Бабай на Кавказе. Дневник. Продолжение.

Пишет Бабай, 15.12.2019 03:05

Вчера не осилил всего. Выкладываю продолжение и окончание моего путешествия.

28.07.2019

Проснулся в 4 по будильнику. Глянул наружу – молоко. Спать! Ещё встал в 6 – то же. Щеманул ещё до 8, выглянул – уже раздувает, пара зубцов Шхельды открылись. Поел кашки со смородиной и сухариками, сделал термос чаю в маршрут, собрался и поскакал.
К 13 часам доскакал до геоморфологического начала своей морены – оказалось, что она примыкает к также правобережной морене ледника, потрясающим ледопадом низвергающегося от пика Вуллея (если не ошибаюсь) в красивый цирк, откуда уже спокойно, таща на себе изрядный чехол, собранный со стен цирка, впадает в Шхельдинский ледник.
Бабай на Кавказе. Дневник. Продолжение. (Путешествия)
Я пересёк цирк, по пути зачерпывая ладонью пустую, но всё равно вкусную воду из ручейков. Прям чую, как она из организма всякую дрянь вытягивает!)) Волнительный спуск по живому куруму – и вот я на основном теле ледника. Во где стрёмно-то! Трещины всех длин, ширин и глубин бороздят ледник вдоль и поперёк.
Надо всем этим мрачно довлеет Шхельда, с крутых стен которой непрестанно грохочет – то камни, то лёд. Щуровский дальше, но и там, судя по всему, та же песня. Да, суровые тут песни!
Лавируя в лабиринте трещин, дошёл до такого места на краю центрального цирка между Щуровским и Шхельдой, дальше которого подраскисший фирн с участками снежного «болота» стал маскировать трещины.
Бабай на Кавказе. Дневник. Продолжение. (Путешествия)
По такому субстрату в беговых кроссовках ходить неудобно и неприятно, а без снаряги и связки товарищей – и смертельно опасно. Что ж, я свои берега вижу (надеюсь).
Посему и не ропщу – фотосессия получилась славная, и погода опять была великолепна.
Как и вчера, удовольствие не без боли (The pain is so close to pleasure! ©)))) Траверсируя один из бесчисленных курумов, вызвал небольшой обвал, от которого еле успел отпрыгнуть; по руке, удерживающей большой камень от падения на мою лодыжку, саданул его собрат, произведя ушибы и до мяса содрав кожу на подушечках мизинца и безымянного. Прилепил обратно, полизал, как пёс, лёд подержал; подсохло, и заклеил пластырем. Короче, уже весь покоцанный, а ведь это только 2 дня в горах, по большому счёту! Да, горы на каждом шагу таят опасности…
Бабай на Кавказе. Дневник. Продолжение. (Путешествия)
Возвращаясь, прошёл полтора-два км по основному телу ледника, потом по стремнющему конгломератному откосу взобрался на свою морену и привычно доскакал до дому.
По пути видел восхитительные площадки под палатки, но совершенно без воды поблизости. Дома слётал к своему ручейку, замутил плов из риса «Жасмин», колбасы и специй. Вкусно – атас! Оставил половину на завтрак. Пью чай с чабрецом и вкусняшками, пишу, выковыриваю из бороды вчерашнюю запёкшуюся кровь, кайфую. Слава Богу!

29.07.2019

Как обычно, ко времени записей в дневнике, сижу-лежу, пью чай – много чаю! Сегодня был чисто ишачий день – передислокация из Шхельды в а/л Джантуган. Встал довольно поздно, в 7:30-40, долго копался, максимально просушив от конденсата палатку и упаковав свой скарб в носибельный вьюк. Двинул вниз в 11. Сначала нужно было слезть с морены. Это были 40 минут предельного напряжения и страха: по такой жуткой конгломератной промоине мне не ещё не приходилось спускаться, да ещё и под вьюком! Слава Богу, всё обошлось. Впредь таких вариантов надо избегать (хотя как? – здэс, на Кауказе, везде эти конгломератные обрывы с промоинами). Потом бесконечное лавирование в хаосе камней, ручьёв и зарослей берёзы, ивы, ольхи и сосны. Место очень красивое. Но жирной свинье не до красоты! Жирная свинья получает обильно!))

В а/л Шхельда пришёл за 4 часа, мрачно ухайдоканный. Снял боты и носки, блаженно в кроксотапках сходил до погранцов, отметился, сказал, куда дальше двину. Набрал водицы, слегка перепаковался и в а/л Джантуган по дороге пошёл уже в кроссовках – в ботах ноги устают мучительно. Пришёл за 2 часа. На подходе молодые ребята – альпинисты обнадёжили меня, рассказав, где тропа вверх по Кашкаташу. Ну, а уж как потеплело на сердце при виде старых знакомцев – Чегет-Тау, Чот-Чата и Джантугана! Но в то же время я вглядываюсь в эту долину иначе - жаднее, что ли, чем в первый раз. Оказывается, доминантной вершиной, визуально венчающей запирающую долину стену, здесь является Чегет-Тау-Чана, из этого ракурса возносящаяся белым парусом. Красавица – атас! А в позапрошлом году она как-то прошла вскользь моего восторженного внимания.

Перешёл рукава Адыл-Су по серии мостиков и поселился в шикарном сосновом лесу. Тут удобства: беседки, навесы, кострища, вода совсем рядом – ну клёво! Первым делом, пока ещё солнце светило, побежал на реку и по-людячьи искупался – с полным погружением, как я люблю, а не с помощью кружки. Заодно постирал потные шмотки, но не все – уже сильно голодный был, стал чай делать, варить гречку с колбасой и приправами, ставить палатку и «ставить» в ней уют на ближайшие 1.5 суток. Так болят пальцы от ботинок (про шпору ваще молчу), что по-хорошему бы днёвку себе «поставить». Но здесь, внизу, днёвка – это чистое сибаритство. А охота неторопливо погулять по горным лужайкам с камерой и вволю поснимать. Из известных мне мест такое возможно на Зелёной гостинице или на верхних ночёвках над ней. Собственно, на них я и стремлюсь. Но – после Кашкаташа. Завтра, если совсем не заломает меня, буду стремить свою бренную тушку к красотам Бжедуха, Вольной Испании и прочих гор этого компактного ущелья. Всё, вырубаюсь. Погода опять была сказочной. Слава Богу!

