуждаются в отдыхе. Конечно, девчонкам лучше отлежаться и, самое, главное, вдоволь напиться воды, без которой они были двое суток.
6 августа в 13.00 мы встретились с "Эльбрусом " на вершине. Девочки идут на страховке. Измучены. У одной каска разбита. Но держатся геройски. Предложенную воду тут же выпивают, съедают несколько конфеток. Капелька воды остается на симпатичном носике. Достаю платок, вытираю, как ребенку.
- Спасибо, Петя...
Чуть с гребня не упал
- Откуда ты меня знаешь? В ответ улыбка Джоконды...
По гребню на страховке сопровождаем девчонок.
К вечеру весь караван подходит на Гарваш. Навстречу вышли Новгородцы. Здесь все дали волю чувствам. Обьятия, улыбки. Девчонки расплакались. Мы тактично отошли в сторону. Да и миссия спасателя была выполнена. Спасли четверых: Васильева Ирина Владимировна-25 лет, Фофанов Василий Сергеевич-22 года, Чибиток Галина Владимировна-27 лет, Моссе Юлия Анатольевна-35 лет.
Тело Иванова Вячеслава было снято со стены в ноябре альпинистами г. Прохладного ( Дунцов Валентин). Уважение им и благодарность
Спасибо автору!
Внимательнейше, с интересом и с уважением прочитал. И ещё раз; - оно того стОит.
Как отчет о реальных спасработах - возникает много вопросов.
Спускались ли спасатели к пострадавшему Иванову? Если да, то каково было его состояние. Если нет, то почему, ведь можно было сбросить 2 веревки с гребня и дюльфернуть.
Каким образом была констатирована смерть В.Иванова? Что, в итоге, написано в документах? Из рассказа мы поняли, что перелом ребер, и типа пролез еще веревку, а дальше что?
Каким образом группа разделилась и двойка (девочка с Фофановым) оказались на гребне?
Проводилось ли наблюдение в трубу с плаца Уллу тау, и что было видно. Понятно, что непогода, но какие то разрывы облаков за несколько дней могут быть.
А то какая то непонятная спасаловка получается.
Другие подробности и документы мне неизвестны.
Потепление климата привело к тому, что многие маршруты комбинированные, скальные, ледово-снежные сильно вытаяли, т.е. порода, закрепленная 50 лет тому назад льдом , сейчас свободно лежит на скалах. Характерный признак опасности скального рельефа- это когда мы видим более светлые скалы, чем окружающий рельеф. Это означает то, что лед отсюда ушел лет 5-10 тому назад и более не вернулся. Окружающие же скалы покрыты лишайниками и значительно более темные.
И естественная камнеопасность, связанная с температурным режимом суток также возросла.
Рекомендую выбирать южные стены Бокового хребта, Скальный хребет. Там безопаснее.
Камнепады всегда были одной из главных причин травм и гибели альпинистов в горах. И в последние тридцать лет климат решительно поменялся в сторону потепления. Все описания маршрутов, составленные десятки лет тому назад, работают лишь отчасти. Классические комбинированные маршруты становятся опасными даже зимой. Поэтому, выбрав маршрут, надо организовать непрерывное наблюдение за жизнью стены, установить график камнеопасности.
Но на спасательных работах все намного опаснее, чем на плановом восхождении. Спасатели рискуют очень сильно. Факт.
А одно девочка из этой группы была в феврале у нас в Ерыдаге. Она очень ходовая, энергичная. Жизнелюбка.