Невозможное — возможно. 14 восьмитысячников за 6 месяцев и 6 дней
«Сделать то, что другие считают невозможным», — такую задачу ставил перед собой Нирмал Пурджа, задумывая свой проект. Для осуществления мечты он уволился со службы и заложил дом. Рассказываем историю непальского альпиниста и его знаменитого рекорда.
В конце 2019 года альпинист из Непала Нирмал Пурджа установил новый мировой рекорд по скорости восхождения на все высочайшие вершины мира. Чтобы взойти на все 14 восьмитысячников, Нирмалу потребовалось 6 месяцев и 6 дней. Для установления предыдущего рекорда, зафиксированного в 2013 году, корейскому альпинисту Ким Чхан Хо понадобилось 7 лет, 10 месяцев и 6 дней. Ранее у польского альпиниста Ежи Кукучка это заняло 7 лет, 11 месяцев и 14 дней. А 36-летний непалец завершил свой проект «14/7» — 14 восьмитысячников за 7 месяцев — даже быстрее запланированного на 24 дня.
К настоящему времени 41 альпинист поднимался на все 14 восьмитысячников мира. Среди них и Райнхольд Месснер, сделавший это в одиночку и без использования кислородных баллонов. Нирмал Пурджа выполнил эту программу быстрее всех, установив сразу 7 мировых рекордов, занесённых в Книгу Гиннесса.
«Я хотел стать гуркхой»
Свой проект Нирмал назвал Project Possible. Когда он объявил о своей программе, в альпинистском мире её не приняли всерьёз. И это неудивительно, ведь тогда Нирмал не имел за плечами никаких особых достижений среди восходителей. Будущий рекордсмен начал заниматься альпинизмом в 2012 году, а на свой первый восьмитысячник поднялся в 2014-м, всего за пять лет до начала проекта. Кто же такой этот Нирмал Пурджа или просто Нимс, как он сам себя называет?
Нимс родился в равнинной части Непала, в маленькой деревне Дане в районе Мьягди, а вырос в районе Читван. «Это самая плоская часть рельефа во всей стране!» — шутит Нирмал. Он хорошо учился в школе и говорит, что никогда не хотел быть пилотом, доктором и тем более альпинистом. «Я хотел стать гуркхой, это была моя единственная мечта. Единственное, чем я хотел заниматься». Как его отец и брат, которые служили в отряде гуркхов в британской армии.
Гуркхи — это военнослужащие британской армии из непальских добровольцев. Так же называется небольшая народность, населяющая район Непала. Набор гуркхских добровольцев в ряды британской колониальной армии начался в 1815 году. После того как англичане оставили Индию, гуркхи продолжают служить в вооружённых силах Великобритании. Сейчас гуркхи уже не считаются наёмниками и полностью интегрированы в британскую армию. Гуркхи прославились своей невероятной отвагой и стойкостью, а их боевой клич наводил ужас на врага.
Его мечта осуществилась в 2003 году, когда в возрасте 18 лет Нимса приняли в бригаду гуркхов. Конкурс был огромный. «Из 200 человек отбираются всего лишь 10 или 11. И вот ты среди них, переходишь от звания к званию, думая иногда, что ты несокрушимый или просто суперчеловек…»
Нирмал Пурджа на военной службе © twitter
После 6 лет службы Нимса перевели в Особую лодочную службу (SBS), где он стал солдатом элитного подразделения спецназа Королевского флота. Подразделение состояло в основном из коммандос Королевской морской пехоты и специализировалось на проведении контртеррористических операций на море. Особая лодочная служба считалась самым элитным подразделением спецназа Королевского флота.
«Из деревенского мальчика в шлёпанцах я превратился в солдата элитного подразделения британской армии, который курсирует по морю в сверхмалой подводной лодке», — рассказывает Нимс, — «Люди должны прислушиваться к таким историям… и никогда не переставать мечтать».
Чтобы совершить невозможное, пришлось заложить дом
И тут Нимс заинтересовался горными восхождениями. Он начал с вершины Восточная Лобуче высотой 6119 м. Это было в 2012 году. Тогда же Нирмал получил начальный урок хождения в кошках. Спустя два года Нимс отправился на свой первый восьмитысячник. Восхождение на Дхаулагири тогда заняло у него всего 14 дней, включая путь от Катманду и обратно. Он поднялся без какой-либо предварительной акклиматизации.