30.07.2019

Этот день получился таким, что я и мечтать не смел о подобном. В 4 по будильнику я, конечно же, не встал – сладко щеманул до 6:20. Проснулся великолепно выспавшимся под мерный шум Адыл-Су на ровнёхоньком месте, и почувствовал, что у меня практически ничего не болит! Я встрепенулся, сделал чай и разогрел вчерашнюю гречку, постирал брошенные вчера носки и бандану, собрался и рванул по тропе вверх. Никогда я не ходил по такой удобной тропе! По сути, это лестница из крепко сидящих в почве камней, между которыми что-нибудь, да растёт. И по этой лестнице очень быстро набирается высота.

С рюкзаком в 7 кг. вместо 37 я взбежал наверх борзым козликом и… потерялся во времени. Формально мой маршрут длился 11 часов, но я прожил за этот день какую-то вечность, наполненную несказанной красотой, покоем и счастьем.
Это было особое, мистическое единение с горами, льдом, звездой по имени Солнце, яростно сияющей из ультрамаринового неба, облаками, на глазах возникающими и меняющими формы от простых до чудесно причудливых. На облака вообще час или полтора медитировал с камерой, не вставая с сидушки.
Бродил по леднику, на каждом шагу изумляясь многообразию форм его жизни и микроландшафтов. Искал проходы в лабиринте гигантских трещин – в некоторых и электричка поместилась бы.
Нет-нет, мелькнёт и чирикнет малая птаха (м.б. снежный воробей? – орнитолог я тот ещё). Или вдруг, среди этого хаоса льда и камня, запрограммированным маршрутом пролетит стайка бабочек. Что они тут делают? Одному Богу известно. Издалека, с «зелёнки», доносится квохтанье и улюлюканье уларов, иногда пролетают галки со своим мелодичным кличем.
Бабай на Кавказе. Дневник. Продолжение. (Путешествия)
При виде восхитительной Вольной Испании в голове постоянно переливались искромётные пассажи и гармонии незабвенного Пако де Люсия, и по возвращении домой я доторкнулся его альбомом «Entre dos Aguas» из телефона.
Домой шёл, совершенно не торопясь, временами снимая.
Пришёл в 18:30, солнышко свозь сосны ещё светило, и я с наслаждением занырнул в великолепную заводь голубой прозрачной воды, из которой выскочил совсем огурцом. Быстро сделал чаю с местным чабрецом и кашки с орехами и сухофруктами, ужинал под музыку Пако. Толпа разномастного народу, тусившая здесь вчера, куда-то исчезла, и моя палатка осталась единственной. Соответственно, я «поставил» себе костёр, покайфовал возле него, поиграл на комузе, глядя то в огонь, то на яркие звёзды в чёрном небе. Сижу за столом под навесом, над головой лампочка Ильича, пишу как царь! Поодаль неторопливо горит костёр, и мой мобильник заряжается от розетки. И плата за эти великолепные условия – 100 рублей с чела в сутки. Ну ни о чём! Прямо уходить неохота из этого шикарного места… Но ведь меня ждут новые, неизведанные маршруты! Поэтому завтра – переброска лагеря на ночёвки под Койавган-Аушем, который надеюсь послезавтра перевалить и попасть в долину Адыр-Су. Что ж, это был воистину благословенный день. Он мне навсегда запомнится. Слава Богу за всё!

31.07.2019

В полночь начало погромыхивать и пошёл дождь. В 6 утра он ещё шёл. Поспал ещё. В полвосьмого палатку осветило солнце и перестало капать даже с сосны над ней. Стал завтракать, собираться. Вышел в 11:35; за 2 с четвертью часа, изумляясь сильной перемене облика долины после селя 17го года и любуясь видами Джантугана и Гермоген-Баши (а что, ВИА-Тау можно, а так нельзя?)), дошёл до Зелёной гостиницы, на пятки наступал дождь.
Я зашёл к гляциологам – переждать дождь под крышей и передохнуть перед рывком на морену к верхним ночёвкам. Артём и Полина приняли пилигрима по-царски: чача, гречка с тушёнкой, бутер с колбасой, чай с сахаром. Ещё у них была гитара, я её пощипал и спел пару песен, перкуссией был лютый ливень, хлеставший как из ведра час или полтора. Очень душевно побакланили за жизнь. Артём поведал, что он только вчера восстановил мост, на который я очень надеялся. Вот это подарок! Более того, он делал это с какими-то очень бывалыми челами, которые сейчас стоят на тех самых ночёвках, куда я сейчас стремлюсь!

