Обзор Kong Pirata глазами спелеолога
Когда турист достигает какого-то определенного уровня, он перестает следить за новинками в мире альпинистского железа, понимая, что при небольшом опыте пользоваться можно любым устройством. Так и я пропустил выход новинки от бренда Kong – Kong Pirata, встретив его уже на прилавке магазина. И за то время, что я крутил его в руках, через меня прошла буря эмоций – от полного разочарования до полного восторга. Но когда эмоции улеглись, я решил рассмотреть устройство здраво – в коем-то веке Kong создал что-то интересное и достойное.
Фото взято у @bigwall.ru
Корпус. По цветовому решению и чисто внешне Pirata похожа на INDY, но с одной особенностью – дополнительная ось вынесена влево и заметно выступает. Это позаимствовано у другого устройства – BANANA, но с одной непонятной особенностью. Щечки поворотной стороны почти не заходят за ось и лично меня такая конструкция будет напрягать при «итальянской заправке», так как кажется ненадежной. С другой стороны, вынесение дополнительно оси даст повышенную площадь трения при «итальянской заправке».
Фото взято у @bigwall.ru
Бобышки. Спустя столько лет, наконец-то, хоть кто-то сделал по-настоящему правильные бобышки! Огромный респект и зачет. В отличие от всех конкурентов обе бобышки в устройстве полностью стальные, с выборкой пустот для лучшего охлаждения. Напоминаю, что нержавейка имеет довольно низкую теплопроводность из-за добавления других металлов – например хрома, и без этих ребер охлаждения эксплуатация такого устройства было бы небезопасным. Немного расстроило то, что конструкция на клепках, что подразумевает невозможность замены изношенных бобышек, но с другой стороны сносить сталь очень и очень непросто. Если сравнивать с прямым конкурентом в лице старой модели Petzl Stop, то вторая бобышка у Kong будет работать в разы дольше (у Petzl там стоит алюминий, который стирается довольно быстро). Форма кулачка, который выполняет функцию автоблокировки при отпускании рукоятки позаимствована у зажима gibbs, который славился тем, что не повреждает веревку даже при сильных нагрузках.
Фото взято у @bigwall.ru
Кулачок. Помимо насечек для лучшего зажатия стоит отдельно упомянуть офигенную геометрию подвижной бобышки-кулачка. Она настолько грамотно спроектирована, что моментально блокирует веревку, но при этом приложив даже небольшое усилие (при условии снятой нагрузки) вы без проблем протянете веревку. То есть форма позволяет без проблем выжумариваться вверх, а это очень функционально. Сравнивая со старым Petzl Stop - да, невольное сравнение траверсом пройдет через весь обзор - мы увидим, что Pirata вообще не требует усилий при протягивании веревки вверх.
Фото взято у @bigwall.ru
Рабочий диапазон. А вот тут все печально. Производитель заявляет, что устройство сертифицировано на диаметры 10-12 мм. То есть почему не вписать сюда хотя бы 9 мм... хотя, знаете, понятно. Чем меньше диаметр веревки, тем меньше площадь трения, а значит бобышки (не сменные, напомню) быстрее проточатся. Тут Kong скорее перестраховался. У меня в тестах 9 мм веревка отлично каталась и проблем с блокировкой не возникало.
Фото взято у @bigwall.ru
Рукоятка. А вот это спорное решение. Внешне она позаимствована у широко известного Petzl Gri-Gri, хотя по конструкции тоже не должна отличаться, так как там сложно придумать что-то кардинально новое. С одной стороны, это делает устройство более компактным, и вечно выступающая рукоятка старых моделей Stop или INDY не будет мешаться (а иногда она прям путается в карабинах или перестежках). С другой стороны, складная рукоятка исключает быструю блокировку (главное преимущество старой модели Stop), а значит требует большего количества веревки для полной блокировки. Плюс раскладной рукоятке нужно немного больше пространства в вертикальном направлении, но меньше в горизонтальном, что скажется при работе в узостях, а также возникает вопрос надежности при пережатии в аварийной ситуации или переоценки своих сил (вспоминаем историю с первыми gri-gri 2, хотя переносить на Kong поломки Petzl некорректно).
