Полярная ночь в Северной Швеции

Пишет AlexTrub, 29.12.2019 01:41

Рассказ о небольшом лыжном рождественском походе. Он был скорее тренировочный и испытательный, но и красот в нем оказалось достаточно.
Полярная ночь в Северной Швеции (Туризм, швеция, лыжный поход)

Нет, ну не совсем полярная ночь. Выбирая место для похода, я все же отбросил свои любимые северные районы по причине этой самой ночи. Но и ехать на юг не хотелось. Нашел район немного южнее Полярного круга, где самый короткий день в году длится как-никак около трех часов. Ну и еще 3-4 часа сумерек, уже что-то. Этим районом оказались окрестности шведского городка Hemavan, недалеко от которого находятся горы высотой до 1700 м. Поход длился 6 дней, с 20 по 25 декабря, самые темные дни года.

19-го декабря вечером приехал в Hemavan, переночевал в палатке в неказистом леске рядом с городом (в темноте есть и свои плюсы – легко поставить палатку в населенном месте, и никто тебя не заметит скорее всего). На следующий день поднялся на плато, где проходит маршрут. Надо было набрать около 300 м, подъем был крутой и пришлось вещи таскать в два приема. Сначала большой рюкзак, затем маленький рюкзак и санки со спальником и палаткой. Почти все светлое время на это и ушло. Сумерки опускаются с 15:30, а в 16 уже темно. Температура около -5, вечером появился свежий ветер. Выйдя на ровное место, поставил палатку.

21 декабря встал в 7:40, вышел в 11. Надо бы конечно раньше выходить, чтобы не терять светлое время. В идеале в полдесятого, но к сожалению не получалось.

В целом это был день сражения с санками! Сани вообще были главным действующим лицом в походе. Они у меня новые, жена подарила за 3 дня до похода. Но если бы даже они появились раньше, испытать их должным образом перед походом я бы все равно не успел, поскольку главной изюминкой оказалось передвижение с санями по рельефу. До этого я один раз пробовал брать в поход небольшие сноуплановские санки, популярные у туристов. Но в силу своего небольшого рамера они не очень разгружают рюкзак. У меня же была давняя мечта скинуть на сани основной вес. Тем более что я часто хожу один, а в сольных походах вес на человека приходится заметно больше.

Модель саней была Paris Expedition Sled. За спиной был довольно легкий рюкзак, а на санях большой рюкзак, палатка и спальник. Если бы дорога была плоской, все было бы сказочно, но в тот день плоской она была редко. Подъемы и спуски были небольшие, но проблем создали порядочно. Сбился со счета, сколько раз переворачивались злополучные сани. По прочитанному в инете совету, я использовал пластиковые трубки, чтобы сделать конструкцию более жесткой.

Полярная ночь в Северной Швеции (Туризм, швеция, лыжный поход)

Но это не слишком сильно помогло. На траверсе склона вообще никаких шансов, и трубки конечно не помогают. Приходится просто выбирать траекторию без траверсов, а это означает лишние спуски и подъемы. На спуске тоже не очень приятно от того, что трубки регулярно впиваются в зад. Ну а если спуск крутой, то остается только один вариант – спуск лесенкой, сани висят ниже по склону. Тут что с трубками, что без них.

Я в тот день ехал вдоль тропы Kungsleden, которая отмечена деревянными вешками. Один раз на спуске проехал рядом с вешкой и не углядел, что сани поехали с другой стороны от нее. Трубки в итоге об вешку переломились, пришлось выбросить. Сначала расстроился, но постепенно привык обходиться без них и даже показалось, что так лучше. Во-первых, если сани перевернулись, то трубки мешают подойти и поправить, приходится каждый раз отстегиваться от упряжки. Во-вторых, стало легче на пологих спусках. До начала спуска я подтягивал сани к себе и устанавливал рядом. Брал обе палки в одну руку, на вторую наматывал веревку, и сани ехали на коротком поводке рядом со мной. Так можно было легко управлять их скоростью и направлением. Но кое-какие навыки в этом плане стали появляться только к вечеру, а день прошел в борьбе и нецензурных ругательствах. В итоге за день прошел около 6 км.

