про Чемпионат расскажу

Пишет Ратмир Мухаметзянов, 21.02.2020 22:54

про Чемпионат расскажу (Альпинизм, CAMPCASSIN, команда_BASK)

Я стал больше бояться. Нет, я стал чаще бояться. Может, я стал чаще бывать на маршрутах, где стоит бояться.

Это не означает, что теперь я благоразумнее и перестал лазать с редкой страховкой или совсем без нее, нет. Это значит, что на ненадежном рельефе ты играешь в игру, напоминающую «Сапера». Если вытягиваешь не тот камень — падаешь вместе с ним. И понять, тянуть или нет, помогает лишь интуиция. Время для принятия решения ограничено физической подготовкой и опытом, позволяющим рационально использовать свои силы.
Хочу поделиться пережитыми эмоциями, чувствами, мыслями. Всё это случилось на очном чемпионате России по альпинизму в техническом классе.
про Чемпионат расскажу (Альпинизм, CAMPCASSIN, команда_BASK)
О результатах вы уже наверняка знаете. А я расскажу вам что-то бóльшее, что не прочтешь в протоколах. Лирические отступления буду чередовать с техническими подробностями и событиями прошедшего альпмероприятия.

Опыт. Всё это — опыт. Невозможно ехать в горы и быть уверенным хотя бы в чем-то! Нельзя и всё. Берешь с собой снаряжение на всевозможные случаи, которые только и можешь представить. Если будет тепло — полезешь в скальниках, если холодно — в ботинках. Когда что-то между — выберешь большие скальники/ кроссовки, а найдешь много снега и рельеф с положительным уклоном — то кошки. Если ночевка будет на стене — поставим платформу, но если есть полка под палатку — берем легкую однослойку. И так во всем.
Нельзя быть уверенным, что ты дойдешь до вершины, пройдешь запланированный маршрут, уложишься во времени.
И тем более — что станешь призером на соревнованиях по альпинизму.

Но в одном я всегда уверен: в горах я сделаю всё возможное и от меня зависящее для достижения цели. Я всегда хочу расти и совершенствоваться в любимом деле, а это возможно только тогда, когда упираешься в потолок и пытаешься прыгнуть выше головы. Важно понимать, что стремясь пройти маршрут быстро, ты соревнуешься не со временем, не с другой командой и не с горой, а только лишь с самим собой. Таким образом формируется правильное осознание вопроса: «Зачем ты это делаешь?», ты не сравниваешь себя с другими людьми.
про Чемпионат расскажу (Альпинизм, CAMPCASSIN, команда_BASK)
Команда у нас сформировалась новая, а вот ее участники всем известные. Многократные чемпионы России в скальном классе Егор Матвеенко и Михаил Теплых. Я же стал капитаном команды.

Чемпионат официально начинался 3 февраля, мы же приехали 25 января для акклиматизации и разлаза. Первым маршрутом пошли первопроход 5Б. Почему его? Потому что потенциально выгодные маршруты нельзя лазать до стартов, иначе на соревнованиях их не выбрать. Будь я на ночевке чуть внимательнее и не выкинь свой (Игорь, прости) скальник, то лез бы и во второй день. А так получилось, что маршрут Мухаметзянова 5Б на стену Кязи главная сам Мухаметзянов даже и не лазал.
Вторым маршрутом выбрали Горина 5А — однодневный простой и лазовый маршрут. Первым полез я.
Вижу местный шлямбур и уверенный, что сейчас скорость и безопасность резко возрастут, двигаюсь к нему. Подлез, беру оттяжку и понимаю, что карабин не проходит в него: сечение карабина больше, чем отверстие в старом «ухе» шлямбурного крюка... Ищу на себе что-нибудь потоньше, и ничего не нахожу. Стою на микрополочке, а стопа в большом скальнике жутко напрягается, чтобы удержать ногу в нужном положении. А зацепа, нагруженная на плечо, начинает казаться не такой уж и удобной. И вот так, с затекающей ногой, напряженными руками и спиной, я задаюсь лишь одним вопросом, впоследствии ставшим риторическим: «Какой дебил не взял с собой тонких карабинов?» Ну конечно же я! Вылезли на гребень за 5 часов. И несмотря на нашу казалось бы неплохую скорость, косяков было много — надо их исправлять, чтобы стать быстрее.
Ну да ладно, вроде бы разлазались, и можно ждать старты.
про Чемпионат расскажу (Альпинизм, CAMPCASSIN, команда_BASK)
«Балезин знает, что делать».
Наша тактика строилась на сильных сторонах команды — мы отлично лазаем. Не ИТОшим, а именно лазаем. Значит, и маршруты нужно выбирать соответствующие — лазовые. Так случилось, что на чемпионат приехало девятнадцать команд. Много. И так случилось, что маршрут мы выбирали двенадцатами. Подошла наша очередь, подходящие маршруты закончились. И вот тут-то и оказалось, что Балезин всегда знает, что делать.