Тепло попрощавшись с Артёмом (Полина снимала показания приборов, что ли), вышел и через полтора часа подъёма по приличной тропе пришёл на желанное место. Там – палатка и двое весьма достойных мужей, умудрённых многим опытом – Михаил и Николай, альпинисты из Питера. Сразу напоили элитным китайским чаем с разными ништяками, стали знакомиться и тереть за жизнь. Они озвучили мои подспудные мысли о том, что авантюра моя – довольно борзая. Ну да, со стороны людей, бывавших на очень серьёзных горах, мои одиночные радиалки на ледники и перевалы – это дерзость. В общем, конечно, да. Но в частностях я, как мне кажется, адекватно оцениваю свои возможности. Конечно, всех опасностей и трудностей без хорошего опыта не предусмотришь – за ним, кроме прочего, я и пришёл сюда. Но в основном – за красотой. А её, слава Богу, здесь хватает на всех, даже на чайников вроде меня – отовсюду сногсшибательные виды. «Пизажи!», как мы это называли 2 года назад.
Мне сегодня опять круто повезло – мощнейший ливень я переждал у гляциологов, а второй, зловеще ползший от Баксана, передумал и обрушился на низовья и среднее течение Адыл-Су. На ночёвки я пришёл в 18:00, по небу плыли облачка, и мягкий вечерний свет подчёркивал великолепие панорамы, которая разворачивается перед взором попавшиего сюда: ВИА-Тау - Чот-Чат – Гумачи – скалы Аристова – Джантуган – Башкара – Уллу-Кара – Гермоген-Баши – Чегет-Кара. Этот «пизаж» стоит того, чтобы ишачить сюда с вьюком! Эти горы для меня и родные уже, и в то же время новые, и я испытываю двойной кайф.
Завтра (опять подарок!) Михаил с Николаем собираются именно на Койавган-Ауш. Естественно, пойду с ними налегке – на рекогносцировку и фотосессию. Если решу, что осилю перевал с вьюком, то послезавтра перевалю в Адыр-Су; если же нет – придётся пробираться в эту, новую для меня, долину, через низы – идти-ехать-идти. Конечно, охота по-пацански перевалить… Бог да поможет мне в этом! А тем, кто ложится спать, спокойного сна! Спокойная ночь…

01.08.2019

Проснулся в 4:45, неторопливо позавтракал со старшими товарищами, немного поснимал в утреннем свете, собрались и в 6:20 пошли вверх.
Сначала, как обычно, немного зелёнки с камнями, потом одни камни, потом леднички с камнями (а в 80-х, говорят аксакалы, здесь были весьма приличные ледники), снежнички. Дальше взлёт – смёрзшаяся (пока солнце за перевалом) довольно крутая сыпуха - то мельче, то крупнее. Уже тут я понял, что с моим вьюком это вряд ли ходибельно без полного напряжения физических и моральных сил. А вот и ключ перевала – 10-15-метровая стенка в 50-55* скал из черных скользких сланцев, присыпанных своей же сыпухой (пардон за тавтологию). Стрёмное местечко! Ни хрена себе 1А! Миша с Колей организовали 20-метровую верёвку для прохождения ключа – скорее, для меня, чайника. После ключа мягкая сыпуха, и вот уже перевал.

Ара, вайме! Какие невероятные просторы и панорамы открываются в обе стороны!
Бабай на Кавказе. Дневник. Продолжение. (Путешествия)
С востока на юг: Юномкаратау, Орубаши, Озёрная, Адырсу-Баши, перевал Грановского и за ним – Безенги, Сарыкол-Баши, Местиятау, Уллу-Тау-Чана, Чегет-Тау-Чана и ВИА-Тау. От последней на запад и север – Джантуган на фоне Башкары, Чатын-Тау на фоне С.Ушбы, Уллу-Кара, Бжедух, Кавказ, Гермогенов, Чегет-Кара, Донгуз-Орун, Эльбрус и, наконец, Койавган-Баши. Крышу рвёт наглухо! Когда шок немного прошёл, стали фотографировать. Практически всё - против солнца, поэтому фотоматериал вышел неважный.
Михаил и Николай на севере
Автор на юге

Глотнули чайку с ритуальными вкусняшками, вздохнули и с лёгкой грустью пошли вниз. Ключ, конечно же, вниз проходится труднее, ибо лезть надо задом. Ещё козлы сверху пошалили, несколько камушков нам прислали для веселухи. Обратная сторона перевала длиннее и физически труднее, а местами и стремнее – там и по леднику растресканному надо идти. В общем, моя скромная игра не стоит таких свеч. Свалились вниз, по пути потусили с козами. Ветераны очень быстро ходят, не поспеваю за ними!

В нашем, теперь щедро залитом солнцем, лагере, устроили отходную пирушку из многих блюд и чаёв, собрались и чухнули вниз, к гляциологам. За час пришли. Немного размяли плечи, поговорили, попрощались и ушли вниз, к а/л Шхельда, где базируются Михаил с Николаем. Они убежали вперёд (ну лоси, хоть и под 70 – что с них возьмёшь!); я же шкондыбал неторопливо, кряхтя и потея. На полпути от а/л Джантуган до а/л Шхельда меня подобрал чел на «буханке» - нечаянная радость! Так что со своими компаньерос прибыл одновременно. А тут – тёплый душ! Чума ваще!!! Далее – вкуснейший ужин из Гала-Галовских сублиматов, по 50 коньяку REMI MARTIN, и даже гитара нашлась. Миша с Колей оба прекрасно играют и поют – Визбор и созвучные авторы. Сладко вырубаюсь))) Достойный итог прекрасного дня! Слава Богу! Спать!

02.08.2019

Встал в 7, прекрасно выспавшись. Сделал чай и 5-злаковую кашу с сублимированной индейкой от Михаила. Очень вкусно и питательно. Начал потихоньку собираться, потом проснулись питерские челы и стали наперегонки варить разные сорта кофе. Попотчевали и таким, и эдаким. Кода завтрачной мелодии – кофе с хорошим сыром – ну разврат полный! Жирная свинья, хоть и получает по заслугам, в то же время и всеразличные подгоны получает, так что похудеть ей не судьба:(( Немного поточили лясы, я собрался и жду оказии – в час пополудни в лагерь приедет большая группа туристов на автобусе, и водитель сразу уедет вниз. Надеюсь доехать с ним до Верхнего Баксана, а точнее – до поворота на Адыр-Су. Пока жду, как раз можно занести в дневник впечатления вчерашнего дня, ибо в 23:00 вырубило наглухо. Питерские из моих писаний сделали цирк и зубоскальство: мол, Ленин в Разливе))). Снимали видосы, интервьюировали и подкалывали Ильича в очках с бабайской бородой и голым волосатым торсом.