Местность стала более гористой, хотя видимость не позволяла толком полюбоваться

Вечером был красивый закат

Сотовой связи в палатке не было. Залез на ближайший высокий холм, там немного ловилось. Смог написать жене, что все в порядке.

Весь день был небольшой минус. Временами сильный, но попутный ветер.

В целом на поход у меня не было четкого плана, но было желание подняться на гору Norra Sytertoppen (1768 м). Дальше был вариант ехать в Tärnaby или вернуться в Hemavan. До горы оставалось всего около 5 км, поэтому в 22-го декабря я собирался дойти до нее, отдохнуть и на следующий день попробовать подняться. Выбрал эту гору, т.к. на карте на нее вела пешеходная тропа, причем только на нее. Из чего я сделал вывод, что видимо остальные ближайшие горы слишком круты, чтобы подниматься без снаряги. Позднее при хорошей погоде я видел более подходящие возможности, но в темную пасмурную погоду это сложно было разглядеть.

Утром 22-го проснулся в 8:50, вышел в 11. Почему во сколько бы я ни проснулся, все равно выхожу в 11?
Было тепло и совсем тихо. Снег был даже немного влажный, но не лип. Ходовой день получился короткий, но не было ни одного переворота санок! Правда и рельеф стал попроще.
Примерно с середины дня начался сильный встречный ветер, пришлось одеть маску. Горы вокруг стали выше и красивее. По-моему зимние горы особенно прекрасны.
Полярная ночь в Северной Швеции (Туризм, швеция, лыжный поход)

Поставил лагерь недалеко от Norra Sytertoppen.

На следующее утро проснулся в 8:30, вышел в 10:30, но это потому что лагерь не надо было собирать. На улице -7 и штиль. Подошел к горе и начал подниматься по склону. Наверняка летом там подняться не проблема, но зимой волновал вопрос лавиноопасности. Два года назад я поднимался в январе на Саану и там в этом плане было гораздо проще, т.к. из-за постоянных ветров снега на склоне вообще не было. Здесь я ожидал подобной ситуации, но оказалось, что снега на горе достаточно. Я же совсем не специалист по лавинному вопросу, только прослушал несколько лекций в интернете. Так что не знаю, может и не было там в помине никакой лавиноопасности, но у меня не было уверенности, что ее нет, и это мне не нравилось. Особенно после прочтения, в том числе на Риске, разных случаев, когда лавины сходят там, где вроде не должны были. Крутизна склона была наверно 20-30 градусов, в разных местах по-разному. Где-то снега было больше метра, а где-то были проплешины, на которых слой снега был буквально 2-3 см. Там, где снега было много, шел сначала слой рассыпчатого снега, потом очень крепкий наст и сверху еще толстый слой обычного мягкого снега. Проплешины выделялись более темным цветом, и я старался идти по ним. В итоге почти все светлое время ушло на поиск такой траектории, где между проплешинами не было бы больших расстояний. Я сдвигался все левее по склону. Издалека казалось, что дальше проплешины идут подряд. Но когда подходишь ближе, то оказывается, что вовсе не подряд. В конце концов стало ясно, что искать там больше нечего, и я уже собрался возвращаться к палатке, но на обратном пути увидел, что справа путь гораздо лучше. Там правда было покруче, но меньше снега. Поднялся до 1063 м, но дальше все же решил не идти, т.к. до сумерек оставался всего час.

Я использовал рыбацкие кошки, неплохая модель надо сказать. Особенно тем, что в ней, в отличие от многих других, нет резиновых или пластиковых частей. И они очень легкие, хорошо брать на случай, когда неизвестно понадобятся ли они.
Полярная ночь в Северной Швеции (Туризм, швеция, лыжный поход)

Но все же в их прочности не было абсолютной уверенности, а без них на склоне вообще нечего было делать. На фирне сапоги скользили очень хорошо. Одним словом с такой сомнительной снарягой не хотелось остаться на склоне в темноте, и поснимав фото, решил вернуться.

Было жаль конечно, но неудача компенсировалась прекрасными видами. Зимой в ясную погоду пейзажи удивительно красивы, когда оранжевый рассвет плавно перетекает в розовый закат.

Второй вечер подряд было звездное небо. В походах я на самом деле редко любуюсь звездами, т.к. ночью хочется спать. Но тут уже к 6 вечера можно было видеть звездные россыпи во всей красе. Разглядывал их, пока закипала вода. Кажется раньше не замечал, что звезды не просто горят, а мерцают, а здесь было очень хорошо видно.