Еще как небольшой минус можно отметить отсутствия кольца для простегивания с целью отключения функции автоблокировки (обойти можно только «итальянской заправкой», но это запрещено делать на вертикальных участках веревки).
Фото взято у @bigwall.ru
Стоимость. И тут устройство выигрывает, если сравнивать официальную стоимость нового Petzl Stop и нового Kong Pirata, которые теперь, по сути, стали практически идентичными устройствами. Хотя все еще ценник без малого 10 000 целковых звучит по-конски (на момент публикации). На момент написания обзора у меня все еще не вышло протестировать новую модель Petzl stop, но посмотрев обзоры в интернете, я склоняюсь к тому, что за счет более грамотного кулачка и ребер охлаждения Kong Pirata будет.
Фото взято у @bigwall.ru
Если бы я стоял перед выбором нового Petzl Stop или Kong Pirata, то однозначно остановил выбор на Kong, но это чистая субъективистика, вы же, прочитав обзор, принимайте решение сами.
Благодарю за внимание,
Алексей Евдокимов
...однако, добавлю свои, что называется 3коп. ;)
Немного расстроило то, что конструкция на клепках, что подразумевает невозможность замены изношенных бобышек, но с другой стороны сносить сталь очень и очень непросто. Если сравнивать с прямым конкурентом в лице старой модели Petzl Stop, то вторая бобышка у Kong будет работать в разы дольше (у Petzl там стоит алюминий, который стирается довольно быстро)
Про новый Петцель не скажу, а вот у старого, в верхней бобышке, в зоне максимального давления эксцентрика запрессован стальной штифт. Поэтому ни о каком "довольно быстром" износе речи быть не может. По крайней мере, на своём экземпляре за много лет эксплуатации (из них лет 10 очень интенсивной в промальпе) так и не случилось повода поменять его на запасной.
Если найду старые, пришлю сюда фото как они сточены. Поверь, очень и очень сильно. Сейчас на всех устройствах, кроме пасадобля стоит нержа.
Ты описываешь свои условия эксплуатации, а это скоростные "дюльфера" в больших количествах на тренировках и в пещерах... Не удивлюсь, если через твой Петцль со свистом протягивается километр и даже более того верёвки в день.
А я говорю про промальп... где зачастую можно за весь день сделать два по 50м спуска с перерывом на обед ;) (собственно работа при этом самая разнообразная, от монтаж-демонтаж до штукатурных с двумя вёдрами раствора итдтп...) Но не снимая нагрузки с верёвок и всей системы в целом.
Петцель-Стоп создаёт большое удобство и точность при позиционировании на рабочем месте плюс возможность оперативного перемещения вверх вместе со всем "скарбом".
Справедливости ради должен признать, что менял эксцентрик... Износ "носика" был существенный, и вызывал опасения, что может "перерубить" верёвку о верхнюю бобышку при резком тормозном рывке во время динамичного спуска...
Ну и ещё, к слову тсзть...
Складная ручка ... да, интересная придумка, но неоднозначная, предвижу, что нюансы и нежданчики при работе возможны. Привыкать полюбому придётся.
В альпинизме для дюльферов таскать с собой на Гору П-С не ахти (большой, тяжёлый))) ... Делали "самопальные" роликовые спусковухи-треугольники с латунными (или бронзовыми) роликами. Износ конечно есть, но норм., меньше чем дюралевые и верёвку не пачкают.
Понимаю, что нынче дико звучит рассказ про самопальные снаряжение... Однако ж делали ... и ходили :)
Кстати, мои бобышки, по сути - самопал, точил токарь дома.