Наконец, турины приехали. Миша и Коля проводили «нашего Джавдета»)) до погранцов, тепло попрощались. Замечательные челы! Сразу взяли под опеку, всё время подкармливали басмача, подогнали несколько пакетов гала-галовских сублиматов, а Михаил, после моего рассказа о финансовых издержках, так даже вручил мне красный билет (в смысле, 5 тыр) – мол, будешь у нас в Питере – вернёшь. Ну, теперь я знаю, кого навестить, будучи в Питере!

Водитель Азамат (он сам чегемский) с ветерком домчал меня до поворота на Адыр-Су, по пути подогнав мне бутылочку холодной воды. Ай, савол, кардаш! От поворота до автоподъёмника – всего 10 минут пёхом. Подходя, увидел лестницу в небо, по которой поднимались маленькие людишки. Морально приготовился к мрачной прокачке квадрицепсов и ягодиц, но и тут меня ждали подарки, да какие! Подхожу, чел туристического вида говорит: давай быстрей на подъёмник, сейчас с машиной поднимемся! Меня уговаривать не надо – и вот мы едем, по пути знакомясь и обмениваясь планами. Приехали наверх, а там стоит УАЗ-469, водитель которого – старый знакомец этой четы из Екатеринбурга, Евгения и Ирины. Хасан – крепкий, красивый и весёлый мужик, с ним поедут двое совсем молодых ребят, тоже балкарцев, везущих две великолепные бараньи ляжки. Евгений с Ириной говорят Хасану: может, как-нибудь возьмём мужика (меня т.е.)? – Э, не вопрос, как-нибудь всэ помэстимся! – был ответ. Вот это везуха!!! Ведь они едут в а/л Уллу-Тау! Таким образом, всего за полтыщи доехал я до старого Джайлыка, а это около 12 км – то есть 4 часа ишачки, которой я избежал.

Время 15:00, а это значит, что я могу успеть подняться до Суллукольских ночёвок. Встал на тропу в 15:10. Встретился мне чел налегке, через полчаса – группа туринов, но никто из них ничего толком не знает о Суллукольских ночёвках, все сводят разговор к Райским, которые у меня значатся следующим номером программы. Подъём был изнурителен, ножонки после вчерашней ишачки держат так себе. Аж в 19:30 я забрался на морену. Лез с сомнениями: туда ли? Залез и вижу: совсем не похоже на описание Суллукольских ночёвок, НО! Среди чисто каменного хаоса конечной морены ещё неопознанного ледника есть ровнёхонькая песчаная площадка около 10 метров диаметром, через которую протекает ручей, вокруг всё истоптано турами. Это их водопой, к нему, собственно, и вела их тропа, на которую я вышел на финальных 200 м. подъёма. Пыхтя под вьюком, я видел вверху рогатые головы. Что ж, козлы, принимайте гостя! Наверху весьма свежий ветерок. Сразу снял мокрый потник, надел сухую флиску и софтшелл, поставил палатку, закипятил водицы и сделал термос чаю. Решил сегодня ничего не варить, а пожевать колбаски с ржаными хлебцами, а на десерт, как обычно, конфетку Кара-Кум от Вовы Королькова, орешков и папайи. Да, здесь в натуре прохладно! Пишу в перчатках, наполовину залезши в спальник. Со всех сторон звуки воды – ближнее журчание на разные лады со сбивочками и синкопами, и далёкий иссон шума реки внизу.

Завтра я окончательно выясню, куда же я забурился. Сейчас анализ карты и местности показывает, что Евгений с Ириной, на 95% имели в виду Райские ночёвки (отсюда и недоумение встреченных мною людей). Так же он показывает, что, скорее всего, я у конца ледника Западный Джайлык. Завтра – день истины! И завтра же – день рождения моего Мишука, самого преданного моего сына. Хорошо бы сделать ему подарок в виде красивого маршрута с мощной фотосессией и видосом! Бог да поможет мне в этом! Аминь!

P.S. Ну точно Ленин в Разливе! Кругом журчит между камней ледниковая вода, на моей площадке образующая заводи и песчаные ванны. Стоит манерный ярко-жёлто-оранжевый шалаш, и Ильич пишет, дыханием согревая озябшие руки))). Ржака наглухо!

P.P.S. Евгений с Ириной поведали, что местного чела из Тырныауза, ушедшего по грибы в Тютю-Су, через два дня нашли растерзанным каким-то зверем (варианты – медведь и одичавшие собаки). Господи Боже, прими душу этого бедолаги, и прими мою горячую благодарность за Твой промысел о мне, грешнем!