На следущее утро 24-го декабря я наконец сломал позорную традицию выходить в 11, хотя и не в ту сторону. Жестко тупил с утра и собрался только к 12. Но... и тогда выйти не смог. Уже все упаковал и буквально был готов стартовать, но оглянулся и увидел, как рассвет розовеет на вершинах гор. Оторваться было невозможно.

Полярная ночь в Северной Швеции (Туризм, швеция, лыжный поход)

Солнце поднималось, и картина постепенно менялась. Я остался фотографировать еще почти на час, забираяся то повыше, то пониже. Вот это я думаю был лучший кадр из похода, а возможно и из всех моих походов.

В конце концов стартовал, и езда была просто восхитительна! Отличное скольжение, плавный рельеф. Эх! С такой скоростью, да за нормальный световой день можно было бы и тридцатку легко отмахать.

Но вечер наступил быстро.
Полярная ночь в Северной Швеции (Туризм, швеция, лыжный поход)

За этот короткий ходовой день переворотов не было. На ночевку влез на высокий холм. Вид оттуда был красивый, и связь хорошо ловилась.

Утро 25-го декабря было пасмурное и тихое. Ехал опять через рельефный участок и таки словил 3 саночных переворота. Их можно было избежать, просто рельеф плохо прочитал, опыта еще маловато. А в целом действительно проще стало с санками. Думаю, что буду продолжать их осваивать. Но конечно при планировании маршрута надо тщательно изучать рельеф. Так или иначе пройти можно будет везде, но на сильном рельефе скорость может быть очень медленной, у меня временами она была около 2 км/ч.

К вечеру вернулся в Hemavan, переночевал неподалеку и утром сел на автобус. Скромный конечно получился поход. Можно сказать испытательный. Но красот и впечатлений в целом хватило. Да и места понравились, надеюсь туда еще вернуться. Ну а в феврале-марте, когда уже будет светло, надеюсь забраться посевернее.

Традиционное небольшое видео, хотя в этот раз материала было маловато

Спасибо за внимание. Всех с наступающим, мира и интересных походов!

По поводу жесткой сцепки, буду благодарен, если кто-нибудь поделится своим опытом. По фото временами вижу, что народ ходит с подобными трубками, значит находят что-то в этом. Может я что-то делал не правильно? Например какой длины трубки обычно используют? У меня были 2 м, поэтому их хватало не на всю веревку. Обычно хочется сделать расстояние между собой и санями больше чем 2 м. Поэтому сцепка получилась условно жесткая. С другой стороны, транспортировать к месту старта трубки длинее чем 2 м было бы сложно наверное.

в лекции показана сцепка на трубках https://www.youtube.com/watch?v=6oYT0EOHCPE

Спасибо, посмотрю с интересом

Поход в одиночку впечатляет. Нет проблем с диким зверьём? А то я совсем недавно шел в горном лесу по следам снежного барса. Потом, почуяв преследование, он уступил мне тропу, забежав позже ещё один раз на неё и снова свалив с гребня на крутой склон с буреполомом. Других следов передо мной не было. Шел в одиночку.

Ну и как температура воздуха в приполярной Швеции, да ещё и в самые короткие дни года? Неужели только -5? Наверное,именно низкая температура и длительная темнота приводили к позднему выходу. Да и зачем гнобить себя, ведь не было спортивной цели, было желание испытать себя и новые сани в Приполярье.

С наступающим Новым годом! Дальнейших успехов и здоровья!

P.S. Кошатки именно такой конструкции, изготовленные за бугром, мне подарил лет этак 40 назад горный турист - москвич Вася Берлов (вечная память). На фирне держат, но скалы и камни эти кошатки корёжат, так как выполнены из алюминия.

Спасибо за пожелания!

Мне кажется, что в скандинавских странах с хищным зверьем попроще, чем в России. Все же нет таких больших безлюдных пространств, где они могли бы спокойно плодиться. Хотя есть в северной Швеции и волки, и медведи, но вроде не буйствуют особо. А в этот раз я далеко от цивилизации и не успел уйти. Видел только собачьи (скорее всего) следы и много разных следов мелкой живности, но не знаю чьи.

