Сопка Duolljehuhput

Пишет AlexTrub, 25.02.2020 09:02

Вряд ли кто-то слышал об этом месте в Полярной Финляндии, которое ничем особо не примечательно, но я рад, что смог там побывать. Подобных сопок на Севере не счесть, но мне дорог этот холодный мир, частью которого они являются и который продолжаю исследовать при каждой возможности.
Сопка Duolljehuhput (Туризм)

Старт маршрута был в поселке Килписъярви (примерно на широте Мурманска) 14 февраля 2020. На самом деле изначально я планировал перейти через озеро Килписъярви на шведскую сторону, т.к. там более выраженный горный рельеф. Но, как обычно, все пошло не по плану. На шведскую сторону я перешел и переночевал на том берегу. Ночью подморозило до -24. Ничего особенного конечно, но с непривычки организм немного удивился. Дома зима в этом году не удалась, и акклиматизироваться заранее не получилось.

На следующий день хотел пройти дальше, но уперся в забор, которых много на европейском севере. Насколько я понимаю, их строят, чтобы ограничить передвижение оленей (они все кому-то принадлежат, но пасутся самостоятельно). К тому же лесная полоса вдоль берега озера выглядела шире, чем казалось дома по спутниковому снимку. А времени на преодоление препятствий было слишком мало, поэтому в конце концов я решил в этот раз вернуться на финскую сторону, а шведский маршрут в будущем проработать более тщательно. Но целые сутки в итоге потерял.

На финской стороне все проще. Сразу от поселка дорога идет вверх через лесную полосу, но в лесу всегда есть снегоходные дороги, поэтому тропить не надо. Лесная полоса не широкая, а за ней сразу начинается тундра – обширное плато, лишенное растительности, обдуваемое всеми ветрами. Зимой там снег настолько спрессован ветрами и морозами, что лыжи совсем не проваливаются и можно ходить в свое удовольствие. Как правило и пешком ходить вполне можно, но на лыжах быстрее.

После возвращения на финскую сторону первый лагерь поставил еще в лесу. Здесь кстати тоже можно было ходить без лыж, как ни странно. Проваливался редко.
Сопка Duolljehuhput (Туризм)

В этот день потеплело до -10, самая комфортная температура для зимнего похода. И не холодно, и сырости нет.

Вышел из зоны леса и пошел в сторону горы Халти (1328 м). Это одна из наивысших точек ближайших окрестностей, поэтому это направление весьма популярно. Я знал, что по времени не успею до нее дойти, но хотел посмотреть, что интересного там есть по дороге. В сторону Халти идет известная тропа Kalottireitti. В силу ее популярности я ожидал, что она будет хорошо размечена. В тот день мне бы это сильно пригодилось, потому что шел снег и видимость была никакая.

Это фото сделано в первой половине дня, а после обеда поднялся ветер и стало еще хуже. Здесь прячусь от ветра на привале
Сопка Duolljehuhput (Туризм)

Тропа же оказалась только летней. Зимой в окрестностях ездят на снегоходах и ходят на лыжах, но по каким-то другим маршрутам. И разметка на тропе была, но летняя - в виде маленьких деревянных столбиков, которые я видел очень редко, т.к. большинство из них были под снегом. Углубившись в начинающуюся пургу, я остался совсем один и видел только свои лыжи и санки. По навигатору старался придерживаться тропы, но это было не так просто и меня болтало из стороны в сторону. Идти приходилось в основном против ветра. Одним словом, день не из самых приятных. К вечеру ветер был по ощущениям около 20 м/с, и когда начало темнеть (примерно в полшестого), решил поставить палатку прямо там, где был. Никакой ветровой тени там не было, но я не знал, где ее вообще искать. Палатку поставил с трудом. Раньше не приходилось ставить на таком ветру. Расстелить, закрепить и вставить дуги было просто, но вот этот момент, когда надо согнуть дуги и поднять палатку... Если бы был второй человек, который мог бы придерживать макушку, проблем бы не было. Но в одиночку это оказался тот еще квест. Я пытался ее поднять, а ветер прижимал обратно. Как только ни скручивалась бедная палатка. Честь и хвала каркасу DAC 11 мм, который все это выдержал, хотя один сегмент дуги остался заметно деформированным. Когда все же палатку удалось установить, она стояла как вкопанная, все же Redfox Explorer – хорошая вещь. Извините за рекламу, но она бескорыстна.

Отсиделся в палатке, а часам к 11 вечера неожиданно все стихло. Люблю погоду этого района за ее переменчивость. Если погода и портится, то обычно не слишком надолго. И вообще с тамошней погодой не соскучишься. Поход длился всего 5,5 дней, но за это время были и штиль, и пурга, и солнце, и отсутствие видимости, и мороз -25, и оттепель -5, и полярное синяние.