03.08.2019

Заснул аж в час, но подорвался уже в 5:45. Конденсат снаружи и внутри палатки замёрзший. Погодка – блеск! Пизаж - чума: Уллу-Тау – Лацга – Чегет-Тау – Гумачи – Лехзыр – Чот-Чат – Башкара – Джантуган – Чатын-Тау – Уллу-Кара – Бжедух – Кавказ – Койавган-Баши – Курмы-Тау!!! Воистину, такие пизажи стоят любой предварительной ишачки!
Бабай на Кавказе. Дневник. Продолжение. (Путешествия)
Сделал кашу с сухофруктами и бонусом - сублимированным сливочным маслом от моих питерских благодетелей. Собрался по полной программе и в 7:30 вышел на очередную морену. Мои вчерашние догадки полностью подтвердились – я на леднике Западный Джайлык. Так что на западную вершину Тютю-Баши я пойду с другой стороны горы Куллумкол-Баши, нежели планировалось ранее.
Несколько раз морена сменялась льдом, и достаточно крутым, чтобы нужны уже были кошаки (это, конечно, гемор – туда-сюда эти постромки затягивать-разматывать). Потом ледник упёрся в крутой осыпной кулуар, по которому, вроде, ничего не летело, и я ломанул вверх по нему. Сыпуха выше сменилась скалами, по ним очень хорошо набирается высота, но где-то за 150 м до выхода на гребень я уперся в такие стеночки и кулуарчики, которые надёжно пролезть уже не мог. Расстроенный, спускаюсь вниз, думая, что же дальше делать. Дай, думаю, траверсну к северу и вылезу в другой кулуар, больше и шире. Этот оказался гуманней первого, и через полчаса простого лазания по сильно расчленённым скалам я вышел на скально-снежный гребень и сразу же увидел геодезическую треногу на западной вершине. Через пару-тройку минут уже стоял рядом.
Громогласно с горы поздравил моего Мишу с днём рождения, снял ему видосик. Отснял панораму и частности, пообедал ровно в полдень – по полдюжины кружков колбасы и воздушных хлебцев с маленькой бутылочкой чая.
Суллукол-Баши с юга довольно скучен - одни камни.
Бабай на Кавказе. Дневник. Продолжение. (Путешествия)
А вот Куллумкол-Баши с севера очень мощно выглядит – своим ледяным плащом вливается в ледник Суллукол-Су. Естественно, в конце ледника я увидел озеро Суллукольских ночёвок.
Но! Если бы я вчера поселился там и пошёл бы на перевал Куллумкол, то при подъёме с него на З.Тютю меня бы ждал крутой фирново-ледовый подъём, который – не знаю, рискнул бы я штурмовать или нет – падать тут есть куда. Короче, опять мне повезло! В 13:10 ушёл с вершины, порядком подмёрзши, по пути вниз сделал пару удачных кадров Шогенцукова и Адыр-Су-Химика-Озёрной – все они с севера очень сурово и внушительно выглядят.
В 16:00 был дома.
Помылся в ручье, постирал вчерашние и сегодняшние потные шмотки. Руки дубеют – атас, вода ведь именно ледяная. Потом приготовил плов из зелёного оливкового масла, риса Жасмин, специй и сублимированной говядины от Михаила с Николаем. Несмотря на приличную высоту (3400, это мой самый высокий лагерь), рис отлично разварился и туй-оши (праздничный плов) получился воздушный и рассыпчатый. Термос чаю с куллумкольским чабрецом – и пир! Блаженная истома и приятная усталость не дают уже фантазировать на завтра. Утро вечера мудреней! Слава Богу! Спать!

04.08.2019

В 3 ночи был разбужен хлопаньем палатки на многократно усилившемся ветру. Обнулил гидробудильник, опять залёг. Пощемил до полвосьмого, выглянул – облака из Адыл-Су плывут вполне приветливые. Сегодняшняя задача – найти Райские ночёвки и поселиться там. Плотно позавтракал вчерашним пловом, и ещё на ужин батырская пайка осталась. Во наварил-то! Ну, знамо дело – туй-оши!)) Собирался до упора в палатке, ибо ветер силён. Саму палатку на ветру собрал без эксцессов, завьючился, и тут обнаружил, что ветер унёс незнамо куда пеножопу, которую я использую по нескольким назначениям. Дух Западного Джайлыка забрал свою дань… Дух же Тютю за посещение вершины тоже взял мзду – на подъёме по скалам при срыве камня из-под ноги неловко повис на правой руке и сильно потянул плечевой сустав. Теперь любое движение – боль, и крещусь-то с трудом. С таким плечом и под вьюком идти больно. Что ж, парень, ты хотел хардкора – нА тебе!

Анализ карты говорил, что от моей ночёвки до Райских должен быть траверс со сбросом высоты. Стартовал в 10:40 и пошёл по плану – траверсом через плечо Шогенцукова. Через полтора – два часа я увидел внизу палатки и людей, ещё с полчаса спускался к ним. Место действительно превосходное – травка, отличный ручей, несколько площадок, чумовые виды на восток, юг и запад. Поставил палатку под редким дождичком, распихал всё по уже привычным местам, дождик пока покрапывает временами, и я прилёг отдохнуть, даже блаженно вздремнул до 15:30.

Смотрю – погода хорошая, взял фотоаппараты, трубу и пошёл погулять недалеко. Поднялся на хвост Дракона (окончание пилы Джайлыка). Отсюда великолепный вид на Адыр-Су-Баши, Химика и Озёрную, на ледник Юном с перевалом Голубева в центре его запирающей стены, а также на Юном-Кара-Тау и Ору-Баши.
Может быть, послезавтра схожу в ту сторону. Поснимал под сильнейшим ветром и ощутимо подмёрз. Спустился и пошёл вверх по долине Центральный Джайлык вдоль подножия Пилы. Пила выглядит грандиозно и живописно. Встретил большое стадо коз с козлятами – голов 50, снял видосик. Поднялся на очередной моренный вал , увидел симпатичное озерцо и – дальше – остатки былого ледника Ц. Джайлык. Вообще, долина красивая и хорошо проходимая. Завтра рвану по ней вверх – докуда мощи и сноровки хватит.
С прогулки пришёл в 19:30, сыплет разной силы дождик при разной силе ветра. Еду готовил в задраенном тамбуре – уютно, удобно и тепло. Хрен с ним, с конденсатом – он по-любасу от дыхания в большом количестве образуется. Сделал пол-литра чаю с местным (райским!) чабрецом и доел вчерашний плов (по большому счёту, рис по-флотски). Вкусно – атас. Сегодня даже под музыку пишу. Когда привыкнешь к лилипутскому звуку дебильника, становится вполне сносно. В общем, хороший день.
Я сегодня получил мощный заряд красоты и мира, и душа моя радостно поёт, хотя тело жалобно скулит. Слава Богу!

05.08.2019

Дождь шёл всю ночь до 7 утра. Полчаса покайфовал в спальнике, карауля – не начнётся ли дождь опять. В 8 начал утреннюю активность. Поел кашки с мёдом и сухариками, чаю зелёного с саган-далёй. Вышел в 9:30, экипированный полностью. Через полтора часа пришёл на верхние ночёвки. Там стоят альпинисты. Трое из них пошли подходы к Джайлыку смотреть. Я их увидел, догоняя, на основной ветке ледника, а сам пошёл по меньшей, более удобной на вид. Преодолев крутой подъём ледника, увидел альпинистов, идущих вниз, мне навстречу. Они мне показали пару стрёмных трещин, закрытых фирном, пожелали удачи. Ещё несколько таких трещин я забдил сам и миновал на пути к перевалу.