С температурой повезло, от -1 до -10, самый комфорт. Это все же не самый северный район, и главное он западный, ближе к океану и теплым течениям. Смотрю прогноз и понимаю, что вовремя оттуда свалил, т.к. завтра обещают +3 и дождь. Бывает подмораживает до -25, но нечасто. По-настоящему холодные районы находятся дальше от берега. В той же Кируне на порядок холоднее, -30 зимой обычное дело. Я вообще предпочел как раз более холодный район, по мне нет ничего хуже, чем оттепель в лыжном походе. Но сначала надо более светлого времени дождаться.

Поздний выход надо все же оптимизировать, если хочется пройти более интересный маршрут, а не возвращаться к месту старта. Но очень долго все в одиночку делается. В группе удобнее распределять задачи. Кто-то палатку ставит, в это время другие уже стенку для горелки строят, третьи еще что-то делают. А одному все это по очереди переделать надо. Не знаю, может надо научиться быстрее шевелиться :) Пока получается, что несмотря на раннюю разбивку лагеря, все равно весь вечер занят, рано лечь не получается, соответственно сложно рано встать.

На прочность "кошек" я не сильно рассчитываю и наверно не стал бы в них по камням ходить. Снимаются они легко. Как закончится фирн, можно сразу и скинуть, дольше проживут.

Пока топчется место под палатку должен уже топиться снег на горелке. В одного в целом должно получаться быстрее чем у среднестатистической хорошей группы - и палатка проще, ставится быстрее, и место под нее найти легче, и снега натопить на ужин нужно меньше. И можно применять старый хитры прием - готовить ужино-завтрак. То есть две порции одновременно, чтоб с утра только разогреть.

А что, снежные барсы в диком виде без заповедника существуют? Расскажите поподробней. А то -все вымерли, всех поистребили... Или это не так.

Рядом с Алма-Атой находится заповедник.У нас наблюдается тенденция к размножению барсов. Замечены уже близко к жилью. Есть заметки об этом в СМИ. Значит и пища для них кое-какая развелась. По правде сказать, боялся сам стать для этого друга пищей. Внезапное нападение и перегрызание сонной артерии - эти действия заложены у них инстинктивно. Оружия, кроме лыжных палок, никакого. В этой глухомани и черепка бы не нашли. После того, как следы барса исчезли, шел вначале среди леса, потом среди сада, потом по снежной целине по колено в снегу до первого жилья. Есть задумки написать об этом в отдельном посту. Но жена критикует: нет доказательств, нет снимков следов. Честно признаться, не до снимков было, когда понял, что следы не собачьи. Жить очень захотелось.

Почти офф-топ, к вопросу о жесткой сцепке.
Только вчера посмотрел Arctic (зачем-то перевели как "Затеряные во льдах"). Понравилось, весьма (видеоряд, музыка, игра актера). Но глядя именно на то, как герой вез акью, хотелось процитировать Станиславского.

Спасибо за наводку, не смотрел еще, надо глянуть)

Зайдите на utsidan.se , в поиске введите pulka. Вот ,например, статья о модернизации санок https://www.utsidan.se/blogs/fowwe/skidtur-i-lomskt-varvintervader-1.htm

Спасибо, интересная ссылка. Больше даже заинтересовало описание похода, как раз подумываю в те края съездить. С модернизацией по их образцу я бы не стал заморачиваться, текущий вариант не настолько плох. К тому же уверен, что никакой способ не будет идеальным, и траверсировать склоны все равно не получится. А без траверсов можно и на обычной веревке ходить

У меня есть некоторый опыт использования санок, в основном чтобы подтащить снаряжение под гору во время зимних восхождений. Пользуюсь как жёсткой сцепкой, контроль лучше,так и верёвкой, когда в гору на перевал, например. Проблема в том, что если груз большой в санках, от кг 25, то на скитуре проблематично затащить санки при движении зигзагом, да и в лоб тоже, уже на склоне более 7 градусов. То есть ты движешься зигзагом, а санки на длинной веревке "как бы" прямо вверх, ты как маятник по отношению в санкам. Другой способ при большом снеге, это просто маленький полиспаст, снежные анкеры и тд Спуск также с веревкой, через спусковое устройство. вот где то так.