— Бери маршрут Жигалова.

— Но ведь он почти самый сложный на стене!

— Бери!
про Чемпионат расскажу (Альпинизм, CAMPCASSIN, команда_BASK)
Миша, вернувшись с заброски, сразу объявил, что хочет лезть первым. По его голосу я понял, это будет хорошее решение. Так и оказалось. В первый день он взлетел практически ко второй ночевке первопроходцев. Миша задал очень хороший темп, мне же оставалось долезть по описанию еще 8 участков. На второй день полез я. И вот странное дело: рельеф под ИТО категории А4 мне совсем не нравился. И что это за уклон такой — 85° живого и разрушенного рельефа?! ИТОшить — страшно, и лезть — опасно. Ну что ж, перебьем страх шутками!

Мысли первопроходцев:
—Так, лезем третий день… Вершина рядом, уже чувствую запах гребня и легкий ветерок. Надо долезть, но какой же выбрать путь?
— Сашка, смотри, там разруха, камни живые лежат друг на друге, выглядит круто. Уверен, там будет весело!
— ДА! Туда и полезем!

Позже оказалось, что под нами судьи остановили группу, потому что мы скидывали на них камни, конечно не специально.
Долез, выдохнул. Спускаемся вниз, а тренер нам и говорит, мол завтра последний день хорошей погоды. И либо мы лезем без отдыха, но по теплу, либо отдыхаем, но лезем в снег.
про Чемпионат расскажу (Альпинизм, CAMPCASSIN, команда_BASK)
Маршрут Курочкина 5Б я захотел пролезть сразу, как только увидел этот камин, этот внутренний угол и щель, проходящую через середину стены. На мой взгляд, самый логичный маршрут: угол, серия каминов, офвидов и трещин последовательно переходит одно в другое — выбор очевиден! Капая слюной и подпрыгивая от предвкушения, я заполнил бумаги на выход и пошел отдыхать.

Миксер для веревок — так назвал себя Егор после этого маршрута. Он шел вторым, Миша замыкал, а первым, стараясь вваливать от души, был я. На таких скоростях самая сложная работа у второго: ему нужно быстро жумарить, снимать точки, крепить перила третьему, выдавать «челнок» со снаряжением лидеру и страховать его, выбирать «челнок» обратно, следить чтобы не запуталась веревка. Властелин веревок какой-то, многорукий Шива. Хорошо, что третий берет на себя хотя бы часть функций: несет остатки груза, разбирает станции, иногда помогает перебрать веревки. Эту мудрость мне в теории передала Марина, а после я отработал ее на практике. На таком рельефе и в таких условиях тройка действительно быстрее двойки. Оттого мне и показалось странным, когда команда Питер-3 не взяла на этот же маршрут третьего участника.
На середине маршрута впадаешь в транс. Вроде в сознании, а вроде и за его пределами. Лезешь — ставишь, лезешь — ставишь. Рельеф видишь, зацепы берешь, а ландшафт как будто в расфокусе. Есть в этом что-то особенное. Не горой любуешься, а наслаждаешься своим состоянием.