«Обычно людям требуется два месяца, чтобы совершить восхождение на подобные вершины. И тогда я понял, что хорошо справляюсь с большими высотами», — вспоминает Нимс. Без сомнения, организм Нимса обладает рядом особых качеств, которыми не наделено большинство людей. Конечно, в качестве его физподготовки важную роль сыграли ежедневные тренировки в спецвойсках, когда в течение полугода гуркхи делали марш-броски на 30 километров с грузом в 30 килограммов. Но сам Нимс отмечает, что тренировки на выносливость и высотные восхождения имеют мало общего. Здесь важнее его природная способность к восстановлению.
Увлёкшись альпинизмом, Нимс сменил специализацию в отряде гуркхов и перешёл в горные спецвойска, где стал руководителем подразделения по проведению операций в экстремальных погодных условиях. В мае 2016 года Нирмал совершил восхождение на Эверест, а в 2017-м возглавил гуркхскую экспедицию на высочайшую вершину мира. Она была посвящена памятной дате — 200-летию службы гуркхов британской короне. Тогда все 14 участников экспедиции во главе с Нирмалом поднялись на вершину. Для многих членов группы это стало первым столь серьёзным предприятием, но благодаря своему лидеру все участники выдержали это испытание. За заслуги в высокогорных восхождениях Нирмал был принят в члены ордена Британской империи.
В 2019 году Нимс оставил службу в британской армии, чтобы полностью посвятить себя занятиям альпинизмом. Уже тогда Нирмал решил доказать, что the impossible is possible. «Для меня суть этого проекта — превозмочь себя и узнать, каков предел человеческой выносливости. Как далеко может зайти человек? Можем ли мы сделать то, что другие считают невозможным?» — так сформулировал Нимс свою задачу.
Для осуществления проекта он вложил в него все свои сбережения и заложил дом. На первое время этого хватило, но явно было недостаточно для всей программы. Неоднократно выполнение задуманного оказывалось под угрозой...
«Никогда не ставил возможность выполнения программы выше человеческой жизни»
Первой горой по плану Нимса значилась Аннапурна. Это было символично, ведь она была первым восьмитысячником, на который поднялись альпинисты. Ко всему прочему Аннапурна считается самой опасной горой в мире. Всего 191 альпинист побывал на её вершине, а для 61 человека восхождение закончилось трагедией. На каждую сотню вернувшихся приходится 34 погибших альпиниста. Здесь самая трагичная статистика из всех высочайших вершин.
И в этот раз Аннапурна показала свой суровый характер. Хотя команда Нимса благополучно поднялась наверх и спустилась в нижний лагерь, сразу после этого Нирмал с товарищами принял участие в спасательной операции. Из-под вершины был получен сигнал бедствия. «Мы снова поднялись до высоты 7500 метров, чтобы оказать помощь малазийскому альпинисту и спустить его вниз. Эта спасательная операция у нас заняла 14 часов. Из-за этого мы упустили погодное окно, и следующее восхождение пришлось делать в очень сложных условиях».
Непросто проходил подъём и на Дхаулагири, его осложнила резко испортившаяся погода. «Когда мы поднимались, скорость ветра достигала 112-120 километров в час и даже больше. Двигаться вверх получалось, лишь когда ветер ненадолго стихал, а когда он снова набирал силу, мы могли лишь цепляться за верёвки и друг за друга. Подниматься в эти моменты было нереально, если бы мы попытались, нас бы просто сдуло».
Самым сложным и самым трагичным для Нимса и его команды стало восхождение на Канченджангу, третью по высоте и третью в программе. Таким оно стало сразу по нескольким причинам. Во-первых, из-за отсутствия времени на отдых. Хотя прошло всего четыре дня после подъёма на Дхаулагири, на Канченджангу Нимс взошёл в режиме нон-стоп за 21 час. Во-вторых, на спуске в зоне смерти Нирмал и двое его товарищей обнаружили двоих индийских альпинистов и шерпа, не способных продолжать движение. Они отдали им весь свой кислород и начали помогать спускаться. Без кислорода, когда каждое движение даётся с большим трудом, это делать очень сложно. В тот день в четвёртом лагере находилось около 40 альпинистов, но никто, кроме команды Нимса, не пришёл на помощь.