Когда все стихло, я занялся ужином, и поэтому лег только около часа ночи. И утром погода была по-прежнему тихой. Видимость более-менее.

Лагерь вблизи

Затем и вовсе распогодилось, стало удивительно красиво.

По пути неожиданно встретился одинокий олененок, и даже как будто хотел подойти, но не решился.
Сопка Duolljehuhput (Туризм)

Я продолжил двигаться на север по Kalottireitti в поисках места, где можно забраться повыше, а затем решил свернуть влево к сопке Duolljehuhput. Ее высота 1081 м, но к ней ведет очень плавный подъем, по которому можно без труда подняться с санями. В итоге я дошел до примерно до высоты 900 м и там поставил лагерь. Это палатка на фоне самой сопки.

С этого ракурса сопка кажется плоским холмиком, но вживую вблизи выглядит круче. С правой стороны (т.е. с востока) зайти пешком вообще невозможно. Я зашел с юга, и склон был градусов 20, но не слишком длинный.

Вид на лагерь с противоположной стороны
Сопка Duolljehuhput (Туризм)

По прогнозу на следующий день обещали снег. Я расстроился, что ничего не будет видно. Но проснувшись утром, обнаружил почти ясное небо. Быстро собрался, пока погода не испортилась, и побежал наверх. Вершина была почти рядом, и поднялся я кажется часа за полтора. Снега на горе оказалось больше, чем я думал, и я немного проваливался. Это мешало, но не сильно.

Так выглядит вершинный тур

Видимость все же оказалось далекой от идеала, несмотря на небо с прояснениями. Как-то странно, вроде как и видно далеко, а в то же время ничего толком не разглядеть. По снимку даже непонятно то ли он с вершины сделан, то ли просто поле вокруг
Сопка Duolljehuhput (Туризм)

Вернулся в лагерь около 12 часов, пришлось сделать полудневку. Снимать лагерь в такое время уже не имеет смысла – на сборы уходит 2-3 часа, а в 17 уже темнеть начинает. К тому же затем и правда пошел снег, погода испортилась, как обещал прогноз. Но к позднему вечеру снова прояснилось, и на небе заполыхало яркое северное сияние. Настолько яркое, что освещало все вокруг, как обычно освещает луна. Яркие переливающиеся зеленые полосы через все небо.

На следующий день погода по-настоящему прояснилась, именно тогда я понял, что на горе видимость все же была так себе, к сожалению. Теперь же вокруг открылся сказочно красивый горный мир.

Я уже возвращался назад, немного другим путем. И весь день любовался на окружающие красоты. Был почти штиль и солнце, но еще зимнее солнце. Температура была около 15 градусов мороза, и руки без перчаток быстро замерзали.

Такой день оставляет массу впечатлений. При хорошей видимости вокруг открываются фантастические пейзажи. На восток уходят пологие возвышенности и бесконечные тундровые просторы. Белые, желтые, розовые, синие - в зависимости от времени суток.
Сопка Duolljehuhput (Туризм)

На западе видны сахарные зубья отвесных гор. Все покрыто снегом, который делает очертания гор более мягкими. И когда они начинают растворяться в вечерней синеве, подсвеченные оранжево-красным светом заходящего солнца, этот призрачный мир остроконечных вершин выглядит особенно завораживающе. Фотография плоховато передает эту игру теней

Ночью снова подморозило до -25, и опять было яркое сияние. А на следующее утро природа подарила еще и удивительный рассвет. На фоне окрашенного в розовый цвет неба одна за другой вспыхивали вершины, до которых добрались рассветные оранжевые лучи. Все же подобные вещи можно увидеть только зимой, в другое время и краски совсем другие.

Фотоаппарат у меня посредственный и не может передать все цвета. А главное конечно эффект присутствия влияет, когда ты тоже находишься в этой синеве. И даже в каком-то смысле зависишь от нее, ибо непогоду ощущаешь всем своим существом. Так и любуешься на окружающий мир, одновременно понимая, что находишься в его власти. Вероятно это и придает эмоциям особый оттенок, которого не бывает при просмотре фото, даже очень качественных.

К полудню пошел снег и поднялся ветер, снова была пурга. Но я в это время уже ждал обратный автобус.

Итоговый трек получился таким
Сопка Duolljehuhput (Туризм)

В отличие от предыдущего похода в этот раз сани вели себя просто шикарно, поскольку рельеф был более гладким. Эта местность просто создана для зимних путешествий с санями. Еще в этом походе я впервые использовал камус и очень его заценил. Все же какие-то подъемы по пути были, и конечно камус экономит массу сил и времени. Я приклеил его еще дома и не снимал в течение всего похода.

Кроме того, можно отметить, что это мой второй зимний поход без трещин на руках. Я себя приучил мазать руки кремом каждый вечер, а иногда и по утрам. Немного хлопотно, но кожа без трещин того стоит. Раньше с ними просто беда была.