Спустились, теперь можно отдыхать. Четыре дня непогоды пришлись кстати. Все думали, что мы вконец опухшие лазать без отдыха! А мы просто ловили солнечных зайчиков, и уже в первые три дня чемпионата сходили всё, что нужно.
про Чемпионат расскажу (Альпинизм, CAMPCASSIN, команда_BASK)
Отдыхать наскучило и вновь захотелось приключений (не мне, подошла очередь Егора лазать). На стене простаивала, возможно, самая сложная линия для первопрохода. По оценке судей и по опыту двух неоконченных попыток восхождения маршрут сулил «веселье».
День «раз». Пролезли три веревки по разрушенной щели, пятиметровый карниз и чуть-чуть нормального рельефа.

День «два». Темп нарастает! Пролезли семь веревок. Я мужественно переношу ожидание на бауле.

День «три». Приспособил баул для сидячей дневки на станциях, удалось пару раз вздремнуть. Снова прошли около семи восьми веревок. Показался гребень на фоне неба.
Перед ночевкой со словами «Теперь мы лезем быстро!» я демонстративно скидываю вниз баул со спальниками и ковриками.
Переночевали в голой платформе на веревках. Каждый час вставали растирать ноги и пить горячую воду. Начали лезть в 5:20 утра.
про Чемпионат расскажу (Альпинизм, CAMPCASSIN, команда_BASK)
День «четыре». Когда эта гора уже закончится? Погода испортилась, и десять веревок долаза превратились в разгребание снега и ожидание пылевых лавин.
Как заметил член сборной Воронежской области, по иронии судьбы мы самыми первыми приехали на соревнования — и самыми последними закончили восхождения. Значит, лазали мы больше всех.

Интересные такие переживания бывают на маршруте... Когда сильно устал, но переполняет много чувств и эмоций. После маршрута эти ощущения постепенно меркнут. Точно знаешь, что было тяжело, что сделал действительно нечто невероятно сложное. Но все это уже в прошлом.
про Чемпионат расскажу (Альпинизм, CAMPCASSIN, команда_BASK)
В итоге, мы заняли первое место, сходили 5 маршрутов, 2 первопрохода, встретили много друзей и полазали в новом районе.
Награждение прошло в «Армхи». Это что-то вроде курорта с рестораном, номерами для отдыха, баней и бассейном. Победителей и призеров наградили грамотами и медалями. Призов не дали, но хоть покормили. Странно, конечно, что ФАР, у которой множество партнеров, не нашла каких-нибудь курток или веревок на один из самых значимых стартов в сезоне.
И чтобы закончить на хорошей ноте, вот еще одно наблюдение. В Москве мой товарищ заметил, что горы мне так быстро наскучат. Недолго думая, я ответил, что в горы хожу не ради скал, льда или вершин, а ради общения с людьми и с самим собой. Поэтому ходить в горы никогда мне не наскучит.
про Чемпионат расскажу (Альпинизм, CAMPCASSIN, команда_BASK)
P.S. Если вы перворазрядник и выше, вы уже не ходите с инструктором, а ходите в горы совершенствовать свои навыки на маршрутах 5-ой, 6-ой категории сложности — смело приезжайте на соревнования. Тут всегда есть кому присмотреть за вами. Судьи, спасатели и участники всегда сформируют надежный спасотряд в случае необходимости. По сути, это сборы для самостоятельных спортсменов высокой и средней квалификации. Почти все так и приезжают. Почти все. Лично я ищу наставников, товарищей, подсматриваю кто как лазает, в чем, интересуюсь тактиками команд, перенимаю опыт, делюсь своим. Приезжайте в горы!) Буду рад;)

В былые времена если успешно прошел маршрут,но выяснят что не было палатки восхождение не засчитывали.Интересно на первенствах существует процедура разборов?

Сейчас правила намного проще, чем в былые времена. Разборы делают если это необходимо

Поздравляю, с восхождениями и победой . Думал что вообще никто о чемпионате не напишет.