В общей сложности спуск занял более 11 изнурительных часов. У Нимса и его товарищей появились признаки отёка мозга, а жизни терпящим бедствие сохранить не удалось. Особенно тяжёлым для Нимса стало то, что ни один из альпинистов, находящихся в это время на горе, не оказал помощи в этой операции. «Я никогда не ставил саму возможность выполнения программы выше человеческой жизни», — сказал потом Нирмал.
После Канченджанги Нимс поднялся на вершины Эвереста, Лхоцзе и Макалу всего за 48 часов. На Эвересте сделал знаменитое фото очереди к вершине, где он «попал в пробку» на 7,5 часов. Нимс хотел тогда побить свой собственный рекорд по скорости восхождения на Эверест, куда он уже поднимался несколько раз до этого.
В тот день Нирмал, как и все восходители на Эверест, застрял в очереди к вершине © Nirmal Purja Project Possible Ltd
Первая часть проекта, а это были восхождения на Аннапурну, Дхаулагири, Канченджангу, Эверест, Лхоцзе и Макалу, в общей сложности заняла 31 день. За это время Нимс поднялся на шесть восьмитысячников, расположенных в Непале, и провёл четыре незапланированные спасательные операции.
Одновременно с этапом закончились и все средства. Перед Нирмалом опять встала задача поиска финансирования для выполнения проекта. С этим с самого начала были проблемы. До завершения первой фазы Нимс отчаянно пытался найти любые бренды и компании, которые согласились бы поддержать его, потому что никто не верил, что идею возможно реализовать.
Нимс в течение 4 месяцев вставал в 4 утра, работал над своим аккаунтом в Инстаграм, затем садился на 7-часовой поезд до Лондона, проводил 3-4 встречи, приезжал домой в 19:00, отправлял кучу электронных писем, принимал душ и на следующий день повторял всё заново. «Мне никогда не удавалось лечь спать до полуночи», — вспоминает Нимс.
Благодаря своему упорству и достигнутому успеху на первом этапе проекта Нирмалу удалось найти крупных спонсоров для продолжения задуманного. Титульным спонсором стала премиальная английская компания по производству часов Bremont, а поддержку оказала компания Osprey Europe.
Месснер сказал: «Ты сможешь это сделать»
Следующий этап проекта был не менее сложным, чем первый, и начался в июле. Пять восьмитысячников находятся в Пакистане: Нанга-Парбат, Гашербрум I, Гашербрум II, K2 и Броуд-Пик. Одна из сложностей второго этапа заключалась в невозможности использования вертолёта, что сильно замедляло перемещение между лагерями. На К2, самой сложной и опасной горе, к тому же установилась очень плохая погода. Большинство альпинистов отказалось от восхождения. Нимс с товарищами первыми вышли на маршрут и сами навешивали перила. Они стали первыми поднявшимися на вершину К2 в этом сезоне.
Затем, отдохнув всего 3 часа после спуска с К2, Нимс вышел из базового лагеря на следующую вершину — Броуд-Пик. В итоге Нирмал завершил пакистанскую часть проекта всего за 21 день.
На вопрос, кого из альпинистов он считает наиболее выдающимся, Нимс отвечает: «Райнхольда Месснера». В Пакистане Нимс впервые встретился с легендарным альпинистом. Это произошло в базовом лагере под Нанга-Парбатом. Они беседовали около получаса. Райнхольд тогда сказал: «Нимс, я вижу по твоим глазам, что желание выполнить задуманное идёт из глубины твоей души и от всего сердца. Ты сможешь сделать это». «Его слова тогда придали мне дополнительную уверенность в том, что я выбрал правильный путь», — вспоминает Нимс.