Вот и он! Это седловина между Тютю и Джайлыком, за ней – ледник Тютю и верховья Тютю-Су, до которых я хотел дойти снизу, а теперь смотрю на них сверху. Тоже неплохо, и весьма! С нашей стороны перевал пешеходный (идя, недоумевал: почему же он 3А?), а вот с другой – ужасающий километровый микст скал, льда и снега, градусов 60. Теперь всё понятно. Дует сильный холодный ветер. Укрылся в кармане снежника, оделся. Пофотографировал, помедитировал на коловращение облаков прямо над головой, пообедал так же, как на З. Тютю.
Небо такое смачно синее, что средь бела дня видно месяц над вершиной Джайлыка.
Бабай на Кавказе. Дневник. Продолжение. (Путешествия)
В 14 ушёл вниз; в какой-то момент потерял нитку своих следов, по которым возвращался, и пришлось снова очень бдительно смотреть и прощупывать снег – кое-где трек-палки ухали в пустоту. Да-а, стрёмное это дело - по леднику одному ходить. Тарапис не надо, да?! (как товарищ Саахов говорил))).
Но, слава Богу, весь ледник нормально прошёлся, и в 16 я был у альпинистов. Они зазвали на чай, налили 30 грамм спиртику, настоенного на чём-то вкусном – приятно захорошело. С полчасика посидел, послушал их беседу (они из Пятигорска), попрощался и пошёл дальше домой. К этому времени облачность стала сплошной и сыпала редкая мелкая крупа. Поснимал немного цветочки, а также видосики Дракона - в таком пасмурном антураже он смотрится ещё суровее. На подходе к Райским встретил давешнее стадо туров, снял видосик. В 17:30 я дома.
Прекрасный ненапряжный маршрут по красивой, своеобразной и хорошо проходимой долине. Кайфую в палатке, варю гречку с колбасой и специями, «музыклар играется» (© Акыш Сапаров), дождик то стучит, то отдыхает. Завтра пойду в систему ледников Юном – там тоже должно быть очень красиво. Сегодня попробую лечь в 21:00. Если с утра будет хорошая погода, лучше рвануть как можно раньше – километраж предстоит обильный. Соблазнительно дракона с другой, южной стороны заснять. Спокойная ночь!

06.08.2019

Встал в 4:00, палатка вся хрустит от замёрзшего конденсата. Наша долина вся в тумане, и темно. Опять залёг. Встал в 6:00 – туман практически рассеялся, но холодновато и такой лом вставать! Безвольной жирной свиньёй нежился в спальнике до 7:00, покуда солнце не осветило палатку, и тут уж не встать – совсем неприлично. «Если Солнцу вставать не лень - и для нас, значит, ерунда»©! Позавтракал вчерашней гречкой, собрался и вышел в 8:30. Длинный траверс очень крупного курума со сбросом высоты, потом по закреплённой морене вверх. По пути – чудесное малое озерцо с водой нереального цвета. Зелёная, как хризопраз! (камень такой) Поснимал, знамо дело.
Через полчаса я уже был на леднике Восточный Юном. Сам он компактен и красив, осенён вершинами Кичкидар-Баши и Юном-Кара-Тау.
Но вот беда: вокруг нет ни перевала, ни горки, куда бы я мог забраться. Либо снег и лёд, либо скалы, либо стремнющая сыпуха, и всё при ближайшем рассмотрении крутое и опасное. По этой же причине не проник в цирк ледника Северный Юном. Жалко! Отснял круговую панораму и пошёл на главный ледник. Он достаточно комфортен для ходьбы.
Бабай на Кавказе. Дневник. Продолжение. (Путешествия)
Уже чувствуется усталость за 2 недели, заставляю себя передвигать ноги. К запирающей стене не пошёл – посмотрев на перевал Голубева в трубу, решил, что он крутоват для моего free solo. В верховьях нашёл подходящий плоский камень и расположился на обед и фотосессию. Сверху без передыха дует холодный ветрило – надел флис под софтшелл и шапочку под панаму.
После чая с колбаской и ржаными хлебцами организм повеселел, отснялся и пошёл домой, по пути ещё снимая понемногу.
Пришёл в 17:30. На ночёвках – полный аншлаг! Прямо рядом с моей - пара палаток, и ещё толпа – подальше. Большая группа туринов из Краснодара. Поужинал остатками гречки, парой хлебцев и мюслевой плиточкой – парни подогнали. Завтра – сложный выбор: на какие ночёвки перемещаться. Утро вечера мудренее. Отбой!

07.08.2019

Встал в 7, выспавшись до упора – всё-таки у меня отпуск, етит! Позавтракал кашкой с орехами, мёдом и сублимированным сливочным маслом. Очень вкусно, и пёр я сегодня на ней, как зурный ишак (зур – по-таджикски хороший, классный). Неторопливо, но уже тренированно, собрал лагерь и завьючился, в 9:55 вышел вслед за краснодарцами, ушедшими вниз 20 минутами раньше. Через 2 часа ровно, на 2/3 пути обогнав их, был внизу, и ещё через четверть часа вошёл в а/л Уллу-Тау.

Собственно, решение в пользу верховьев Адыр-Су (против Джаловчатских ночёвок) подспудно вызрело ещё вчера: 1) там ещё неизведанные мною горы, ледники и долины; 2) меньше ишачки (я видел подъём на Джаловчат с Райских, плюс анализ карты); 3) из а/л послезавтра, в пятницу, по моим расчётам, должна быть машина вниз – договориться насчёт выезда к В. Баксану. Через минуту я встретил работников базы, они сказали – всё чики, будет даже 2 рейса – около 9-10 часов и около 15. Воодушевлённый, пошёл дальше и ещё через пару минут встретил почтенного возраста чела туринского вида, поговорил с ним. Он сказал, что, если есть личная снаряга, то вполне можно сходить на перевал Грановского (он ходил несколько раз соло), и пояснил, как пройти к нужным (Местийским, то бишь) ночёвкам.