Обязательно вернусь в эти места и постараюсь пройти в более горную часть. На юг в шведские горы либо на запад в норвежские. Впрочем и на финской территории есть что посмотреть.

К отчету прилагается небольшое видео

Как, однако, одинакова тундра - что под Норильском. что в "местах столь отдалённых"..... И так же красива, и так же "заасфальтирована" - иди куда хошь....Посмотрел, повспоминал - спасибо автору.

Спасибо за внимание)

Какая красота!!
А на северах полярная ночь не бывает? Или она уже закончилась?

Да, конечно закончилась полярная ночь. Уже не за горами 21 марта, когда день равен ночи на всей планете) В те числа, когда был поход, светать начинало часов в 7, вечером темнело к половине седьмого примерно. В этом плане идеальное время для походов - вторая половина февраля и первая половина марта. Уже светло, но еще нет оттепелей, которые все портят. И защиту глаз от солнца думаю уже в феврале надо иметь.

Красиво! Ночевал на берегу Килписярви летом перед началом велопохода по Норвегии, комары чуть заживо не съели :)

Вот поэтому я летом не езжу) Комары еще ладно, а на севере еще мошек полно, они по-моему куда хуже)

от мошки конечно спасает сетка на лицо, но суть в том что эту сетку не снимешь пока не залезешь в палатку на ночлег, получается что всю красоту природы наблюдаешь через сетку весь поход. Самый кайф летних походов это конец августа- комаров уже нет, мошки сильно меньше. По части зимы соглашусь что самая комфортная погода это -5...-10 и без ветра. Многие терпят и -40 в течение недели и даже месяца, но это именно превозмогание.

Отличный поход и отличный рассказ с потрясающими снимками и интересным видео. Попасть в пургу и поставить одному палатку - то ещё испытание на выживаемость. Туристу не важна спортивная цель, он идет по пространству и любуется окружающим миром. Алекс делится своими впечатлениями и это ему удаётся. Не каждому это дано.

Вообще я на самом деле скорее за спортивность, просто не дорос еще. Но стараюсь прогрессировать по мере возможности. Хотя и довольно осторожно это делаю, все же в соло приходится иногда перестраховываться. Чем больше устаешь, тем больше мерзнешь. Надо всегда иметь некоторый запас сил на случай нештатной ситуации. В частности когда ставил палатку в пургу, понял, что надо было вставать раньше. Хорошо, что все прошло более-менее штатно, но если бы каркас все же хряпнул где-нибудь, чинить его в темноте на ветру и в состоянии усталости было бы не очень здорово.

Ну и в целом поход должен быть испытанием в какой-то степени, иначе неинтересно как-то. Все же это не пляжный отдых :) Впрочем в зимнем походе дискомфорт неизбежен в любом случае. У меня главная проблема это руки. В теплых рукавицах невозможно что-то делать. И даже тонкие перчатки иногда мешают. Приходится работать голыми руками, пока не замерзнут до боли, ну иначе не сделать ничего. Потом отогреваешь и снова продолжаешь голыми руками. Эта почти постоянная боль в руках - первая ассоциация, которая вспоминается при словах "зимний поход". Только на ходу рукам тепло.

про руки согласен, у меня они тоже проблема, если они у меня замерзли то чтобы их отогреть мне надо либо зайти в тепло либо идти пешком в гору минут 30, либо костёр, просто отмахивать не помогает. Виктор Бобок в лекции рассказывал как он ходил на Южный полюс, там они шли по плато где сильно дуло, когда спустились на равнину руки с его слов он отогревал еще дня 2. Зимние походы на лыжах в одиночку для меня это смерть рукам, если в группе то это обязательное наличие дровяной печки.

Очень понравилось! Как будто побывал в снежной сказке!
Фотографии производят умиротворяющее спокойствие, но на самом деле это кажущееся впечатление. Ходившим в походы-путешествия хорошо знакомо, что кроется за такими видами дикойприроды.
Спасибо за фото/видео и рассказ, успехов в реализации задуманного!
p.s. Мошка и комары, конечно,ь гадость. Полностью разделяю отношение к ним!

Спасибо за отзыв! От такого творческого человека как вы особенно приятно)

Впечатляет !!! Первый раз просмотрел бегло. Потом-более внимательно. Одиночество в тундре- это особый мир. Он ни на что не похожий.

Спасибо) Да, вот кстати возможно одиночество там действительно ощущается особенно остро, поскольку в хорошую погоду видно очень далеко, и везде только безжизненная пустыня, даже птица не пролетит. Я про зиму конечно. В теплое время года комары и мошка не дадут возможности поразмышлять об одиночестве)

***комары и мошка не дадут возможности поразмышлять об одиночестве*** да уж, они такие до умиления компанейские...