Встреча с Райнхольдом Месснером под Нанга-Парбатом © Escalando.eu
Заключительная, третья часть проекта включала три восьмитысячника и приходилась на осень. На два из них — Чо-Ойю и Манаслу — Нимс поднялся в конце сентября. Последней вершиной в проекте была Шишабангма, расположенная в Тибете. Гора была закрыта весь сезон. Для восхождения на неё нужно было получить разрешение китайских властей. Нимс даже предусмотрел запасной вариант — другую гору ниже 8000 метров, но тогда проект был бы неполным. Власти Китая не давали ему разрешения на восхождение до последнего, однако в конце концов согласились сделать исключение для Нирмала. Пурджа поднялся на Шишабангму 28 октября, завершив этим свою программу восхождения на 14 восьмитысячников. Ему это удалось сделать даже быстрее предполагаемого срока.
Кислород нужен для помощи другим
Среди альпинистов часто обсуждается вопрос использования кислородных баллонов на высотных восхождениях. Часто восходители отказываются от его применения. Так, легендарный швейцарский альпинист Райнхольд Месснер поднялся на все 14 восьмитысячников без кислорода.
Нимс надевал кислородную маску выше 7500 м © Nirmal Purja Project Possible Ltd
Первоначально Нимс планировал провести проект без использования кислородных масок, однако впоследствии пересмотрел своё отношение к этому вопросу. На него повлиял ряд случаев из его практики. На Эвересте он встретил альпинистку, которой нужна была помощь. В тот момент у него был с собой кислород, и Нимс провёл спасательную операцию за 1 час 45 минут. Если бы кислорода не было, он всё равно бы не смог оставить женщину умирать, однако очевидно, что завершить спасательную операцию им бы не удалось, и дело закончилось бы гибелью обоих.
Во время спасработ на Канченджанге не хватило кислорода для индийского альпиниста, которого пытались спасти Нимс с товарищами. «Он был в сознании, только поговорил со своей женой по спутниковому телефону», — рассказывает Нирмал. — «Нам осталось всего полчаса до Лагеря 4, когда у него закончился кислород. Он умер через 15 минут. На наших руках».
Нимс считает, что на высотных восхождениях всегда с собой должен быть запас кислорода. И в первую очередь для оказания помощи другим. Для человека, терпящего бедствие на высотах более 8000 метров, в так называемой зоне смерти, баллон с кислородом — это единственный шанс на спасение.
Жена поддержала, когда пришлось вложить все деньги в проект
Жена Нирмала Сачи всегда поддерживала и гордилась его достижениями. Она взяла на себя бремя административной работы, пока Нимс участвовал в экспедициях. Хотя Сачи очень переживала за мужа, в то же время она прекрасно понимала, что в таком сложном предприятии отсутствие новостей — это уже хорошо.
Финансирование было, пожалуй, самой трудной частью проекта, особенно в его начале. И супруга поддержала Нирмала, даже когда он решил оставить службу, отказавшись от высокого жалованья, и ему пришлось повторно заложить дом, вложив все деньги в проект.
«Я совершал восхождение, когда другие не решались высунуть нос из палатки»
Рекомендации Нимса: «Чтобы забраться на любую гору, нужна физическая и психическая выносливость. Это вдвойне верно в случае с восьмитысячниками. Думаю, у меня от рождения крепкая психика, которая развивалась и ещё больше крепла при жизни в гористой местности. Укрепить разум помогла и служба в спецназе. Это сочетание даёт мне набор уникальных навыков. Не торопитесь, поднимитесь сперва на 5000, потом на 6000, на 7000 метров… Посмотрите, как ваше тело реагирует на высоту. Действуйте медленно и не спеша, получайте опыт и наслаждайтесь процессом. Не надо сломя голову нестись покорять восьмитысячник».
О причинах своего успеха Нимс говорит так: «Я совершал восхождение даже тогда, когда другие не решались высунуть нос из палатки. Нужно поддерживать свой настрой и принимать решения. Причина, по которой мне всё удалось, кроется в решениях, которые я принимал».
Нимс строит новые планы © turiski.es
В декабре 2019 года Нимс по приглашению Александра Абрамова и «Клуба 7 Вершин» приезжал в Москву. Пресс-конференция Нирмала Пурджа прошла в Клубе Путешественников «Спорт-Марафон», и вы можете посмотреть её в записи:
https://www.youtube.com/watch?v=1zcVnblJCr4
Крепкий персонаж
правильный чел