Я, совсем окрылённый, вышел из альплагеря, отметился у погранцов, тепло побакланил с ними за жизнь и рванул вверх. Уже с час, как идёт лёгкий дождичек, но мне ништяк – я иду в своём новом нарядном дождевике и любуюсь всем, что вижу на пути. Шлось сегодня, как в 20 лет – вот что каша животворящая делает!)) Через 3 часа ходьбы по шикарной тропе пришёл на искомые ночёвки. Место – бомба: моренный карман, заветрие, в 200 метрах – прозрачный ручей (вопреки стереотипу, в горах они отнюдь не все прозрачны, и не из каждого приятно пить). Дождик 2 часа, как перестал, вид с морены двадцатью метрами выше очуменный, несмотря на облачность, скрывающую верховья ледников, сползающих с исполинов, скрытых теми же облаками.
Виден низ ледника Восточный Адыр-Су, по которому завтра пойду вверх, если будет погода. Хоть бы была!!! Так охота красивого аккорда в завершение этой кавказской песни! На душе – покой и благодать. Сижу в тепле, пишу под волшебный дудук великого Дживана Гаспаряна, за палаткой – звуки гор: шум ближнего ручья, отдалённый мерный гул Адыр-Су в самом верхнем её течении, каменные и ледовые обвалы и (пока светло было) голоса птиц – малых птах, галок, куропаток и уларов. На подходе к ночёвкам спугнул (не сразу заметили) стайку куропаток, а где-то выше на 100-200 метров мелодично улюлюкают улары. Сварил плов из последнего риса и последнего пакетика сублимированной индейки от моих питерских кормильцев. Кайф полный! Выдул под плов 0.6 чёрного чаю, сходил ещё разок по воду, сделал ещё пол-литра, зелёного на сей раз. Десерт – орехи, сухофрукты, ржаной хлебец и гречишный мёд.

Я здесь совершенно один, и это прекрасно – моим размышлениям никто не мешает, а звуки гор и музыки (если слушаю её) – только помогают. Вот сейчас поиграю на комузе, с самого Джантугана не играл. Потом изучу тщательнее карту – и в люлю. Вернее – в кокон)). Прекрасный, удачный день. Слава Богу!

08.08.2019

Заснул очень поздно, и ворочался, и просыпался – может, чай так вштырил, но скорее всего – волнение перед моим последним днём в горах. Встал по будильнику в 5:00, выглянул из хрустящей от замёрзшего конденсата палатки – ни облачка, вершины нежно светятся под первыми лучами солнца. Отлично! Позавтракал вчерашним рисом по-индейски (в смысле, с индейкой)), десерт – чай с мёдом и сухариками. Собрался по полной и в 6:45 вышел на морену, осмотрелся, поснимал в утреннем свете.
Перевал Грановского совсем страшным не кажется, хотя я отсюда не всё вижу. А вот на Местийский ни за какие коврижки не полезу! Решил, что, если встречу непреодолимые препятствия, то моим запасным вариантом будет довольно высокий курумно-осыпной (ибо южная экспозиция) перевал над ночёвками – оттуда должен быть хороший обзор. Не торопясь, поднялся по морене на ледник, покуда можно было – шёл в ботинках, используя вмёрзшие камни как ступени, а системы нераскрытых трещин – как серпантины тропы.
Надел кошаки, пошёл дальше по чистому льду, прошёл зону больших трещин, вышел в верхнюю мульду. У неё интересный рельеф и фактура фирна, на обратном пути поснимаю.
Передо мной – ключ перевала: стометровый крутой взлёт с бергшрундом, дальше уже довольно пологое снежное ребро до самой седловины.
К моему счастью, со взлёта пологий выкат на мягкий рельеф мульды, так что не убьёшься, даже если не зарубишься при срыве. Главное – в берг не загреметь. И тут везуха: он не сплошной, а прерывисто-кулисообразный. Выбрал путь между двух зёвов, но здесь и покруче. Опять же к моему счастью, на льду слой от 10 до 20 см фирна, который начал немного раскисать под утренним солнышком, но держит прилично. Хоть умом и понимаешь, что совсем убиться здесь, скорее всего, нельзя, а всё равно стрёмно! Лез на передних зубьях, на каждые два шага вертикально вгоняя ледоруб штычком в фирн на половину длины. ОК, baby, вот и выполаживание, и дальше вполне пешеходное ребро. А вот и перевал! Время 9:35. Слава Богу!
Какая неописуемая красота! Ветер, однако, нешутейный… Сразу оделся по максимуму, стал снимать.
Зелёнка Чегема и далёкое марево его низовий, в верховьях же – ветви могучего и разлапистого ледника Башиль, над ними – острые, зубчатые, крутые пики. Вдали видны Безенги и Тетнульд!
Хочется быть орлом, чтобы соответствовать этому дикому, устрашающему и прекрасному окружению! Но я – человек, и мне важно поделиться этой красотой с окружающими меня людьми. Поэтому снимаю фото и видосики. И то, и другое – на плачевном, конечно, уровне (((, но я буду стремиться к лучшему, чесслово!