Глазунов в FB и Инсте написал. Ему, как всегда, не понравилось))

Не понравилось что чемпионат проводится больше для почетных гостей а не для спортсменов.
Судейский корпус живет в апартаментах - спортсмены в холодных палатках.
Не понравилось что стена объективно опасна на некоторых маршрутах
Не понравилось что нет описаний на часть маршрутов. На спуске с Центральной вершины из 12 дюльферов забиты местами 2 ржавых якоря с репиком 5 мм. или одна шпилька на 8 мм.. При этом в партнерах соревнований значатся компании производящие железо для пробивки. Выделить 25 шлямбуров для этого думаю не составит труда. немного заплатить за пробивку и установку думаю тоже. При этом взнос для участников составляет 10 тыс рублей с команды.

не понравилась и не нравится процедура классификации маршрутов во время чемпионата - когда после вас прошли несколько групп и подтвердили категорию. Но вы все равно обязаны ее доказать комиссии. Маршруты живут - но их нет в классификаторе. Так как первопроходцы лезли на соревнования и банально некогда было делать фото по участкам. Процедуру для соревнований можно и упростить - это внутренний рычаг проводящей организации. С этим согласен весь судейский состав Чемпионата.
Только здесь у вас есть уникальная возможность неправильно пройти первопроход.

Не понравилось полное отсутствие призового фонда - для того чтобы он был достаточно сделать 3- 4 звонка по телефону. Учитывая медиаресурс проводящей организации.

Не понравилось практика при которой Главный судья стартов при всем уважении заинтересованное лицо и является по совместительству тренером 2 команд. Сколько лет говорили что от этой практики пора отходить.

Не понравилось полное неиспользование организаторами ресурса Чемпионата для проведения мастерклассов. Организации новых совместных проектов между региональными командами. Организованного обмена опытом. И хотя-бы общего собрания где бы каждый рассказал о ситуации в своем регионе и пожеланиях на дальнейшее развитие.
Отсутствие фотографа и оператора - освещение в специализированных СМИ хода чемпионата. Не говоря уже о качественных съемках и монтаже полноценного промо ролика или фильма. Это не о передачах по государственному тв - вопрос по целевой аудитории. Без которых не обходятся теперь ни одни большие старты или фестивали.

Понравилась работа судейского корпуса и Об - вопросов по связи и консультациям не было. Связь была налажена на самом высоком уровне.

Понравилась логистика и работа организаторов в этом направлении. Отдельное спасибо за встречи ребят с восхождения на дороге.

Понравилась атмосфера между командами. Взаимная помощь и общение.
Понравилось безаварийность и честность команд по работе с временными раскладками и выходами на вершину.

Рост заключается в том числе и в исправлении замечаний. В возможности одних слышать надежды и чаяния других. С этим у нас есть проблемы. Надеюсь замечания будут учтены.
Вам уважаемый climber555 всего самого доброго . Думаю мой текст в ФБ и инсте вы совсем не верно поняли...

Ратмир и Женя, спасибо за классные репортажи и аналитику. И за критику. Подготовка чемпионатов всегда непростое и неблагодарное дело. Но, как показывает жизнь, необходимое для спортсменов-альпинистов. Думаю, что с приходом новых лидеров в руководство ФАР, подход к организации соревнований изменится в лучшую сторону.

Можно узнать - какие новые лидеры пришли в руководство ФАР. Или мы с вами на разных конференциях были.
Кстати пользуясь случаем вчера у нас закончился V ЭКР по ледолазанию. Параллельно прошло награждение победителей в общем зачете Кубка России. Наградной фонд общего кубка до нас так и не доехал. А как я слышал он существует.
Позиции по призам общего зачета Кубка России включая сами кубки были закрыты за счет нашего Клуба и наших друзей. Есть возможность нам их возместить - хотя бы в счет будуших соревнований. Или они безвозвратно утрачены.
Уж простите за Офтоп

Про новых лидеров - смотрите на сайте в разделе правление.
Кубок РФ по ледолазанию проводит комиссия ледолазания.
Про существование наградного фонда мне ничего не известно. В любом случае - эти вопросы к организаторам кубка.

Смотрю и новых не вижу. Почетные гости - ну как без этого лишь бы не заслоняли тех кто в ЧР ради которых он проводится.