С нашей стороны Эльбрус по-отечески осеняет малышку Курмы-Тау))
Бабай на Кавказе. Дневник. Продолжение. (Путешествия)
Через полчаса замёрз даже одетый, да и фирн на ключе продолжает раскисать, а мне ещё спускаться! Собрался и с Богом пошёл вниз. Насколько же по такому пути стремнее спускаться, чем подниматься! Лезу вниз по своей цепочке следов – всё-таки это уже какие-никакие, а ступени, и ледоруб стараюсь вгонять в дырки от него же. Периодически смотрю между ног назад, ловя цепочку следов, а она скрывается за перегибом, на фоне противоположной стены цирка. Ну стрём! Ножонки дрожат, сердчишко загнанной птахой бьётся, мехи качают вдох-выдох на каждый шаг. Через десяток шагов-ступеней минутный передых, и дальше. Но вот и кулиса бергшрунда, ниже которой начинается выполаживание. Через 30 метров я уже спускаюсь на пятках, лицом вперёд. Всё получилось! Слава Богу! Я счастлив! Теперь расчехлил «сорокет» и спокойно иду домой, снимая всякую красоту.
Бабай на Кавказе. Дневник. Продолжение. (Путешествия)Бабай на Кавказе. Дневник. Продолжение. (Путешествия)Бабай на Кавказе. Дневник. Продолжение. (Путешествия)Бабай на Кавказе. Дневник. Продолжение. (Путешествия)Бабай на Кавказе. Дневник. Продолжение. (Путешествия)Бабай на Кавказе. Дневник. Продолжение. (Путешествия)Бабай на Кавказе. Дневник. Продолжение. (Путешествия)
На середине ледника встретил нашего гида, ведущего австрияков – двоих мужиков и тётку. Перекинулись парой слов, повосторгались на «пизажи», пошёл дальше. Вот и моя палаточка в моренном кармане!

Время 13:00. Бубен потрескивает с недосыпа, адреналина и эндорфинов, вместе взятых - съел сразу 2 колеса нурофена. Сел, вытянул «на улицу» ноги; не снимая шузов, съел свой маршрутный перекус: 7 кружков колбасы и 3 ржаных хлебца, 0.25 чаю с мёдом и саган-далёй. Думаю: ну что я, как жирная свинья, развалюсь сейчас? Вот хрена лысого, пусть-ка жирная свинья ещё сбегает на «запасной» перевал! Не так, чтоб кровь из носу, а - как пойдёт?! – Таки пошлО! Долез до хорошего обзорного скального ригеля на полпути, кайфанул на нём полчасика, запечетлевая в душе и в цифре великолепие Адыр-Су-Баши, Сарыкол-Баши, Уллу-Тау и Чегет-Тау. Ледники истоков Адыр-Су и перевалы - Грановского и Местийский – как на ладони. Красотой просто башню сносит!
Потом по привычному куруму дунул вверх. Вот и перевал! Время 17:10. Осмотрелся, сориентировался по карте. Это перевал Азот, 3826, между Озёрной и Московским Комсомольцем. На север прямо с перевала круто валится ледник Азот, далеко внизу заканчиваясь у зелёного озерца на морене.
Бабай на Кавказе. Дневник. Продолжение. (Путешествия)
В плане «пизажей» перевал оказался не так удачно позиционирован, как я рассчитывал, и облака к этому времени уже много чего скрыли((. Но всё равно клёво, что я сюда залез! Во всяком случае, Тютю-Баши и мой маршрут на него отсюда видны отлично. Утренний перевал и Сарыкол-Баши в роскошной снежно-ледовой мантии - также.
Зато спуск…!!! Первые 300-400 м – старинная таджикская забава – гигантские прыжки по мелкой, податливой сыпухе, полосой сползающей с перевала. Кайф как в детстве-юности, от эйфории ору на всю Ойкумену, полный атас!!! Чердак, лети! От быстрого сброса высоты, знамо дело, уши закладывает)). Дальше – как обычно – то стремноватая цементированная сыпуха, то курум, то скалы, то немного зелёнки. До палатки скатился за 1 ч 15 мин. Всё! Сбыча всех мечт!!! «Счастлив и нем»!

Ещё поднялся на домашнюю морену, сделал несколько кадров в мягком вечернем свете. Время 19:00.
Облака заволакивают долину. Ужинаю последней третью вчерашнего плова, десерт богат – подъедаю весь харч, завтра уже в суету городов. Интуитивно я филигранно рассчитал провиант на 19 дней, не заморачиваясь писанием раскладки. Ну, на то он и - жизненный опыт. Неожиданные подгоны от питерских друзей, обед силен у Артёма с Полиной и хычины с пивом на Чегете добавили несколько ноток разврата в мой первоначально спартанский рацион. Завтра с утра – кашки, как вчера, и скатываюсь в альплагерь. Хоть бы всё вышло с машиной в 15 часов! Помолимся святителю Николаю Мирликийскому, покровителю путешествующих! А сейчас – чай, десерт, звуки гор, музыка – словом, кайф в различных ипостасях. Это был великолепный, потрясающий, незабываемый день! Шикарная кода в моей скромной пьесе))) Душу переполняет счастье. Слава Богу за всё!!!

09.08.2019

Встал в 6:30, погода прекрасная, стал неторопливо завтракать и собираться. В 10:40 вышел на моренную тропу, попрощался с местом и чесанул вниз, по пути немного снимая дебильником.
В 13 был в лагере, искупался в притоке Адыр-Су с полным погружением, оделся в цивил (в смысле, в милитари), и в 15 уехал с водителем Гогой (грузин?) аж до Нальчика сразу! За такой шикарный трансфер дал ему штукарёк, хоть он и вежливо отказывался. В Нальчике погрузился в маршрутку, выдул на перроне пол-литра вкусного пятигорского квасу, и ещё пол-литра неспешно потягивал, едучи в Пятигорск и глазея на проплывающие пейзажи с полями, молодыми яблоневыми садами на шпалерах и, теперь уже далёкими, горами в золотистой вечерней дымке . Из Пятигорска до Минвод – автобусом, до аэропорта – на такси. Взвесил вьюки, перепаковался во избежание перевеса багажа. Жду ероплана, он через 5 часов. Пишу. Слава Богу! Аминь!

Эпилог

Всё получилось прекрасно, хотя не так борзо, как в моих фантазиях перед путешествием.
Ходить по горам одному тяжело и опасно, но, если выхода нет и невыносимо хочется - можно.
Если осторожно, само собой. Но куда лучше - с корешами. Поэтому желаю себе и всем остальным надёжных попутчиков, интересных дорог, прекрасных гор и ярких впечатлений!